ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2020-12-21-06-37-06
Судьба этого уникального человека поделена на две половины. Полковник боевой авиации, советник Президента РФ, отважный летчик, штурман — и православный монах. Валерий Бурков (монах Киприан) в Афгане потерял обе ноги, в монашестве он передвигается на...
2021-01-13-02-10-28
Каждое утро перед сменой теперь начинается одинаково. Приём натощак омепразола. Капли в глаза, втирание мази в колени, натягивание ортезов. Бритьё, вымученный завтрак опять же с таблетками, ритуальные пять минут на стульчаке перед дорогой. Кто этот угрюмый дядька, смотрящий на меня из огромного...
2015-01-14-05-15-20
Один американский моряк получал письма от женщины, которую он никогда не видел. Её звали Роза. Они переписывались 3 года. Читая её письма и отвечая ей, он понял, что уже не может жить без её писем. Они полюбили друг друга, сами не осознавая...
2015-01-14-05-36-49
Одному мальчику взрослые задавали вопрос: «Кем ты хочешь стать?»
2015-01-14-05-58-58
Среди народов царя Ананди были и те, что верили в перерождения людей после смерти. Царь спросил мудрого, знавшего это учение: — Люди становятся другими людьми, животными, растениями, духами, насекомыми, птицами и...

МультиВход
 

Загадка царственного старца

Н. НЕПОМНЯЩИЙ, А. НИЗОВСКИЙ   
19 Ноября 2010 г.
Изменить размер шрифта

alt

В январе 1864 года в далекой Сибири, в маленькой келье в четырёх верстах от Томска умирал высокий седобородый старик.

 

«Молва носится, что ты, дедушка, никто иной, как Александр Благословенный, правда ли это?» – спросил у умирающего купец С. Ф. Хромов. Уже много лет мучила купца эта тайна, которая сейчас на его глазах уходила в могилу вместе с загадочным старцем.

 

«Чудны дела твои, Господи: нет тайны, которая бы не открылась, – вздохнул старик. – Хоть ты знаешь, кто я, но ты меня не величь, схорони просто».

...За сорок лет до этого разговора генерал-адъютант Дибич отправил из Таганрога в Петербург наследнику Константину Павловичу рапорт: «С сердечным прискорбием имею долг донести Вашему императорскому величеству, что Всевышнему угодно было прекратить дни августейшего нашего государя-императора Александра Павловича сего ноября 19-го дня, в 10 часов 50 минут пополуночи здесь, в городе Таганроге. Имею честь представить при сем акт за подписанием находившихся при сём бедственном случае генерал-адъютантов и лейб-медиков».

Тело умершего императора поместили в два гроба – деревянный и свинцовый – и отправили в Петербург. «Хоть тело и бальзамировано, но от здешнего сырого воздуха лицо всё почернело, и даже черты лица покойного совсем изменились... Поэтому думаю, что в С.-Петербурге вскрывать гроб не нужно», – настоятельно рекомендовал П. М. Волконский, организовавший перевозку траурного кортежа.

«Чужое тело везут!» – эти слова сопровождали кортеж почти на всём протяжении пути. Слухи о том, что в гробу – не император, возникли немедленно после смерти Александра I. Они неслись, обгоняя траурную процессию, множились, растекались по России, достигали самых глухих селений. В народе толковали о том, что «творится обман», что государь жив, а в гробу везут другое тело.

На подъезде к Москве эти слухи переросли в такую уверенность, что нашлись даже отчаянные головы, предлагавшие насильно вскрыть гроб. Московские власти пошли на беспрецедентные меры безопасности: пока гроб стоял в Архангельском соборе, ворота Кремля запирали в 9 часов вечера, и у каждого входа стояли заряженные пушки. Всю ночь по городу ходили военные патрули.

В Петербурге рекомендацию Волконского исполнили лишь отчасти: с покойным приватно простились члены императорской фамилии, а жителям столицы демонстрировать покойного императора не стали. 13 марта 1826 года тело Александра I было предано земле...

alt

Александр?

Известно, что император Александр I неоднократно выражал твёрдое намерение оставить престол. Чего стоит, например, такое заявление: «Я скоро переселюсь в Крым и буду жить частным человеком. Я отслужил 25 лет, и солдату в этот срок дают отставку».

В чём же кроется причина желания императора «уйти в мир»? Напомним, что юный Александр взошёл на престол в результате убийства масонами императора Павла I. Сам Александр тоже был посвящён в заговор. Но когда до него дошла весть о смерти отца, он был потрясён.

«Мне же обещали не посягать на его жизнь!» – с рыданиями повторял он и метался по комнате, не находя себе места. Ему было ясно, что теперь он – отцеубийца, навсегда повязанный кровью с масонами. Как свидетельствовали современники, первое появление Александра во дворце представляло собой жалкую картину: «Он шёл медленно, колени его как будто подгибались, волосы на голове были распущены, глаза заплаканы...» Он пытался отказаться от престола. Тогда «верноподданные изверги» пообещали показать ему «рекой пролитую кровь всей царствующей семьи»...

Александр сдался. Но сознание своей вины, бесконечные упрёки самому себе в том, что он не сумел предвидеть трагический исход – всё это тяжёлым грузом легло на его совесть, ежеминутно отравляя его жизнь. С годами Александр медленно, но неуклонно отодвигался от «братьев». Начатые было либеральные реформы постепенно были свёрнуты. Александр всё чаще находил утешение в религии – позднее либеральные историки испуганно назвали это «увлечением мистикой», хотя религиозность никакого отношения к мистике не имеет, и на самом деле мистикой является именно масонский оккультизм.

1 сентября Александр выехал из Петер-бурга в Таганрог. Отъезд его состоялся «при совершенно исключительных обстоятельствах». В далёкий путь император отправился один, без свиты, ночью. В пятом часу утра коляска Александра подъехала к Александро-Невской лавре. У входа его встретили митрополит Серафим, архимандрит и братия. Император принял благословение митрополита и, сопровождаемый монахами, вошёл в собор. Началась служба. Государь стоял перед ракой с мощами святого князя Александра Невского. «Когда наступило время чтения Святого Евангелия, – пишет историк Н. К. Шильдер, – император, приблизившись к митрополиту, сказал: «Положите мне Евангелие на голову» – и с сими словами стал на колени под Евангелие».

Уезжая из лавры, Александр был в слезах. Обратившись к митрополиту и монахам, он сказал: «Помолитесь обо мне и жене моей». До самых ворот он ехал с непокрытой головой, часто оборачивался, кланялся и крестился, смотря на собор.

В Таганроге император заболел: по одним данным – брюшным тифом, по другим – малярией (даже болезнь его – загадка!). И... умер?

В. Барятинский, серьезнейший исследователь этой загадки, считает, что император Александр воспользовался своим пребыванием в Таганроге и лёгким недомоганием, чтобы привести свой план в исполнение. Он скрылся, предоставив хоронить чьё-то «чужое тело». В пользу этого Барятинский приводит следующие доводы:
1. Во всех документах, относящихся к таганрогской драме, встречаются многочисленные противоречия. Ни один из документов не содержит таких важнейших сведений о кончине императора, как обстоятельства, при которых наступила смерть, число лиц, присутствовавших при кончине, поведение императрицы и т. д.
2. Исчезновение многих документов, связанных с этими событиями, в частности, части записок императрицы Елизаветы Алексеевны, освещающих события после 11 ноября.
3. Заведомо подложная подпись доктора Тарасова под протоколом вскрытия тела.
4. Ряд странных поступков ближайших родственников царя, явно посвящённых в тайну.
5. Распространившиеся сразу после смерти Александра массовые слухи о том, что «везут чужое тело».
6. Анализ протокола вскрытия тела, сделанный по просьбе В. Барятинского крупнейшими медиками России. Они единодушно отрицают возможность смерти царя от малярии или брюшного тифа.
7. Поведение самого императора, начиная от его твёрдого намерения оставить престол, до того факта, что он, чья религиозность не вызывает сомнений, даже не призывал духовника в последние дни болезни, не исповедовался перед смертью. Священник даже не присутствовал при его кончине! Это совершенно невозможно для Александра, который, если бы он действительно умирал, конечно, потребовал бы к себе духовное лицо. Да даже окружавшие его близкие люди – и те, несомненно, послали бы за священником!

А в семье фельдъегеря Маскова, умершего 3 ноября 1825 года в Таганроге, долго сохранялось предание о том, что их дед похоронен в соборе Петропавловской крепости вместо императора Александра I...

...Осенью 1836 года к кузнице на окраине города Красноуфимска Пермской губернии подъехал верхом на лошади рослый плечистый человек, уже пожилой, одетый в простую крестьянскую одежду, и попросил подковать лошадь. В разговоре с кузнецом человек рассказал, что «он едет мир, да добрых людей посмотреть», а зовут его Фёдором Кузьмичом.
Местная полиция странника задержала, спросила паспорт. Ответы его полицию не удовлетворили: зовут Фёдор Кузьмич, паспорта нет, родства не помнит, а странствует потому, что решил мир посмотреть. За бродяжничество страннику дали двадцать ударов плетьми и по этапу отправили на поселение в Сибирь.
26 марта с партией ссыльных Фёдор Кузьмич прибыл в Боготольскую волость Томской губернии и был помещён на жительство на Краснореченский винокуренный завод. Здесь он прожил около пяти лет, а в 1842 году переехал в Белоярскую станицу, а затем – в деревню Зерцалы. Он построил себе небольшую избушку-келью за деревней и жил в ней, постоянно отлучаясь в соседние деревни.

Переходя из дома в дом, он учил крестьянских детей грамоте, знакомил их со Священным Писанием, историей, географией. Взрослых он удивлял религиозными беседами, рассказами из отечественной истории, о военных походах и сражениях, причём вдавался в такие мельчайшие подробности, что это вызывало у слушателей недоумение: откуда он мог знать такие тонкости? Фёдор Кузьмич обладал и государственно-правовыми познаниями: он знакомил крестьян с их правами и обязанностями, учил уважать власть. По рассказам современников, знавших Федора Кузьмича, он обнаруживал прекрасное знание петербургской придворной жизни и этикета, а также событий конца XVIII – начала XIX столетий, знал всех государственных деятелей и высказывал довольно верные характеристики их. Он говорил о митрополите Филарете, Аракчееве, Кутузове, Суворове. Но он никогда не упоминал имя убитого императора Павла I...

Сибирь повидала много всякого народу. Бродяг, родства не помнящих, тут побывало великое множество. Но этот был особенный. Его редкие качества вызывали всеобщее внимание, и популярность Федора Кузьмича была необыкновенной.

Жил он скромно и неприхотливо. Костюм его состоял из грубой холщовой рубахи, подпоясанной ремешком, таких же штанов, обыкновенных кожаных туфель. Иногда поверх рубахи надевал длинный тёмно-синий суконный халат, зимой носил сибирскую доху. Фёдор Кузьмич отличался аккуратностью, одежда его всегда была чистой, в жилище своём не выносил никакого беспорядка. У себя он принимал всех приходящих к нему за советами и редко кому отказывал в приёме. Среди его новых знакомых были Макарий, епископ Томский и Барнаульский, и Афанасий, епископ Иркутский.

Почему-то все были убеждены, что загадочный старец – «из архиереев». Но однажды в селе Краснореченском произошёл случай, давший пищу для толков. Отставной солдат Оленьев, увидев подходившего Фёдора Кузьмича, спросил у крестьян: «Кто это?» И, бросившись в избу вперёд стар-ца с криком: «Это же царь наш, батюшка Александр Павлович!» – отдал ему честь по-военному. «Мне не следует воздавать воинские почести. Я бродяга, – сказал старец. – Тебя за это возьмут в острог».

В 1857 году старец познакомился с состоятельным томским купцом С. Ф. Хромовым, который предложил ему переехать в Томск, где специально для него выстроил в четырёх верстах от города келью. 31 октября 1858 года старец распростился с Зерцалами, где прожил более двадцати лет, и отправился в Томск.

Ставший при жизни легендой, Фёдор Кузьмич умер 20 января 1864 года. И хотя многие были убеждены, что это был император Александр I, достоверно, как считает В. Барятинский, о нём можно утверждать следующее.

Во-первых, таинственный старец был, безусловно, человек очень образованный, воспитанный, прекрасно осведомлённый в вопросах государственных, исторических, особенно что касается эпохи Александра I, знал иностранные языки, прежде носил военный мундир, бывал при дворе, хорошо знал петербургскую жизнь, нравы, обычаи и привычки высшего общества.

Во-вторых, он добровольно принял на себя обет молчания относительно собственной личности. Он удалился от мира в целях искупления какого-то тяжкого греха, мучившего его всю жизнь. Не принадлежа к духовному званию, он был очень религиозен.

Наружность, рост, возраст, глухота на одно ухо, манера держать руки на бёдрах или одну за поясом, привычка принимать посторонних стоя и спиной к свету – всё указывает на несомненное сходство Фёдора Кузьмича с Александром I.

На протяжении многих лет историки, подтверждая официальную дату смерти Александра I, решительно отвергали «досужие домыслы» о тождестве императора и сибирского старца. Другие исследователи допускали реальность легенды. Впрочем, гораздо важнее не фактическое содержание легенды, а то непреходящее моральное значение, которое имеет этот апокриф о царе, оставившем престол во имя покаяния и искупления греха.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...
  • Алла Пугачёва Песенка Первоклассника
  • Пьер Карден: Жизнь – судьба, которую мы творим в зависимости от наших амбиций
    «Я – единственный в мире по-настоящему свободный человек мира моды, – говорил он. – Все мои коллеги давным-давно передали свои бренды в чужие руки, а я всегда оставался Пьером Карденом от А до Z». Он создал империю, над которой никогда не заходило солнце: 500 фабрик, 800 торговых лицензий – от чая до мебели – и почти 200 тысяч сотрудников на всех континентах. На девяносто девятом году жизни в Американском госпитале парижского пригорода Нейи-сюр-Сен скончался последний из великих кутюрье двадцатого столетия. Это интервью с тем, кого во Франции по праву прозвали «императором моды», состоялось незадолго до его ухода в мир иной.
  • Уроки двадцатого века
    Двадцатый век в летописной истории человечества является, пожалуй, самым кровопролитным и катастрофичным по своим последствиям. Демографы подсчитали, что за всю историю человечества родилось и умерло около 120 миллиардов человек. А за один только ХХ век погибло от войн и революций более половины этого количества!
  • «Анна Каренина. История Вронского»: новое кинопрочтение известного сюжета
    Телеканал «Россия-1» в прайм-тайм показал восьмисерийный фильм Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского». Размышления по поводу самого факта его демонстрации во время пандемии привели автора этой статьи к неожиданным выводам.
  • Почему приверженцы ислама предпочитают не рассказывать свои сны?
    В исламе сновидениям уделяется достаточно большое внимание. Несмотря на то, что мусульмане не отрицают такое явление как вещие сновидения, а толкование снов считают наукой, согласно учению, содержанием далеко не всех ночных видений следует делиться с окружающими.
  • Михаил Евдокимов Посиделки с дедом
  • Главная потолочная балка русской избы – препятствие для нечистой силы и не только
    В традиционной русской избе, строившейся по определённым канонам, центральная горизонтальная балка, поверх которой прибивались остальные потолочные доски, называлась матицей. Она была наделена сакральным смыслом и делила внутреннее пространство жилища на две равные части, обозначая условную границу за которую посторонним вход был запрещён.
  • Российская империя: от рождения до краха
    В наступившем 2021-м исполняется триста лет провозглашению Российской империи. Начало имперского периода (время Петра) было самым острым и дискуссионным историческим вопросом для общественной мысли дореволюционной России, а для России современной таковым вопросом является, напротив, крах империи – 1917 год. Многие имперские реалии, которые не вписывались в советскую идеологическую схему, были отсеяны, а потому неизвестны сегодня не только широкому кругу, но и большому количеству специалистов.
  • Ярчайший российский авангардист Марк Шагал – он считал себя скитальцем
    «Над городом» – самая известная картина Шагала и она же самая странная и загадочная. Ну да, конечно, любой скажет: какие еще загадки? Все ясно как божий день: это метафора любви, причем любви самого художника, все знают, что изобразил он на этой немаленькой картине (почти полтора на два метра) самого себя и свою любимую жену Беллу, а летят они над его родным и любимым Витебском.
  • Золото советского кино «Свадьба в Малиновке»
  • Достойно удивления
    hors Анникерид из Кирены гордился умением скакать верхом и управлять колесницей. Однажды он пожелал показать своё искусство Платону.
  • Джордж Блейк: от британского спецагента до полковника СВР
    В самом конце прошлого года пришла печальная весть. На 99-м году жизни не стало легендарного советского разведчика, полковника СВР России в отставке Джорджа Блейка. О нём написаны книги, сняты фильмы. В нашей разведке его очень уважали и ценили. О жизни и смерти Джорджа Блейка рассказал полковник в отставке Олег Гаврилов.
  • Диего Марадона: лучший футболист двадцатого века и... антигерой столетия нынешнего
    В конце ноября умер легендарный футболист Диего Марадона. В последние годы аргентинца несколько раз буквально вытаскивали с того света. Выживать помогали врачи и президенты.
  • Как быть, если есть склонность постоянно откладывать дела? Откуда она взялась?
    Конфликты отцов и детей, то есть поколений, конечно существуют. В частности, иногда не складываются хорошие отношения между мамой и дочкой. Такая ситуация многим знакома. Не секрет, что девочки от такой родительской нелюбви, очень страдают. И даже будучи во взрослом возрасте не все стойко справляются с травмами, полученными в прошлом. Эти и другие темы освещены в книгах американской писательницы Пег Стрип. Ниже предлагается фрагмент работы автора «Нелюбимая дочь. Вопросы и ответы».
  • Михаил Евдокимов - На истребителе
  • Плохой прорицатель
    diogen 1 Однажды Диоген подошёл к прорицателю и спросил: — Ты хороший прорицатель или плохой?
  • Грустный итог реформаторства медицины с приходом ковида стал очевиден
    Каждое утро перед сменой теперь начинается одинаково. Приём натощак омепразола. Капли в глаза, втирание мази в колени, натягивание ортезов. Бритьё, вымученный завтрак опять же с таблетками, ритуальные пять минут на стульчаке перед дорогой. Кто этот угрюмый дядька, смотрящий на меня из огромного зеркала в лифте? Лицо мятое, осунувшееся. Хорошо, что под аптечной маской теперь никто не видит эту физиономию мизантропа. Я таким не был. Меня таким сделала отечественная медицина.
  • Что несет с собой обвал капитализма?
    «Не ждите слишком многого от конца света», — писал польский острослов Станислав Ежи Лец. Вот скажем так и про капитализм. Приготовимся к его концу, но не будем ждать от него слишком многого.
  • Вспоминая Довлатова: взгляд из Петербурга, Таллина и Нью-Йорка
    У русского писателя и публициста Сергея Довлатова в жизни были три важных города. Это Ленинград (сегодняшний Санкт-Петербург), эстонский Таллин и американский Нью-Йорк. И три близких знакомых Довлатова поделились своими воспоминаниях, связанными с ним самим и этими городами в книге «Три города Сергея Довлатова». Предлагаем прочитать фрагмент из воспоминаний Елены Скульской, работавшей вместе с Довлатовым в газете «Советская Эстония».
  • Если б я был султан - полная версия