
В почитаемый православными праздник, — Успение Богородицы — на Красной площади состоялась торжественная церемония открытия надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне.
На освящении иконы, которое провел Патриарх Кирилл, присутствовал президент России Дмитрий Медведев. Священная икона была написана в XVII веке, и именно благодаря ей башню стали называть Спасской. Однако в годы советской власти образ замуровали, и долгие годы он считался безвозвратно утраченным. Лишь весной нынешнего года специалисты обнаружили икону под слоем штукатурки — образ почти полностью сохранился.
Чтобы освятить новоявленный образ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поднялся к нему на специальном подъёмнике. Медведев поблагодарил патриарха за участие в освящении иконы и назвал её обретение чудом.
Также президент выразил уверенность, что с восстановлением икон на башнях Кремля Россия и её народ получает дополнительную защиту. По его словам, «в сегодняшнем событии есть особый смысл, в частности, в единении церкви с народом».
«Мы должны вспомнить всех, кто способствовал восстановлению этих икон. Я уверен, с момента обретения, освящения этих икон и восстановления справедливости наша страна получает дополнительную защиту. А стало быть, и все присутствующие здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну», - подчеркнул он.
Исторически Московский Кремль являлся не только светским, но и духовным центром Российского государства, будучи средоточием церковного управления и наиболее чтимых в народе святынь — мощей, икон и храмов. Чаще всего названия башен Кремля связаны с иконами, которые на них располагались. Спасская башня получила своё название по иконе Спасителя (Спаса Смоленского); над воротами Никольской башни располагалась икона святителя Николая Чудотворца.
Конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно увидеть с внешней стороны Спасской, Никольской, Кутафьей, Троицкой, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой башен. До революции иконы на Спасской и Никольской башнях были особо почитаемы народом.
Спасские ворота являлись главными из всех кремлёвских и всегда почитались святыми. В древности эти ворота назывались Фроловскими или Фрололаврскими, по имени находившейся рядом церкви Фрола и Лавра. Иногда ворота назывались Иерусалимскими, поскольку в Вербное Воскресенье через них совершался крестный ход, изображающий вход Господень в Иерусалим. Указ царя Алексея Михайловича от 16 апреля 1658 года закрепил за ними название Спасских по образу Спаса Смоленского, а также церкви Спасителя, существовавшей у Москворецких ворот до конца XVIII века.
Через Спасские ворота нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещённым на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой. Этот народный обычай был закреплён царским указом в 1658 году; за исполнением указа следили особые сторожа — воротники и стрельцы.
От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. 1 ноября 1612 года именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым торжественно вступило в Кремль. Все крестные ходы из Кремля шли через Спасские ворота, все правители России, начиная с царя Михаила Фёдоровича, перед коронацией торжественно проходили через них. Последнее упоминание об иконах на Спасской и Никольской башнях относится к 30-м годам XX века, когда было принято решение о консервации образов — сокрытии под оштукатуренной сеткой. *** Долгое время считалось, что все иконы, располагавшиеся на кремлёвских башнях, полностью утрачены. Вопрос о возвращении икон на башни Кремля не раз поднимался российской общественностью. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля выступил Фонд Андрея Первозванного. Инициатива была поддержана президентом Российской Федерации В. В. Путиным и получила благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Членами инициативной группы было сделано предположение, что иконы на Спасской и Никольской башнях сохранились в киотах под слоем штукатурки. Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил предоставил инициативной группе фотографию иконы святителя Николая на Никольской башне. Снимок был сделан после обстрела башен Московского Кремля в октябре 1917 года и передан Патриархом Тихоном адмиралу Колчаку.
В феврале 2010 года после проведения необходимых согласований инициативной группой было принято решение провести натурные исследования в киотах указанных башен. Был проведён конкурс среди организаций, специализирующихся на подобных работах. В результате тендер выиграло ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление».
С 23 по 27 апреля 2010 года специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен, располагающихся со стороны Красной площади. Проведённые исследования подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки. 29 июня 2010 года начались реставрационные работы на Спасской башне, 5 июля — на Никольской.
24 августа состоялось заседание комиссии по реставрации надвратных икон Московского Кремля, на котором работы по реставрации надвратной иконы на Спасской башне были признаны завершёнными.
Реставрационные работы на Никольской башне продлятся ещё несколько месяцев. В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу на предмет возможности восстановления икон и на других башнях Кремля.
Надвратный образ Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля представляет собой иконографический тип «Спас Смоленский». Спаситель изображён стоящим. Правой рукой Он благословляет, в левой держит Евангелие, открытое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися и обременённии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). К ногам Спасителя припадают коленопреклонённые святые: преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский. Техника исполнения: темперная живопись. Размер иконы: 2,2 х 1,5 метра. Существующие сейчас красочные слои относятся реставраторами к первой половине — середине XVII века; икона поновлялась в 1738 и 1868 годах.
Возникновение иконы Спасителя на Спасской башне датируется началом XVI века. Считается, что первый образ был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Как повествует предание, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 году пожилой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского Москва была избавлена от разорения иноверцами. С этим преданием связывается появление изображений преподобных Сергия и Варлаама у ног Спасителя на иконе.
Одно из первых описаний Спасского образа содержится у Павла Алеппского, который сопровождал Антиохийского Патриарха Макария при его путешествии в Россию в 1654—1656 годах: «Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа, стоя благословляющего: Его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее — бархатное, также с золотом. Этот образ называют Спас, т. е. Спаситель, Смоленский».
С древних времён икона имела большое почитание среди народа и считалась чудотворной.
В XIX веке с двух сторон от Спасских ворот располагались часовни. В одной из них находилась копия надвратного образа Спасителя, которая также чтилась богомольцами. Перед иконой Спасителя постоянно горели лампады и ежедневно служились молебны.
Особое празднование образу Спасителя на Спасской башне совершалось 1 августа по старому стилю (14 августа по новому стилю).
Во время боёв в октябре 1917 года надвратный образ святителя был изрешечён пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях известного искусствоведа И. Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы была предпринята реставрация изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века.
В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был целиком задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 9 / 22 мая 1918 года Патриарх Тихон совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего во главе крестного хода направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его надвратным образом.
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
«Мал, мышцы толсты»: кто из русских правителей был некрасив?

В течение долгих веков образ царя имел сакральное значение для большинства жителей России. Люди видели в нем помазанника Божьего, а не просто реального человека, который может быть и некрасивым. Однако, на русском троне порой оказывались такие люди, чья отталкивающая внешность бросалась в глаза подданным.
-
Возврат товара в интернет-магазин будет только бесплатным?

Госдума собирает отзывы на законопроект, разрешающий гражданам ничего не платить при возврате товаров в интернет-магазины. В таком случае торговцы не смогут выставить человеку счет на оплату доставки или почтовых расходов за непонравившийся товар.
-
Праздник ДОСААФ. Новости. Эфир 13 февраля 1987
-
Надо ли до 40 дней хранить вещи покойного и что с ними делать вообще?

Считается, что вещи покойного должны оставаться на своих местах в течение 40 дней после его смерти. Это поверье связано с православным учением о душе умершего человека, которая на протяжении 40 дней готовится к суду Божьему.
-
По следам падений самолетов секретной авиатрассы времен Второй мировой Алсиб

На якутском участке трассы Алсиб работают поисковики. Их цель – зафиксировать уже известные места падений самолетов. Также найти новые, где могут находиться остатки пропавших на трассе самолетов. Как происходят поиски и что удалось найти — об этом рассказ участника экспедиции Алексея Никулина.
-
Мнение: присоединение новых территорий не поможет России выбраться из демографической ямы

Депопуляция смерти подобна, и это не фигура речи. Страна невозможна без населения, а в особенности – без государствообразующего народа. «Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа», – гласит Конституция. Благодаря присоединению новых территорий мы на несколько миллионов увеличили население страны, причём именно русскоязычное, но это не решает проблему в перспективе.
-
«На ученье, как в сраженье». Хор воспитанников Московской военно-муз. школы (1974)
-
Откровенно про рак: что писал о лечении этой болезни в своем романе Солженицын

В ГУЛАГе Александр Солженицын перенес операцию по удалению рака яичка, а 10 лет спустя написал «Раковый корпус» – о том, как лечили эту болезнь в СССР, об отношениях пациентов и врачей. Роман запретили. Как далеко шагнула медицина и изменилось ли наше восприятие болезни с советских времен?
-
Цветочные феи художницы Сесиль Баркер

Работы Сесиль Баркер хорошо знакомы российскому зрителю – обычно без упоминания имени художницы. Очаровательные феи цветов, так похожие на настоящих детей, населяют книжные страницы и открытки, ими иллюстрируют посты в интернете и поздравления, пересланные по электронной почте... Но за этими милыми сценками – нелегкая борьба между творческой свободой, заработком и... верой.
-
Двухэтажный Ленинград: от прошлого времени до настоящего

Перенестись во времена послевоенного Ленинграда и увидеть своими глазами жилую застройку тех лет поможет книга Юлии Галкиной и Максима Шера. Здесь собраны дома, которые редко становятся частью туристических маршрутов, но именно они сохранили отголоски настоящего Ленинграда. Ниже предлагаем прочитать небольшой фрагмент.
-
Зоя Космодемьянская: мифы и правда о жизни и подвиге партизанки

13 сентября исполнилось 100 лет Герою Советского Союза Зое Космодемьянской. Человеку, чье имя и подвиг известны всей стране.
-
Надежда Обухова (1985)
-
Вас ждут в Коломне, в доме купцов, в … 1890 году

В подмосковной Коломне открылся необычный объект — «Дом Сурановых». Это музей, где можно полностью погрузиться в купеческий быт и прожить один день 1890 года.
-
Впечатляющий список: достижения российских придворных алхимиков

Государственные алхимики Российской Империи были высоко ценными специалистами, которые внесли значительный вклад в развитие науки и технологий. Несмотря на то, что алхимия была запрещена как метод получения золота, алхимики прошлого все же достигали некоторых результатов в этой области.
-
Актриса Татьяна Доронина: её страсти не хватало ни на что, кроме работы

Актриса не так много снималась в кино, как могла бы, но те фильмы, в которых появлялась Татьяна Доронина, в том числе картины «Три тополя на Плющихе», «Старшая сестра», «Ещё раз про любовь», зрители пересматривают с удовольствием и сегодня. Однако сердце её почти безраздельно принадлежало театру.
-
Великий пересказчик Заходер

Борис Владимирович Заходер – советский писатель и поэт, переводчик и сценарист. Наследие, которое оставил своим потомкам Борис Заходер, читает и любит уже не одно поколение. Герои его сказок позволяют взрослым на время чтения вернуться в свое детство. В 2023 году ему исполнилось бы 105 лет.
-
Бэла Руденко «Колыбельная» (1981)
-
Александр Грин: писатель, моряк, революционер и странник, похоронивший как-то… сам себя

Любовь к литературе у Александра Грина возникла еще в 6 лет, когда он прочитал «Путешествия Гулливера» английского писателя Джонатана Свифта. Но до того, как написать свое первое произведение, Грин служил матросом, бродяжничал, а также работал лесорубом. И лишь в 26 лет он впервые взялся за творчество.
-
Николай Добронравов: Настоящее удовольствие от жизни получаешь тогда, когда занят любимым делом

Николай Добронравов был во всех смыслах большим поэтом. Высокий, статный, в молодости увлекавшийся спортом, и даже снявшийся в двух кинофильмах, не любивший появляться на светских раутах или деловых мероприятиях, а уж без жены Александры Пахмутовой, — и тем более. Немногословный, особенно с незнакомыми людьми. Обычно отказывавшийся от интервью даже в юбилеи. Зато, кажется, всегда имеющий в кармане записную книжку для стихов.
-
Жертва домашнего насилия – она же убийца: как так получилось?

Что толкает человека на преступление? Можно ли это предотвратить? Можно ли изменить психологию преступника? Такими вопросами задается в своей книге «Преступный разум. Судебный психиатр о маньяках, психопатах, убийцах и природе насилия» профессор Ливерпульского университета Тадж Нейтан. Профессор предлагает по-другому взглянуть на людей, скрытых за ярлыками «психопат», «серийный убийца» и «сексуальный преступник».
|