НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-09-05-07-20-34
Геннадий Павлович Баранов (1926–1987 гг.) во время войны с Японией в 1945 г. участвовал в боевых действиях в составе взвода полковой разведки. За участие в разгроме Квантунской японской армии награждён девятью орденами и медалями, среди них орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За...
2024-09-11-02-46-01
15 сентября исполняется 235 лет со дня рождения знаменитого писателя.
2024-09-12-03-47-28
– Одесские анекдоты всегда не в бровь, а в глаз, – согласился Леонид Борисович. – Рувим, ты что, до прихода на студию действительно не знал, кто такой Сергей Эйзенштейн? – деланно удивлялся...
2024-09-12-04-52-08
По утрам на траве блестит роса, но ранняя свежесть на солнце тает быстро, и лишь из ближайшего леска тянет осенним холодком. А в лужах на садовых дорожках желтые листья напоминают о завершении работ на дачных...
2024-09-19-03-29-53
Через несколько дней, 1 октября, Китайская Народная Республика отметит юбилей – 75 лет своего существования.

Иконы Кремля

14 Октября 2010 г.

alt

В почитаемый православными праздник, — Успение Богородицы — на Красной площади состоялась торжественная  церемония открытия надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне.


На освящении иконы, которое провел  Патриарх Кирилл, присутствовал президент России Дмитрий Медведев.
Священная икона была написана в XVII веке, и именно благодаря ей башню стали называть Спасской. Однако в годы советской власти образ замуровали, и долгие годы он считался безвозвратно утраченным. Лишь весной нынешнего года специалисты обнаружили икону под слоем штукатурки — образ почти полностью сохранился.

Чтобы освятить новоявленный образ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поднялся к нему на специальном подъёмнике. Медведев поблагодарил патриарха за участие в освящении иконы и назвал её обретение чудом.

Также президент выразил уверенность, что с восстановлением икон на башнях Кремля Россия и её народ получает дополнительную защиту. По его словам, «в сегодняшнем событии есть особый смысл, в частности, в единении церкви с народом».

«Мы должны вспомнить всех, кто способствовал восстановлению этих икон. Я уверен, с момента обретения, освящения этих икон и восстановления справедливости наша страна получает дополнительную защиту. А стало быть, и все присутствующие здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну», - подчеркнул он.

Исторически Московский Кремль являлся не только светским, но и духовным центром Российского государства, будучи средоточием церковного управления и наиболее чтимых в народе святынь — мощей, икон и храмов. Чаще всего названия башен Кремля связаны с иконами, которые на них располагались. Спасская башня получила своё название по иконе Спасителя (Спаса Смоленского); над воротами Никольской башни располагалась икона святителя Николая Чудотворца.

Конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно увидеть с внешней стороны Спасской, Никольской, Кутафьей, Троицкой, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой башен. До революции иконы на Спасской и Никольской башнях были особо почитаемы народом.

Спасские ворота являлись главными из всех кремлёвских и всегда почитались святыми. В древности эти ворота назывались Фроловскими или Фрололаврскими, по имени находившейся рядом церкви Фрола и Лавра. Иногда ворота назывались Иерусалимскими, поскольку в Вербное Воскресенье через них совершался  крестный ход, изображающий вход Господень в Иерусалим. Указ царя Алексея Михайловича от 16 апреля 1658 года закрепил за ними название Спасских по образу Спаса Смоленского, а также церкви Спасителя, существовавшей у Москворецких ворот до конца XVIII века.

Через Спасские ворота нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещённым на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой. Этот народный обычай был закреплён царским указом в 1658 году; за исполнением указа следили особые сторожа — воротники и стрельцы.

От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. 1 ноября 1612 года именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым торжественно вступило в Кремль. Все крестные ходы из Кремля шли через Спасские ворота, все правители России, начиная с царя Михаила Фёдоровича, перед коронацией торжественно проходили через них.
Последнее упоминание об иконах на Спасской и Никольской башнях относится к 30-м годам XX века, когда было принято решение о консервации образов — сокрытии под оштукатуренной сеткой.
***
Долгое время считалось, что все иконы, располагавшиеся на кремлёвских башнях, полностью утрачены. Вопрос о возвращении икон на башни Кремля не раз поднимался российской общественностью. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля выступил Фонд Андрея Первозванного. Инициатива была поддержана президентом Российской Федерации В. В. Путиным и получила благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Членами инициативной группы было сделано предположение, что иконы на Спасской и Никольской башнях сохранились в киотах под слоем штукатурки.
Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил предоставил инициативной группе фотографию иконы святителя Николая на Никольской башне. Снимок был сделан после обстрела башен Московского Кремля в октябре 1917 года и передан Патриархом Тихоном адмиралу Колчаку.

В феврале 2010 года после проведения необходимых согласований инициативной группой было принято решение провести натурные исследования в киотах указанных башен. Был проведён конкурс среди организаций, специализирующихся на подобных работах. В результате тендер выиграло ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление».

С 23 по 27 апреля 2010 года специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен, располагающихся со стороны Красной площади. Проведённые исследования подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки.
29 июня 2010 года начались реставрационные работы на Спасской башне, 5 июля — на Никольской.

24 августа состоялось заседание комиссии по реставрации надвратных икон Московского Кремля, на котором работы по реставрации надвратной иконы на Спасской башне были признаны завершёнными.

Реставрационные работы на Никольской башне продлятся ещё несколько месяцев. В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу на предмет возможности восстановления икон и на других башнях Кремля.

Надвратный образ Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля представляет собой иконографический тип «Спас Смоленский». Спаситель изображён стоящим. Правой рукой Он благословляет, в левой держит Евангелие, открытое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися и обременённии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). К ногам Спасителя припадают коленопреклонённые святые: преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский. Техника исполнения: темперная живопись. Размер иконы: 2,2 х 1,5 метра. Существующие сейчас красочные слои относятся реставраторами к первой половине — середине XVII века; икона поновлялась в 1738 и 1868 годах.

Возникновение иконы Спасителя на Спасской башне датируется началом XVI века. Считается, что первый образ был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Как повествует предание, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 году пожилой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского Москва была избавлена от разорения иноверцами. С этим преданием связывается появление изображений преподобных Сергия и Варлаама у ног Спасителя на иконе.

Одно из первых описаний Спасского образа содержится у Павла Алеппского, который сопровождал Антиохийского Патриарха Макария при его путешествии в Россию в 1654—1656 годах: «Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа, стоя благословляющего: Его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее — бархатное, также с золотом. Этот образ называют Спас, т. е. Спаситель, Смоленский».

С древних времён икона имела большое почитание среди народа и считалась чудотворной.

В XIX веке с двух сторон от Спасских ворот располагались часовни. В одной из них находилась копия надвратного образа Спасителя, которая также чтилась богомольцами. Перед иконой Спасителя постоянно горели лампады и ежедневно служились молебны.

Особое празднование образу Спасителя на Спасской башне совершалось 1 августа по старому стилю (14 августа по новому стилю).

Во время боёв в октябре 1917 года надвратный образ святителя был изрешечён пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях известного искусствоведа И. Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы была предпринята реставрация изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века.

В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был целиком задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 9 / 22 мая 1918 года Патриарх Тихон совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего во главе крестного хода направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его надвратным образом.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Этот лай у нас песней зовется
    Удивительное дело – всегда с детства любила собак – разных, больших и маленьких, они были моими друзьями. В разные годы в нашей семье жили-были красивый пудель Барик, мощный лайка Дик, музыкальная дворняжка Лада и изящная кокер-спаниель Бэтти – мы о них вспоминаем часто…
  • Вам здесь жить (миниатюры)
    Виктор Секерин был журналист и учёный, писал статьи, книги и – миниатюры в газеты. Так учили раньше на факультетах журналистики, когда вёрстка осуществлялась вручную укладкой в наборную форму отлитых на линотипе, порой ещё тёплых, строк при помощи шила, которым мастерски владел каждый метранпаж, а макеты страниц будущей газеты создавались при помощи линейки-строкомера. Если рядом с большими материалами оставался «воздух», его заполняли «информашками», а на последнюю полосу шли лирические миниатюры. Виктору Секерину они удавались всегда, их можно было найти от газет Выборга, где он проходил студенческую практику, до нового рода газет Читы середины 1990-­х.
  • С юбилеем, дорогой ВУЗ!
    В 2024 году педагогический институт Иркутского государственного университета отмечает 115 лет со дня основания. За это время в его стенах получили высшее образование десятки тысяч педагогов, работавших в самых различных школах Восточной Сибири. Их готовили преподаватели, о которых помнят выпускники института, и о которых хочется говорить стихами. Большое им спасибо за их благородный труд.
  • Последний фильм Эйзенштейна. Рассказ. Продолжение
    Леонид Борисович продолжал: – Здесь есть очень теплые и неподдельно искренние куски встречи матери и сына. Это заслуга Саши, хорошего оператора, сумевшего не прозевать, увидеть, снять их с хорошим светом. Есть волнующий рассказ матери, как она лишилась своего малыша. Есть еще не менее емкие фрагменты, но это, в общем-то, гладко, если хотите, почти благостно. А мы делаем фильм о войне, о величайшей трагедии человечества. В эту трагедию попал маленький русский мальчишка, который вырос в Германии немцем. Кажется, маленькая личная трагедия, но на самом деле она гораздо глубже, если хотите, громадная трагедия, принесенная войной.
  • По крупицам (короткие рассказы)
    Читая прозу Ирины Аркадьевны Апарченко, часто хочется сопоставить звучащие в ней мотивы с её же душевными и наполненными глубокими чувствами стихами. Сейчас припомнились такие строки:
  • «Не сыпь мне соль на рану…»: несравненный Вячеслав Добрынин
    1 октября не стало Вячеслава Добрынина. В 80-90-е его шлягеры звучали в каждом доме, а голос с хрипотцой нельзя было спутать ни с каким другим.
  • Возвращение блудного «целителя»: почему Кашпировский снова собирает полные залы
    Давно замечено, чем сложнее и нестабильнее обстановка в стране, тем активнее и наглее ведут себя всевозможные ведуны, экстрасенсы, целители, маги и прочие представители околонаучных сфер. Именно тогда, в неспокойном 1989 году, появился в эфире Центрального телевидения СССР «маг» и «волшебник» Анатолий Кашпировский.
  • Откуда дровишки?
    Все от печки – напоминает нам народная пословица, имея в виду наши жизненные устои.
  • Жизнь за революцию: к 120-летию со дня рождения Николая Островского
    Сложно сказать, сколько поколений советских людей воспитывалось на книге Николая Островского «Как закалялась сталь». Он смог подобрать такие слова, которые «цепляли» за живое, заставляли по-новому оценивать свои мысли и поступки. Впрочем, большинству молодых людей XXI века его имя мало о чем говорит.
  • С праздником, «дорогие» наши!
    Пожилые люди – это люди возраста дожития или возраста выживания?
  • Последний фильм Эйзенштейна. Рассказ (Продолжение)
    – Не можешь привыкнуть, что Рувим Осипович до сих пор не режиссер? – засмеялся Сергей Сергеевич.
  • Не сотвори себе кумира, или Субъективное мнение по поводу концерта идола поклонения миллионов
    Не создавай себе кумира, Не называй бриллиантом медь. Пойми несовершенство мира, Чтобы потом не пожалеть.
  • Последний фильм Эйзенштейна (Рассказ. Продолжение)
    – Алексей Александрович, появилась интересная идея снять спецвыпуск к юбилею Отечественной войны. Леонид Борисович, расскажи суть дела.
  • Человек на своем месте: Владимир Меньшов
    17 сентября исполнилось 85 лет со дня рождения Владимира Меньшова.
  • «Зеленый трамвай». Первая остановка
    От редакции: Как мы и обещали в прошлом номере, сегодня печатаем произведения победителей первого (августовского) литературного конкурса, организованного газетой «Мои года» и литературной студией «Зеленый трамвай». Напомним, что в победители конкурса отбираются 10 лучших стихотворений и 5 прозаических миниатюр. На этот раз жюри конкурса приняло решение отобрать 9 стихотворений и 6 миниатюр.
  • Крадущийся тигр, затаившийся дракон
    Через несколько дней, 1 октября, Китайская Народная Республика отметит юбилей – 75 лет своего существования.
  • Фенимор Купер – друг индейцев
    15 сентября исполняется 235 лет со дня рождения знаменитого писателя.
  • Труженики фазенд
    По утрам на траве блестит роса, но ранняя свежесть на солнце тает быстро, и лишь из ближайшего леска тянет осенним холодком. А в лужах на садовых дорожках желтые листья напоминают о завершении работ на дачных участках.
  • Последний фильм Эйзенштейна. Продолжение
    – Одесские анекдоты всегда не в бровь, а в глаз, – согласился Леонид Борисович. – Рувим, ты что, до прихода на студию действительно не знал, кто такой Сергей Эйзенштейн? – деланно удивлялся он.
  • Трясина. Глава из книги «злой хатиман» (Записки военного разведчика)
    Геннадий Павлович Баранов (1926–1987 гг.) во время войны с Японией в 1945 г. участвовал в боевых действиях в составе взвода полковой разведки. За участие в разгроме Квантунской японской армии награждён девятью орденами и медалями, среди них орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За победу над Японией» (и с таким же названием – от Корейского правительства).