НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Смерть на взлете...

03 Декабря 2022 г.

К 80-летию перегоночной авиатрассы Аляска – Сибирь. Продолжаем публикацию очерков М. И. Денискина из книги «Летящие».

Старший лейтенант В. И. Барсков (осень 1942 года)

Ранее:

В 1941–1945 гг. на территории Иркутской области в 38 авиакатастрофах погибли 86 человек. Из них перегонщиков – 76. Из них 15 погибли на участке трассы Аляска – Сибирь. Остальные погибли на иркутских участках южной трассы (по ней перегоняли самолеты только советского производства): из Комсомольска и Иркутска – через Белую – на Красноярск.

Расскажу о двух летчиках, с родственниками которых удалось установить связь...

Витя Барсков родился 20 января 1915 года в поселке при Мишеронском стекольном заводе – это во Владимирской губернии. Отец рано стал посвящать парнишку в секреты стеклодувов. И в 1931 году после окончания школы ФЗУ Виктор пришел на завод. Но в 1935 году комсомол выдал ему путевку – в Ейское военно-морское авиаучилище имени Сталина.

В 1937 году выпускник получает назначение в Особую Краснознаменную Дальневосточную армию, в 1938 году участвует в боевых действиях против японцев в районе озера Хасан. Тогда же ему было присвоено звание лейтенанта.

С августа 1941 года 57-й «А» скоростной бомбардировочный авиаполк, где лейтенант Барсков командовал звеном, дрался на Западном фронте. 29 сентября полк преобразован в 450-й СБАП. Экипаж Барскова бомбит скопления бронетехники, мотопехоты врага, точными ударами уничтожает мосты и переправы. Количество боевых вылетов и сгоревших вражеских машин, названия деревень – все скрупулезно подсчитано и перечислено на двух страницах наградного листа: 29 мая 1942 года старший лейтенант Барсков удостоен ордена Красного Знамени.

В дальнейшем заместитель командира эскадрильи 4-го отдельного авиаполка дальней разведки (ОАПДР) был направлен на Белую Усольского района Иркутской области – для переучивания и получения новой машины. Учеба обычно занимала два-три месяца. 11 ноября 1942 года с Белой намечался перелет группы самолетов на Красноярск.

Места в кабине дальнего истребителя Пе-3бис № 40507 занял экипаж: 27-летний командир, старший лейтенант Барсков Виктор Иванович, штурман, старший лейтенант Хомиченко Петр Фомич и младший воентехник Нецветай.

Внезапно после взлета у самолета отказал руль высоты, машина потеряла скорость, свалилась в штопор и врезалась в землю...

По опыту знаю: случайностей и совпадений в поисковой работе никогда не бывает. Так, на меня «вдруг вышел» Дмитрий Павлович Барсков, собирающий свою родословную. Он рассказал:

– В ноябре 2013 года я возвращался из командировки. В самолете один из пассажиров попросил поменяться местами – таким образом я оказался рядом с Владимиром Геннадьевичем Сманцером из города Усолья-Сибирского. За два часа полета мы познакомились. Оказывается, мой спутник занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи.

И я поведал, что собираю сведения об обстоятельствах гибели своего двоюродного дяди Виктора Барскова. По архивным данным я уже знал, что он погиб «при исполнении служебных обязанностей» и похоронен в деревне МАльта. «МальтА», – поправил меня собеседник (оказывается, Мальта расположена в Усольском районе).

И снова – чудо (не хочется употреблять слово «случай»): московская фирма, в которой я работаю, занимается развитием цифрового телевидения в нескольких российских регионах, в том числе и в Иркутской области.

И уже вовсе невероятно, что именно меня направили не куда-нибудь, а как раз в Усолье-Сибирское – на обследование городской телевизионной башни и выдачу заключения о ее техническом состоянии перед установкой новых антенных устройств. 6 июня 2014 года состоялась долгожданная встреча с местным краеведами Валентиной Константиновой, Ниной Куршевой и Владимиром Сманцером.

Жене Дергунову – всего 17 лет (Томск, 21 июня 1939 года)

Мы побывали и на старом кладбище Мальты. Здесь я увидел аккуратно побеленный безымянный обелиск, единственный с красной звездой, который заметно выделяется среди поросших травой просевших холмиков. За могилкой явно ухаживают, но я пока не могу утверждать, что именно здесь покоится прах старшего лейтенанта Барскова...

В конце августа 2021 года мы в очередной раз говорили по телефону...

Выпускник и аспирант Московского авиационного института, кандидат технических наук, член Союза краеведов России, член Союза писателей России, автор нескольких книг, видный общественный деятель Подмосковья Дмитрий Павлович Барсков в возрасте 75 лет скончался 18 октября 2021 года...

Вся биография Жени Дергунова помещается в несколько строк.

Родился он в 1921 году в селе Шашино Минусинского района Красноярского края.

В 1940 году поступил в Новосибирскую военно-авиационную школу пилотов Дальней авиации. Наверное, в конце лета 1942 года сержантов Дергунов прибыл на Белую...

С. А. Сомов, окончивший ту же школу, в книге «В крылатом строю» вспоминал, что через два года учебы их, выпускников, поджидал удар: по воле наркома обороны маршала С. К. Тимошенко ребят выпускали не младшими лейтенантами, а сержантами: «...Так, прослужив два года, мы в кирзовых сапогах, поношенных гимнастерках и под «нулевку» постриженными покинули школу.

Слева направо: экипаж Пе-3бис – штурман Хомиченко, командир Барсков (27 лет), бортмеханик Нецветай; экипаж Пе-2 – командир Дергунов (21 год), стрелок-радист Пудич (22 года), бомбардир Волков (24 года). Аэродром Южный. Октябрь – ноябрь 1942 г.

И второй удар – вместо фронта нас отправили служить в Забайкальский военный округ на аэродром у станции Белая под Иркутском, где базировался 23-й запасной авиаполк. По существу, это был центр по переучиванию летчиков на более современные самолеты и формирования полков для их направления на фронт. Руководителем этого центра был генерал Савельев...

Так, мои однокурсники на аэродроме Усть-Орда приступили к переучиванию на пикирующий бомбардировщик Пе-2, а я с другими ребятами по личному желанию был зачислен в 64-й штурмовой авиаполк для освоения самолета Ил-2 (с 1942 года 64-й ШАП базировался под Иркутском, а с августа 1943-го переведен на аэродром Хойто-Ага Агинского района в Бурятии. – Прим. М. Д.)...»

Проанализировав эту информацию, можно заключить: на Белой Женя Дергунов успел прослужить всего-то месяца полтора-два.

14 ноября 1942 года. Полигон ст. Белая.

Катастрофа Пе-2 № 3133909, выпуск 14.08.1942 г.

Погибли: пилот переменного состава 23 ЗБАП сержант Дергунов Евгений Иванович, старший сержант Волков Василий Иванович и сержант Пудич Иван Иванович.

Поздний выход из пикирования, самолет дал просадку, ударился о землю...

В то время Вите Гостееву был годик, а его погибшему дяде – 20. Когда инженер Новосибирского института ядерной физики Виктор Константинович Гостеев вышел на пенсию, то решил вплотную заняться восстановлением родословной.

За две свои поездки в Усольский район он познакомился с краеведами, осмотрел местные кладбища, в том числе и у деревни Сосновка. Там, по утверждению старожила А. И. Меленьтевой, упокоены летчики. Гостеев установил на их холмике надгробие.

И сколько после я ни выпытывал у Виктора Константиновича – он лишь растерянно разводил руками:

– Ну, что я могу к этому добавить? Вот – вся биография моего дяди. И фотографии – тоже. Более от человека ничего не осталось. Конечно, кроме памяти...

Ладно, видимо, с этим уже нужно смириться. Но почему мне не дает покоя этот загадочный снимок – с летчиками возле самолета СБ? Барсков разбился 11 ноября, Дергунов – 14-го. Могли два командира со своими экипажами сфотографироваться рядом? Случайно оказались вместе, и фотограф подвернулся? Или дружили и ждали возможности? А может, исподволь предчувствовали беду?

Не знаю. Мистика какая-то...

За год до 100-летия Дальней авиации России – с 2013 года – я начал воссоздавать историю авиагруппы ракетоносцев, базирующихся на аэродроме «Белая». Тем временем мой товарищ – красноярский историк авиации Вячеслав Филиппов – работал в архивах.

В Фонде 12-й Воздушной армии он обнаружил сведения о катастрофах на Белой: оказывается, ни старожилы, ни местные историки не знали, что на их аэродроме во время войны погибли 36 летчиков. В декабре 2014 года вышла наша книга «Крылья над Белой», где впервые эта информация была обнародована. Через несколько дней ее продублировала иркутская газета «Мои года» в статье «Тайна аэродрома «Белая».

Кто придумал создать памятник на крутом берегу Белой – не знаю. Может быть, жители Тайтурки. А возможно, идея родилась в голове неутомимого Володи Сманцера. Во всяком случае, это его группа привезла из Слюдянки и установила мраморную глыбу. Место на окраине поселка выбрали замечательное: крутой берег плавной и мощной реки, ровный лужок, рядом – сохранившееся общежитие летчиков, штаб и столовая.

20 августа 2016 года в камень вмонтировали титановую плиту, изготовленную Иркутским авиазаводом. Надпись гласила: «На этом месте будет установлен памятник экипажам, погибшим при перегоне самолетов в годы Великой Отечественной войны». Православный священнослужитель освятил место.

Минуло три года...

16 августа 2019 года – в канун Дня Воздушного Флота России и в 353-ю годовщину Тайтурки под музыку духового оркестра нарядные люди с ребятишками собрались на берегу. Прозвучал гимн, метроном отстукал скорбную минуту молчания. И памятник открыли: под троекратный залп сделал это почетный гость В. К. Гостеев.

 Открытие памятника летчикам, погибшим на Белой (слева – почетный гость В. К. Гостеев)

Упавшее покрывало открыло фигуру летчика на постаменте – самолетный винт будто держит слова «Никто не забыт, ничто не забыто». Рядом на черном граните – легендарный Пе-2 и имена 36 летчиков. Их венчает надпись: «Сталинским соколам гарнизона Белая, погибшим в годы Великой Отечественной войны – от благодарных потомков».

Вскоре постамент завалили цветами. Звучало много добрых слов.

И здесь уместно заметить, что средства на памятник собирали всем миром. Началось с того, что проект энергично поддержали администрация Тайтурки, совет ветеранов и совет молодежи. Потом выиграли грант на поддержку общественных инициатив граждан Усольского района.

Уезжая, я запомнил:

летчик глядел в небо.

Белая крутила буруны.

Под оркестр седые мужчины вели в вальсе своих постаревших подруг. Люди не спешили расходиться. Наверное, отныне это место станет для них священным.

(Печатается в сокращении, полностью очерк опубликован в книге «Летящие»).

  • По вопросу приобретения книги можно звонить автору: 8-950-050-65-72.

  • Расскажите об этом своим друзьям!