НА КАЛЕНДАРЕ

Трудяга-воин-рекордсмен – легендарный ИЛ-76

Владимир Леонов, argumenti.ru   
29 Марта 2021 г.

25 марта отмечался юбилей у причастных и не очень к созданию эпохального для отечественной авиации самолёта – тяжёлого военно-транспортного Ил-76. В этот весенний день 1971 года лётчики-испытатели ильюшинской фирмы подняли первый опытный борт с аэродрома на Ходынском поле (чуть больше шести километров от Кремля, теперь не существует, ныне Ходынка застроена элитным жильём и торговыми центрами) и перелетели на аэродром Раменское в Жуковском.

Трудяга-воин-рекордсмен – легендарный ИЛ-76

Пошла работа. Свыше 25 мировых рекордов! У самолёта десятки профессий. И это не самолёт-раритет, а эффективный авиационный комплекс, который продолжает развиваться и совершенствоваться. Сегодня, в день рождения «Ильюши», поднять бокалы за этот самолёт имеют право сотни тысяч людей. Те, кто конструировали, летали, строили. И были им спасены...

Спереди – улыбка, с хвоста – воин

В военной модификации самолёт в хвосте имеет спаренную установку скорострельных пушек ГШ-23. Грозное оружие, между прочим. А вот спереди самолёт дружелюбный и улыбчивый. Посмотрите ему прямо в лицо – рот до ушей! Кабина в два этажа, наверху пилоты, внизу, в «кабинете», штурман. К слову, лётчики «Ильюшу» любят – просторно, удобно. Главное – самолёт способен выживать месяцами в дальних командировках. Поэтому Ил‑76 – топ-самолёт для Азии и Африки. И не только для них. Арктика и Антарктида – тоже место подвигов нашего Геракла.

А начиналось всё традиционно для советской кадровой системы. Как вспоминал генеральный конструктор, дважды Герой Социалистического Труда Генрих Новожилов, однажды завотделом оборонной промышленности ЦК КПСС Иван Сербин заявил прямо: «То, что у тебя будет самолёт, мы в этом не сомневаемся. Ты уже достаточно поработал, прошёл большой путь, вёл самолёты Ил-18, Ил-62, тебя рекомендует сам Сергей Владимирович Ильюшин...» Ил-76 стал первым «авторским» самолётом Генриха Васильевича. Дальше – адская работа. Самолёт удался и до сих пор, в десятках модернизациях и версиях, остаётся главным военно-транспортным самолётом (и не только!) ВВС РФ.

Самолёты, созданные под руководством Новожилова, по сей день остаются гордостью авиации России. В 2013 году на Международном авиакосмическом салоне (МАКС-2013) абсолютно случайно встречаемся с академиком РАН Генрихом Васильевичем. Радостно, с объятиями. Привожу прямую речь на стандартное приветствие «как дела и рад вас видеть»:

– В данный момент презентуют правительству новый Ил‑476 (Ил‑76МД-90А), меня даже не пригласили. Запомните – по аэродинамике, размерам самолёт ни на миллиметр не изменился, как мы его тогда нарисовали, как сделали – так он и есть... А я, генеральный конструктор самолёта, – им не нужен.

Тоннель в хвостовой части Ил‑76, через который можно попасть из задней части грузового отсека в киль самолёта, у техников зовётся «Проспектом Новожилова». Тесно, неудобно, но забраться на пятнадцатиметровую высоту вертикального стабилизатора можно. А для техников – нужно лезть.

Трудяга-воин-рекордсмен – легендарный ИЛ-76

  • Генрих Новожилов

Что насупился, «Ильюха»?
Нынче вылет до зари,
Набивают снова брюхо,
Груз швартуют технари.
Носят ящики солдаты,
И заката акварель,
Только нам не до заката,
Рампа, тельфер, аппарель.
Рампа здесь не значит сцена,
Палуба не значит флот,
Мы не взвинчиваем цену,
Надписью «Аэрофлот».
Мы летаем где стреляют,
Экипажу не впервой,
И «Илью» не испугают,
Грузовик наш боевой.

Автор Николай Анисимов

Немного чудес

Громадный самолёт, с разрешённой взлётной массой в новых версиях хорошо за 200 тонн способен летать за счёт великолепного крыла и его механизации на минимальной скорости 230–240 км/ч. Для десантирования самое оно. Ни один самолёт в мире на это не способен. С него десантировали груз под 50 тонн! Махом – моногруз! Условный кирпич весом полсотни тонн... Никто и никогда этого не делал и не делает. Только Ил-76. А крейсерская скорость на эшелоне – около 850 км/ч.

Опять же кто сбрасывал груз для выживания нашей антарктической станции? Ил-76! Сейчас для самой продвинутой версии Ил-76 открыты все арктические и антарктические просторы. Дальность с двигателями ПС-90‑А76 хорошо подросла. С грузом 20 тонн – 8500 км. 60 тонн отвезёт на 4 тысячи километров.

Возвращаюсь в прошлое. Это из книги Генриха Новожилова «О себе и самолётах».

«В один прекрасный день меня вызывает заместитель председателя Совмина, председатель ВПК Смирнов Л.В.:

– Ил-76 танк перевозить может?

– Нет!

– Такой самолёт должен перевозить танк!»

Надо было поднять десантную нагрузку, загнать Т-72 в кабину, но танк был шире. С танка сняли кумулятивную защиту, и с минимальными зазорами он вроде по расчётам проходил. В ОКБ привезли танк, танкисты – полковник и старшина. Новожилов с ужасом посмотрел и решил, что деревянный макет самолёта обречён:

«Говорю старшине, что нужно загнать этот танк по рампе в грузовую кабину, а потом выкатить его обратно, уже задним ходом...

– Сюда?

– Да.

– Какая проблема...»

Ил-76 – самолёт уникальный. ОКБ напряглось и сделало системы пожаротушения. Сначала 32 тонны огнегасящей смеси, потом довели до 42 тонн! Летают по всему миру, тушат пожары, демонстрируя возможности российской конструкторской и технической мысли. А на первом экземпляре пожарной версии самолёта тушили в начале 90-х пожар на складе боеприпасов в Армении, под Ереваном. И потушили! На борту был первый замминистра МЧС Юрий Воробьёв и сегодняшний генеральный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов. Итог – ордена «За личное мужество» за практические испытания новой техники над фейерверком из снарядов, ракет и всего другого боезапаса. Пилотировал лётчик-испытатель Герой России Игорь Закиров. А в ноябре 1995‑го самолёт с противопожарным оборудованием получил (и оборудование, и самолёт!) Золотую медаль и диплом на Всемирном салоне изобретений и научных исследований в Бельгии «Брюссель-Эврика-95».

Новое оаковское руководство ильюшинской фирмы решило праздников не устраивать, прессу не приглашать. Но тут упёрлось командование ВТА: «Ильюша» – основная рабочая лошадка, «грузовик наш боевой». В итоге позволили отметить юбилей – но тихо... Может быть, боятся, что какой-нибудь шустрый журналист ляпнет: «Новейшему российскому самолёту Ил-76МД-90А – полвека!» А этим гордиться надо! Значит, летом 1966 года, когда вышел Приказ Министерства авиационной промышленности о начале работ по созданию проекта самолёта Ил-76, всё начали делать правильно. И всего через пять лет самолёт вышел на лётные испытания. Повторите успех, господа! Были три года, когда этот сложный и очень крупный самолёт Ташкентский авиазавод выпускал по семьдесят (70!) единиц в год. С юбилеем!

Трудяга-воин-рекордсмен

Особое место занимал Ил-76 в обеспечении воздушных перевозок в Афганистане. Как и в Сирии. В период с декабря 1979-го по 1984 г. в перевозках использовались все типы военно-транспортных самолётов, находящихся на вооружении ВТА, а с 1985 г. использовались только самолёты Ил-76 и Ан-12, причём основной объём перевозок производился на самолётах Ил-76 (89% личного состава и 74% грузов), оказавшихся наиболее эффективными и защищёнными от огня ПВО. ВТА выполнила в Афганистан всего 26 900 рейсов, на долю самолётов Ил-76 приходились 14 700.

К середине 1980-х гг. Ил-76 стал основным самолётом ВТА как по численности (около 50% самолётного парка), так и по боевым возможностям группировки (более 60%). К 1991 г. (год развала СССР и мощной армии) эти показатели достигли соответственно 69% и 70%.

Характеристики самолёта Ил‑76 позволили провести работы по установлению авиационных мировых рекордов. В июле 1975 г. на первом серийном самолёте Ил‑76 экипаж заслуженного лётчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Я.И. Верникова в полёте с грузом массой 70 121 кг достиг высоты 11 875 метров. В этот же день экипаж заслуженного лётчика-испытателя СССР А.М. Тюрюмина в полётах по замкнутому маршруту показал рекордную среднюю скорость полёта 857, 657 км/ч с грузом 70 т на дальность 1000 км. С грузом 70 т на дальности 2000 км была достигнута рекордная средняя скорость 856, 697 км/ч. Несколько дней спустя экипаж А.М. Тюрюмина в полёте с грузом 40 т по замкнутому маршруту протяжённостью 5000 км достиг рекордной средней скорости полёта 815, 968 км/ч.

Отечественное самолетостроение по праву может гордиться своим детищем – ИЛ-76. Стартовав с транспорта военного назначения самолет получил множество модификаций, функционал которых используется в разных направлениях деятельности человека. Например, машина задействуется при тушении лесных пожаров, для транспортировки больных из труднодоступных районов. А еще некоторые модификации Ил-76 способны имитировать состояние невесомости на борту. Для этого используется маневр «парабола Кеплера». Трюк применяется для подготовки космонавтов к условиям антигравитации на космической станции.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
  • За любовь, за женщин, за весну…
    В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
  • Есть женщины в русских селеньях… памяти Риммы Марковой
    К столетию со дня рождения актрисы Риммы Марковой.
  • Россия и Гражданская война
    105 лет назад, 7 марта 1920 года части Красной армии вошли в Иркутск.
  • Жил, как воевал
    Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.