Пенсионный справочник |
По инф. Пенсионного Фонда РФ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 Января 2015 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Как оформить страховую пенсию по старости?
Страховая пенсия по старости – самый распространенный вид пенсии в России. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ. 1.1. Куда обратиться?
Для назначения страховой пенсии по старости обратитесь в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении страховой пенсии с документами необходимо подать в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или в многофункциональный центр (МФЦ). Если вы проживаете по адресу, который не имеет подтверждения регистрацией, то обратитесь в Пенсионный фонд по месту фактического проживания. Заявление с документами можно подать лично либо через законного представителя (доверенное лицо) непосредственно в территориальный орган ПФР, по почте или через МФЦ. При подаче заявления по почте днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4). Пенсионный фонд может принять заявление о назначении страховой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до наступления пенсионного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. 1.2. Какие документы представить
Если к заявлению приложены не все необходимые документы, то вам будут даны разъяснения, какие документы следует представить дополнительно. Если после этого вы представите недостающие документы не позднее чем через три месяца, днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления. Документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, перечислены в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 года №1521н).
1.3. Условия назначения
Для назначения страховой пенсии по старости должны быть соблюдены три условия. Первое – достижение общеустановленного возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Здесь стоит отметить, что некоторые граждане могут выйти на пенсию раньше. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ. Второе – страховой стаж не менее 15 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2015 году он составляет 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится к 2024 году до 15 лет. Третье – 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов). Требование по наличию 30 баллов также вводится постепенно: в 2015 году – 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году. Требования к условиям назначения страховой пенсии по старости по годам 1.4. Сроки назначения
Заявление о назначении страховой пенсии по старости Пенсионный фонд России рассматривает в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов (если они были представлены в течение трех месяцев). Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если обращение последовало в течение 30 дней со дня увольнения с работы. При этом ее назначение происходит со дня, следующего за днем увольнения с работы. 1.5. Выплата
Страховая пенсия по старости выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.
Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда России, который назначил вам пенсию. Бланк заявления на выбор способа доставки пенсии (скачать документ в формате doc) 1.6. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости
По состоянию на 01.01.2015 общий размер фиксированный выплаты к страховой пенсии по старости составляет 3935 рублей в месяц
2. Как оформить страховую пенсию по инвалидности?
Страховая пенсия по инвалидности назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет. 2.1. Куда обратиться?
Для назначения страховой пенсии по инвалидности обратитесь в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении страховой пенсии с документами необходимо подать в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или в многофункциональный центр (МФЦ). Если вы проживаете по адресу, который не имеет подтверждения регистрацией, то обратитесь в Пенсионный фонд по месту фактического проживания. Заявление с документами можно подать лично либо через законного представителя (доверенное лицо) непосредственно в территориальный орган ПФР, по почте или через МФЦ. При подаче заявления по почте днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4). 2.2. Какие документы представить?
Если к заявлению приложены не все необходимые документы, то вам будут даны разъяснения, какие документы следует представить дополнительно. Если после этого вы представите недостающие документы не позднее чем через три месяца, днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления. Документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, перечислены в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 года №1521н).
2.3. Условия назначения
Для назначения страховой пенсии по инвалидности должны быть соблюдены следующие условия:
2.4. Сроки назначения
Заявление о назначении пенсии Пенсионный фонд России рассматривает в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов (если они были представлены в течение трех месяцев). Страховая пенсия по инвалидности назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если обращение последовало в течение 12 месяцев со дня признания гражданина инвалидом. В этом случае ее назначение происходит со дня признания гражданина инвалидом. 2.5. На какой период устанавливается страховая пенсия по инвалидности
Если получатель страховой пенсии по инвалидности имеет страховой стаж не менее 15 лет (с учетом переходных положений новой пенсионной формулы), а сумму баллов – не менее 30 (также с учетом переходных положений), этот вид пенсии выплачивается женщинам до 55 лет и мужчинам до 60 лет либо до досрочного назначения страховой пенсии по старости, после чего назначается страховая пенсия по старости. Если получатель страховой пенсии по инвалидности имеет страховой стаж менее 15 лет (с учетом переходных положений новой пенсионной формулы) или необходимая сумма баллов отсутствует (так же с учетом переходных положений), этот вид пенсии выплачивается женщинам до 60 лет и мужчинам до 65 лет, после чего назначается социальная пенсия по старости. Важно отметить, что переход на страховую пенсию по старости или социальную пенсию по старости осуществляется в беззаявительном порядке. 2.6. Выплата
Страховая пенсия по инвалидности выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.
Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда России, который назначил вам пенсию.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности
3. Как оформить страховую пенсию по случаю потери кормильца?
Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке. 3.1. Кто имеет право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца?
Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети – наравне с родными детьми. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а пасынок и падчерица – наравне с родными детьми при соблюдении определенных условий. 3.2. Куда обратиться?
Для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца обратитесь в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении страховой пенсии с документами необходимо подать в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или в многофункциональный центр (МФЦ). Если вы проживаете по адресу, который не имеет подтверждения регистрацией, то обратитесь в Пенсионный фонд по месту фактического проживания. Заявление с документами можно подать лично либо через законного представителя (доверенное лицо) непосредственно в территориальный орган ПФР, по почте или через МФЦ. При подаче заявления по почте днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4). 3.3. Какие документы представить?
Если к заявлению приложены не все необходимые документы, то вам будут даны разъяснения, какие документы следует представить дополнительно. Если после этого вы представите недостающие документы не позднее чем через три месяца, днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления. Документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, перечислены в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 года №1521н).
3.4. Условия назначения
Для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца должны быть соблюдены следующие условия:
3.5. Сроки назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца
Заявление о назначении пенсии Пенсионный фонд России рассматривает в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления последнего недостающего документа в течение трех месяцев со дня дачи соответствующих разъяснений специалистом территориального органа. Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если обращение за указанной пенсией последовало в течение 12 месяцев со дня смерти кормильца. В этом случае ее назначение происходит со дня смерти кормильца. Если прошло больше 12 месяцев – то на 12 месяцев раньше дня обращения. Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого заявитель считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно. 3.6. Выплата
Страховая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.
Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда России, который назначил вам пенсию.
3.7. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца
4. Как оформить накопительную пенсию?
Для назначения накопительной пенсии должны совпасть два фактора: человек должен иметь право на назначение страховой пенсии и иметь средства пенсионных накоплений. Пенсионные накопления в основном формируются у людей 1967 года рождения и моложе, а также у участников Программы государственного софинансирования пенсий и владельцев сертификата на материнский (семейный) капитал, которые направили его средства на свою будущую пенсию. 4.1. У кого формируются пенсионные накопления?
4.2. Куда обратиться?
Гражданин может обратиться за установлением выплат за счет пенсионных накоплений в любое время после возникновения права на выплату без каких-либо ограничений по времени. Важно отметить, что обращаться необходимо в ту организацию, через которую гражданин формирует свои пенсионные накопления, то есть либо в Пенсионный фонд России, либо в соответствующий негосударственный пенсионный фонд. Если вы не уверены в том, где формируются ваши пенсионные накопления, за уточнением всегда можно обратиться в ПФР или многофункциональный центр (МФЦ). Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через ПФР, заявление с документами необходимо подать в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или в МФЦ. Если вы проживаете по адресу, который не имеет подтверждения регистрацией, то обратитесь в Пенсионный фонд по месту фактического проживания. Заявление с документами можно подать лично либо через законного представителя (доверенное лицо) непосредственно в территориальный орган ПФР, по почте или через МФЦ. При подаче заявления по почте днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. 4.3. Какие документы представить?
При возникновении права на выплату за счет средств пенсионных накоплений гражданин может обратиться за ее назначением в любое время после возникновения этого права и назначить выплату как одновременно со страховой пенсией, так и отдельно. Достаточно представить комплект документов, необходимых для назначения страховой пенсии (скачать документ в формате doc). Если пенсионер, у которого формировались пенсионные накопления, не обращался за их установлением, то он может обратиться с заявлением об установлении соответствующей выплаты в любое удобное для него время. С собой необходимо иметь паспорт и свидетельство обязательного пенсионного страхования. Бланк заявления на установление единовременной пенсионной выплаты (скачать документ в формате doc). Бланк заявления на установление срочной пенсионной выплаты (скачать документ в формате doc). Бланк заявления на установление выплаты в виде накопительной пенсии (скачать документ в формате doc). 4.4. Виды выплат средств пенсионных накоплений
Единовременная выплата – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммы. Получатели:
Срочная пенсионная выплата. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты – 19 лет (228 месяцев). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 228 месяцев. 4.5. Сроки обращения и выплата
Заявление о назначении накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты при условии наличия всех необходимых документов рассматривается не более 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами, а заявление о назначении единовременной выплаты – в течение месяца со дня представления последнего необходимого документа, представленного в течение трех месяцев со дня дачи соответствующих разъяснений территориальным органом ПФР. По результатам рассмотрения выносится решение о назначении соответствующей выплаты или об отказе в ее назначении с обоснованием причин. Единовременная выплата средств пенсионных накоплений производится в срок, не превышающий два месяца со дня принятия решения. Выплата накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты производится за текущий месяц одновременно со страховой пенсией и в порядке, предусмотренном для указанной пенсии. Если у гражданина пенсионные накопления формируются в негосударственном пенсионном фонде, то за их назначением необходимо обращаться туда.
5. Как оформить государственную пенсию по старости?
Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф. 5.1. Куда обратиться?
Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства, по месту пребывания либо по месту фактического проживания гражданина, либо в МФЦ. Его можно подать лично, либо через законного представителя, либо по почте, либо через МФЦ. При подаче заявления по почте днем обращения за государственной пенсией по старости считается дата, которая указана на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. 5.2. Какие документы представить?
5.3. Условия назначения
Условия для назначения государственной пенсии по старости различаются в зависимости от статуса граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы или с последствиями других радиационных или техногенных катастроф. Кроме того, общим для всех категорий будет являться наличие не менее 5 лет страхового стажа.
* Первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. 5.4. Размеры
Размеры государственных пенсий по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
Гражданам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), размер пенсии по старости определяется исходя из размера социальной пенсии, увеличенного на 1441 рубль 25 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи. Размеры государственных пенсий по старости гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями Размеры государственных пенсий по старости гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации на весь период проживания в данной местности. При выезде граждан из этих районов на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. 5.5. Сроки назначения
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению по старости назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. 5.6. Выплата
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению по старости выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.
Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда России, который назначил вам пенсию.
5.7. Право выбора пенсионного обеспечения
Пенсия по старости гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет.
6. Как оформить государственную пенсию по инвалидности?
Государственная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам. Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет. 6.1. Кто имеет право на назначение государственной пенсии по инвалидности?
6.2. Куда обратиться?
Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства, по месту пребывания либо по месту фактического проживания гражданина, либо в МФЦ. Его можно подать лично, либо через законного представителя, либо по почте, либо через МФЦ. При подаче заявления по почте днем обращения за государственной пенсией по старости считается дата, которая указана на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. 6.3. Какие документы представить?
Бланк заявления на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности (скачать документ в формате doc). 6.4. Условия назначения
Условия назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности. Для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин:
Для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф:
Для участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»:
В случае наступления инвалидности вследствие совершения противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью участнику Отечественной войны и гражданину, награжденному знаком "Жителю блокадного Ленинграда", назначается социальная пенсия. Для граждан из числа космонавтов: Государственная пенсия по инвалидности назначается гражданам Российской Федерации из числа кандидатов в космонавты-испытатели, космонавты-исследователи, из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с подготовкой или выполнением космического полета, независимо от продолжительности выслуги (работы). 6.5. Размеры
Размеры государственных пенсий по инвалидности военнослужащим Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (указанные в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер пенсии по инвалидности определяется исходя из размера социальной пенсии, увеличенного на 1441 рубль 25 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи. Размеры государственных пенсий по инвалидности гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф
Инвалидам I и II группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер пенсии по инвалидности определяется исходя из соответствующего размера социальной пенсии, увеличенного на 1441 рубль 25 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи. Инвалидам III группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер пенсии по инвалидности определяется в размере, равном разнице между 250 процентами размера социальной пенсии, увеличенного на 1441 рубль 25 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи, и 125 процентами размера указанной социальной пенсии. Размеры государственных пенсий по инвалидности участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"
Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (указанные в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер пенсии по инвалидности определяется исходя из размера социальной пенсии, увеличенного на 1441 рубль 25 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи. Размеры государственных пенсий по инвалидности космонавтам
Размеры государственных пенсий по инвалидности гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями Размеры государственных пенсий по инвалидности граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, на весь период проживания граждан в указанных районах. При выезде граждан из этих районов на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. 6.6. Сроки назначения
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению, независимо от ее вида, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. 6.7. Выплата
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.
Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда России, который назначил вам пенсию. Бланк заявления на выбор способа доставки пенсии (скачать документ в формате doc). 6.8. Право на две пенсии
Право на одновременное получение пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии по старости имеют:
Гражданам из числа космонавтов, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с подготовкой или выполнением космического полета, может устанавливаться государственная пенсия по инвалидности и страховая пенсия по старости (при наличии условий для ее назначения).
7. Как оформить государственную пенсию по случаю потери кормильца?
Государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов. 7.1. Куда обратиться?
Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства, по месту пребывания либо по месту фактического проживания гражданина, либо в МФЦ. Его можно подать лично, либо через законного представителя, либо по почте, либо через МФЦ. При подаче заявления по почте днем обращения за государственной пенсией по старости считается дата, которая указана на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. 7.2. Какие документы представить?
Подробный перечень документов для назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению по случаю потери кормильца (скачать документ в формате doc). Бланк заявления на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению по случаю потери кормильца (скачать документ в формате doc). 7.3. В каких случаях назначается государственная пенсия по случаю потери кормильца?
1. В случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы. 2. В случае гибели (смерти) граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф из числа:
Указанная пенсия назначается независимо от продолжительности страхового стажа умершего кормильца. 3. В случае гибели (смерти) граждан из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов- космонавтов-исследователей, имевших звание «Летчик-космонавт СССР» или «Летчик-космонавт Российской Федерации». 4. В случае гибели граждан из числа кандидатов в космонавты-испытатели, космонавты-исследователи, из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, при исполнении служебных обязанностей, связанных с подготовкой или выполнением космического полета. 7.4. Сроки назначения
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. 7.5. Размер
Размер государственной пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего
Размер государственной пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф
Пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы. Размер государственной пенсии по случаю потери кормильца членам семьи погибшего (умершего) космонавта
Размеры пенсий по случаю потери кормильца гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями Размеры государственных пенсий по случаю потери кормильца граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, на весь период проживания граждан в указанных районах. При выезде граждан из этих районов на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. 7.6. Выплата
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению по случаю потери кормильца выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.
Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда России, который назначил вам пенсию. Бланк заявления на выбор способа доставки пенсии (скачать документ в формате doc). 7.7. Право на две пенсии
Право на одновременное получение государственной пенсии по случаю потери кормильца и страховой пенсии по старости (инвалидности) или государственной пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или государственной пенсии по случаю потери кормильца и пенсии за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренную Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», имеют:
Право на одновременное получение государственной пенсии по случаю потери кормильца и страховой пенсии по старости (инвалидности) или государственная пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца) имеют нетрудоспособные члены семей отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренные подпунктом 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Право на одновременное получение государственной пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной статьей 17.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ, и любой другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца), имеют члены семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 №166-ФЗ.
8. Как оформить государственную пенсию за выслугу лет?
Государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава. 8.1. Куда обратиться?
Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении пенсии (за исключением заявления о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих) подается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства, по месту пребывания либо по месту фактического проживания гражданина, либо в МФЦ. Его можно подать лично, либо через законного представителя, либо по почте, либо через МФЦ. При подаче заявления по почте днем обращения за государственной пенсией по старости считается дата, которая указана на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. Федеральный государственный гражданский служащий подает письменное заявление о назначении пенсии за выслугу лет на имя председателя Правления ПФР с необходимыми документами непосредственно в кадровую службу федерального органа государственной власти (его территориального органа) или его аппарата, в котором он замещал должность федеральной службы перед увольнением, а в случае реорганизации или ликвидации федерального органа заявление о назначении пенсии за выслугу лет подается в кадровую службу федерального органа, которому переданы функции реорганизованного или ликвидированного федерального органа (Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, её назначения и выплаты, утверждённые постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 44). Кстати, некоторым государственным служащим, например военным и полицейским, в силу специфики их службы пенсию назначает и выплачивает не Пенсионный фонд России, а то государственное ведомство, в котором они проходил службу. Например, Министерство обороны или Министерство внутренних дел. 8.2. Какие документы представить?
Подробный перечень документов для назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет (скачать документ в формате doc). Бланк заявления на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет (федеральным государственным служащим, подаётся в кадровую службу федерального органа государственной власти (его территориального органа) или его аппарата) (скачать документ в формате doc). Бланк заявления на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет (военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава) (скачать документ в формате doc). 8.3. Условия назначения
Для федеральных государственных служащих: Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Для военнослужащих: Пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Для космонавтов:
Для работников летно-испытательного состава:
8.4. Сроки назначения
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. 8.5. Выплата
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.
Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда России, который назначил вам пенсию. Бланк заявления на выбор способа доставки пенсии (скачать документ в формате doc). 8.6. Право на две пенсии
Гражданам из числа космонавтов может устанавливаться государственная пенсия за выслугу лет и страховая пенсия по старости (при наличии условий для ее назначения).
9. Как оформить социальную пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца)?
Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации. 9.1. Кто имеет право на назначение государственной пенсии
Социальная пенсия по инвалидности устанавливается:
Социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается: Детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающемся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери. Социальная пенсия по старости устанавливается:
Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии не влияет, за исключением социальной пенсии, назначенной гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). 9.2. Куда обратиться?
Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства, по месту пребывания либо по месту фактического проживания гражданина, либо в МФЦ. Его можно подать лично, либо через законного представителя, либо по почте, либо через МФЦ. При подаче заявления по почте днем обращения за государственной пенсией по старости считается дата, которая указана на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. 9.3. Какие документы представить?
Подробный перечень документов для назначения социальной пенсии (скачать документ в формате doc). Бланк заявления на назначение социальной пенсии (скачать документ в формате doc) (скачать документ в формате doc). 9.4. Условия назначения
Условия назначения социальной пенсии:
9.5. Сроки назначения
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. За исключением:
9.6. Размеры социальной пенсии
Размеры социальной пенсии нетрудоспособных граждан
Размер социальной пенсии по старости граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшихся получателями трудовой пенсии по инвалидности, не может быть менее размера трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным гражданам по состоянию на день, с которого им была прекращена выплата указанной трудовой пенсии по инвалидности в связи с достижением данного возраста. Размеры социальных пенсий гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями Размеры социальной пенсии гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации на весь период проживания в данной местности. При выезде граждан из этих районов на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. 9.7. Выплата
Социальная пенсия выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.
Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда России, который назначил вам пенсию. Бланк заявления на выбор способа доставки пенсии (скачать документ в формате doc).
10. Как получить российскую пенсию, проживая за границей?
Смена страны проживания – явление достаточно распространенное. Пенсионный фонд России выплачивает за рубежом пенсии более 250 тыс. граждан, проживающим в 109 странах мира. С рядом стран у России подписаны пенсионные соглашения. Это означает, что условия пенсионного обеспечения российских граждан могут различаться в зависимости от страны, куда они переезжают на новое место жительства. 10.1. Какие виды пенсий выплачиваются россиянам, проживающим за границей
10.2. Куда обратиться?
Заявление о назначении пенсии необходимо подать в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной). Если место жительства не подтверждено регистрацией, тогда – в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту своего пребывания. Граждане России, выехавшие на постоянное жительство за ее пределы и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории России, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд России: 119991, Москва, ул. Шаболовка, д. 4. 10.3. Варианты установления пенсий
Новое назначение пенсии Такой вариант возможен, если гражданин Российской Федерации переехал жить за рубеж как до, так и после наступления права на назначение пенсии по российскому законодательству. Документы для назначения пенсии:
Все копии заверяются в российском консульском загранучреждении. Подать заявление с документами можно лично, по почте или через представителя, чьи полномочия должны быть оформлены в нотариальном порядке. Бланк заявления о назначении пенсии (скачать документ в формате doc). Бланк заявления о доставке пенсии (скачать документ в формате doc). Восстановление выплаты пенсии, которая была назначена лицу, выехавшему на постоянное место жительства за границу, в соответствии с российским законодательством производится на основании:
Бланк заявления о выезде за пределы Российской Федерации (скачать документ в формате doc). Справка о выполнении (невыполнении) гражданином оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации (скачать документ в формате doc). После восстановления выплаты пенсии гражданину для получения пенсии в каждом последующем году необходимо представлять в Пенсионный фонд России документ о нахождении в живых или являться лично для оформления акта личной явки в соответствующий орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории России, дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. Установление и выплата пенсии на основании международных соглашений (договоров) 10.4. Где можно получить более подробную информацию
Письменные обращения по вопросам пенсионного обеспечения следует направлять в ПФР по адресу: ул. Шаболовка, д. 4, ГСП-1, г. Москва, Российская Федерация, 119991. Письменные обращения по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за рубежом, можно отправить также по факсу: +7 495 987 80 70 или через онлайн-приемную для граждан, проживающих за рубежом, которая находится на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации по адресу: http://pfrf.ru/eservices/send_appeal/ Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, осуществляет прием, консультации граждан и заинтересованных ведомств, организаций по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей. Прием ведется по адресу: г. Москва, ул. Анохина, д. 20А. Непосредственный прием посетителей ведет отдел по приему граждан и рассмотрению обращений (клиентская служба) ежедневно по рабочим дням в порядке живой очереди с понедельника по четверг с 9:30 до 17:00 и по пятницам с 9:30 до 16:00. Также за консультацией можно обратиться по многоканальному справочному телефону клиентской службы Департамента: +7 495 987 80 30.
11. Выплата пенсии при смене места жительства
Зачастую пенсионеры меняют место жительства на территории РФ. В этом случае необходимо своевременно уведомить Пенсионный фонд, чтобы выплатное (пенсионное) дело было переправлено по новому месту жительства. На граждан, переехавших за пределы России, как в дальнее, так и в ближнее зарубежье, этот порядок не распространяется. Для них установлен другой порядок выплаты пенсии. 11.1. Куда обратиться?
Выплату пенсии производит территориальный орган Пенсионного фонда по месту нахождения пенсионного дела на основании заявления пенсионера. Это означает, что для запроса выплатного (пенсионного) дела с прежнего места жительства вам необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда России по новому месту жительства. Если вы не зарегистрированы по новому месту жительства или месту пребывания на территории РФ, то запрос выплатного (пенсионного) дела оформляется на основании письменного заявления с указанием адреса фактического места проживания. Бланк заявления на запрос пенсионного дела (скачать документ в формате doc). 11.2. Сроки перевода выплатного (пенсионного) дела
Сотрудники Пенсионного фонда России оформляют запрос выплатного (пенсионного) дела и не позднее одного рабочего дня после вашего обращения направляют его в Пенсионный фонд по прежнему месту жительства. Оттуда выплатное (пенсионное) дело направляется к новому месту жительства не позднее трех рабочих дней с момента поступления запроса. После поступления выплатного (пенсионного) дела оформляется распоряжение о постановке его на учет и продлении выплаты пенсии по новому месту жительства не позднее двух рабочих дней с момента его поступления. При этом проверяется правильность установления пенсии по прежнему месту жительства на основании документов пенсионного дела. 11.3. Необходим ли перевод выплатного (пенсионного) дела по новому месту жительства, если пенсия приходит на банковскую карточку?
Да, запрашивать выплатное (пенсионное) дело в связи с переездом следует также в том случае, если по прежнему месту жительства вы получали пенсию на счет банковской карты. Дело в том, что в выплатном (пенсионном) деле содержится вся необходимая информация, которая может понадобиться вам и сотруднику ПФР по новому месту жительства. К примеру, для перерасчета размера пенсии. 11.4. Смена доставщика пенсии
Сменить доставщика пенсии или способ доставки можно в любой момент. Для этого необходимо письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда России по месту получения пенсии. В заявлении вам необходимо указать доставочную организацию и способ доставки пенсии, а также реквизиты счета (если через банк).
Бланк заявления на выбор способа доставки пенсии (скачать документ в формате doc).
12. Как оформить компенсационную/ежемесячную выплату по уходу за нетрудоспособным гражданином, ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы
Тем гражданам, кто по состоянию здоровья не может самостоятельно ухаживать за собой и вести быт, как правило, кто-нибудь помогает. Неработающие трудоспособные граждане, которые осуществляют уход, имеют право на получение компенсационной или ежемесячной выплаты. 12.1. Виды выплат ухаживающим лицам
Компенсационная выплата Устанавливается неработающему трудоспособному гражданину, который осуществляет уход за нетрудоспособным гражданином, независимо от факта совместного проживания и от того, является ли он членом его семьи. К нетрудоспособным гражданам, за которыми осуществляется уход, относятся:
Ежемесячная выплата Устанавливается неработающему трудоспособному гражданину, который осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Компенсационная/ежемесячная выплата по уходу устанавливается одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого нетрудоспособного гражданина, ребенка-инвалида и инвалида с детства I группы на период ухода за ними и выплачивается ежемесячно. Размер компенсационной выплаты составляет 1 200 рублей. Размер ежемесячной выплаты составляет: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) – 5 500 рублей, другим лицам – 1 200 рублей. Для граждан, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат от проживающих там граждан, указанный размер выплат увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Этот коэффициент применяется в данных районах (местностях) при определении размеров пенсий. 12.2. Куда обратиться?
Для назначения компенсационной или ежемесячной выплаты гражданину, который осуществляет уход, необходимо обратиться в орган, осуществляющий выплату пенсии гражданину, за которым осуществляется уход. 12.3. Какие документы представить?
Если перечисленные документы есть в пенсионном деле гражданина, за которым осуществляется уход, их представлять не нужно. Если нетрудоспособный гражданин, ребенок-инвалид или инвалид с детства I группы является получателем пенсий по линии ПФР и одновременно силового ведомства, ухаживающее лицо вправе обратиться по месту получения любой пенсии. При этом понадобится справка (сведения) о неназначении компенсационной/ежемесячной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином, ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы, которую выдает орган, осуществляющий выплату соответствующей пенсии. За консультацией по вопросам представления необходимых документов следует обращаться к специалистам клиентской службы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или пенсионной службы соответствующего силового ведомства. Бланк заявления на ежемесячную/компенсационную выплату (скачать документ в формате doc). Бланк заявления нетрудоспособного гражданина, инвалида с детства I группы или законного представителя ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет о согласии на осуществление ухода конкретным лицом (скачать документ в формате doc). 12.4. Сроки назначения
Компенсационная или ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором гражданин, осуществляющий уход, обратился за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий выплату пенсии гражданину, за которым осуществляется уход, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату. При этом компенсационная или ежемесячная выплата производится к установленной нетрудоспособному гражданину, ребенку-инвалиду или инвалиду с детства I группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним. Если наступили обстоятельства, влекущие прекращение осуществления компенсационной/ежемесячной выплаты, гражданин, осуществляющий уход, обязан известить об этом в течение пяти дней орган, осуществляющий выплату пенсии гражданину, за которым осуществляется уход.
13. Как получить ежемесячную денежную выплату (ЕДВ)?
Ежемесячная денежная выплата предоставляется определенным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов, включая детей-инвалидов, бывших несовершеннолетних узников фашизма, лиц, пострадавших в результате воздействия радиации. Если гражданин имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, которое предусматривает более высокий размер выплаты. Если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по нескольким федеральным законам, ему предоставляется одна ЕДВ по одному из оснований по выбору гражданина. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля исходя из уровня инфляции в стране за предыдущий год. Для различных категорий граждан размер ЕДВ разный. Граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно сообщать в территориальный орган Пенсионного фонда России об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, а также влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты. 13.1. Кто имеет право на получение ЕДВ?
ЕДВ предоставляется отдельным категориям граждан из числа:
Полный перечень граждан, имеющих право на получение ЕДВ (скачать документ в формате doc). 13.2. Куда обратиться?
За назначением ЕДВ необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной). Если гражданин РФ не имеет подтвержденного регистрацией места жительства, необходимо подать заявление в территориальный орган по месту фактического проживания. В этом случае фактическое проживание подтверждается заявлением, а не паспортом или временной регистрацией. Если гражданин уже получает пенсию, ему необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту нахождения выплатного дела, то есть туда, куда он обращался за назначением пенсии. Гражданину, который проживает в стационарном учреждении социального обслуживания, необходимо обратиться в Пенсионный фонд России по месту нахождения этого учреждения. Когда ежемесячная денежная выплата назначается несовершеннолетнему или недееспособному, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом если родители ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей, с которым проживает ребенок. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за установлением ежемесячной денежной выплаты самостоятельно. 13.3. Какие документы представить?
Назначение и выплата ЕДВ производятся на основании заявления гражданина (его представителя) с документами, подтверждающими право на получение ЕДВ. Поскольку существует несколько десятков категорий получателей ЕДВ, узнать о перечне документов, который необходимо представить именно вам, можно в Пенсионном фонде России по месту жительства. В заявлении о назначении ЕДВ должна содержаться следующая информация:
Заявление должно быть подписано гражданином, а в случае обращения через представителя – этим представителем. Вместе с заявлением об установлении ЕДВ необходимо представить следующие документы:
При необходимости прилагаются документы, удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя), подтверждающие родственные отношения, нахождение нетрудоспособного лица на иждивении и т. п. Подробный перечень документов для назначения ЕДВ (скачать документ в формате doc). Бланк заявления на назначение ЕДВ (скачать документ в формате doc). 13.4. Сроки назначения ЕДВ
Решение о назначении либо об отказе в назначении ЕДВ выносится в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления. Еще 5 дней отводится на то, чтобы проинформировать заявителя о принятом решении. Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату, на срок, в течение которого гражданин относится к той категории, которая имеет право на ЕДВ. 13.5. Выплата ЕДВ
Доставка ЕДВ осуществляется за текущий календарный месяц. Если гражданин является пенсионером, то выплату он получит одновременно с пенсией. Доставка ЕДВ будет осуществляться тем же способом, что и доставка пенсии: либо через Почту России, либо через банк, либо через другую организацию, занимающуюся доставкой пенсии. Для изменения способа доставки необходимо обратиться с заявлением в отделение Пенсионного фонда России. Гражданину, законным представителем которого является социальное учреждение, ежемесячная денежная выплата может перечисляться на счет указанного учреждения. Если гражданин не является пенсионером, то он должен выбрать способ доставки (через Почту России, через банк либо через другую организацию, занимающуюся доставкой пенсии) и подать заявление о доставке социальной выплаты. Полный перечень организаций, занимающихся доставкой пенсии в Вашем регионе (в том числе осуществляющих доставку пенсии на дом), есть в распоряжении Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или фактического проживания. Бланк заявления о доставке социальной выплаты (скачать документ в формате doc).
14. Как получить набор социальных услуг?
Набор социальных услуг (НСУ) предоставляется получателям ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). НСУ включает в себя медицинскую, санаторно-курортную и транспортную составляющие. При этом гражданин может выбрать: получать социальные услуги в натуральной форме или их денежный эквивалент. 14.1. Куда обратиться?
Поскольку набор социальных услуг – это часть ежемесячной денежной выплаты, для его получения дополнительно идти в Пенсионный фонд или писать отдельное заявление не нужно. За установлением ЕДВ федеральный льготник обращается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или проживания с письменным заявлением. При установлении ЕДВ у гражданина автоматически возникает право на получение набора социальных услуг в натуральной форме. Исключения – граждане, которые относятся к категориям подвергшихся воздействию радиации. Если они хотят получать НСУ в натуральной форме, им необходимо написать заявление о предоставлении НСУ, которое будет действовать с 1 января следующего года. . Территориальный орган Пенсионного фонда России выдает гражданину справку установленного образца о праве на получение набора социальных услуг. В справке указываются: категория льготника, срок назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги, на которые гражданин имеет право в текущем году. Справка действует на всей территории России. При обращении в лечебно-профилактические учреждения, а также в железнодорожные кассы пригородного сообщения гражданин предъявляет следующие документы:
14.2. Из чего состоит набор социальных услуг?
14.3. Натуральная форма или денежный эквивалент?
Гражданин принимает решение, в каком виде ему удобно получать социальные услуги: в натуральной форме или в денежном эквиваленте, и подает в территориальный орган Пенсионного фонда России соответствующее заявление. При этом заявление о сделанном выборе достаточно подать один раз. После чего нет необходимости ежегодно подтверждать свое решение. Поданное заявление будет действовать, пока гражданин не изменит свой выбор. Только в этом случае ему нужно будет до 1 октября текущего года обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда России. Поданное заявление будет действовать с 1 января следующего года. Обратиться с заявлением можно непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации или фактического проживания либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которым Пенсионный фонд Российской Федерации заключил соответствующее соглашение, либо другим способом. Важно понимать, что набор социальных услуг является частью ежемесячной денежной выплаты. Поэтому ЕДВ начисляется с учетом решения об отказе от получения набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг либо двух любых социальных услуг из этого набора. Другими словами, при получении НСУ в натуральной форме его стоимость вычитается из суммы ЕДВ. Если гражданин отказывается от получения набора социальных услуг (одной любой социальной услуги или двух любых социальных услуг) в пользу денежного эквивалента, их стоимость не вычитается из суммы ЕДВ. При подаче заявления об отказе от получения НСУ, о предоставлении НСУ, о возобновлении предоставления НСУ или об отзыве ранее поданного заявления при себе необходимо иметь только паспорт РФ. Бланк заявление об отказе от получения НСУ (скачать документ в формате doc). Бланк заявления о предоставлении НСУ (социальной услуги) (скачать документ в формате doc). Бланк заявления о возобновлении предоставления НСУ (социальной услуги) (скачать документ в формате doc). Бланк заявления об отзыве ранее поданного заявления об отказе от получения НСУ (социальной услуги), о предоставлении НСУ (социальной услуги) или о возобновлении предоставления НСУ (социальной услуги) (скачать документ в формате doc).(скачать документ в формате doc). Форма выписки из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (скачать документ в формате doc).
15. Как неработающим пенсионерам-«северянам» получить компенсацию за проезд к месту отдыха и обратно?
Неработающие пенсионеры, которые получают трудовые пенсии по старости и по инвалидности и при этом проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года. При этом место отдыха должно находиться на территории России. 15.1. Виды компенсации
15.2. Ограничения в сумме компенсации
Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:
15.3. Куда обратиться?
Для получения компенсации пенсионеру необходимо представить в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства (или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг). 15.4. Какие документы представить?
Перечень документов для получения компенсации в виде предоставления проездных документов:
Перечень документов для получения компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов:
У нас есть похожие статьи и новости:
|
|