НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Путь через Арктику

30 Сентября 2022 г.

К 80-летию перегоночной авиатрассы Аляска – Сибирь. Продолжаем публикацию очерков М. И. Денискина из книги «Летящие».

Борис Кузнецов (слева) с боевым товарищем. Пе-2 стартуют в перелет (аэродром Белая)

Борис Кузнецов (слева) с боевым товарищем. Пе-2 стартуют в перелет (аэродром Белая)

Ранее:

Сын летчика восстанавливает боевой путь отца

Знаменитая арт-группа «Хор Турецкого» прилетела в Иркутск поздним вечером. Следующий свободный день (концерт был назначен на вечер) артисты решили провести с толком: осмотреть достопримечательности и, конечно, побывать на Байкале. Но один человек осознанно отделился от своего коллектива: в 10 утра Михаил Кузнецов уже поджидал меня у гостиницы.

Опустив детали нашего знакомства, скажу о сути: каждый, кто всерьез интересуется историей отечественной авиации, попадает в некое сообщество, наше негласное братство влюбленных в небо. А интерес Кузнецова как раз и был не праздным: долгое время, год за годом, он воссоздает биографию своего отца – советского полярного и военного летчика…

Борис Кузнецов родился 2 мая 1912 года в деревеньке Паново Рузского уезда Московской губернии. Как и когда деревенский паренек увлекся авиацией – неизвестно, но почему это произошло – можно точно предположить. Молодая Россия 30-х годов прошлого столетия была не только гигантской стройкой. Страна стала школой, где всюду и всему учились, и военные науки тогда были на первом месте.

Сейчас крылатый путь этого человека, к сожалению, можно проследить лишь по скупым строкам послужного списка. Первая запись: с июля 1935 г. по август 1937 г. – курсант Николаевской школы морских летчиков Управления полярной авиации Главного управления Северно-Морского пути. По окончании школы полгода стажируется в Московском особом отделе УПА ГУСМП…

Главсевморпуть (или Севморпуть – так его еще сокращенней называли) в 30-е годы – одно из самых мощных и влиятельных предприятий Советского Союза. Оснащенное ледоколами, самолетами и различными судами, оно исследовало Заполярье. Работники ГУСМП, совершавшие рекордные перелеты и зимовавшие во льдах на дрейфующих станциях, становились – наряду со стахановцами и артистами – национальными героями.

Михаил Кузнецов с автором (Иркутский авиазавод)

Михаил Кузнецов с автором (Иркутский авиазавод)

Но научные исследования (большей частью – засекреченные) региона Северного Полюса, оказывается, были делом второстепенным. Высшее руководство страны знало: наши интересы в Арктике – стратегические, имеющие важное оборонное значение (вскоре начавшаяся война с Германией подтвердит это)...

Из столицы молодого летчика командируют на север Тюменской области, в Обскую авиагруппу Севморпути, а с мая 1938 года переводят в Енисейскую авиагруппу, где ему предстоит работать до самого начала Великой Отечественной войны и освоить (помимо У-2 и Р-5) гидросамолет МБР-2 и двухмоторный Ли-2.

А 46 пилотов этого подразделения по трассам протяженностью почти 8000 километров обеспечивали метеоразведку и проводку ледовых караванов, обслуживали порты Дудинка, Хандыга, Диксон, Игарка, многочисленные рудники, зверосовхозы и, конечно, главный объект – Норильский горно-металлургический комбинат.

Напомню читателям: тогда все авиагруппы и авиаотряды, базировавшиеся от Красноярья до Якутии включительно, подчинялись Восточно-Сибирскому управлению гражданского воздушного флота с центром в Иркутске. Собственно, с этого времени в жизни полярного летчика Бориса Кузнецова начинается «иркутская страница»: несомненно, он не раз по делам службы бывал в нашем городе.

В первые же дни войны в ГВФ формируются несколько авиагрупп особого назначения, они подчиняются Наркомату обороны, авиаторы считаются мобилизованными в Красную Армию, а потому носят военную форму и соответствующие звания. Одной из таких групп – 12-й Особой – предстояло перегонять для фронта бомбардировщики, которые в глубоком тылу строили Иркутский имени В. И. Сталина авиазавод № 39 и авиазавод № 126 в Комсомольске-на-Амуре.

Вспоминается рассказ иркутского ветерана Льва Ивановича Бадина (ныне покойного). Родился он в Тайшете, после 9 класса окончил курсы радистов, а уже перед самой войной – прошел подготовку в Летном центре Новосибирска:

«Мы рвались на войну, рапорты писали, а попали в 12-ю Особую авиагруппу. При заводе Комсомольска-на-Амуре был аэродром Дзёмги. Оттуда и начали перегонять на запад бомбардировщики ДБ-3Ф (позже их назвали Ил-4). Перелеты были долгими, уставали мы сильно. Ночевали в Хабаровске, под Читой, в Красноярске. Иногда садились здесь, на Белой. У «Ил-четвертого» дальность приличная: в самом начале войны с них Берлин бомбили. А мы летали практически в любую погоду – такая задача стояла. За срыв – под трибунал…

– А если нет погоды? Если, допустим, облачность прижимает к земле?

– А «компас Кагановича» на что? – улыбается Бадин.

Я не понимаю:

– Разве Лазарь Моисеевич какой компас изобрел?

– Нет, конечно. Но Каганович в ту пору был наркомом путей сообщений. Вот мы и снижались к железной дороге – по ней визуально и ходили. В Свердловске заряжали пулеметы и уже с боезапасом гнали до Москвы, Тамбова, Рязани (Дягилево). А потом с Иркутска пошли Пе-2. Обучение на них – не мед: «петляков» на пикировании под углом в 70 градусов давит перегрузками так, что терпеть невозможно…

– А катастрофы у вас бывали?

Задумывается. Потом медленно говорит:

– Я летал здесь с июня по декабрь 1942 года. В нашей группе все летчики были гражданские. Опытные. Взять моего командира: Паша Шереметьев, хабаровчанин, летчик от Бога. Нет, при мне – никто не падал…»

Увы, старый радист был неправ: в 12-й ОАГ (сформированной из гражданских авиаторов) потери были минимальными. Но самолеты по трассе все-таки падали. Так, например, 4 июня 1942 года под Иркутском разбился Ил-4 у поселка Горячий Ключ. И после перехода Бадина на Красноярскую трассу катастрофы не прекратились.

Несколько экипажей разбились в Усольском районе. Сюда, на аэродром Белая, самолеты доставляли с Иркутского авиазавода. Здесь их принимали военные летчики (среди них был и лейтенант Борис Кузнецов): облетывали, проверяли вооружение, производили бомбометание. Сравнительно недавно через архивы удалось поименно установить погибших, теперь их имена высечены на памятнике в Тайтурке...

Сегодня в музее Иркутского авиазавода Михаил Кузнецов особенно долго задерживается возле экспозиции о Великой Отечественной войне: разглядывает снимки, вчитывается в документы, что-то записывает и фотографирует на память (чувствую, что сейчас московского гостя отвлекать не следует: он работает, и работа эта жизненно важна для него…)

В мае 1943 года его отца переводят в 105-й вспомогательный авиаполк 73-й вспомогательной авиадивизии Авиации дальнего действия (ВАД АДД) и назначают командиром звена. Полк также перегоняет самолеты для фронта, и здесь через месяц лейтенант Кузнецов получит первую награду – орден Красной Звезды.

22 сентября 1944 года его грудь (уже старшего лейтенанта и командира эскадрильи) украсит еще один орден – Отечественной войны 1-й степени, а через год – второй орден Красной Звезды. 10 марта 1944 года командир полка майор Корчанов представил Кузнецова к награждению орденом Ленина и в том наградном листе написал:

«Старший лейтенант Кузнецов на летной работе с 1937 года, общий налет 3500 часов без аварий и происшествий. Летает на самолетах Ил-4, Ер-2, Си-47, Б-25, А-20Ж (два первые типа, а еще Пе-2 и Пе-3 выпускал Иркутский авиазавод, три другие – американского производства – прим. М. Д.). Летное дело любит. Летает в сложных метеоусловиях. Бережно, с любовью относится к материальной части.

За время пребывания в 105-м ВАП с мая 1943 года перегнал с заводов промышленности в действующие части 79 самолетов, из них на расстояние от 100 до 1000 километров – 22 самолета, от 100 до 3000 километров – 1 самолет, свыше 3000 километров – 56 самолетов. Подготовил двух пилотов.

Эскадрилья тов. Кузнецова перегнала 495 самолетов, подготовила 29 пилотов и в 1944 году первой начала практиковать перегонку самолетов Б-25 из Красноярска в Москву за один день.

Как командир эскадрильи – дисциплинированный, исполнительный, требовательный к себе и к подчиненным. Идеологически выдержан. Морально устойчив. Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан…»

«Хор Турецкого». Михаил Кузнецов – второй ряд, второй слева

«Хор Турецкого». Михаил Кузнецов – второй ряд, второй слева

Однако по каким-то неведомым нам соображениям начальство сочло нужным наградить 33-летнего офицера только орденом Александра Невского. И после расформирования дивизии в 1946 году – в кителе без погон, но с четырьмя орденами и двумя медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией» – Борис Кузнецов пришел в московский аэропорт Внуково, где четыре года отлетал командиром корабля. С 1950 года пилот 1 класса работал в авиации треста «Дальстрой» (позже – Магаданская авиагруппа). Завершил летную карьеру в 1959 году…

…День короток, а многое еще нужно успеть. Из музея авиазавода мы едем в музей аэропорта. По дороге заслуженный артист России Михаил Кузнецов рассказывает:

– Мама вспоминала, что однажды отец вез из Берлина нескольких генералов. В благодарность за безупречный полет они подарили ему трофейное пианино. Оно до сих пор у нас. Сам папа играть не умел, но говорил: «Вырастет Мишка – обязательно станет знаменитым музыкантом!».

А 7 июля 1962 года случился сердечный приступ…

Его похоронили на Ваганьковом…

Мне тогда было всего пять месяцев…

А музыкантом, видишь, я стал – будто отцовский наказ исполнил…

Автор благодарит работников музея Иркутского авиазавода за отзывчивость и многолетнее сотрудничество.

(Полностью очерк опубликован в книге «Летящие»).

  • Расскажите об этом своим друзьям!