НА КАЛЕНДАРЕ

«По волне моей памяти…»

По инф. электронных СМИ   
19 Июля 2025 г.

20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.

20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.

Фото biographe.ru

Настоящая фамилия композитора – Туманян. Его отец, по национальности армянин, женился на русской девушке Вере Карасевой еще в первой половине прошлого столетия. Интеллигентная молодая пара проживала в Москве, там же и родился их единственный сын Давид.

Вера Анатольевна была талантливым музыкантом, дружила с семьей композиторов Гнесиных. Именно она привила сыну любовь к искусству и всячески развивала его способности. В четырехлетнем возрасте мальчик сочинил свое первое произведение – фортепианную композицию на две руки. Поначалу женщина занималась с Давидом сама, затем отвела его в музыкальную школу.

Прилежным учеником будущий композитор не был: вместо разучивания нот он предпочитал подвижные игры с дворовыми приятелями. Однако учеба талантливому ребенку давалась легко – не прикладывая особых усилий, он был всегда готов к уроку. Получив среднее образование и окончив музыкальную школу, юный Тухманов поступил в легендарную Гнесинку.

В самом начале творческой биографии Давид Федорович создавал исключительно музыку для фортепиано. Став более опытным сочинителем, он увлекся написанием лирических композиций и созданием аранжировок к популярным песням. После армии молодой композитор полностью переключился на эстрадный жанр.

Всенародная любовь обрушилась на Тухманова после появления песни «Последняя электричка», которая в тот же миг стала абсолютным хитом. За ней последовали «Эти глаза напротив». Его песни пели знаменитые исполнители, такие как Иосиф Кобзон, Александр Градский, Лев Лещенко, Олег Митяев, Григорий Лепс, Лайма Вайкуле, Ирина Аллегрова, Игорь Николаев, Александр Малинин, Валерия, группы «Веселые ребята», «Самоцветы» и многие другие.

Патриотические композиции – это отдельная глава в профессиональной биографии автора. Большинство из его шедевров получили высокую оценку музыкальных критиков и публики. Нет такого человека в стране, который не знал бы его песню «День Победы», ставшую вершиной творческого пути Давида Тухманова. Эта композиция не сразу стала гимном страны на праздник 9 Мая. «День Победы» долгое время запрещал художественный совет, ссылаясь на слишком западное звучание мелодии и якобы легкомысленные стихи Владимира Харитонова. Если бы Лев Лещенко не рискнул и не исполнил эту песню на концерте в День милиции, неизвестно, как сложилась бы ее судьба.

Талант Тухманова поистине уникален: получив классическое симфоническое образование, он гармонично вошел в новый для себя эстрадный жанр и стал в нем настоящим законодателем музыкальной моды.

В начале 70-х Давид Федорович представил свой первый сборник «Как прекрасен этот мир», в который вошли композиции, исполненные Валерием Ободзинским, Александром Градским и Леонидом Бергером. Вслед за первым альбомом вышел и второй – «По волне моей памяти». Сюда попали шлягеры в исполнении Сергея Беликова, Александра Лермана, Александра Барыкина и Игоря Иванова. Диск разошелся более чем двухмиллионным тиражом, а композиция «Из вагантов» («Во французской стороне, на чужой планете…») стала в Советском Союзе гимном всех студентов.

Тухманов подарил отечественной эстраде такие хиты, как «Олимпиада-80», «Так не должно быть», «Как жаль», «Там в сентябре», «Вечная весна», «Напрасные слова», «Наши любимые», «Я мысленно вхожу в ваш кабинет». Композитор стал новатором, который первым на советской эстраде воплотил в жизнь эксперимент по объединению классической музыки и хард-рока. Такой смелый подход позволил ему на протяжении нескольких лет успешно руководить коллективом «Электроклуб», выступавшим в жанре электропоп.

Сам же автор никогда не привязывался к определенному жанру: наряду с эстрадными, он мог сочинять и детские песни, а также писал музыкальное сопровождение для фильмов. Это не означает, что композитор совсем забыл о классической музыке. Он принимал активное участие в создании оперной постановки «Царица», которая переносила зрителя во времена правления Екатерины Великой. Этот спектакль показали с самых известных сцен страны – Большого и Александровского театров, «Геликон-оперы».

Работе в театре маэстро посвятил много времени и сил: он написал огромное количество музыки для различных спектаклей и мюзиклов. Не меньший вклад артист внес и в кинематограф, создав музыкальное сопровождение к нескольким десяткам картин. Песни Тухманова звучат в таких популярных фильмах, как «Куколка», «Эта веселая планета», «Инопланетянка», «Дорогой мальчик».

Суперпопулярными стали его шлягеры «Джоконда» и «Чистые пруды», исполненные Александром Градским и Игорем Тальковым. А кто не помнит знаменитый хит «Родина моя», в котором строчка «Я, ты, он, она – вместе целая страна!» прозвучала, как первый советский рэп? Эту песню спела София Ротару вместе с детским коллективом «Непоседы».

Новаторство и тяга к экспериментам проявлялись в каждом произведении Давида Федоровича. Взять одни только песни, написанные для Валерия Леонтьева, которые произвели настоящий фурор на отечественной эстраде. Исполнитель буквально взбудоражил публику композициями «Ненаглядная сторона» и «Кружатся диски», музыку к которым сочинил Тухманов. Коллектив «Москва» – еще один проект, подтвердивший эпатажный статус мастера.

Но были на творческом пути композитора и неприятные моменты: зрители и государственные чиновники не всегда были готовы принимать нововведения. Хард-рок вызвал отторжение у высших чиновников Минкульта, и группу «Москва» пришлось закрыть. Не спасло коллектив даже то, что во многих песнях из его репертуара звучали стихи русских классиков.

В копилке наград Тухманова огромное количество государственных и музыкальных премий, его вклад в отечественную культуру был высоко оценен и отмечен званием народного артиста РФ и государственными орденами. Песни маэстро объединяет одно: они несут в себе мощный заряд позитива и добра людям всех поколений и прослоек общества.

В 90-е годы композитор плотно сотрудничал с популярным детским поэтом Юрием Энтиным. Их совместные сочинения звучали со сцены в исполнении коллектива «Непоседы» и других юных вокалистов. В начале 2000-х Тухманов почти перестал сочинять музыку для эстрады, в которую он открыл дорогу для многих исполнителей, включая Валерия Леонтьева, Александра Барыкина, Николая Носкова.

  • Расскажите об этом своим друзьям!