ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-2020-50-
Модная осень 2020 обещает стать не только удивительно стильной и удобной, но и яркой для женщин, перешагнувших порог элегантного возраста. О том, что стоит примерить уже сегодня, расскажем в...
2014-11-25-01-55-41
Однажды неподалёку от деревни пастух пас овец. Было уже за полдень, и бедный пастух очень проголодался. Правда, он, выходя из дому, велел своей жене принести себе в поле позавтракать, но жена, как будто нарочно, не...
2014-12-15-06-09-14
К Богу явился мужчина и заявил о своей скуке. Бог задумался: «Из чего сделать женщину, если весь материал ушёл на мужчину?»
2014-10-23-00-33-57
Ясным майским утром один молодой человек увидел у стены парка мужчину, примерно его возраста, просившего милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший собой надпись от руки на обломке доски: «Я слепой». Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших...
2014-12-01-01-35-28
Как-то раз купец встретил на охоте знатного господина и, увидев, как он красив, и силён, и статен, и богато одет, подумал, что Бог, должно быть, благоволит к нему.

МультиВход
 

Иконы Кремля

Патриархия.ru   
14 Октября 2010 г.
Изменить размер шрифта

alt

В почитаемый православными праздник, — Успение Богородицы — на Красной площади состоялась торжественная  церемония открытия надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне.


На освящении иконы, которое провел  Патриарх Кирилл, присутствовал президент России Дмитрий Медведев.
Священная икона была написана в XVII веке, и именно благодаря ей башню стали называть Спасской. Однако в годы советской власти образ замуровали, и долгие годы он считался безвозвратно утраченным. Лишь весной нынешнего года специалисты обнаружили икону под слоем штукатурки — образ почти полностью сохранился.

Чтобы освятить новоявленный образ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поднялся к нему на специальном подъёмнике. Медведев поблагодарил патриарха за участие в освящении иконы и назвал её обретение чудом.

Также президент выразил уверенность, что с восстановлением икон на башнях Кремля Россия и её народ получает дополнительную защиту. По его словам, «в сегодняшнем событии есть особый смысл, в частности, в единении церкви с народом».

«Мы должны вспомнить всех, кто способствовал восстановлению этих икон. Я уверен, с момента обретения, освящения этих икон и восстановления справедливости наша страна получает дополнительную защиту. А стало быть, и все присутствующие здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну», - подчеркнул он.

Исторически Московский Кремль являлся не только светским, но и духовным центром Российского государства, будучи средоточием церковного управления и наиболее чтимых в народе святынь — мощей, икон и храмов. Чаще всего названия башен Кремля связаны с иконами, которые на них располагались. Спасская башня получила своё название по иконе Спасителя (Спаса Смоленского); над воротами Никольской башни располагалась икона святителя Николая Чудотворца.

Конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно увидеть с внешней стороны Спасской, Никольской, Кутафьей, Троицкой, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой башен. До революции иконы на Спасской и Никольской башнях были особо почитаемы народом.

Спасские ворота являлись главными из всех кремлёвских и всегда почитались святыми. В древности эти ворота назывались Фроловскими или Фрололаврскими, по имени находившейся рядом церкви Фрола и Лавра. Иногда ворота назывались Иерусалимскими, поскольку в Вербное Воскресенье через них совершался  крестный ход, изображающий вход Господень в Иерусалим. Указ царя Алексея Михайловича от 16 апреля 1658 года закрепил за ними название Спасских по образу Спаса Смоленского, а также церкви Спасителя, существовавшей у Москворецких ворот до конца XVIII века.

Через Спасские ворота нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещённым на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой. Этот народный обычай был закреплён царским указом в 1658 году; за исполнением указа следили особые сторожа — воротники и стрельцы.

От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. 1 ноября 1612 года именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым торжественно вступило в Кремль. Все крестные ходы из Кремля шли через Спасские ворота, все правители России, начиная с царя Михаила Фёдоровича, перед коронацией торжественно проходили через них.
Последнее упоминание об иконах на Спасской и Никольской башнях относится к 30-м годам XX века, когда было принято решение о консервации образов — сокрытии под оштукатуренной сеткой.
***
Долгое время считалось, что все иконы, располагавшиеся на кремлёвских башнях, полностью утрачены. Вопрос о возвращении икон на башни Кремля не раз поднимался российской общественностью. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля выступил Фонд Андрея Первозванного. Инициатива была поддержана президентом Российской Федерации В. В. Путиным и получила благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Членами инициативной группы было сделано предположение, что иконы на Спасской и Никольской башнях сохранились в киотах под слоем штукатурки.
Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил предоставил инициативной группе фотографию иконы святителя Николая на Никольской башне. Снимок был сделан после обстрела башен Московского Кремля в октябре 1917 года и передан Патриархом Тихоном адмиралу Колчаку.

В феврале 2010 года после проведения необходимых согласований инициативной группой было принято решение провести натурные исследования в киотах указанных башен. Был проведён конкурс среди организаций, специализирующихся на подобных работах. В результате тендер выиграло ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление».

С 23 по 27 апреля 2010 года специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен, располагающихся со стороны Красной площади. Проведённые исследования подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки.
29 июня 2010 года начались реставрационные работы на Спасской башне, 5 июля — на Никольской.

24 августа состоялось заседание комиссии по реставрации надвратных икон Московского Кремля, на котором работы по реставрации надвратной иконы на Спасской башне были признаны завершёнными.

Реставрационные работы на Никольской башне продлятся ещё несколько месяцев. В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу на предмет возможности восстановления икон и на других башнях Кремля.

Надвратный образ Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля представляет собой иконографический тип «Спас Смоленский». Спаситель изображён стоящим. Правой рукой Он благословляет, в левой держит Евангелие, открытое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися и обременённии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). К ногам Спасителя припадают коленопреклонённые святые: преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский. Техника исполнения: темперная живопись. Размер иконы: 2,2 х 1,5 метра. Существующие сейчас красочные слои относятся реставраторами к первой половине — середине XVII века; икона поновлялась в 1738 и 1868 годах.

Возникновение иконы Спасителя на Спасской башне датируется началом XVI века. Считается, что первый образ был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Как повествует предание, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 году пожилой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского Москва была избавлена от разорения иноверцами. С этим преданием связывается появление изображений преподобных Сергия и Варлаама у ног Спасителя на иконе.

Одно из первых описаний Спасского образа содержится у Павла Алеппского, который сопровождал Антиохийского Патриарха Макария при его путешествии в Россию в 1654—1656 годах: «Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа, стоя благословляющего: Его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее — бархатное, также с золотом. Этот образ называют Спас, т. е. Спаситель, Смоленский».

С древних времён икона имела большое почитание среди народа и считалась чудотворной.

В XIX веке с двух сторон от Спасских ворот располагались часовни. В одной из них находилась копия надвратного образа Спасителя, которая также чтилась богомольцами. Перед иконой Спасителя постоянно горели лампады и ежедневно служились молебны.

Особое празднование образу Спасителя на Спасской башне совершалось 1 августа по старому стилю (14 августа по новому стилю).

Во время боёв в октябре 1917 года надвратный образ святителя был изрешечён пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях известного искусствоведа И. Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы была предпринята реставрация изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века.

В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был целиком задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 9 / 22 мая 1918 года Патриарх Тихон совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего во главе крестного хода направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его надвратным образом.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...
  • А. Райкин — «Кто сшил костюм?»
  • Домашняя ящерица
    Один богатый человек держал у себя дома ящерицу. Та медленно ходила по комнатам, и хозяин относился к ней, как к части интерьера, совершенно не считая её живым существом.
  • Куда исчезли саргаты, строители «египетских» пирамид в Сибири?
    Сибирь веками была плавильным котлом для народов. Она хранит много загадок. Тайну строителей огромных пирамид – древних саргатов (саргатцев) ученые не могут разгадать до сих пор. Больше тысячи лет (VI век до н.э.—V век н.э.) они жили рядом со скифами, хуннами и сарматами. Они имели свою уникальную культуру, от которой остались лишь городища и огромные насыпные пирамиды-курганы. Под курганами саргаты хоронили свою знать, сопровождая их в загробный мир богатой утварью, золотыми изделиями и человеческими жертвоприношениями.
  • Аркадий Райкин в масках
  • Оленьи копытца
    Когда-то давным-давно у оленей были бархатистые мягкие лапки, нежные как у котёнка. Бегали они по лесу бесшумно, траву лишний раз не приминая, да всяких тварей мелких не травмируя.
  • Как связаны места захоронений и «голубцы»?
    До сих пор на русских кладбищах можно увидеть кресты, покрытые своеобразными крышами. На самом же деле во времена язычества подобные надгробные памятники не были редкостью. Только небольшая кровля тогда венчала не крест, а столбец. Такие «избушки» для мертвых называли на Руси «голубцами».
  • Я бы в блогеры пошел, пусть меня научат
    Дети сейчас много времени проводят в интернете, в социальных сетях, на разных платформах. И некоторые из них становятся успешными блогерами. Явление это достаточно новое и как к нему относиться – вопрос дискуссионный. Слава может закончиться, и не станет ли это непреодолимым испытанием для детской психики? Большие деньги, которые сваливаются на ребячьи плечи – не повод ли для беспокойства, что это может их ещё с юных лет развратить? А может здорово, что у детей есть возможность стать миллионерами прямо с пеленок и без проблем открывать себе в этой жизни побольше дверей? Давайте вместе подумаем, погрузившись немного в историю блогерства одной из девочек Краснодарского края.
  • Сергей Бондарчук не любил праздного препровождения времени
    25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР, режиссера Сергея Бондарчука. Несмотря на звания и награды (один «Оскар» чего стоит), в быту Сергей Федорович был человеком скромным. Ниже – связанные с режиссером воспоминания фотографа Сергея Иванова.
  • Как спасти шею: средство наших бабушек
    Одна из самых «предательских» частей тела, которая может выдать возраст «с потрохами», считается шея. И это неудивительно: дряблость кожи под подбородком, со временем может расползтись и занять не только область шеи, но и зону декольте, «презентуя» не только плохое настроение, лишние годы, но и награждая неправильной осанкой и дискомфортом. О том, как избавиться от столь неприятного явления, как дряблая шея, расскажем в статье.
  • А. Райкин. «Незаменимый»
  • Профессор и украденные часы
    Однажды в коридоре престижного университета старый профессор встретил молодого человека.
  • «Царь, королевич, сапожник, портной»: как обращались к разным чинам в Российской Империи
    В дореволюционной России всё население было разбито по сословиям и различалось по занимаемым гражданским чинам. При этом каждый титул и каждый чин в зависимости от класса требовал от подданных империи соответствующей формы обращения, которая была регламентирована.
  • Полонез Огинского когда-то был сыгран самим автором для Наполеона
    25 сентября 2020 года исполняется 255 лет со дня рождения композитора Михаила Клеофаса Огинского. Какие первые ассоциации возникают при упоминании фамилии Огинский? Наверняка они связаны с музыкой. Однако Огинский – фигура куда более масштабная, он оставил заметный след и на политической арене Европы.
  • Аркадий Райкин — «Из жизни многоженцев»
  • Писатели-фантасты Дяченко: Фэнтези — древняя штука, и ее истоки в сказках и мифах человечества
    Марина и Сергей Дяченко, пожалуй, самые известные русскоязычные писатели-фантасты. Они лауреаты многих премий (в том числе Eurocon-2005 — «Лучшие фантасты Европы»), авторы сценариев к успешным фильмам и телесериалам. Их книги переведены в Америке, Германии, Франции, Китае и многих других странах. В издательстве «Эксмо» выходит их собрание сочинений в 30 томах. Марина и Сергей жили в Киеве, Москве, а сейчас живут и работают в Лос-Анджелесе.
  • Поэт Юрий Энтин: Когда я пишу для детей, то стараюсь разговаривать с ними как с равными
    В конце августа наш главный детский поэт, великий Юрий Энтин отметил 85-летний юбилей. Сегодня признанный мастер доброго, чуткого, умного рифмованного слова — наш собеседник.
  • Все дело в яме
    Петровича натурально турнули с работы. Вернее даже, скажем так, если точнее быть, то нагло выпнули. Дали конверт с выходными тыщами и даже до свидания не сказали.
  • Их помнит мир спасённый
    Хочу рассказать о своём отце – Михаиле Андреяновиче Лаптеве – рыбаке с Волги, рядовом участнике Великой Отечественной войны, который был тяжело ранен при защите Сталинграда и умер в госпитале Кисловодска.
  • Аркадий Райкин. «Шпион»
  • Мастер большого кино
    25 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося актера и режиссера Сергея Бондарчука, признанного мастера батальных сцен в кинематографе. На его счету сорок ролей в кино и девять режиссерских работ.