ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

Простые истины Феофана Затворника

Изменить размер шрифта

alt

Пятый год Сретенский монастырь продолжает издавать серию церковных календарей. Это не просто календари, какими мы привыкли их видеть. Это книги.


По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стали ежегодно издаваться эти календари-дневники. Начало положено выпуском книг о Святителе Иоанне Златоусте, о святом праведном Иоанне Кронштадском, архимандрите Иоанне (Крестьянкине), Святителе Игнатии Бренчанинове.

Год 2010 посвящён Святителю Феофану Затворнику.

Все эти публикации знакомят нас с жизнью и наследием величайших сподвижников, святителей христианской жизни.
И я не читала первые четыре книги, а вот теперь с трепетом страницу за страницей перелистываю «Год со Святителем Феофаном Затворником». Откровения, размышления и мысли этого сподвижника веры близки, понятны и применимы и к двадцать первому веку, к дням нашим непростым и суетным. И желание возникло познакомить хоть не со всеми размышлениями преподобного старца Феофана о нравственности, о духовности, о воспитании юношества (в этом он сознавал великую ответственность перед Богом), а донести до читателей хоть малую толику того, что было написано
им при жизни. А научно-литературная деятельность величайшего сподвижника веры была огромна.

Но начну по порядку. На Орловщине 10 февраля 1815 г. родился Георгий Говоров. Отец его священник – Василий Тимофеевич, мать Татьяна Ивановна родом из священнической семьи.

В 1823 г. определили родители сына в Ливенское духовное училище, где с большим интересом изучал он психологию. В 1837 году с блеском окончил семинарию и получил назначение в Киевскую духовную академию. В последний год учёбы Георгий Говоров решил всецело посвятить себя служению святой церкви в иноческом чине. И с разрешения академического и высшего духовного начальства в 1841 году принял постриг с именем Феофан.
Иеромонах Феофан в числе первых окончил академию со степенью магистра. В 1844 году перевели его в Санкт-Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского благословия.

Иеромонах Феофан сознавал великую ответственность в деле духовного воспитания юношества, стремился действовать на будущих пастырей большой добротой, любовью и кротостью. «Воспитатель, – писал он, – должен пройти все степени христианского совершенства, чтоб впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых.

В 1847 году в составе Русской духовной миссии отбыл иеромонах Феофан в Палестину. В течение шести лет посещал он древние обители, неустанно изучал писания святых отцов по древним рукописям, изучал устав и жития древних подвижников Святой Афонской горы.  Здесь, на востоке, отец Феофан основательно изучил греческий, французский языки, познакомился с еврейским и арабским.

После начала в 1853 году Крымской войны миссия была отозвана из Иерусалима в Россию. За свои труды в миссии Феофан был возведён в сан архимандрита. Затем стал ректором Олонецкой духовной семинарии. В 1856 был назначен настоятелем посольской службы в Константинополе.
Куда бы не назначали отца Феофана, везде проявлял он себя неусыпным проповедником образцового христианского воспитания юношества. Почти каждое богослужение он сопровождал проповедью. И слово его, шедшее от сердца, дышало глубоким убеждением, привлекало многочисленных слушателей. Простота изложения и необыкновенная ясность производили необычайно сильное впечатление на слушателей.

Святитель находил время и для научно-литературной деятельности. Известен его труд «Письма о христианской жизни» – это целая система христианского нравственного учения.

Кроме ревностного учения церковной жизни Святитель Феофан оставил после себя много сочинений на темы о воспитательной и духовной работе с прихожанами.

На посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии отец Феофан усиленно занимался редакторской и богословской работой. Свои сочинения он публиковал в академическом журнале «Христианское чтение».

Через двадцать лет служения церкви преосвященный Феофан подаёт прошение об увольнении на покой в Вышенскую пустыню Тамбовской епархии, где повёл свою жизнь как учёный инок. С 1872 года он начал вести затворническую жизнь.

В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть его затворнической жизни. В свободное от духовных подвигов время он занимался научно-литературными трудами, писал множество писем к разным лицам, обращавшимся к нему с просьбами о помощи и наставлениях.

По содержанию его сочинения распадаются на три отдела: нравоучительный, истолковательный и переводный. Особо ценным представляются его труды по христианской нравственности.

Особый вид литературных трудов представляют его многочисленные письма, которыми он обменивался со всеми, кто просил его советов, поддержки и одобрения, начиная с сановников и кончая простолюдинами.

Скончался епископ Феофан в день престольного праздника своего келейного храма Крещения Господня 6 января 1894 г. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году епископ Феофан Затворник канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.

*   *   *

Попытаюсь в весьма краткой форме, сжато донести лишь ничтожно малую часть его размышлений по тем  или иным вопросам, которые затрагивали его сердце и сопровождали проповеди, дышавшие глубоким убеждением и искренностью.

*   *   *

О лицемерии. Отличительная черта лицемерия – делать всё напоказ… Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а показать себя делающим добро. Но это не всегда бывает преступно… Когда же возымеется в виду установить за собой репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же к этому присоединится ещё скрытная цель пользоваться выгодами подобной репутации, то тут уж лицемерие во всей своей силе. Делай же добро, а о том как взглянут на то люди, не заботься – и избежишь лицемерия.
Об умничании. Умничание всегда кричит: «то не так, другое не эдак; дай-ка я всё устрою по-новому; старое негоже, наскучило». Но никогда ещё ничего доброго оно не устроило, а только всё расстраивает. Уму следует слушаться того, что заповедано Господом. Правда, он называется царём в голове, но этому царю не дано законодательной власти, а только исполнительная. Как только примется он законодательствовать, то нагородит не знамо что, расстроит и нравственные, и религиозные, и житейские, и политические порядки; всё пойдёт вверх дном. Великое несчастье для общества, когда в нём уму дают свободу парить, не удерживая его истиной божьей. Простота веры сильнее умствований, облекись в неё, как в броню, и устоишь.

Раздражительность, гнев, нетерпение, суетливость – конечно, всё это не добрые дела. Но хорошо уже то, что сознаете их недобрость. Поищите родителей их и придушите. Тогда чада сами пропадут.

Крещение на нашем языке созвучно со крестом. Счастливое созвучие. Ибо хотя видимое действие крещения есть погружение… Это не механическое какое-либо действие, а нравственное изменение, или переворот мыслей, целей, желаний.

Все течёт к своему концу. На вид всё кажется прочно и вековечно; но день другой – смотришь как ничего не бывало: и красота убывает, и силы истощаются, и слава меркнет, и умы изживаются, и одежда изнашивается… всё течёт к своему концу. А мы всё суетимся, всё хлопочем, и хлопотам нашим нет конца. Да и вправду сказать, что слепы и ничего не видим, и владеющему нами конца не чаем… Уверены, что стоим твёрдо, как на утёсе, тогда как положение наше скорее похоже на то, как мы стояли бы на трясине – вот-вот провалимся. Откроет очи наши Господь, да узрим – всё не как оно кажется, а как оно есть.

Дерзновение к Богу. У господа нет лицеприятия, чтобы одному дать, а другому не дать без всякой причины. Он всем готов дать, будучи любоподателен. Если иному не даёт, причина не в Нём, а в просящем помощи.

От дел какое спасение. Помнит ли кто о том, что дышит? Нет, оттого что это в порядке вещей. Так и в нравственной жизни. Что делается как следует, о том что помнить? Это в порядке вещей правильных. Но коль скоро допущено что недоброе, о том помнить и совесть изощрять, чтоб хорошенько замечала, но зачем? Чтоб поскорей исправиться.

Люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать – люби. Не совсем ясно и то, как сего достигнуть; Спаситель объявляет эту заповедь
другими, пояснительными правилами: люби, как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (ЛК. 6,31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная.

Житейские хлопоты. Ничего в человеческих делах без труда не достигается. Духовные же делания требуют напряжённейшего труда, притом непрерывного.

Прощение за прощение. Если не отпустите другим согрешений против вас, то Отец Небесный не отпустит вам согрешений ваших. Кто не отпускает другим? Праведник или тот, кто сознаёт себя праведным. Такому ничего не остаётся, как судить и произносить только приговоры и требовать казни виновным. Кто же чувствует себя грешным, тому до других ли? Не повернётся у него язык осудить другого… Тогда как бы не согрешил против тебя брат твой, взыскивать не станешь, потому что совесть будет твердить: «И не того ещё стоишь, мало тебе этого», – и простишь, а простивши, сам удостоишься прощенья. Так всю жизнь: прощенье за прощенье…

Никто за нас делать не сможет. Делать должны мы сами. Помощь от Господа всегда готова, но она не приходит к тому, кто ничего не делает, а только к тому, кто делает, кто трудится, но до конца довести дело не может.

Свой крест у каждого из нас. И каждому во спасении только его крест. Не завидуй другому, почитая крест его более лёгким: веса и тяжести креста никто не может знать, кроме того, кто несёт его. То несомненно, что какой ты крест ни возьми, никакой тебе не годится, кроме твоего.

Крест наш так пристал к нам, как кожа к плоти: хочешь не хочешь, а крест всё на тебе, и мы все под крестом.

Неразрывность брака. Что бог сочетал, того человек да не разлучает. Только один законный повод к разводу указан – неверность супругов. Но как быть, если откроется что-либо подобное. Потерпи! Нехотение потерпеть раздувает неприятности, и пустяки взгромождаются в разделяющую стену. На что ум-то дан? Улаживать жизненный путь. Разводятся от нехотения обдумать хорошенько положение дел и ещё больше от неимения в жизни другой цели, кроме сластей. Чем больше опошливаются цели жизни, тем больше учащаются разводы.

Утешение в скорби. Зачем скажешь, у меня больше горя, а у другого меньше? Зачем меня тяготят беды, а другому во всём удачи? Я изнываю от скорби, а другой радуется. Уж если это общая участь, то раздавать бы её всем поровну. Да ведь она так и раздаётся. Присмотрись и увидишь. Тебе сегодня тяжело, а другому было вчера или завтра будет тяжело. Зачем смотреть на дни и часы? Смотри на всю жизнь, от начала до конца и увидишь, что всем бывает тяжело и очень тяжело. Терпи и верь, что кого Бог наказует, тот у Него как сын. Помни это.

Раздели внешнее твоё от внутреннего. Да Господь не сказал: не работай, не ешь, не пей, да не отяготится сердце ваше этим. Руками работай, а сердце держи свободным; есть – ешь, но не обременяй себя пищею; и вина выпей, когда нужно, но не допускай до возмущения головы и сердца.

*   *   *

Закончу цитатой святого Феофана Затворника из письма к одному из  многочисленных его адресатов: «Бог никого не оставляет. У него все дети, нет пасынков. И тяжёлые случайности и состояния все на добро нам направляются. Если бы мы могли узреть это, не было бы ни в чём тяготы». 

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…