НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Любовь, морзянка и баян

11 Сентября 2022 г.

Из книги «Летящие», печатается в сокращении.

Военно-транспортный самолет Си-47

К 80-летию перегоночной авиатрассы Аляска – Сибирь

11 ноября 1942 года над Красноярском послышался грозный гул. Люди тревожно вглядывались в небо: второй год шла война – всякое могло быть. Но тревога ушла, когда на крыльях незнакомых машин разглядели пусть белые, но – звезды...

Так завершился первый перелет Фэрбенкс (США) – Красноярск, длившийся более месяца, стоивший жизни двум летчикам и потери двух самолетов.

Однако начало было положено. И за последующие 32 месяца на расстояние в 6 500 км советские летчики по договору ленд-лиза доставили почти 8 000 американских самолетов. При этом на трассе по разным причинам погибли 112 «сталинских соколов», из них 15 – на территории Иркутской области...

Иркутский журналист М. И. Денискин без малого 40 лет занимается воссозданием истории трассы, вся деятельность которой была строго засекречена даже полвека после Победы. По результатам архивных исследований и воспоминаниям перегонщиков, по впечатлениям поисковых экспедиций, в которых автор участвовал лично, сложилась его книга «Летящие», только что вышедшая в свет.

По просьбе редакции автор любезно согласился предоставить вниманию читателей «МГ» некоторые фрагменты книги.

***

20 4

Валя Петрова уже в медицинском техникуме училась. А попалось на глаза объявление о курсах радистов – сразу загорелась. И было отчего! 30-е годы в СССР насквозь пронизаны романтикой: рискованные экспедиции, трудовые и спортивные рекорды, героические перелеты, научные открытия.

Девушка на одном упорстве одолела учебу: и аппаратуру быстро освоила, и кодовые таблицы наизусть выучила, и в ключе работала ритмично. И все мечтала о Заполярье...

И было в ту пору всесильное учреждение – «Главсевморпуть». Охват – от Ленинграда до Владивостока: вся Арктика – ледоколы, метеостанции, северные порты, караваны, полярная авиация, зимовки. Только смелым и сильным такая работа по плечу. И вдруг на Валю пришла заявка из «Главсевморпути»!

Добиралась до Якутска – ахнула: радиомачты до неба, передатчик 15-киловаттный, мощности хватает и до Москвы, и до судов в Ледовитом океане «дотянуться». А экзотика! Зимой в мороз дышать страшно, легкие можно обжечь. А летом – зной. И всего полно – ягод, снега, комаров…

Старший радиооператор Валя Пиецкая на рабочем месте (Якутск, 1941 год)

Старший радиооператор Валя Пиецкая на рабочем месте (Якутск, 1941 год)

В доме, где жили радистки, вечерами собиралась молодежь. И главным на тех вечёрках, конечно, был Самуил Пиецкий. Этот парень – девичья погибель: высокий, широкоплечий, кудрявый. А подмигнет по-хитрому, сверкнет белозубой улыбкой – все, пропал покой и сон. Мало того, что этот красавец был классным радистом, он еще и играл! И никакой патефон не мог тягаться с живым баяном.

Пробежится по кнопочкам. Прислушается. И зазвучит танго:

Ах, эти черные глаза

Меня пленили…

Баян тот был знаменитый, со своей историей. Играл-то Самуил с детства. И вот однажды, перед войной, пришел караван в бухту Тикси. Караван – всегда событие: с грузом артисты приезжают. И на палубе парохода соорудили что-то наподобие сцены. Народу собралось...

И тут уместно заметить: на севере очень ценится умение пить. В этих краях спирт – спасение. Он же и смерть – это смотря как к нему относиться. А угощать северяне умеют, особенно приезжих. Вот и в концертной бригаде музыкант не рассчитал свои силы: принял «лишку» и сомлел. Что ж, выходит конферансье, извиняется и спрашивает: мол, нет ли в уважаемой публике баяниста?

Самуил, хоть и не из робких, но все равно неловко себя выпячивать. А парни кричат: есть, мол, баянист! И выпихнули его на сцену. Пять минут ему понадобилось, чтобы сговориться с певцами. И – лихо отыграл весь концерт! А когда отхлопали ладоши и стали люди расходиться, новому аккомпаниатору говорят: иди скорей, тебя Папанин зовет…

(Если вы не знаете, кто такой Папанин, то вы вообще не знаете Арктики! Легендарный полярник. Всенародный любимец. Руководитель ледовых экспедиций. И – начальник могущественного «Главсевморпути».)

И спрашивает Иван Дмитриевич парня:

– Ты, герой, кто будешь?

– Радист Пиецкий.

– Хорошо играешь, радист. Видно, давно?

– Да лет с шести.

– А баян-то у тебя есть?

Вздохнул:

– Нет у меня баяна…

Наверное, месяц прошел. Уже в Якутске – вдруг вызывают в управление. Бегом бежал, запыхался. А в кабинете – большое начальство. Стол накрыт: балык копченый, оленина, нельма жирная, морс брусничный. И – само собою – спиртик. И говорит большое начальство:

– Присаживайся, Пиецкий, не побрезгуй угощеньем!

– Спасибо, – говорит, – но только я не пью.

– Что, совсем?

– Да, совсем.

– Что ж, вольному воля. Тогда принимай подарочек – сам Иван Дмитриевич прислал!

И – бух на руки тяжелый футляр. А в том футляре на мягкой малиновой подкладке – роскошный тульский баян: лежит и отливает перламутром. Затрепетала душа у парня, а начальство:

– Ты уж, брат, не откажи в просьбе: сыграй что-нибудь для настроения…

С той поры Самуил и не расставался с этим инструментом.

И Валю, конечно, из всех девчат отличал особо. Он – коренной якутянин, все окрестности хорошо знает. Белая ночь и два велосипеда – и никакие комары не помеха. А зимой главное – добротные валенки. Лия родилась у них в 41-м…

С началом войны в городе появились военные. Для переброски из Америки ленд-лизовской техники спешно готовилась воздушная трасса: строились аэродромы, туда забрасывали специалистов, горючее, аппаратуру.

В Якутске разместился штаб Перегоночной дивизии, и теперь рев самолетов на аэродроме не затихал даже по ночам. Самуила откомандировали в экипаж – бортрадистом на «Дуглас» Си-47. Мотались по всей трассе: возили пассажиров, почту, кинофильмы, продукты. Если случалось ЧП, то вылетали на поиски пропавшего самолета…

Однажды с агитбригадой застряли в Оймяконе.

Самая холодная «точка» надолго приковала людей и самолет к земле. Сутки. Другие. Третьи. Тогда он подружился со слепым баянистом Иваном Маланиным из Новосибирской филармонии. Ночевки давались трудно: от вынужденного безделья артист пил спирт и настойчиво упрашивал его составить ему компанию. «Мы, же, брат, с тобой виртуозы!» Непьющий Самуил наливал себе воду, но Маланин был начеку: «Я хоть и незряч, но у меня нюх – как слух…»

Летчики спали – они обязаны быть «в форме». А механик с радистом должны время от времени идти на стоянку и прогревать двигатели. В бараке вовсю гудела раскаленная печь, сделанная из железной бочки. Но за стеной барака, сколоченного еще зэками, была сущая жуть: минус 72 градуса! Даже назвать это морозом – язык не поворачивается…

Потом мгла отпустила. Решили лететь. Моторы схватились сразу. Но почему-то никому в голову не пришло, что смертельная опасность затаилась буквально под ногами. Колеса-то смерзлись, да еще тяжесть машины их приплюснула. Наверное, разрушилась структура резины, да еще давление воздуха…

«Дуглас» уже разогнался, и пилоты готовы были оторвать его от земли. Но шасси лопнуло почти в конце полосы. Раздался оглушительный взрыв! Самолет закрутило и выбросило в сугроб. И уже по-настоящему испугались, когда увидели осколки аккумуляторов на полосе – собирали их трясущимися руками. А бортмеханик, как в шоке, причитал: «Где теперь моя заначка? Что я скажу жене?»

Счастье молодой семьи

Счастье молодой семьи

Волновалась ли Валя за мужа? Да не то слово!

Тревога закрадывалась в дом по ночам. Вползала в душу. Валя прислушивалась к ровному дыханию дочки, а сама глаз не могла сомкнуть. Она походила к окну, но за толстой коркой льда, в кромешной темени ничего разглядеть не могла. Будущее не угадывалось…

Пиецкие – фамилия в Якутске известная, уважаемая. Но в 41-м неожиданно арестовали отца Самуила: дали десять лет лагерей по 58 статье. Потом взяли младшего брата. Не по статье взяли – по мобилизации. И 17-летний паренек сложил голову где-то под Сталинградом.

Логика? Да никакой логики. Понятно: трасса секретная. Но ведь Самуил – на хорошем счету. Возглавляет комсомольскую организацию. Его и Валю даже кандидатами в партию приняли. А потом, он же все время в небе. Наивные молодые люди: до неба, если нужно, тоже можно дотянуться. Сначала были негласные проверки. Шушуканье за спиной. Косые взгляды.

Потом не вытерпел начальник. Оставил с глазу на глаз – хотел что-то сказать. Но только тяжело вздохнул:

– Уезжать тебе надо. Исчезнуть. А то и меня вместе с тобой загребут...

Медаль «За боевые заслуги» Самуил получил в 1944 году. Из наградного листа:

«Работая в радиоцентре аэропорта Якутск, в короткий срок отлично освоил радиостанцию МРК-08, радиомаяк М-2, импортный радиомаяк СЦР-277, чем обеспечил их бесперебойную работу по перегонке самолетов».

Валю же удостоили медали «За трудовую доблесть». В наградном листе было отмечено, что старший оператор якутского радиоцентра в этой должности работает с 1939 года. И далее: «...Достигла наилучших показателей своей смены. На высоком уровне обеспечила связью перелеты высокопоставленных лиц – Уилки, Уолласа, Нельсона...»

Бортрадист 1 класса Самуил Пиецкий летал до 1949 года. Без аварий. Без нареканий. Но когда стало вовсе невмоготу, когда друзья даже боялись прилюдно поздороваться с ним прилюдно, сорвался. В Иркутске мыкался без работы. Полтора года! Не брали даже грузчиком на железную дорогу. Прочтет кадровик биографию – и все: нет, не нужен, не требуется, до свидания…

Потом Самуил Борисович Пиецкий еще целых 26 лет отработал в авиации – был начальником узла связи в иркутском аэропорту, радиоинженером. Лия стала врачом и любит баян, как и отец. Валентина Романовна до самой пенсии трудилась радистом в «Сосновгеологии» и всю жизнь помнила доброту людей, которые ее окружали…

Да, папанинский подарок Самуил берег. И когда летал, по всему Северу баянное эхо впереди самолета катилось. Тамошний народ очень скучал по музыке. На этой «почве» Пиецкий особенно сдружился с поварами: их уважишь – они пирожков-оказиков нажарят. Экипаж пользовался «кулинарной» любовью. Вот в Витиме был повар-китаец, так он прямо у трапа встречал: «Твоя баяна иглай – моя пилименя стляпай!»…

Ах, эти черные глаза

Меня пленили…

Он играет – она слушает.

Вдруг баян переходит на морзянку (ветераны не знают, что я тоже армейский радист, но делаю вид, что ничего не понимаю). Валентина Романовна смеется:

– Он передает: «Скажи Михаилу, что любишь меня».

Я шучу:

– И неужели все еще любите?

– А как же! – восклицает. – Мы же 60 лет вместе! И потом, как такого орла не любить…

Она ушла из жизни в 2008 году.

Он пережил любимую всего лишь на два года.

  • Расскажите об этом своим друзьям!