НА КАЛЕНДАРЕ

Они служили Отчизне…

Михаил ДЕНИСКИН   
29 Июля 2023 г.

К 80-летию перегоночной авиатрассы Аляска – Сибирь.

Выпускница Балашовской авиашколы Мария Чихирева (1938 год), Майор Иван Подгорный (1942 год)

  • Выпускница Балашовской авиашколы Мария Чихирева (1938 год), Майор Иван Подгорный (1942 год)

Ранее:

В 1-й Краснознаменной Перегоночной дивизии, которая доставляла самолеты по трассе Аляска – Сибирь, служили особенные люди. Смертельно рискованная работа сделала их бесстрашными и хладнокровными. И особняком в этом славном ряду стоят женщины – летчицы, метеорологи, радистки.

Первая группа самолетов, готовых к перегонке, состояла из семи истребителей П-40 «Киттихаук» и бомбардировщика А-20 «Бостон», который шел во главе «клина». 6 октября 1942 года группа стартовала с единственной бетонированной (на всей трассе) полосы авиабазы Лэдд-Филд (США, Аляска). На каждом аэродроме (Уэлькаль – Сеймчан – Якутск – Киренск) самолеты принимали летчики других полков. Но из-за непогоды и отказов матчасти в Красноярск прибыло только четыре истребителя и лидер. Было это уже 11 ноября. За время перегона в группе были аварии, вынужденные посадки и даже катастрофа, унесшая жизни двух летчиков. В Якутске места в лидерном «Бостоне» занял экипаж: командир – подполковник Василий Фокин, штурман – майор Алексей Дорофеев, бортрадист – младший техник-лейтенант Мария Чихирева.

Они довели группу до Киренска. А поскольку там еще не было 5-го полка, через несколько дней пошли далее – на Красноярск... Вот про кого надо фильмы снимать!

Первый перегон? И стрелок-радист на лидерном бомбардировщике – женщина? Это невероятно! Но кто она? Далее – скупые казенные строки из личного дела...

Мария Васильевна Чихирева родилась 5 декабря 1911 года в деревне Китаево Коровинского района Московской области. Мать умерла в 1918 году, отец – в 1919-м.

Жила где придется. С 1922 года воспитывалась в детском доме в Москве. Окончила 7 классов в 1925 году. С 1926 по 1932 год работала шлифовальщицей на Московском заводе хрусталя. С февраля 1932 года по сентябрь 1933 года училась на рабфаке и работала учителем в московской школе № 8 фабрично-заводского обучения.

С сентября 1933 года по февраль 1938 года – курсант-техник Балашовской авиашколы ГВФ. С 1 апреля 1938 года – штатный авиатехник Московского управления Граждвоздухофлота. В Рабоче-крестьянскую Красную армию призвана в 1941 году.

На фронте – с 22 июня 1941 года: бортрадист самолета Ли-2 Московской авиагруппы особого назначения. Совершила 442 боевых вылета, из них 104 вылета в тыл врага, в том числе девять – с посадкой. Награды: орден Красной Звезды (1941), орден Красного Знамени (25.03.1942), орден Красной Звезды (17.04.1942), медаль «За отвагу» (3.06.1942).

От себя добавлю: партизанам, разведчикам и окруженным войскам транспорты МАГОН везли боеприпасы, медикаменты, продовольствие, батареи для раций. Назад везли раненых бойцов и детишек. На базу в Подмосковье эти самолеты приходили с рваными дырами, ребристый пол был завален стреляными гильзами, осколками плексигласа, а бурые пятна крови долго не могли отмыть...

С 10 августа 1942 года Чихирева зачислена в 1-ю Перегоночную дивизию – флагманским бортрадистом 4-го перегоночного авиаполка. С 10 марта 1943 года – воздушный стрелок-радист самолета Си-47 8-го транспортного авиаполка. Позже Мария Чихирева к имеющимся наградам прибавила орден Отечественной войны II степени (19.08.1944), медаль «За боевые заслуги» (3.11.1944), медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За оборону Севастополя»... Более никаких сведений об этой отважной летчице обнаружить не удалось. Но я не опускаю руки...

Он рвался в бой...

В 1986 году по заданию газеты «Советская молодежь» я прилетел в Киренск – писать про местных вертолетчиков. О существовании во время войны перегоночной трассы я уже знал и подспудно собирал материал. На Киренск возлагал особые надежды: там базировался 5-й перегоночный авиаполк... И ветеранов я застал!

И один из них – Дмитрий Семенович Прокошев. Он в войну на здешнем аэродроме служил старшим авиатехником, за что получил медаль «За боевые заслуги» от 1944 г. – рассказал мне про Подгорного: мол, был здесь, в 5-м полку, такой бравый майор, все на фронт просился, рапорты писал. А Сталин категорически запретил отправлять перегонщиков на фронт. Так этот Подгорный однажды напился допьяна, пришел в районо и там дебош учинил – так и попал на фронт...

Помнится, я тогда подумал: похоже на байку. Но фамилию все-таки записал: уж больно она звучная. И после, когда архив Перегоночной дивизии рассекретили, я вспомнил про опального майора. Правда, удалось узнать немногое. Но почему-то прикосновение к судьбе этого человека сильно взволновало...

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный

  • Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный

Родился Подгорный Иван Викторович в 1911 году на Украине – в городке Карловка Полтавской области. В армию призван в 1933 году. Окончил 7-ю Сталинградскую военно-авиационную школу летчиков в 1935 году. Участник боев у озера Хасан в 1938-м и Финской войны в 1939–1940 гг. Лично сбил японский истребитель Ки-27. Награжден орденом Красного Знамени (1939). На фронте с 22 июня 1941 года: военный комиссар эскадрильи, командир эскадрильи 15-го истребительного авиаполка (Ленинградский фронт). Из наградного листа от 27 августа1941 года: «...Военком эскадрильи 15-го ИАП с 16 августа 1941 г. выполнил 38 боевых вылетов. Участвовал в 14 воздушных боях, лично сбил два самолета врага в воздухе и сжег в группе шесть самолетов на аэродроме...» Правда, по другим данным, Подгорный сбил два истребителя «Мессершмитт-109» и один бомбардировщик «Хейнкель». Награжден орденом Красной Звезды 3 декабря 1941 года. Звание «майор» присвоено 29 декабря 1941 года. На перегоночную трассу прибыл 28 августа 1942 года: командир эскадрильи 3-го ПАП, с января 1943 года – командир звена 5-го ПАП...

Я не знаю, почему пьяный майор направился именно в районный отдел народного образования (районо). Я не знаю, в чем состоял его дебош: графин ли разбил, стол сломал или бумаги разбросал. Но из комендатуры был вызван патруль, майора арестовали. Далее ему грозил трибунал и штрафной батальон, где уже ни у кого не было званий и былых наград. Конечно, подобная выходка никого не красит. Но вдумаемся: коли офицер (да еще и командир) сознательно решился на такое вопиющее нарушение воинской дисциплины, то была у него, видно, веская причина. Так что им двигало? Кураж? Бравада перед женщинами? Отметаю сразу! Впрочем, к чему загадки? Человек рвался на фронт, потому и сделал этот отчаянный шаг...

И в личном деле читаем: «Осужден военным трибуналом, направлен на фронт...» А после: «На фронте с 12 июля 1943 г. – командир звена, командир эскадрильи 163-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса. Погиб в воздушном бою 5 октября 1943 года. 14 мая 1965 года награжден орденом Отечественной войны I степени (посмертно)».

И еще: оказывается, Подгорный 8 августа 1943 года (в одном бою!) сбил лично еще два фашистских бомбардировщика!

Говорят, от судьбы не уйдешь. Год на перегонке и три коротких войны, последняя из которых для 32-летнего мужчины длилась всего полтора года. Три ордена (один – через 20 лет после гибели). Сохранилась ли память об отважном майоре хотя бы на родине – не знаю.

Посмотрел в интернете: небольшой городок Карловка дал стране несколько знаменитых людей. Среди них – академик Т. Д. Лысенко и виднейший советский и украинский политический деятель, дважды Герой Социалистического Труда Н. В. Подгорный (люди старшего поколения помнят, что в газетах СССР всегда печатали Указы о награждениях – многие были подписаны им, Председателем Президиума Верховного Совета СССР).

И появился вопрос: летчик Подгорный родился в 1911 году, политик Подгорный – в 1906-м. Один – Иван Викторович, другой – Николай Викторович. Уж не братья ли они (я некоторое внешнее сходство улавливаю)? Но даже если и братья – помог ли чем высокопоставленный руководитель брату-летчику? Или тот не обращался за помощью?

Орден Отечественной войны I степени – весьма высокая награда. И два сбитых «Юнкерса» подтверждают это. Пока на мои вопросы нет ответа. Но уверен: он появится...

  • Редакция напоминает, что книга «Летящие» нашего автора посвящена 80-летию некогда секретной перегоночной авиатрассе Аляска – Сибирь. Книга признана лучшим краеведческим изданием года, а автор удостоен премии губернатора Иркутской области. По вопросу приобретения книги можно обращаться непосредственно к автору по телефону: 8-950-050-65-72.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?
  • Вселенная звука: непревзойденный Бах
    Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
  • «Желаю всем мира и благополучия»
    Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
  • Крушение. Рассказ (ч.5)
    Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
  • Известное о Неизвестном
    Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
  • И стали они жить вместе…
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.