Маэстро женских грез |
По материалам электронных СМИ |
14 Августа 2025 г. |
5 августа исполнилось 175 лет со дня рождении Ги де Мопассана. Он был парадоксален во всем. Только такой человек и мог стать подлинным мастером в одном из самых сложных жанров европейской литературы – новелле, то есть коротком рассказе с неожиданным концом. Он был буквально символом амурных похождений и одновременно непревзойденного творческого дарования. Один из самых эротичных писателей мира начинал свою учебу в духовной семинарии, откуда его, впрочем, отчислили как раз за эротические стихи. Родился в родовитой дворянской семье в старинной нормандской усадьбе, но в детстве предпочитал общаться с детьми крестьян и рыбаков. В то же время вел беспорядочный образ жизни, особенно после того, как ушел из жизни друг его матери, его учитель и наставник Гюстав Флобер. Был любимцем женщин и баловнем судьбы, зарабатывал 60 тысяч франков в год (огромные деньги!), покупал яхты, а в конце жизни страдал ипохондрией, сутяжничал, сошел с ума и умер в психиатрической лечебнице. Как пишет Исаак Бабель в рассказе «Гюи де Мопассан», последняя запись в скорбном листе гласила: «Господин Мопассан превратился в животное». Парадоксален во всем... Категорический противник строительства в Париже Эйфелевой башни, он по окончании строительства обедал в ресторане этой башни. «Это единственное место в Париже, – говорил он, – откуда ее не видно». Но все это не суть важно в сравнении с тем великим литературным наследием, которое он оставил. И конечно, значение Мопассана для русской литературы тоже трудно переоценить. Его творчеством восхищался Иван Тургенев, который был с ним знаком. Его прозу высоко оценил и Лев Толстой, написавший для русского издания сочинений Мопассана огромное предисловие и самолично сделавший перевод его рассказа «В порту». Он оказал несомненное влияние на Чехова и Бунина. Но сам Мопассан при этом считал своим учителем все же Тургенева и написал, как сказали бы сегодня, «ремейк» его рассказа «Муму» под названием «Мадемуазель Кокотка». Как писатель он был гением точности в психологических деталях, справедливо полагая, что люди всегда «изображают самих себя», а задача писателя – увидеть за этой маской истинную природу. Но при этом отвергал натурализм в духе Эмиля Золя и стремился к тому, что впоследствии Максим Горький отметит в Чехове – реализм, который «возвышается до одухотворенного и глубоко продуманного символа». Это есть в его новеллах, начиная с «Пышки», в романах «Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль» и других, которые подробно разбирает в своем предисловии Лев Толстой, при этом опять-таки отмечая парадоксальность человеческой и творческой природы Мопассана: «Едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни в женщине, в любви, и с такой силой страсти описывавший со всех сторон женщину и ее любовь, и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни». Игорь Северянин посвятил гениальному французу такие строки: Трагичный юморист, юмористичный трагик, Лукавый гуманист, гуманный ловелас, На Францию смотря прищуром зорких глаз, Он тек по ней, как ключ – в одобренном овраге. Входил ли в форт Beaumonde, пред ним спускались флаги, Спускался ли в Разврат – дышал как водолаз, Смотрел, шутил, вздыхал и после вел рассказ Словами между букв, пером не по бумаге. Маркиза ль, нищая, кокотка ль, буржуа, – Но женщина его пленительно свежа, Незримой, изнутри, лазорью осиянна... Художник-ювелир сердец и тела дам, Садовник девьих грез, он зрил в шантане храм, И в этом – творчество Гюи де Мопассана. «Застенчивый бык», «Нормандский бычок» – так называли Мопассана его друзья за слишком короткую и толстую шею. «Бычья» шея доставляла молодому Мопассану немало огорчений, особенно при общении с противоположным полом. Физические упражнения, которыми он отчаянно занимался, делали его еще свирепее, но никак не стройнее. И только слава, пришедшая достаточно рано, принесла ему освобождение от этого и многих других комплексов. «Застенчивый бык», как назвал его однажды Эдмон Гонкур, превратится в «Милого друга», этакого отчаянного франта с повадками грузчика, нежного с женщинами и жесткого с мужчинами. Мало кто верил, что из Мопассана получится хороший писатель. Даже его наставник Флобер скептически относился к первым рифмованным опусам своего ученика. Однажды ему даже пришлось защищать своего протеже на суде: не в меру разошедшегося сочинителя обвинили в пропаганде порнографии и разврата. Золя, Тургенев и Флобер, не особенно веря в талант Мопассана, все же пытаются преподать ему уроки литературного мастерства. И, кажется, не напрасно… «Пышка» – первая опубликованная новелла Мопассана – произвела настоящий фурор. Газеты писали после выхода «Пышки»: «Во Франции появился новый великий писатель!» Флобер, познакомившись с новеллой, запел «Марсельезу» и пустился в пляс. Маститые писатели, не только французские, до этого дня снисходительно похлопывавшие Мопассана по плечу и звавшие его не иначе, как «Мопассанчик», наконец признали в нем коллегу… А вскоре новеллы стали визитной карточкой писателя, в этом жанре с ним смог конкурировать разве что австриец Стефан Цвейг. Море, океан, реку, вообще воду он любил не меньше, чем женщин. Вода как магнит притягивала его к себе, и даже свою яхту писатель назвал «Милый друг». В молодости Мопассан был отличным гребцом. Он прекрасно плавал и мог по полдня не выходить из воды. Любопытный факт: один из его биографов установил, что в творчестве Мопассана больше утопленников, чем во всей французской литературе… В результате постоянной «охоты на женщин» и ошеломляющего сексуального марафона Мопассан заполучил целый букет дурных болезней, в том числе и сифилис – в то время неизлечимый. У него начинаются страшные головные боли, переносить которые помогают только наркотики. На смену мигреням приходят галлюцинации и боль в глазах. Ко всему прочему, его золотистые волосы начинают выпадать клочьями. А смерть пришла в неполные 43…
Тэги: |