НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Злополучный дюрит: первая катастрофа

01 Ноября 2022 г.

К 80-летию перегоночной авиатрассы Аляска – Сибирь. Продолжаем публикацию очерков М. И. Денискина из книги «Летящие»

Бомбардировщик А-20 «Бостон»: на таком летел экипаж Дудина

Бомбардировщик А-20 «Бостон»: на таком летел экипаж Дудина

Ранее:

В авиационной промышленности издавна применяют дюритовые гибкие трубопроводы – особой прочности, с плотной металло-тканевой оплеткой. Но даже американский дюрит наших морозов не выдержал...

Первая перегоночная зима 1942 года выдалась на редкость морозной. Случалось, по нескольку дней термометры показывали минус 45. И импортная техника подвела: резина крошилась, масло густело, а бензин не воспламенялся (правда, позже эти дефекты союзники исправили)...

Никто не знает, когда появилась крошечная трещинка в дюритовом соединении маслосистемы самолета. Может быть, это был изначальный брак еще на сборочном заводе. Не исключено, что дюрит треснул в небе над Канадой или от стылой сырости над проливом Беринга. Или уже над нашей территорией. В любом случае техники не заметили дефект. И бомбардировщик А-20Б «Бостон» с бортовым № 13103 благополучно добрался до Киренска.

7 декабря 1942 года группа самолетов поднялась, построилась в круг, ожидая лидера. И пока экипаж занимает места в кабине этого «Бостона», вспомним, что известно о его летчиках...

Командир – капитан Дудин Александр Иванович.

Родился в Петербурге в 1908 году.

Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков. Принимал участие в поисках экипажа Гризодубовой на Дальнем Востоке.

Участник войны с белофиннами в 1940 году.

С немцами воевал на Южном фронте. Был ранен. Долго выздоравливал.

С 28 августа 1942 года – на трассе АЛСИБ: старший летчик, лидер 5-го ПАП.

Капитан Александр Дудин, капитан Николай Гутафель

Капитан Александр Дудин, капитан Николай Гутафель

Штурман – капитан Гутафель Николай Иванович.

Родился 23 февраля 1910 года в Моршанске Тамбовской губернии.

Призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию 19 октября 1929 года. Окончил Объединенную военную школу имени ВЦИК в 1932 году. В 1939 году окончил 3-ю Военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей.

С 20 июня 1940 года – штурман эскадрильи 93-го дальнебомбардировочного авиаполка. На трассу АЛСИБ прибыл 22 ноября 1942 года: старший штурман эскадрильи 5-го ПАП.

Стрелок-радист – старший сержант Исмагилов Тулеген Исмагилович.

Родился в 1917 году в ауле № 14 Карабалыкского района Кустанайской области Казахской ССР.

На трассе АЛСИБ с 28 августа 1942 года: воздушный стрелок-радист 5-го ПАП.

Они взлетели и повели группу на Красноярск.

В это время злополучная трещинка увеличилась, масло стало подтекать. Примерно минут через 40 полета, когда течь стала угрожающей, сработал датчик: летчик увидел на приборе, что давление масла в правом двигателе падает. Тут – не до раздумий!

Дудин быстро передает лидерство, докладывает на землю и принимает решение: возвращаться. Он развернулся и пошел назад, в Киренск. Но двигатель без масла работать не может. От сильного перегрева «сердце» заклинило…

Теоретически «Бостон» способен «тянуть» на одном моторе. Для этого надо винт замолчавшего двигателя перевести в положение «флюгер»: лопасти встанут «ребром» к набегающему потоку, который будет их вхолостую вращать. При этом лобовое сопротивление на самолет значительно снизится, и летчику легче управлять машиной.

Но это – теория. А на практике расклад такой: 10-тонный самолет (с полным запасом горючего) и – один работающий мотор. Хоть ты и зафлюгировал винт, а долго этот полет продолжаться не может. Надо снижаться и скорей подыскивать место для вынужденной посадки.

Дудин выбрал заснеженное русло Лены. Вот под крылом мелькнула деревушка, кажется, Марково… Он прицелился. Трудно держать штурвал и педали: самолет страшно раскачивается и норовит свалиться вправо… Высота великовата… Нужен еще заход со снижением. Дудин дал газ, разворачивая самолет на второй круг. Но машина вдруг вырвалась из подчинения и свалилась на правое крыло! Со страшным ревом «Бостон» грянулся на лед Лены и вздыбил снежный фонтан…

Первая гибель перегонщиков на территории Иркутской области...

В 60-х годах марковский учитель Сергей Николаевич Красноштанов приохотил школьников к краеведению. Через военкоматы им удалось разыскать: в Ленинграде – сестру командира Антонину Ивановну Редину, а в Красноярске – его дочь Людмилу Александровну Матвееву. Позже откликнулась и вдова штурмана – Ольга Тимофеевна Гутафель.

А еще ребята установили очевидцев катастрофы. Запись Марии Степановны Чупровой (Наумовой):

«...В тот день мы работали на гумне, молотили хлеб. На обед пришли домой. Когда раздался сильный гул – выскочили из дома. А там падает самолет. Он задел крылом за бугор и грохнулся на лед. Кругом снежная пыль. Все побежали туда и увидели страшную картину: рука с часами лежит на льду. Два летчика были мертвы, а один был еще жив.

Взрослые (Сергей Ефимович, Екатерина Ивановна Чупровы и другие) понесли его на носилках в сельсовет. В деревне врача не было. Но дома гостила студентка Киренского медучилища Октавия Павловна Чупрова. Думали, что Октя окажет медицинскую помощь. Но не успели донести: летчик умер на руках у людей…»

Запись А. С. Сафоновой:

«...С началом войны наша гидрометеослужба вошла в состав Забайкальского военного округа. Я тогда была старшим техником-метеорологом. Нас, молодых, стали срочно обучать военному делу – обращаться с оружием, стрелять, оказывать первую медицинскую помощь. В апреле 1942 года мы дали торжественное обязательство (подобие воинской присяги), и нас отправили на трассу по «точкам». Я попала в Марково.

В окрестностях были еще три маленькие деревушки, а вокруг – глухая тайга и горы. Над нами пролегал перегоночный маршрут Киренск – Красноярск. Под метеостанцию отвели неухоженную избушку, где плохонькая печка не давала тепла. Пришлось поставить еще и буржуйку. Техники было мало, с собой я дополнительно привезла приборы для измерения направления, силы и скорости ветра, для определения высоты облачности. От точности наших данных зависела надежность воздушной перегонки.

Нас было пятеро. В хозяйстве была керосиновая лампа «летучая мышь» и одна бутыль керосина, который берегли. Лампу зажигали только для обработки данных, их шифровки и отправления в центр. А наблюдения делали со смоляной лучиной – особенно тяжело было ночами.

В деревенском магазине никаких продуктов не было, выдавали только хлебный паек – 400 граммов. Да и выдачу этого пайка задерживали, случалось, по неделе и больше. В деревне были только старики, женщины и дети – все жили впроголодь. По весне наш маленький коллектив вскопал участок земли – посадили картофель. Сколько радости было, когда собрали небольшой урожай!

И дрова заготавливали сами. Чтобы получить в колхозе лошадь, нужно было отработать определенное количество трудодней. Взяв лошадь, сами запрягали, ехали километров за пять по глубокому снегу. И девчонки, которые никогда топора в руках не держали, валили сосны, распиливали и кололи на поленья. Я и сейчас понять не могу, как все это мы выдержали...

Наблюдения проводили каждые полчаса. Особое внимание уделяли штормовым явлениям. Считали и пролетавшие самолеты – поштучно. Данные шифровались и азбукой Морзе передавались в Якутск и Киренск. Однажды после моих настойчивых просьб (я была старшей на станции) нам прислали бочонок керосина: специально из Киренска пришел самолет и сбросил бочонок в снег. Это было настоящее счастье! Даже старик-председатель расчувствовался и дал нам лошадь, чтобы привезти керосин…

Та страшная беда случилась в мое дежурство. Я услышала привычный гул моторов и вышла на улицу. Зимой быстро темнеет, уже были серые сумерки. Гляжу – один самолет стал отставать и снижаться. Потом как-то круто пошел вниз и врезался в Лену, километрах в трех от нас, напротив деревушки Верхне-Марково.

Мы сразу радировали в Киренск. Нам приказали у места трагедии выставить караул, приготовить взлетно-посадочную полосу. Мы разожгли костры, всю ночь раскатывали и уминали снег. Через каждые пять метров делали промеры, чтобы избежать неровностей.

Утром на двух самолетах прибыло начальство и солдаты. Нас к разбившемуся самолету не подпускали. Гробы с телами немного постояли в сельсовете. Ребята были молодые, но уже с наградами. Все мы тогда горько плакали – так жаль было этих парней, наших дорогих соколов, они ведь погибли за нашу великую Родину…»

Потом комиссия разберется, что масляная течь появилась «из-за недостаточного опыта технического состава в подготовке самолета к полетам в условиях сильных морозов». Попросту: проглядели. А летчику поставят в вину, что он «не справился с техникой пилотирования на одном моторе».

Я никого не виню и не защищаю, но хотел бы знать: а где и когда перегонщики с их сумасшедшим графиком полетов могли освоить «технику пилотирования на одном моторе»? И еще один важный фактор: перегонке-то шел всего второй месяц – где тут успеть набраться опыта?

А мертвые, как известно, «сраму не имут»...

Экипаж похоронили на сельском кладбище: к деревянной тумбочке с красной звездой приладили обломанную лопасть винта.

Нынче могила выглядит так...

Нынче могила выглядит так...

Я добрался сюда погожим сентябрьским днем 2018 года. Всего-то 540 км от Иркутска (на самолете) до Усть-Кута, да 120 – по пыльной дороге в Верхнемарково, потом на моторке через Лену, далее тропой – по лугу до кладбищенской рощи и...

Я был потрясен: здесь, в тихой глуши, – такое великолепие мрамора, гранита и металла! Оказалось, инициатор капитального обновления летчицкой могилы – глава Верхнемарковской администрации Константин Валерьевич Власов: с местным Советом ветеранов они объединили средства...

(Полностью очерк опубликован в книге «Летящие».)

  • Дорогие друзья, в редакцию поступают звонки с вопросами, прямо или косвенно связанные с описываемыми событиями. Еще вы спрашиваете: как и где можно приобрести книгу «Летящие». Автор сообщил, что ему можно позвонить: 8-950-050-65-72.

  • Расскажите об этом своим друзьям!