Смерть на взлете... |
03 Декабря 2022 г. |
К 80-летию перегоночной авиатрассы Аляска – Сибирь. Продолжаем публикацию очерков М. И. Денискина из книги «Летящие». Ранее:
В 1941–1945 гг. на территории Иркутской области в 38 авиакатастрофах погибли 86 человек. Из них перегонщиков – 76. Из них 15 погибли на участке трассы Аляска – Сибирь. Остальные погибли на иркутских участках южной трассы (по ней перегоняли самолеты только советского производства): из Комсомольска и Иркутска – через Белую – на Красноярск. Расскажу о двух летчиках, с родственниками которых удалось установить связь... Витя Барсков родился 20 января 1915 года в поселке при Мишеронском стекольном заводе – это во Владимирской губернии. Отец рано стал посвящать парнишку в секреты стеклодувов. И в 1931 году после окончания школы ФЗУ Виктор пришел на завод. Но в 1935 году комсомол выдал ему путевку – в Ейское военно-морское авиаучилище имени Сталина. В 1937 году выпускник получает назначение в Особую Краснознаменную Дальневосточную армию, в 1938 году участвует в боевых действиях против японцев в районе озера Хасан. Тогда же ему было присвоено звание лейтенанта. С августа 1941 года 57-й «А» скоростной бомбардировочный авиаполк, где лейтенант Барсков командовал звеном, дрался на Западном фронте. 29 сентября полк преобразован в 450-й СБАП. Экипаж Барскова бомбит скопления бронетехники, мотопехоты врага, точными ударами уничтожает мосты и переправы. Количество боевых вылетов и сгоревших вражеских машин, названия деревень – все скрупулезно подсчитано и перечислено на двух страницах наградного листа: 29 мая 1942 года старший лейтенант Барсков удостоен ордена Красного Знамени. В дальнейшем заместитель командира эскадрильи 4-го отдельного авиаполка дальней разведки (ОАПДР) был направлен на Белую Усольского района Иркутской области – для переучивания и получения новой машины. Учеба обычно занимала два-три месяца. 11 ноября 1942 года с Белой намечался перелет группы самолетов на Красноярск. Места в кабине дальнего истребителя Пе-3бис № 40507 занял экипаж: 27-летний командир, старший лейтенант Барсков Виктор Иванович, штурман, старший лейтенант Хомиченко Петр Фомич и младший воентехник Нецветай. Внезапно после взлета у самолета отказал руль высоты, машина потеряла скорость, свалилась в штопор и врезалась в землю... По опыту знаю: случайностей и совпадений в поисковой работе никогда не бывает. Так, на меня «вдруг вышел» Дмитрий Павлович Барсков, собирающий свою родословную. Он рассказал: – В ноябре 2013 года я возвращался из командировки. В самолете один из пассажиров попросил поменяться местами – таким образом я оказался рядом с Владимиром Геннадьевичем Сманцером из города Усолья-Сибирского. За два часа полета мы познакомились. Оказывается, мой спутник занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи. И я поведал, что собираю сведения об обстоятельствах гибели своего двоюродного дяди Виктора Барскова. По архивным данным я уже знал, что он погиб «при исполнении служебных обязанностей» и похоронен в деревне МАльта. «МальтА», – поправил меня собеседник (оказывается, Мальта расположена в Усольском районе). И снова – чудо (не хочется употреблять слово «случай»): московская фирма, в которой я работаю, занимается развитием цифрового телевидения в нескольких российских регионах, в том числе и в Иркутской области. И уже вовсе невероятно, что именно меня направили не куда-нибудь, а как раз в Усолье-Сибирское – на обследование городской телевизионной башни и выдачу заключения о ее техническом состоянии перед установкой новых антенных устройств. 6 июня 2014 года состоялась долгожданная встреча с местным краеведами Валентиной Константиновой, Ниной Куршевой и Владимиром Сманцером. Мы побывали и на старом кладбище Мальты. Здесь я увидел аккуратно побеленный безымянный обелиск, единственный с красной звездой, который заметно выделяется среди поросших травой просевших холмиков. За могилкой явно ухаживают, но я пока не могу утверждать, что именно здесь покоится прах старшего лейтенанта Барскова... В конце августа 2021 года мы в очередной раз говорили по телефону... Выпускник и аспирант Московского авиационного института, кандидат технических наук, член Союза краеведов России, член Союза писателей России, автор нескольких книг, видный общественный деятель Подмосковья Дмитрий Павлович Барсков в возрасте 75 лет скончался 18 октября 2021 года... Вся биография Жени Дергунова помещается в несколько строк. Родился он в 1921 году в селе Шашино Минусинского района Красноярского края. В 1940 году поступил в Новосибирскую военно-авиационную школу пилотов Дальней авиации. Наверное, в конце лета 1942 года сержантов Дергунов прибыл на Белую... С. А. Сомов, окончивший ту же школу, в книге «В крылатом строю» вспоминал, что через два года учебы их, выпускников, поджидал удар: по воле наркома обороны маршала С. К. Тимошенко ребят выпускали не младшими лейтенантами, а сержантами: «...Так, прослужив два года, мы в кирзовых сапогах, поношенных гимнастерках и под «нулевку» постриженными покинули школу. И второй удар – вместо фронта нас отправили служить в Забайкальский военный округ на аэродром у станции Белая под Иркутском, где базировался 23-й запасной авиаполк. По существу, это был центр по переучиванию летчиков на более современные самолеты и формирования полков для их направления на фронт. Руководителем этого центра был генерал Савельев... Так, мои однокурсники на аэродроме Усть-Орда приступили к переучиванию на пикирующий бомбардировщик Пе-2, а я с другими ребятами по личному желанию был зачислен в 64-й штурмовой авиаполк для освоения самолета Ил-2 (с 1942 года 64-й ШАП базировался под Иркутском, а с августа 1943-го переведен на аэродром Хойто-Ага Агинского района в Бурятии. – Прим. М. Д.)...» Проанализировав эту информацию, можно заключить: на Белой Женя Дергунов успел прослужить всего-то месяца полтора-два. 14 ноября 1942 года. Полигон ст. Белая. Катастрофа Пе-2 № 3133909, выпуск 14.08.1942 г. Погибли: пилот переменного состава 23 ЗБАП сержант Дергунов Евгений Иванович, старший сержант Волков Василий Иванович и сержант Пудич Иван Иванович. Поздний выход из пикирования, самолет дал просадку, ударился о землю... В то время Вите Гостееву был годик, а его погибшему дяде – 20. Когда инженер Новосибирского института ядерной физики Виктор Константинович Гостеев вышел на пенсию, то решил вплотную заняться восстановлением родословной. За две свои поездки в Усольский район он познакомился с краеведами, осмотрел местные кладбища, в том числе и у деревни Сосновка. Там, по утверждению старожила А. И. Меленьтевой, упокоены летчики. Гостеев установил на их холмике надгробие. И сколько после я ни выпытывал у Виктора Константиновича – он лишь растерянно разводил руками: – Ну, что я могу к этому добавить? Вот – вся биография моего дяди. И фотографии – тоже. Более от человека ничего не осталось. Конечно, кроме памяти... Ладно, видимо, с этим уже нужно смириться. Но почему мне не дает покоя этот загадочный снимок – с летчиками возле самолета СБ? Барсков разбился 11 ноября, Дергунов – 14-го. Могли два командира со своими экипажами сфотографироваться рядом? Случайно оказались вместе, и фотограф подвернулся? Или дружили и ждали возможности? А может, исподволь предчувствовали беду? Не знаю. Мистика какая-то... За год до 100-летия Дальней авиации России – с 2013 года – я начал воссоздавать историю авиагруппы ракетоносцев, базирующихся на аэродроме «Белая». Тем временем мой товарищ – красноярский историк авиации Вячеслав Филиппов – работал в архивах. В Фонде 12-й Воздушной армии он обнаружил сведения о катастрофах на Белой: оказывается, ни старожилы, ни местные историки не знали, что на их аэродроме во время войны погибли 36 летчиков. В декабре 2014 года вышла наша книга «Крылья над Белой», где впервые эта информация была обнародована. Через несколько дней ее продублировала иркутская газета «Мои года» в статье «Тайна аэродрома «Белая». Кто придумал создать памятник на крутом берегу Белой – не знаю. Может быть, жители Тайтурки. А возможно, идея родилась в голове неутомимого Володи Сманцера. Во всяком случае, это его группа привезла из Слюдянки и установила мраморную глыбу. Место на окраине поселка выбрали замечательное: крутой берег плавной и мощной реки, ровный лужок, рядом – сохранившееся общежитие летчиков, штаб и столовая. 20 августа 2016 года в камень вмонтировали титановую плиту, изготовленную Иркутским авиазаводом. Надпись гласила: «На этом месте будет установлен памятник экипажам, погибшим при перегоне самолетов в годы Великой Отечественной войны». Православный священнослужитель освятил место. Минуло три года... 16 августа 2019 года – в канун Дня Воздушного Флота России и в 353-ю годовщину Тайтурки под музыку духового оркестра нарядные люди с ребятишками собрались на берегу. Прозвучал гимн, метроном отстукал скорбную минуту молчания. И памятник открыли: под троекратный залп сделал это почетный гость В. К. Гостеев. Упавшее покрывало открыло фигуру летчика на постаменте – самолетный винт будто держит слова «Никто не забыт, ничто не забыто». Рядом на черном граните – легендарный Пе-2 и имена 36 летчиков. Их венчает надпись: «Сталинским соколам гарнизона Белая, погибшим в годы Великой Отечественной войны – от благодарных потомков». Вскоре постамент завалили цветами. Звучало много добрых слов. И здесь уместно заметить, что средства на памятник собирали всем миром. Началось с того, что проект энергично поддержали администрация Тайтурки, совет ветеранов и совет молодежи. Потом выиграли грант на поддержку общественных инициатив граждан Усольского района. Уезжая, я запомнил: летчик глядел в небо. Белая крутила буруны. Под оркестр седые мужчины вели в вальсе своих постаревших подруг. Люди не спешили расходиться. Наверное, отныне это место станет для них священным. (Печатается в сокращении, полностью очерк опубликован в книге «Летящие»).
|
|