НА КАЛЕНДАРЕ

Они служили Отчизне…

Михаил ДЕНИСКИН   
29 Июля 2023 г.

К 80-летию перегоночной авиатрассы Аляска – Сибирь.

Выпускница Балашовской авиашколы Мария Чихирева (1938 год), Майор Иван Подгорный (1942 год)

  • Выпускница Балашовской авиашколы Мария Чихирева (1938 год), Майор Иван Подгорный (1942 год)

Ранее:

В 1-й Краснознаменной Перегоночной дивизии, которая доставляла самолеты по трассе Аляска – Сибирь, служили особенные люди. Смертельно рискованная работа сделала их бесстрашными и хладнокровными. И особняком в этом славном ряду стоят женщины – летчицы, метеорологи, радистки.

Первая группа самолетов, готовых к перегонке, состояла из семи истребителей П-40 «Киттихаук» и бомбардировщика А-20 «Бостон», который шел во главе «клина». 6 октября 1942 года группа стартовала с единственной бетонированной (на всей трассе) полосы авиабазы Лэдд-Филд (США, Аляска). На каждом аэродроме (Уэлькаль – Сеймчан – Якутск – Киренск) самолеты принимали летчики других полков. Но из-за непогоды и отказов матчасти в Красноярск прибыло только четыре истребителя и лидер. Было это уже 11 ноября. За время перегона в группе были аварии, вынужденные посадки и даже катастрофа, унесшая жизни двух летчиков. В Якутске места в лидерном «Бостоне» занял экипаж: командир – подполковник Василий Фокин, штурман – майор Алексей Дорофеев, бортрадист – младший техник-лейтенант Мария Чихирева.

Они довели группу до Киренска. А поскольку там еще не было 5-го полка, через несколько дней пошли далее – на Красноярск... Вот про кого надо фильмы снимать!

Первый перегон? И стрелок-радист на лидерном бомбардировщике – женщина? Это невероятно! Но кто она? Далее – скупые казенные строки из личного дела...

Мария Васильевна Чихирева родилась 5 декабря 1911 года в деревне Китаево Коровинского района Московской области. Мать умерла в 1918 году, отец – в 1919-м.

Жила где придется. С 1922 года воспитывалась в детском доме в Москве. Окончила 7 классов в 1925 году. С 1926 по 1932 год работала шлифовальщицей на Московском заводе хрусталя. С февраля 1932 года по сентябрь 1933 года училась на рабфаке и работала учителем в московской школе № 8 фабрично-заводского обучения.

С сентября 1933 года по февраль 1938 года – курсант-техник Балашовской авиашколы ГВФ. С 1 апреля 1938 года – штатный авиатехник Московского управления Граждвоздухофлота. В Рабоче-крестьянскую Красную армию призвана в 1941 году.

На фронте – с 22 июня 1941 года: бортрадист самолета Ли-2 Московской авиагруппы особого назначения. Совершила 442 боевых вылета, из них 104 вылета в тыл врага, в том числе девять – с посадкой. Награды: орден Красной Звезды (1941), орден Красного Знамени (25.03.1942), орден Красной Звезды (17.04.1942), медаль «За отвагу» (3.06.1942).

От себя добавлю: партизанам, разведчикам и окруженным войскам транспорты МАГОН везли боеприпасы, медикаменты, продовольствие, батареи для раций. Назад везли раненых бойцов и детишек. На базу в Подмосковье эти самолеты приходили с рваными дырами, ребристый пол был завален стреляными гильзами, осколками плексигласа, а бурые пятна крови долго не могли отмыть...

С 10 августа 1942 года Чихирева зачислена в 1-ю Перегоночную дивизию – флагманским бортрадистом 4-го перегоночного авиаполка. С 10 марта 1943 года – воздушный стрелок-радист самолета Си-47 8-го транспортного авиаполка. Позже Мария Чихирева к имеющимся наградам прибавила орден Отечественной войны II степени (19.08.1944), медаль «За боевые заслуги» (3.11.1944), медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За оборону Севастополя»... Более никаких сведений об этой отважной летчице обнаружить не удалось. Но я не опускаю руки...

Он рвался в бой...

В 1986 году по заданию газеты «Советская молодежь» я прилетел в Киренск – писать про местных вертолетчиков. О существовании во время войны перегоночной трассы я уже знал и подспудно собирал материал. На Киренск возлагал особые надежды: там базировался 5-й перегоночный авиаполк... И ветеранов я застал!

И один из них – Дмитрий Семенович Прокошев. Он в войну на здешнем аэродроме служил старшим авиатехником, за что получил медаль «За боевые заслуги» от 1944 г. – рассказал мне про Подгорного: мол, был здесь, в 5-м полку, такой бравый майор, все на фронт просился, рапорты писал. А Сталин категорически запретил отправлять перегонщиков на фронт. Так этот Подгорный однажды напился допьяна, пришел в районо и там дебош учинил – так и попал на фронт...

Помнится, я тогда подумал: похоже на байку. Но фамилию все-таки записал: уж больно она звучная. И после, когда архив Перегоночной дивизии рассекретили, я вспомнил про опального майора. Правда, удалось узнать немногое. Но почему-то прикосновение к судьбе этого человека сильно взволновало...

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный

  • Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный

Родился Подгорный Иван Викторович в 1911 году на Украине – в городке Карловка Полтавской области. В армию призван в 1933 году. Окончил 7-ю Сталинградскую военно-авиационную школу летчиков в 1935 году. Участник боев у озера Хасан в 1938-м и Финской войны в 1939–1940 гг. Лично сбил японский истребитель Ки-27. Награжден орденом Красного Знамени (1939). На фронте с 22 июня 1941 года: военный комиссар эскадрильи, командир эскадрильи 15-го истребительного авиаполка (Ленинградский фронт). Из наградного листа от 27 августа1941 года: «...Военком эскадрильи 15-го ИАП с 16 августа 1941 г. выполнил 38 боевых вылетов. Участвовал в 14 воздушных боях, лично сбил два самолета врага в воздухе и сжег в группе шесть самолетов на аэродроме...» Правда, по другим данным, Подгорный сбил два истребителя «Мессершмитт-109» и один бомбардировщик «Хейнкель». Награжден орденом Красной Звезды 3 декабря 1941 года. Звание «майор» присвоено 29 декабря 1941 года. На перегоночную трассу прибыл 28 августа 1942 года: командир эскадрильи 3-го ПАП, с января 1943 года – командир звена 5-го ПАП...

Я не знаю, почему пьяный майор направился именно в районный отдел народного образования (районо). Я не знаю, в чем состоял его дебош: графин ли разбил, стол сломал или бумаги разбросал. Но из комендатуры был вызван патруль, майора арестовали. Далее ему грозил трибунал и штрафной батальон, где уже ни у кого не было званий и былых наград. Конечно, подобная выходка никого не красит. Но вдумаемся: коли офицер (да еще и командир) сознательно решился на такое вопиющее нарушение воинской дисциплины, то была у него, видно, веская причина. Так что им двигало? Кураж? Бравада перед женщинами? Отметаю сразу! Впрочем, к чему загадки? Человек рвался на фронт, потому и сделал этот отчаянный шаг...

И в личном деле читаем: «Осужден военным трибуналом, направлен на фронт...» А после: «На фронте с 12 июля 1943 г. – командир звена, командир эскадрильи 163-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса. Погиб в воздушном бою 5 октября 1943 года. 14 мая 1965 года награжден орденом Отечественной войны I степени (посмертно)».

И еще: оказывается, Подгорный 8 августа 1943 года (в одном бою!) сбил лично еще два фашистских бомбардировщика!

Говорят, от судьбы не уйдешь. Год на перегонке и три коротких войны, последняя из которых для 32-летнего мужчины длилась всего полтора года. Три ордена (один – через 20 лет после гибели). Сохранилась ли память об отважном майоре хотя бы на родине – не знаю.

Посмотрел в интернете: небольшой городок Карловка дал стране несколько знаменитых людей. Среди них – академик Т. Д. Лысенко и виднейший советский и украинский политический деятель, дважды Герой Социалистического Труда Н. В. Подгорный (люди старшего поколения помнят, что в газетах СССР всегда печатали Указы о награждениях – многие были подписаны им, Председателем Президиума Верховного Совета СССР).

И появился вопрос: летчик Подгорный родился в 1911 году, политик Подгорный – в 1906-м. Один – Иван Викторович, другой – Николай Викторович. Уж не братья ли они (я некоторое внешнее сходство улавливаю)? Но даже если и братья – помог ли чем высокопоставленный руководитель брату-летчику? Или тот не обращался за помощью?

Орден Отечественной войны I степени – весьма высокая награда. И два сбитых «Юнкерса» подтверждают это. Пока на мои вопросы нет ответа. Но уверен: он появится...

  • Редакция напоминает, что книга «Летящие» нашего автора посвящена 80-летию некогда секретной перегоночной авиатрассе Аляска – Сибирь. Книга признана лучшим краеведческим изданием года, а автор удостоен премии губернатора Иркутской области. По вопросу приобретения книги можно обращаться непосредственно к автору по телефону: 8-950-050-65-72.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.