НА КАЛЕНДАРЕ

Трудяга-воин-рекордсмен – легендарный ИЛ-76

Владимир Леонов, argumenti.ru   
29 Марта 2021 г.

25 марта отмечался юбилей у причастных и не очень к созданию эпохального для отечественной авиации самолёта – тяжёлого военно-транспортного Ил-76. В этот весенний день 1971 года лётчики-испытатели ильюшинской фирмы подняли первый опытный борт с аэродрома на Ходынском поле (чуть больше шести километров от Кремля, теперь не существует, ныне Ходынка застроена элитным жильём и торговыми центрами) и перелетели на аэродром Раменское в Жуковском.

Трудяга-воин-рекордсмен – легендарный ИЛ-76

Пошла работа. Свыше 25 мировых рекордов! У самолёта десятки профессий. И это не самолёт-раритет, а эффективный авиационный комплекс, который продолжает развиваться и совершенствоваться. Сегодня, в день рождения «Ильюши», поднять бокалы за этот самолёт имеют право сотни тысяч людей. Те, кто конструировали, летали, строили. И были им спасены...

Спереди – улыбка, с хвоста – воин

В военной модификации самолёт в хвосте имеет спаренную установку скорострельных пушек ГШ-23. Грозное оружие, между прочим. А вот спереди самолёт дружелюбный и улыбчивый. Посмотрите ему прямо в лицо – рот до ушей! Кабина в два этажа, наверху пилоты, внизу, в «кабинете», штурман. К слову, лётчики «Ильюшу» любят – просторно, удобно. Главное – самолёт способен выживать месяцами в дальних командировках. Поэтому Ил‑76 – топ-самолёт для Азии и Африки. И не только для них. Арктика и Антарктида – тоже место подвигов нашего Геракла.

А начиналось всё традиционно для советской кадровой системы. Как вспоминал генеральный конструктор, дважды Герой Социалистического Труда Генрих Новожилов, однажды завотделом оборонной промышленности ЦК КПСС Иван Сербин заявил прямо: «То, что у тебя будет самолёт, мы в этом не сомневаемся. Ты уже достаточно поработал, прошёл большой путь, вёл самолёты Ил-18, Ил-62, тебя рекомендует сам Сергей Владимирович Ильюшин...» Ил-76 стал первым «авторским» самолётом Генриха Васильевича. Дальше – адская работа. Самолёт удался и до сих пор, в десятках модернизациях и версиях, остаётся главным военно-транспортным самолётом (и не только!) ВВС РФ.

Самолёты, созданные под руководством Новожилова, по сей день остаются гордостью авиации России. В 2013 году на Международном авиакосмическом салоне (МАКС-2013) абсолютно случайно встречаемся с академиком РАН Генрихом Васильевичем. Радостно, с объятиями. Привожу прямую речь на стандартное приветствие «как дела и рад вас видеть»:

– В данный момент презентуют правительству новый Ил‑476 (Ил‑76МД-90А), меня даже не пригласили. Запомните – по аэродинамике, размерам самолёт ни на миллиметр не изменился, как мы его тогда нарисовали, как сделали – так он и есть... А я, генеральный конструктор самолёта, – им не нужен.

Тоннель в хвостовой части Ил‑76, через который можно попасть из задней части грузового отсека в киль самолёта, у техников зовётся «Проспектом Новожилова». Тесно, неудобно, но забраться на пятнадцатиметровую высоту вертикального стабилизатора можно. А для техников – нужно лезть.

Трудяга-воин-рекордсмен – легендарный ИЛ-76

  • Генрих Новожилов

Что насупился, «Ильюха»?
Нынче вылет до зари,
Набивают снова брюхо,
Груз швартуют технари.
Носят ящики солдаты,
И заката акварель,
Только нам не до заката,
Рампа, тельфер, аппарель.
Рампа здесь не значит сцена,
Палуба не значит флот,
Мы не взвинчиваем цену,
Надписью «Аэрофлот».
Мы летаем где стреляют,
Экипажу не впервой,
И «Илью» не испугают,
Грузовик наш боевой.

Автор Николай Анисимов

Немного чудес

Громадный самолёт, с разрешённой взлётной массой в новых версиях хорошо за 200 тонн способен летать за счёт великолепного крыла и его механизации на минимальной скорости 230–240 км/ч. Для десантирования самое оно. Ни один самолёт в мире на это не способен. С него десантировали груз под 50 тонн! Махом – моногруз! Условный кирпич весом полсотни тонн... Никто и никогда этого не делал и не делает. Только Ил-76. А крейсерская скорость на эшелоне – около 850 км/ч.

Опять же кто сбрасывал груз для выживания нашей антарктической станции? Ил-76! Сейчас для самой продвинутой версии Ил-76 открыты все арктические и антарктические просторы. Дальность с двигателями ПС-90‑А76 хорошо подросла. С грузом 20 тонн – 8500 км. 60 тонн отвезёт на 4 тысячи километров.

Возвращаюсь в прошлое. Это из книги Генриха Новожилова «О себе и самолётах».

«В один прекрасный день меня вызывает заместитель председателя Совмина, председатель ВПК Смирнов Л.В.:

– Ил-76 танк перевозить может?

– Нет!

– Такой самолёт должен перевозить танк!»

Надо было поднять десантную нагрузку, загнать Т-72 в кабину, но танк был шире. С танка сняли кумулятивную защиту, и с минимальными зазорами он вроде по расчётам проходил. В ОКБ привезли танк, танкисты – полковник и старшина. Новожилов с ужасом посмотрел и решил, что деревянный макет самолёта обречён:

«Говорю старшине, что нужно загнать этот танк по рампе в грузовую кабину, а потом выкатить его обратно, уже задним ходом...

– Сюда?

– Да.

– Какая проблема...»

Ил-76 – самолёт уникальный. ОКБ напряглось и сделало системы пожаротушения. Сначала 32 тонны огнегасящей смеси, потом довели до 42 тонн! Летают по всему миру, тушат пожары, демонстрируя возможности российской конструкторской и технической мысли. А на первом экземпляре пожарной версии самолёта тушили в начале 90-х пожар на складе боеприпасов в Армении, под Ереваном. И потушили! На борту был первый замминистра МЧС Юрий Воробьёв и сегодняшний генеральный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов. Итог – ордена «За личное мужество» за практические испытания новой техники над фейерверком из снарядов, ракет и всего другого боезапаса. Пилотировал лётчик-испытатель Герой России Игорь Закиров. А в ноябре 1995‑го самолёт с противопожарным оборудованием получил (и оборудование, и самолёт!) Золотую медаль и диплом на Всемирном салоне изобретений и научных исследований в Бельгии «Брюссель-Эврика-95».

Новое оаковское руководство ильюшинской фирмы решило праздников не устраивать, прессу не приглашать. Но тут упёрлось командование ВТА: «Ильюша» – основная рабочая лошадка, «грузовик наш боевой». В итоге позволили отметить юбилей – но тихо... Может быть, боятся, что какой-нибудь шустрый журналист ляпнет: «Новейшему российскому самолёту Ил-76МД-90А – полвека!» А этим гордиться надо! Значит, летом 1966 года, когда вышел Приказ Министерства авиационной промышленности о начале работ по созданию проекта самолёта Ил-76, всё начали делать правильно. И всего через пять лет самолёт вышел на лётные испытания. Повторите успех, господа! Были три года, когда этот сложный и очень крупный самолёт Ташкентский авиазавод выпускал по семьдесят (70!) единиц в год. С юбилеем!

Трудяга-воин-рекордсмен

Особое место занимал Ил-76 в обеспечении воздушных перевозок в Афганистане. Как и в Сирии. В период с декабря 1979-го по 1984 г. в перевозках использовались все типы военно-транспортных самолётов, находящихся на вооружении ВТА, а с 1985 г. использовались только самолёты Ил-76 и Ан-12, причём основной объём перевозок производился на самолётах Ил-76 (89% личного состава и 74% грузов), оказавшихся наиболее эффективными и защищёнными от огня ПВО. ВТА выполнила в Афганистан всего 26 900 рейсов, на долю самолётов Ил-76 приходились 14 700.

К середине 1980-х гг. Ил-76 стал основным самолётом ВТА как по численности (около 50% самолётного парка), так и по боевым возможностям группировки (более 60%). К 1991 г. (год развала СССР и мощной армии) эти показатели достигли соответственно 69% и 70%.

Характеристики самолёта Ил‑76 позволили провести работы по установлению авиационных мировых рекордов. В июле 1975 г. на первом серийном самолёте Ил‑76 экипаж заслуженного лётчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Я.И. Верникова в полёте с грузом массой 70 121 кг достиг высоты 11 875 метров. В этот же день экипаж заслуженного лётчика-испытателя СССР А.М. Тюрюмина в полётах по замкнутому маршруту показал рекордную среднюю скорость полёта 857, 657 км/ч с грузом 70 т на дальность 1000 км. С грузом 70 т на дальности 2000 км была достигнута рекордная средняя скорость 856, 697 км/ч. Несколько дней спустя экипаж А.М. Тюрюмина в полёте с грузом 40 т по замкнутому маршруту протяжённостью 5000 км достиг рекордной средней скорости полёта 815, 968 км/ч.

Отечественное самолетостроение по праву может гордиться своим детищем – ИЛ-76. Стартовав с транспорта военного назначения самолет получил множество модификаций, функционал которых используется в разных направлениях деятельности человека. Например, машина задействуется при тушении лесных пожаров, для транспортировки больных из труднодоступных районов. А еще некоторые модификации Ил-76 способны имитировать состояние невесомости на борту. Для этого используется маневр «парабола Кеплера». Трюк применяется для подготовки космонавтов к условиям антигравитации на космической станции.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.