НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Едем-курим – дым-идёт!»

12 Октября 2022 г.

К 80-летию перегоночной авиатрассы Аляска – Сибирь. Продолжаем публикацию очерков М. И. Денискина из книги «Летящие».

Воздушный стрелок-радист 2-го ПАП старший сержант Лев Бадин (слева) с боевым товарищем

Воздушный стрелок-радист 2-го ПАП старший сержант Лев Бадин (слева) с боевым товарищем

Ранее:

И быть бы Лёвке Бадину, одиннадцатому ребенку в семье, как отец и мать – железнодорожником. Но все мальчишки тогда бредили авиацией. Однако, мечта – одно. А рабочая профессия и огромная семья – дело совсем другое. Вот я и говорю: по всем прикидкам, парень должен был стать сцепщиком или путейцем, в лучшем случае – машинистом.

Но вмешалась война. Это неправда, что к ней не готовились. Еще как готовились. Вот и к ним в школу пришел начальник аэропорта: хотите быть радистами? Вряд ли он блажил. Или своих забот мало было. Скорее всего, какая-нибудь секретная разнарядка пришла. А ребята только по девять классов закончили. И хотели все. Но взяли нескольких.

Лёвка пришел к отцу: так, мол, и так, на курсы радистов записался. Отец вздохнул:

– Старый я уже. Тебе – жить. Сам и решай…

Они два месяца учили «морзянку». Долбили ее. Пели. А когда стали принимать радиограммы «на слух», начальник сказал: пора. Мальчишки сели на паровоз и поехали в Новосибирск – в Летный центр.

Лёвке было 16. Наступал 1941-й год…

Они все рвались на войну. А их зачислили в 12-ю Особую авиагруппу – на перегонку самолетов с Комсомольска и Иркутска. «Едем-курим-дым-идет!» – говорит Бадин. Это у него присловие такое. Не знаю, может быть, и вправду со стороны это выглядело, как спокойная езда: взлет – набор – полет – снижение – посадка. Отдых или ночевка и – пошел до следующего аэродрома. Но бывший бортрадист не договаривает главного: летели-то в любую погоду – такая задача стояла. А после – командировка на новую трассу.

– Мы в Сеймчан прибыли в самую стужу, – вспоминает Лев Иванович. – Мне тогда подумалось: вот тебе настоящий край света…

Аэродром хоть уже и оборудован был, но условия жизни очень тяжелые. Все строили заключенные. Они в бараках, недалеко и жили: худые, оборванные. Сам поселочек – маленький. А ведь война, людям некуда деваться, местные пристраивались вольнонаемными на аэродром: у нас хоть кормили. Пускай вторая норма, пускай не жирная, но все равно – уже не голодный. У летчиков была высшая норма, так мы от нее еще и наземных техников подкармливали…

– А высшая какая?

– Пятая! Приноровились: обед заказывали сверху, еще на подлете. Сядем – готовь талончики: пятая норма. К ней еще 50 граммов спирта полагалось, а «боевых», то есть водой разведенных – все 100 получалось. Я непьющий. Свою норму отдавал нашему штурману Бредихину. Он мужик здоровый. Накатит «двухсоточку», и ему в самый раз: согревался. «Бостон» – хорошая машина, только холодная. Правда, одевали нас шикарно.

Считай: теплое белье, свитер (на спине – корсетом), теплые штаны на лямках – «ползунки», куртка теплая (у истребителей они короткие были) на белой овчине, а в капюшоне – китовый ус для твердости. На ногах – унты. Или унтята: легонькие, маленькие – на современные китайские «дутыши» похожи.

На голове – теплый подшлемник, сверху шлемофон. На горле – ларингофоны. На руках – краги с клапанами. Знаешь краги? О, это вещь! Сверху кожа, здесь – застежки, можешь расстегнуть и с пальцев снять, они держатся, а пальцы еще в шерстяных перчатках – в них удобней работать. Одно слово: Америка…

– Выходит, не мерзли?

– Еще как мерзли! Я же говорю: «Бостон» – холодный. Трасса и вся-то тяжелая. А уж наш участок от Сеймчана до Якутска… 1200 километров. Три-четыре часа в воздухе. Полюс холода – Оймякон – проходим.

Потом подымаемся над Верхоянским хребтом. 4500 метров – еще можно дышать. Но все время на такой высоте идти нельзя – надо подниматься повыше: на шесть, а то и на восемь тысяч. Тогда надеваем кислородные маски. Но долго дышать кислородом вредно. А снижаться – опасно: высокогорье ошибок не прощает. Тут главное – не уснуть…

– «Бостон», понятно, холодный. А «Б-двадцатьпятый»?

– Теплый! Просторный. Крепость! И в пилотажном отношении хороший. А наши морозы и его одолели. Мы как-то на вынужденную сели в Оймяконе – так неделю не могли вылететь. Мороз – под 70. И наш Б-25 никак не прогревался. Это чуть позже инженер Фокин придумал печки (их называли «фока»): в одной железной бочке – топка, а в другой – горячий воздух. И этот воздух через раструб в двигатель подавался. Вот техники и топчутся всю ночь: в одной руке – ведро мазута, в другой – дрова.

Ох, и напилили же мы дров! Всех на эту работу подключали. В Сеймчане лес в округе на несколько километров вырубили, тракторами вывозили.

– Комары, мошка?

– Не то слово, Михаил! Даже вспомнить жутко. Руки, лица распухали – друг друга не узнавали. Эту привычку – все заготовки летом делать – у местных переняли. Из Марково в Сеймчан рыбу завозили. Бочки под завязку кетой набивали. А из Оймякона – зимой – заячьи тушки везли. Зайцев там видимо-невидимо! Вся дивизия зайчатину и кету уважала…

– Однажды самолетов мало было. Мы на «Б-двадцатьпятом» отлидировали группу в Якутск: всего девять истребителей. А назад, чтобы Си-47 не гонять, на своем же бомбардировщике решили вернуться. Там, в фюзеляже, конечно, узко, но согнувшись, пробраться можно – я сто раз пользовался. А тут – девять мужиков, да у каждого парашют, да еще чемодан с бельишком. Они – привычные: сразу парашют под голову и спать.

Ладно. Едем-курим-дым-идет! А там подлетать к Сеймчану километров 50 – сопки. Ну, снижаемся. Погода плохая. Я уже свое отработал. Сижу, отдыхаю. И вдруг – скрежет! Машина аж подбросилась. И что? Конечно, мы с креном стали «сыпаться» (на жаргоне летчиков это означает «падать» – прим. М. Д.). Смотрю: ребята надевают парашюты и тихонько к люку мостятся. Я на сиденье стрелка встал – вперед хорошо видно. Командир, подполковник Левенберг, ко мне спиной сидит. Гляжу: у него на шее жилы аж вздулись. Ну, думаю, серьезный оборот, может, и мне – поближе к лючку?

Тут снова грохот, и правый «движок» остановился. Командир, конечно, его зафлюгировал (остановившийся винт переводят в положение «флюгера», когда лопасти встают под 90 градусов к набегающему потоку, который проходит «насквозь», в противном случае набегающий поток раскручивает винт «вхолостую», но в обратную сторону – это создает сопротивление и машину будет сильно разворачивать – прим. М. Д.)…

Замолчал. Прошелся по комнате. Снова сел. Вижу: старик заново переживает тот эпизод. Выходит, по-настоящему жутко было. А вот рассказывает суховато. Мне бы расцветить его рассказ (зря что ли учился словам!)... Но не стану. Они, бывалые мужественные люди, красиво говорить не умеют. Это и ценно: вслушайтесь и попробуйте хоть на миг оказаться в том больном самолете, который, натужно ревя одним мотором, пробирается между гор. Каждая минута ужасного полета могла стать последней…

Чуть погодя, Бадин свой рассказ продолжил:

– Ну, топаем... Я стараюсь на торчащий винт не глядеть. Тоскливо. А вокруг – красота. Золотая осень. Но мне не до красоты. Идем по ущелью. Понимаю: курс – на Оймякон. Вдруг я возьми и сдуру всем, кто нас слышит – сигнал бедствия! Без приказа командира! А услышали все. И все подтвердили, что слышат. Чуток легче стало: все-таки поддержка. А радиограмму отстучал такую: «Топаемодномдвижкепосадкаоймяконе».

А с земли все за нами следили. Мы 50 минут шли. Будто хромали. Сели. Как – не помню. Починили «движок». Переночевали. Утром – назад. За тот SOS влетело мне...

Бомбардировщик Б-25 «Митчелл» (на таком отказал двигатель, как рассказывал Лев Иванович)

Бомбардировщик Б-25 «Митчелл» (на таком отказал двигатель, как рассказывал Лев Иванович)

«Б-двадцатьпятый» – классная машина! Пулеметов – не сосчитать. Теплый. Удобный. Вот неприкосновенный запас: галеты пресные, шмат колбасы в консерве салом залит, толстенный шоколад, пачка курева с «верблюдом» (сигареты «Кэмэл» – прим. М. Д.), даже червячки искусственные и крючки были для рыбалки.

Если экономно – на том запасе суток пять можно протянуть. Но в Якутске была школа фельдшериц – мы к ним на танцы бегали. Конечно, любовь платоническая: дальше провожаний и поцелуев не шло. И тех девчонок мы из своего эНЗэ подкармливали. Перегонщикам вообще соперников не было: красавцы! Планшет где-то у пятки болтается. На поясе – крупнокалиберныйый пистолет «кольт-браунинг». Тяжелый! Шлемофон. Краги. Унты. Прямо асы с плаката!

Из «Наградного листа» (орфография сохранена):

«Товарищ БАДИН на трассе с января 1943 г. Летает бортрадистом лидерного экипажа, обеспечил бесперебойной связью перелет 106 групп на участке Сеймчан Якутск протяжением 1200 км. Налетал 360 ч. Материальную часть самолетов Б-25 и А-20 изучил отлично и грамотно эксплоатирует.

Во всех перелетах командира лидерного самолета обеспечивал отличной связью с наземными и самолетными радиостанциями. Бортрадист 1-го класса, принимает и передает 140 знаков смешанного текста в минуту. Дисциплинирован, аккуратен, культурный. Идеологически выдержан, морально устойчив. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической РОДИНЕ – предан...»

15 октября 1945 года командир 1-й Краснознаменной Перегоночной авиадивизии генерал-майор Мельников воздушному стрелку-радисту старшему сержанту Бадину вручил медаль «За победу над Германией». Перегонка закончилась. Надо было возвращаться к мирной жизни.

Но тут перегонщиков срочно вызвали в Иркутск – в штаб военного округа. И говорят: нет, мужики, рано вам по хатам, для вас еще есть дело… Выдали валенки, полушубки, погрузили в теплушки и – на восток. Пока ехали, пайки свои съели до последней крошки.

Остановились в чистом поле. Глядят – новенькие бомбардировщики Ту-2 стоят! И началась у мужиков новая война – длиною, правда, всего в три месяца, без бомб и ракет. Пока в Китае Мао Цзэдун делил власть с Чжу Дэ, полк перебросили в Дальний (Хайрен). Там почти не летали. А после поехали по домам.

Валя Сергеева и Лёва Бадин накануне свадьбы. Иркутск, 1952 год

Валя Сергеева и Лёва Бадин накануне свадьбы. Иркутск, 1952 год

Валя Сергеева работала в Иркутском аэропорту на телетайпе. Ей было только 19, и ни о каком замужестве она пока не помышляла. А этот парень, бортрадист Бадин (подруги сказали, что его Львом зовут, а какой он лев – худенький, стриженый, челочка над бровями), придет в общежитие и сидит молча, кавалер называется…

В свои 27 лет он предложил Вале сердце. Она взяла. Теперь гордятся, что вместе уже 52 года. Валентина Владимировна сказала про мужа просто:

– Жалею я его. Всегда жалела. Он из рейса прилетал – лица на нем не было. Знаете, какая у них нагрузка! Только летчицкие жены знают, каково их мужьям. Поэтому и стараюсь всю жизнь, чтобы в доме все было ладненько да уютно, чтобы ему приятно было…

На этой моей кассете пометка: «2005 г.». Л. И. Бадина не стало 30 марта 2008 года.

(Полностью очерк опубликован в книге «Летящие».)

  • Расскажите об этом своим друзьям!