НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Тайна речки Осиновка

04 Ноября 2022 г.

К 80-летию перегоночной авиатрассы Аляска – Сибирь. Продолжаем публикацию очерков М. И. Денискина из книги «Летящие».

На дюралевом листе с цифрами бортового номера разложены пулеметные патроны, банка консервов, рядом – часы, ларингофоны, пакетики с растворимым кофе и лейкопластырем. Фото Валерия Орсоева

На дюралевом листе с цифрами бортового номера разложены пулеметные патроны, банка консервов, рядом – часы, ларингофоны, пакетики с растворимым кофе и лейкопластырем. Фото Валерия Орсоева

Ранее:

В конце июля 1987 года мы с фотокором Валерием Орсоевым сумели-таки вырваться из Иркутска. Мы очень спешили, но все равно опоздали на день, нетерпеливые парни отправились в тайгу без нас. Их, молодых киренских авиаторов, вертолет подбросил почти на место. А нам предстоял неблизкий путь.

Спасибо местным властям: в складе зверопромхоза экипируемся. Правда, новые брезентовые «энцефалитки» стоят коробом, и кирзовые сапоги – большего размера, зато полотна на портянки дают с запасом. Тут же в рюкзаки получаем консервы и хлеб.

На берегу нас ждет моторка. Знакомимся с проводниками: Семен Долбилин и Александр Кулебякин. Днище дико скрежещет по галечнику, ревет мотор – мы уходим вверх по Киренге. День так и не раззадорился: теплая пасмурная пелена и речная волна располагают к дремоте...

Итак. Много лет между киренчанами шуршал слушок: мол, еще с войны где-то в тайге лежит разбитый самолет. Там же – останки летчиков. Однако ходить туда не нужно: операция была секретная, еще на неприятности нарвешься. Словом, катастрофа на речке Осиновка была плотно укутана тайной.

Однажды в руки местного краеведа Ивана Михайловича Журавлева попал странный документ («странный» – потому что ничего не прояснял и напротив – вызывал много вопросов). А в документе говорилось, что еще в 1963 году на самолет вышла экспедиция, нашла там документы, по которым установили имена летчиков. А останки экипажа оставили, не тронув...

Краевед пытался на поиск подвигнуть комсомольцев Киренского авиаотряда, но ребята были загружены работой, и поиск откладывался. Тогда Журавлев прислал письмо в редакцию «Советской молодежи». А поскольку я уже «был в теме» авиаперегонки Аляска – Сибирь, то и подхватился немедленно...

У разбитого самолета – фото на память: 1-й ряд (нижний) слева направо: Григорий Амбросов, Михаил Денискин, Александр Джумок, Александр Камынин (стоит с собакой), 2-й ряд: Владимир Андоверов, Андрей Нечаев, 3-й ряд: Семен Долбилин, Александр Кулебякин, Николай Зарянов, Владимир Сафонов. Отсутствует Валерий Тарасов. Фото Валерия Орсоева

У разбитого самолета – фото на память: 1-й ряд (нижний) слева направо: Григорий Амбросов, Михаил Денискин, Александр Джумок, Александр Камынин (стоит с собакой), 2-й ряд: Владимир Андоверов, Андрей Нечаев, 3-й ряд: Семен Долбилин, Александр Кулебякин, Николай Зарянов, Владимир Сафонов. Отсутствует Валерий Тарасов. Фото Валерия Орсоева

Моторка ушла, оставив нас на крутом берегу, чуть ниже брошенной деревеньки Шорохово. И тут вдруг вывалилось горячее солнце. Сразу мир ожил. Вокруг засвистели птицы, загудели шмели в траве, вымахавшей нам по пояс. И мгновенно тучи комаров залепили наши лица. Не мешкая, мажемся какой-то вонючей мазью и углубляемся в тайгу.

Этот марш я запомнил на всю жизнь.

Брезентовая роба, надетая почти на голое тело, не пропускает воздуха, а «рассупониться» нельзя: комарье и мошка. Ноги хлябают в больших сапогах. На плечи ощутимо давит рюкзак с продуктами. С каждым километром прибавляет в весе и магнитофон «Репортер». К этому добавились пылающие от мази, укусов и расчесов лицо и руки, липкий соленый пот и жгучее солнце.

Но все скрашивала тайга! В конце июля она уже оправилась от затяжных дождей, и на солнце все цвело зрелой красотой, источало такой дурман, что дышать было трудно.

Впереди я видел только плечи товарищей. Над каждым качалось серое облако гнуса. Но вот наш «старшой» Долбилин наконец намечает отдых у ближайшего ручья. Не знаю, как кто, но я об этом просто мечтал: вот он холодный тихонький ручеек, вода его непременно должна чуть отдавать болотцем и прелой хвоей и быть необыкновенно вкусной…

Но когда в полдень мы достигли-таки этого безымянного ручья, то увидели лишь его безнадежно высохшее русло, облепленное желтыми бабочками. И когда одна из них доверчиво села мне на руку, подумалось: наверное, это добрый знак – сегодня самолет будет найден. И пока мы копали лунку, цедили мутную водицу в котелок, жгли костерок и заваривали чай, эти непуганые бабочки садились даже на бутерброды...

Когда прошагали от нашей стоянки метров 200, я хватился ножа – он остался там. Парни ждали. Я бегом бросился назад. Нож был воткнут в пенек – как и оставил. Я сложил лезвие и... замер. У моих ног в мягкой земле была смачно вдавлена кривая медвежья ступня. Как ненормальный, я уставился на травинку, которая там, где между плюсной и пяткой есть выемка, раскачивалась и силилась подняться!

Когда я, едва переведя дух, рассказал ребятам об увиденном, охотники меня «успокоили». Оказалось, они давно знают, что за нами по следу идет мишка – ну и что? Он сейчас сытый, не опасный. А что любопытный – так это от природы. Может, он и сейчас стоит в двух шагах за деревьями и наблюдает, да не может, а точно – наблюдает!

Другие полчаса от тех сообщений мне было не по себе. А после снова усталость и монотонность маршевого хода взяли свое – я уже не обращал внимания на часто встречающиеся медвежьи следы. В блокноте сохранилась истертая строчка: «На хребте Высоком в 16:30 еще привал».

Несколько наших выстрелов эхо снесло вниз, в распадок. Но никто не ответил. Солнце садилось, меж деревьев быстро становилось сумрачно. К лагерю выходим почти в темноте. Ног я уже не чую, но отмечаю огонь костра за стволами, собак, нас облаявших, настороженные лица.

После первых приветствий – самый главный вопрос:

– Нашли?

– Нашли, нашли. Об этом после. Садитесь к костру, ужин еще не остыл...

Блаженствуем: мелкими глотками пьем горячий чай. Но включать магнитофон сегодня я уже не стану. Главное будет завтра: самолет. Где он?

– Да недалеко, километров с десять...

– Отдыхайте, а поутру сходим...

– Ребята… (не знаю, как точно сформулировать вопрос и пауза получается неловкая)... А летчики?

– Здесь. Собрали все, что смогли…

И парни показывают на большой полиэтиленовый сверток, перетянутый ремнями у дальнего дерева...

И все оставшееся до рассвета время я ощущаю за спиной этот пакет. И уже не могу не думать о нем. Я сплю и не сплю.

Ночь летит.

Сияют звезды...

Утром сыро было в тайге.

Собаки носились по кустам, и вскоре их впору было выжимать. До места добирались по колено в росе. И вот кто-то негромко крикнул: «Сюда!»

На карте эта гора обозначена так: «521 метр». Я было кинулся. Но встал, едва увидел первую железку в траве. Как описать это?

Перед нами было место гибели людей.

Защелкал фотокамерой Валера Орсоев. Парни занялись работой – для них-то потрясение было вчера. А я просто стоял, оглядываясь вокруг, и на меня никто не обращал внимания.

На сравнительно небольшом участке, меж стволов и кустарников, там и сям разбросаны куски обшивки, непонятного мне назначения агрегаты, узлы, детали. Ребята вывели меня на исходную точку и повернули лицом к северо-востоку.

Отсюда самолет начал срезать верхушки сосен. Двинемся его последним курсом. От первого сильного удара о дерево оторвалась плоскость. Вот она, точнее, часть ее вместе с тяжелым большим двигателем. И крыло тяжелое, обшивка рваная – наверное, на таких крыльях возвращались с заданий на базы израненные бомбардировщики. А этот уже никуда и никогда не вернется. В зияющие дыры между ребрами лонжеронов проросли березки. На рядах клепок – уже замытая временем блеклая краска пятиконечной звезды. Красная или белая – какая разница? И у нас, и у американцев пятиконечная звезда была одна.

А это что за холм? Размером – с мой рост. Откуда он здесь? Начинаю ковырять землю. Добираюсь до металла. Боже, да это двигатель! И ведь в момент падения он еще на полную мощность работал. И винты вращались вовсю: сначала вспороли глубокий плотный снег, а потом и каменно-мерзлую землю под ним. Так и лежит мертвый двигатель с изогнутыми назад лопастями винтов – это они наворотили перед собой груду земли и зарылись в нее.

Теперь это будто могильный холм. На нем полыхают жарки...

Шаг. Еще шаг. Еще... Вот вторая плоскость с двигателем. И далее по этому страшному коридору впереди лежит накренившийся фюзеляж. Страшно выглядит тело без рук. Кабина разрушена напрочь. Все смято, искорежено, все в дырах. Одиноко торчит руль высоты…

Несмотря на то, что накануне парни здесь основательно поработали и кое-что унесли в лагерь, поиск продолжается. У многих самодельные щупы наподобие саперных – палки с насаженной проволочной «пикой». Такой штукой легко протыкается мягкая таежная земля. За годы мелкие предметы скрылись от глаз под слоем хвои и листьев толщиной в 30-40 сантиметров, а то и глубже.

Командир экипажа – капитан Дмитрий Михайлович Лобарев. Штурман корабля – капитан Михаил Константинович Ершов. Воздушный стрелок-радист Василий Николаевич Нечепуренко (единственный сохранившийся снимок).

Командир экипажа – капитан Дмитрий Михайлович Лобарев. Штурман корабля – капитан Михаил Константинович Ершов. Воздушный стрелок-радист Василий Николаевич Нечепуренко (единственный сохранившийся снимок).

Все разбрелись.

Я тоже выбираю небольшую площадку, опускаюсь на колени и достаю нож. Через полчаса – первые находки. Вот осколок плексигласа со спичечный коробок. Ржавое звено пулеметной ленты с двумя позеленевшими гильзами без пуль. А вот и целый патрон – тяжелый, крупного калибра, на смертоносной головке – красный ободок: или бронебойный, или «трассер» – не знаю, как было принято помечать боеприпасы у американцев...

Незаметно завечерело. Заныли над ухом комары. Потянуло прохладой. Надо возвращаться: к исходу дня за нами придет вертолет.

Долго вертели в руках ржавые почерневшие цилиндрики – они были увесистыми, но назначения непонятного. Кто-то предложил потянуть за «язычок», торчавший сбоку. «Язычок» легко пошел вокруг, и нам осталось только снять верхнюю крышку. Подобного способа открывания консервов (а это были они) до этого никто не знал. Открыли – и что же?

Сверху лежала промасленная пергаментная бумажка. А под нею – плавленый (правда, слегка затвердевший) сыр. На вид выглядел доброкачественно – желтый, с положенной «слезой». Ковырнули – в воздухе аппетитно запахло. Сразу почувствовали, что проголодались. Но пробовать консервы сорокалетней давности, конечно, не решились. Рискнули дать собакам – те дочиста вылизали банку. Что ж, пора в лагерь…

Забегая чуть вперед, скажу: в самолете «Бостон» погибли Д. Лобарев, М. Ершов и В. Нечепуренко. Это был первый найденный нами экипаж, который считался пропавшим без вести с 24 марта 1943 года...

(Полностью очерк опубликован в книге «Летящие».)

  • Дорогие друзья, в редакцию поступают звонки с вопросами, прямо или косвенно связанные с описываемыми событиями. Еще вы спрашиваете: как и где можно приобрести книгу «Летящие». Автор сообщил, что ему можно позвонить: 8-950-05-06-572.

  • Расскажите об этом своим друзьям!