НА КАЛЕНДАРЕ

Трудяга-воин-рекордсмен – легендарный ИЛ-76

Владимир Леонов, argumenti.ru   
29 Марта 2021 г.

25 марта отмечался юбилей у причастных и не очень к созданию эпохального для отечественной авиации самолёта – тяжёлого военно-транспортного Ил-76. В этот весенний день 1971 года лётчики-испытатели ильюшинской фирмы подняли первый опытный борт с аэродрома на Ходынском поле (чуть больше шести километров от Кремля, теперь не существует, ныне Ходынка застроена элитным жильём и торговыми центрами) и перелетели на аэродром Раменское в Жуковском.

Трудяга-воин-рекордсмен – легендарный ИЛ-76

Пошла работа. Свыше 25 мировых рекордов! У самолёта десятки профессий. И это не самолёт-раритет, а эффективный авиационный комплекс, который продолжает развиваться и совершенствоваться. Сегодня, в день рождения «Ильюши», поднять бокалы за этот самолёт имеют право сотни тысяч людей. Те, кто конструировали, летали, строили. И были им спасены...

Спереди – улыбка, с хвоста – воин

В военной модификации самолёт в хвосте имеет спаренную установку скорострельных пушек ГШ-23. Грозное оружие, между прочим. А вот спереди самолёт дружелюбный и улыбчивый. Посмотрите ему прямо в лицо – рот до ушей! Кабина в два этажа, наверху пилоты, внизу, в «кабинете», штурман. К слову, лётчики «Ильюшу» любят – просторно, удобно. Главное – самолёт способен выживать месяцами в дальних командировках. Поэтому Ил‑76 – топ-самолёт для Азии и Африки. И не только для них. Арктика и Антарктида – тоже место подвигов нашего Геракла.

А начиналось всё традиционно для советской кадровой системы. Как вспоминал генеральный конструктор, дважды Герой Социалистического Труда Генрих Новожилов, однажды завотделом оборонной промышленности ЦК КПСС Иван Сербин заявил прямо: «То, что у тебя будет самолёт, мы в этом не сомневаемся. Ты уже достаточно поработал, прошёл большой путь, вёл самолёты Ил-18, Ил-62, тебя рекомендует сам Сергей Владимирович Ильюшин...» Ил-76 стал первым «авторским» самолётом Генриха Васильевича. Дальше – адская работа. Самолёт удался и до сих пор, в десятках модернизациях и версиях, остаётся главным военно-транспортным самолётом (и не только!) ВВС РФ.

Самолёты, созданные под руководством Новожилова, по сей день остаются гордостью авиации России. В 2013 году на Международном авиакосмическом салоне (МАКС-2013) абсолютно случайно встречаемся с академиком РАН Генрихом Васильевичем. Радостно, с объятиями. Привожу прямую речь на стандартное приветствие «как дела и рад вас видеть»:

– В данный момент презентуют правительству новый Ил‑476 (Ил‑76МД-90А), меня даже не пригласили. Запомните – по аэродинамике, размерам самолёт ни на миллиметр не изменился, как мы его тогда нарисовали, как сделали – так он и есть... А я, генеральный конструктор самолёта, – им не нужен.

Тоннель в хвостовой части Ил‑76, через который можно попасть из задней части грузового отсека в киль самолёта, у техников зовётся «Проспектом Новожилова». Тесно, неудобно, но забраться на пятнадцатиметровую высоту вертикального стабилизатора можно. А для техников – нужно лезть.

Трудяга-воин-рекордсмен – легендарный ИЛ-76

  • Генрих Новожилов

Что насупился, «Ильюха»?
Нынче вылет до зари,
Набивают снова брюхо,
Груз швартуют технари.
Носят ящики солдаты,
И заката акварель,
Только нам не до заката,
Рампа, тельфер, аппарель.
Рампа здесь не значит сцена,
Палуба не значит флот,
Мы не взвинчиваем цену,
Надписью «Аэрофлот».
Мы летаем где стреляют,
Экипажу не впервой,
И «Илью» не испугают,
Грузовик наш боевой.

Автор Николай Анисимов

Немного чудес

Громадный самолёт, с разрешённой взлётной массой в новых версиях хорошо за 200 тонн способен летать за счёт великолепного крыла и его механизации на минимальной скорости 230–240 км/ч. Для десантирования самое оно. Ни один самолёт в мире на это не способен. С него десантировали груз под 50 тонн! Махом – моногруз! Условный кирпич весом полсотни тонн... Никто и никогда этого не делал и не делает. Только Ил-76. А крейсерская скорость на эшелоне – около 850 км/ч.

Опять же кто сбрасывал груз для выживания нашей антарктической станции? Ил-76! Сейчас для самой продвинутой версии Ил-76 открыты все арктические и антарктические просторы. Дальность с двигателями ПС-90‑А76 хорошо подросла. С грузом 20 тонн – 8500 км. 60 тонн отвезёт на 4 тысячи километров.

Возвращаюсь в прошлое. Это из книги Генриха Новожилова «О себе и самолётах».

«В один прекрасный день меня вызывает заместитель председателя Совмина, председатель ВПК Смирнов Л.В.:

– Ил-76 танк перевозить может?

– Нет!

– Такой самолёт должен перевозить танк!»

Надо было поднять десантную нагрузку, загнать Т-72 в кабину, но танк был шире. С танка сняли кумулятивную защиту, и с минимальными зазорами он вроде по расчётам проходил. В ОКБ привезли танк, танкисты – полковник и старшина. Новожилов с ужасом посмотрел и решил, что деревянный макет самолёта обречён:

«Говорю старшине, что нужно загнать этот танк по рампе в грузовую кабину, а потом выкатить его обратно, уже задним ходом...

– Сюда?

– Да.

– Какая проблема...»

Ил-76 – самолёт уникальный. ОКБ напряглось и сделало системы пожаротушения. Сначала 32 тонны огнегасящей смеси, потом довели до 42 тонн! Летают по всему миру, тушат пожары, демонстрируя возможности российской конструкторской и технической мысли. А на первом экземпляре пожарной версии самолёта тушили в начале 90-х пожар на складе боеприпасов в Армении, под Ереваном. И потушили! На борту был первый замминистра МЧС Юрий Воробьёв и сегодняшний генеральный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов. Итог – ордена «За личное мужество» за практические испытания новой техники над фейерверком из снарядов, ракет и всего другого боезапаса. Пилотировал лётчик-испытатель Герой России Игорь Закиров. А в ноябре 1995‑го самолёт с противопожарным оборудованием получил (и оборудование, и самолёт!) Золотую медаль и диплом на Всемирном салоне изобретений и научных исследований в Бельгии «Брюссель-Эврика-95».

Новое оаковское руководство ильюшинской фирмы решило праздников не устраивать, прессу не приглашать. Но тут упёрлось командование ВТА: «Ильюша» – основная рабочая лошадка, «грузовик наш боевой». В итоге позволили отметить юбилей – но тихо... Может быть, боятся, что какой-нибудь шустрый журналист ляпнет: «Новейшему российскому самолёту Ил-76МД-90А – полвека!» А этим гордиться надо! Значит, летом 1966 года, когда вышел Приказ Министерства авиационной промышленности о начале работ по созданию проекта самолёта Ил-76, всё начали делать правильно. И всего через пять лет самолёт вышел на лётные испытания. Повторите успех, господа! Были три года, когда этот сложный и очень крупный самолёт Ташкентский авиазавод выпускал по семьдесят (70!) единиц в год. С юбилеем!

Трудяга-воин-рекордсмен

Особое место занимал Ил-76 в обеспечении воздушных перевозок в Афганистане. Как и в Сирии. В период с декабря 1979-го по 1984 г. в перевозках использовались все типы военно-транспортных самолётов, находящихся на вооружении ВТА, а с 1985 г. использовались только самолёты Ил-76 и Ан-12, причём основной объём перевозок производился на самолётах Ил-76 (89% личного состава и 74% грузов), оказавшихся наиболее эффективными и защищёнными от огня ПВО. ВТА выполнила в Афганистан всего 26 900 рейсов, на долю самолётов Ил-76 приходились 14 700.

К середине 1980-х гг. Ил-76 стал основным самолётом ВТА как по численности (около 50% самолётного парка), так и по боевым возможностям группировки (более 60%). К 1991 г. (год развала СССР и мощной армии) эти показатели достигли соответственно 69% и 70%.

Характеристики самолёта Ил‑76 позволили провести работы по установлению авиационных мировых рекордов. В июле 1975 г. на первом серийном самолёте Ил‑76 экипаж заслуженного лётчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Я.И. Верникова в полёте с грузом массой 70 121 кг достиг высоты 11 875 метров. В этот же день экипаж заслуженного лётчика-испытателя СССР А.М. Тюрюмина в полётах по замкнутому маршруту показал рекордную среднюю скорость полёта 857, 657 км/ч с грузом 70 т на дальность 1000 км. С грузом 70 т на дальности 2000 км была достигнута рекордная средняя скорость 856, 697 км/ч. Несколько дней спустя экипаж А.М. Тюрюмина в полёте с грузом 40 т по замкнутому маршруту протяжённостью 5000 км достиг рекордной средней скорости полёта 815, 968 км/ч.

Отечественное самолетостроение по праву может гордиться своим детищем – ИЛ-76. Стартовав с транспорта военного назначения самолет получил множество модификаций, функционал которых используется в разных направлениях деятельности человека. Например, машина задействуется при тушении лесных пожаров, для транспортировки больных из труднодоступных районов. А еще некоторые модификации Ил-76 способны имитировать состояние невесомости на борту. Для этого используется маневр «парабола Кеплера». Трюк применяется для подготовки космонавтов к условиям антигравитации на космической станции.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.