ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Подвиг колхозника

Изменить размер шрифта

К 80-летию перегоночной авиатрассы Аляска – Сибирь. Продолжаем публикацию очерков М. И. Денискина из книги «Летящие».

Садки: место падения истребителей. Иркутские поисковики осматривает обломки

Ранее:

Однажды в почте обнаружил письмо с родины – из Мамско-Чуйского района, и сразу собрался в дорогу. На месте охотник Николай Каурцев рассказал, что на его лесоучастке лежат обломки двух истребителей «Эйркобра»:

«Мне отцов брат говорил: шли самолеты группой, вдруг треск раздался, будто палку сухую сломали, дым пошел, и самолеты стали падать. Старожилы-то утверждают, что они столкнулись. Будто бы один летчик выпрыгнул с парашютом. Его с раной на голове из тайги вынес наш колхозник...

Позже, когда архивы рассекретили, я узнал подробности этой трагедии:

«13 октября 1943 года группа из семи самолетов летела из Якутска в Киренск. В районе Витима на высоте 3 000 метров группа обгоняла летевший правее и ниже на 150-200 метров пассажирский гидросамолет «Морской «Дуглас». Майор Морозов летел замыкающим в левом пеленге. При перестраивании он на короткое время попал в облачность и, потеряв самолеты из виду, вклинился в строй и столкнулся с самолетом П-39 лейтенанта Федотова. В момент столкновения самолет Морозова загорелся и перешел в беспорядочное падение. Майор Морозов погиб. Самолет Федотова перешел в штопор и только на высоте 150-200 метров летчик отделился от него, раскрыл парашют и приземлился, получив при этом ранение...»

В ту пору деревня Рысья относилась к Киренскому району. В 1951 году ее передали в Мамско-Чуйский район. А 24 декабря 2019 года закон по области вышел: мол, упразднена Рысья (слово-то какое придумали «упразднена» – словно ей, горемычной, праздник какой выпал)...

Так вот, жил в Рысьей Михаил Ахметович Габидулин. На фронт его не взяли по причине возраста: было мужику уже за 50. В тот день отдыхал Михаил Ахметович. А заслышав гул, накинул дошку и вышел наружу поглядеть. Маленькие племяшки Толик и Альбинка возились во дворе. Собаки Чир и Шайтанка уже радостно прыгали и тявкали в небо – там строем «клин» плыли самолеты.

Иван Федотов (на фото – курсант авиаучилища)

Они гудели чуть не ежедневно, и все деревенские знали: то наши летчики гонят американские самолеты из Якутска на Киренск – для фронта. Габидулин уже повернулся было, как вдруг за спиной моторы резко взвыли и раздался глухой удар металла. Он обернулся и – обмер! В воздухе, ревя и кувыркаясь, падали обломки машин...

Кинулся к дверям, но вернулся. Собаки и ребятишки замерли. А вдали, как белый цветок, раскачиваясь, спускался парашют! С этой секунды все стало ясно. Главное – точнее засечь место, где за горной грядой исчез парашютист.

...И только когда совсем стемнело, Михаил Ахметович почувствовал, что мороз-то сильно озлился. Он глянул в черное небо с рассыпанными звездами и стал ладить факел. Дышал тяжело: по сугробам-то переть непросто, под шапкой волосы взмокли, спина вспотела.

Дай прикинуть: сейчас часов восемь, за свет отмахал верст двадцать, путь торил ровно, значит, уже близко. Он поджег скрученную бересту на палке и свистнул собак:

– Искать! Живо мне! Ну-ка, искать!

Сметливые звероловки молча кинулись в чащу. И почти тотчас залаяли.

– Слава богу, живой! – охотник умел различать лай своих помощниц.

Габидулин поспел вовремя: летчик лежал на полянке, наполовину прикрытый парашютом, был без сознания и уже шибко закоченел. Собаки бегали, лаяли, но лежащий не шевелился. Охотник цыкнул на собак и осторожно уложил летчика на нарты. Нащупал «молнию» (вроде, крови не видно), расстегнул куртку, припал ухом, – кажись, живой.

Болтнув фляжкой, влил в рот глоток спирта. Летчик закашлялся, открыл глаза и сразу потянулся за пистолетом:

– Ты кто?

– Здешний я, Габидулин, охотник.

– А я где? И где Морозов? Он живой?

– Самолет разбился. Ты прыгнул с парашютом. Больше ничего не знаю.

– Дядька, надо искать Морозова, слышишь?

– Ночь на носу! Кого искать, где? Сам-то идти можешь?

Летчик привстал, но застонал и рухнул на нарты.

– Да скажи ты мне: где болит? Ты ранен? Что-нибудь сломал?

– Голова...

Охотник потянул с летчика шлемофон и ахнул: шлемофон был тяжел от крови и вся голова – окровавлена. «Надо делать перевязку скорее!»

– И ноги...

– Что – ноги? Болят?

– Наоборот! Я... я их не чувствую... Дядька!

– Это худо, но ничо! Ты лежи-ка смирно. Я сейчас...

Вскоре возле саней трещал костер, в котелке закипала вода, куда охотник сыпанул горсть целебной травки. Разорвав прихваченную из дома рубаху, отмыл кровь, увидел рваную рану на лбу – туго перетянул чистыми лоскутами. Шлемофон замерз, стал каменным. Михаил Ахметович осторожно надел на голову летчика свою шапку, сам накинул меховой капюшон.

Потом, поочередно снимая унты и краги, спиртом растер летчику ступни, ладони, грудь. Напоил горячим настоем. Нарезал бересты на факел – поджег его и забросал костер. Ремнями притянул летчика к нартам:

– Ну, парень, нам с тобой сейчас надо шибко бежать. Готов?

Летчик слабо махнул рукой.

«Допру ли живого? Какие у него раны – кто знает? Ну, Господи, помогай...»

Пламя отбрасывало на деревья жуткие сполохи. Встал на камусы.

Еще раз глянул на компас. Натянул лямку нарт. Тронулись...

Альбине Ибрагимовне, племяннице Михаила Ахметовича, в ту пору было шесть лет. В семье их, детишек, было шестеро (да двое родились после войны). Отец на фронте. Мама – Мария Демидовна – целый день в колхозе. Вот бездетный дядя и взял племяшек к себе: все-таки легче.

Уже в преклонном возрасте Альбина Ибрагимовна вспоминала: «Мы с братом жили у дяди... Самолеты те я помню – они как будто играли в воздухе. А потом столкнулись и стали падать… Пилота привезли, он большой был. Голову ему перевязали… Постелили на пол тулупы, так он и лежал у нас…»

Николай Константинович Каурцев (Фото Юрия Лыхина)

Утром, когда колхозники утрамбовали снег и обозначили срубленными елками полосу, проревел над крышами транспортник. Сделав несколько кругов, на своих растопыренных лыжах сел на Лену и заглушил моторы. Деревенские обступили машину: шутка ли – впервые к ним пришел такой огромный самолет!

Габидулин повел отряд лыжников к месту катастрофы. Дня через три заявился домой. Худой, небритый, он ни с кем не говорил, не здоровался. Нарубил собакам рыбы и завалился спать...

Что же произошло в небе на границе Якутии и Иркутской области?

Ветеран трассы бортрадист Виктор Дмитриевич Глазков вспоминал:

– В тот день наш Си-47 вылетел из Якутска чуть раньше группы истребителей. При пролете Олекминска по командной рации услышали тревожный разговор между летчиками группы майора Алпатова. В разговор мы не вмешивались, чтобы не отвлекать лидера. По прилете в Киренск узнали подробности происшествия.

В районе поселка Мухтуя (ныне город Ленск. – Прим. М. Д.) группа Алпатова догнала самолет «Морской «Дуглас». Майор Морозов решил поразвлечься, то есть «атаковать» идущий ниже их по высоте «Дуглас». Лидер группы майор Алпатов, услышав по рации о его намерении, запретил нарушать строй.

Морозов, проигнорировав запрет, вместе с напарником пошел «в атаку» на «Дуглас». При выходе из пикирования истребители столкнулись. Морозов упал со своим самолетом и погиб, его напарнику удалось выпрыгнуть и приземлиться на парашюте...

А что же наш герой?

Оказывается, история не окончилась. По весне 1944 года наехал в Рысью председатель Паршинского сельсовета Громов. Народ пришел со своими табуретками. Был солнечный день. С крыш капало. Тетки и молодухи смеялись, предвкушая праздник. Председатель прямо из кошевы поздравил их с 8 Марта. Потом раздал грамоты и невеликие премии.

– А теперь, товарищи дорогие, я хочу выполнить особое поручение нашей Партии и Красной армии. Я от себя говорить не стану. А зачту я вам документ государственного значения. Слушайте:

«13 октября 1943 года на участке Якутск – Киренск на высоте 3 000 метров произошло в воздухе столкновение двух самолетов П-39. Один из самолетов, пилотируемый лейтенантом Федотовым, после столкновения перешел в беспорядочное падение и упал на землю.

От сильного сотрясения при столкновении лейтенант Федотов потерял сознание, но все же на высоте 150-200 метров выбрасывается на парашюте и приземляется в непроходимой сибирской тайге.

Товарищ Габидулин, наблюдая падение самолета и парашютиста, сразу же приметил место приземления.

Несмотря на отказ других колхозников идти на розыски летчика из-за непроходимости болотистой местности и тайги, товарищ Габидуллин, не теряя ни одной минуты, рискуя своей жизнью погибнуть в тайге, решился идти на розыски один.

Преодолевая все трудности прохода по тайге и болоту, на расстоянии 25 км обнаруживает застрявший парашют на верхушках деревьев и лежащего около него летчика Федотова, который уже находился в бессознательном состоянии и полузамерз.

Не имея возможности медикаментов и других средств для приведения в сознание товарища Федотова, товарищ Габидулин его при помощи костра согревает и в бессознательном состоянии выносит на себе в деревню Рысьино, где при помощи медперсонала товарища Федотова приводят в сознание.

Таким образом колхозник товарищ Габидулин своим бесстрашным поступком, чувствуя заботу о воинах Красной армии, не страшась своей смерти и трудностей по тайге и вязкому болоту, вынес и спас жизнь летчику.

При помощи товарища Габидулина были также найдены и аварийные самолеты».

За этот свой подвиг Михаил Ахметович награждается медалью «За трудовое отличие». Указ подписал сам Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Калинин Михаил Иванович! Наши поздравления! – и председатель захлопал в ладоши.

Габидулин встал. И пока ему прикалывали серебряную медаль на телогрейку, пока совали в руки грамоту и сафьяновую коробочку, все отворачивался и тер глаза рукавицей. Неказистый с виду, этот щупленький мужичок свою маленькую войну здесь, на Лене, встретил достойно. И победил...

Майора Морозова похоронили в Олекминске. А про лейтенанта Федотова Ивана Александровича удалось узнать совсем немного.

Родился 29 августа 1919 года в Бугульме Мелеузовского района Башкирской АССР.

В РККА с 23 ноября 1938 года. Окончил 1-е Чкаловское военно-авиационное училище в 1939 году, служил в 32-м ИАП ЗабВО. На фронте с 20 июня 1942 года: командир звена 187 ИАП.

На перегоночной трассе с 28 августа1942 года.

6 апреля 1985 года награжден орденом Отечественной войны II степени.

Более никаких сведений о дальнейшей службе лейтенанта у меня нет. Остается предположить, что в той катастрофе он получил травмы, несовместимые с летной работой. А возможно, за участие в «небесном трюкачестве» был отправлен на фронт. И коли в юбилейном, 1985 году был награжден орденом, значит, благополучно дожил до этого времени.

Сейчас невозможно отделить истину от легенды. Например, в семье Каурцевых верят, что после выздоровления лейтенант встречался со своим спасителем и что они якобы подружились. Говорят, у Федотова не было родных, и он перевел свой денежный аттестат семье Габидулиных. А будто бы в апреле 1945 года в Рысью пришла похоронка на погибшего в Польше капитана Федотова...

Вероятно, дружили, и денежный аттестат был. Но какая может быть «похоронка», если в 85-м году Федотова наградили орденом?

В 2010 году известный сибирский историк-краевед Юрий Петрович Лыхин «со товарищи» прошел вниз по Лене на двух надувных лодках. Когда добрались до деревни Паршино, то увидели на берегу единственный обитаемый дом, где их хлебосольно встретил хозяин – Николай Константинович Каурцев.

Он и родился в Паршино. Отсюда в 1972 году отправился на армейскую службу. А когда вернулся, то деревня оказалась «упраздненной». Нет, люди здесь еще жили, но уже начали потихоньку разъезжаться по свету. А сельсовет был передан в Чую. Каурцев уехал тоже, но каждое лето проводит в родных местах.

Теперь же в кинутых деревнях никого нет. Еще немного – и никто не покажет место, где среди деревьев лежат (или уже нет?) остатки двух истребителей. Территория еще принадлежит Мамско-Чуйскому району. По Лене еще ходят грузовые и пассажирские суда. В бинокли и объективы фотокамер люди еще разглядывают живописные берега.

Надо ли на берегу поставить хоть простенький обелиск – в память погибшего летчика и героя-колхозника?

Или нет в том нужды?..

(Печатается в сокращении, полностью очерк опубликован в книге «Летящие»).

  • По вопросу приобретения книги можно звонить автору: 8-950-050-65-72.

  • Расскажите об этом своим друзьям!