ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-2020-50-
Модная осень 2020 обещает стать не только удивительно стильной и удобной, но и яркой для женщин, перешагнувших порог элегантного возраста. О том, что стоит примерить уже сегодня, расскажем в...
2014-11-25-01-55-41
Однажды неподалёку от деревни пастух пас овец. Было уже за полдень, и бедный пастух очень проголодался. Правда, он, выходя из дому, велел своей жене принести себе в поле позавтракать, но жена, как будто нарочно, не...
2014-12-15-06-09-14
К Богу явился мужчина и заявил о своей скуке. Бог задумался: «Из чего сделать женщину, если весь материал ушёл на мужчину?»
2014-10-23-00-33-57
Ясным майским утром один молодой человек увидел у стены парка мужчину, примерно его возраста, просившего милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший собой надпись от руки на обломке доски: «Я слепой». Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших...
2014-12-01-01-35-28
Как-то раз купец встретил на охоте знатного господина и, увидев, как он красив, и силён, и статен, и богато одет, подумал, что Бог, должно быть, благоволит к нему.

МультиВход
 

Простые истины Феофана Затворника

Ольга КАЛАЯНОВА   
14 Октября 2010 г.
Изменить размер шрифта

alt

Пятый год Сретенский монастырь продолжает издавать серию церковных календарей. Это не просто календари, какими мы привыкли их видеть. Это книги.


По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стали ежегодно издаваться эти календари-дневники. Начало положено выпуском книг о Святителе Иоанне Златоусте, о святом праведном Иоанне Кронштадском, архимандрите Иоанне (Крестьянкине), Святителе Игнатии Бренчанинове.

Год 2010 посвящён Святителю Феофану Затворнику.

Все эти публикации знакомят нас с жизнью и наследием величайших сподвижников, святителей христианской жизни.
И я не читала первые четыре книги, а вот теперь с трепетом страницу за страницей перелистываю «Год со Святителем Феофаном Затворником». Откровения, размышления и мысли этого сподвижника веры близки, понятны и применимы и к двадцать первому веку, к дням нашим непростым и суетным. И желание возникло познакомить хоть не со всеми размышлениями преподобного старца Феофана о нравственности, о духовности, о воспитании юношества (в этом он сознавал великую ответственность перед Богом), а донести до читателей хоть малую толику того, что было написано
им при жизни. А научно-литературная деятельность величайшего сподвижника веры была огромна.

Но начну по порядку. На Орловщине 10 февраля 1815 г. родился Георгий Говоров. Отец его священник – Василий Тимофеевич, мать Татьяна Ивановна родом из священнической семьи.

В 1823 г. определили родители сына в Ливенское духовное училище, где с большим интересом изучал он психологию. В 1837 году с блеском окончил семинарию и получил назначение в Киевскую духовную академию. В последний год учёбы Георгий Говоров решил всецело посвятить себя служению святой церкви в иноческом чине. И с разрешения академического и высшего духовного начальства в 1841 году принял постриг с именем Феофан.
Иеромонах Феофан в числе первых окончил академию со степенью магистра. В 1844 году перевели его в Санкт-Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского благословия.

Иеромонах Феофан сознавал великую ответственность в деле духовного воспитания юношества, стремился действовать на будущих пастырей большой добротой, любовью и кротостью. «Воспитатель, – писал он, – должен пройти все степени христианского совершенства, чтоб впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых.

В 1847 году в составе Русской духовной миссии отбыл иеромонах Феофан в Палестину. В течение шести лет посещал он древние обители, неустанно изучал писания святых отцов по древним рукописям, изучал устав и жития древних подвижников Святой Афонской горы.  Здесь, на востоке, отец Феофан основательно изучил греческий, французский языки, познакомился с еврейским и арабским.

После начала в 1853 году Крымской войны миссия была отозвана из Иерусалима в Россию. За свои труды в миссии Феофан был возведён в сан архимандрита. Затем стал ректором Олонецкой духовной семинарии. В 1856 был назначен настоятелем посольской службы в Константинополе.
Куда бы не назначали отца Феофана, везде проявлял он себя неусыпным проповедником образцового христианского воспитания юношества. Почти каждое богослужение он сопровождал проповедью. И слово его, шедшее от сердца, дышало глубоким убеждением, привлекало многочисленных слушателей. Простота изложения и необыкновенная ясность производили необычайно сильное впечатление на слушателей.

Святитель находил время и для научно-литературной деятельности. Известен его труд «Письма о христианской жизни» – это целая система христианского нравственного учения.

Кроме ревностного учения церковной жизни Святитель Феофан оставил после себя много сочинений на темы о воспитательной и духовной работе с прихожанами.

На посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии отец Феофан усиленно занимался редакторской и богословской работой. Свои сочинения он публиковал в академическом журнале «Христианское чтение».

Через двадцать лет служения церкви преосвященный Феофан подаёт прошение об увольнении на покой в Вышенскую пустыню Тамбовской епархии, где повёл свою жизнь как учёный инок. С 1872 года он начал вести затворническую жизнь.

В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть его затворнической жизни. В свободное от духовных подвигов время он занимался научно-литературными трудами, писал множество писем к разным лицам, обращавшимся к нему с просьбами о помощи и наставлениях.

По содержанию его сочинения распадаются на три отдела: нравоучительный, истолковательный и переводный. Особо ценным представляются его труды по христианской нравственности.

Особый вид литературных трудов представляют его многочисленные письма, которыми он обменивался со всеми, кто просил его советов, поддержки и одобрения, начиная с сановников и кончая простолюдинами.

Скончался епископ Феофан в день престольного праздника своего келейного храма Крещения Господня 6 января 1894 г. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году епископ Феофан Затворник канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.

*   *   *

Попытаюсь в весьма краткой форме, сжато донести лишь ничтожно малую часть его размышлений по тем  или иным вопросам, которые затрагивали его сердце и сопровождали проповеди, дышавшие глубоким убеждением и искренностью.

*   *   *

О лицемерии. Отличительная черта лицемерия – делать всё напоказ… Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а показать себя делающим добро. Но это не всегда бывает преступно… Когда же возымеется в виду установить за собой репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же к этому присоединится ещё скрытная цель пользоваться выгодами подобной репутации, то тут уж лицемерие во всей своей силе. Делай же добро, а о том как взглянут на то люди, не заботься – и избежишь лицемерия.
Об умничании. Умничание всегда кричит: «то не так, другое не эдак; дай-ка я всё устрою по-новому; старое негоже, наскучило». Но никогда ещё ничего доброго оно не устроило, а только всё расстраивает. Уму следует слушаться того, что заповедано Господом. Правда, он называется царём в голове, но этому царю не дано законодательной власти, а только исполнительная. Как только примется он законодательствовать, то нагородит не знамо что, расстроит и нравственные, и религиозные, и житейские, и политические порядки; всё пойдёт вверх дном. Великое несчастье для общества, когда в нём уму дают свободу парить, не удерживая его истиной божьей. Простота веры сильнее умствований, облекись в неё, как в броню, и устоишь.

Раздражительность, гнев, нетерпение, суетливость – конечно, всё это не добрые дела. Но хорошо уже то, что сознаете их недобрость. Поищите родителей их и придушите. Тогда чада сами пропадут.

Крещение на нашем языке созвучно со крестом. Счастливое созвучие. Ибо хотя видимое действие крещения есть погружение… Это не механическое какое-либо действие, а нравственное изменение, или переворот мыслей, целей, желаний.

Все течёт к своему концу. На вид всё кажется прочно и вековечно; но день другой – смотришь как ничего не бывало: и красота убывает, и силы истощаются, и слава меркнет, и умы изживаются, и одежда изнашивается… всё течёт к своему концу. А мы всё суетимся, всё хлопочем, и хлопотам нашим нет конца. Да и вправду сказать, что слепы и ничего не видим, и владеющему нами конца не чаем… Уверены, что стоим твёрдо, как на утёсе, тогда как положение наше скорее похоже на то, как мы стояли бы на трясине – вот-вот провалимся. Откроет очи наши Господь, да узрим – всё не как оно кажется, а как оно есть.

Дерзновение к Богу. У господа нет лицеприятия, чтобы одному дать, а другому не дать без всякой причины. Он всем готов дать, будучи любоподателен. Если иному не даёт, причина не в Нём, а в просящем помощи.

От дел какое спасение. Помнит ли кто о том, что дышит? Нет, оттого что это в порядке вещей. Так и в нравственной жизни. Что делается как следует, о том что помнить? Это в порядке вещей правильных. Но коль скоро допущено что недоброе, о том помнить и совесть изощрять, чтоб хорошенько замечала, но зачем? Чтоб поскорей исправиться.

Люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать – люби. Не совсем ясно и то, как сего достигнуть; Спаситель объявляет эту заповедь
другими, пояснительными правилами: люби, как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (ЛК. 6,31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная.

Житейские хлопоты. Ничего в человеческих делах без труда не достигается. Духовные же делания требуют напряжённейшего труда, притом непрерывного.

Прощение за прощение. Если не отпустите другим согрешений против вас, то Отец Небесный не отпустит вам согрешений ваших. Кто не отпускает другим? Праведник или тот, кто сознаёт себя праведным. Такому ничего не остаётся, как судить и произносить только приговоры и требовать казни виновным. Кто же чувствует себя грешным, тому до других ли? Не повернётся у него язык осудить другого… Тогда как бы не согрешил против тебя брат твой, взыскивать не станешь, потому что совесть будет твердить: «И не того ещё стоишь, мало тебе этого», – и простишь, а простивши, сам удостоишься прощенья. Так всю жизнь: прощенье за прощенье…

Никто за нас делать не сможет. Делать должны мы сами. Помощь от Господа всегда готова, но она не приходит к тому, кто ничего не делает, а только к тому, кто делает, кто трудится, но до конца довести дело не может.

Свой крест у каждого из нас. И каждому во спасении только его крест. Не завидуй другому, почитая крест его более лёгким: веса и тяжести креста никто не может знать, кроме того, кто несёт его. То несомненно, что какой ты крест ни возьми, никакой тебе не годится, кроме твоего.

Крест наш так пристал к нам, как кожа к плоти: хочешь не хочешь, а крест всё на тебе, и мы все под крестом.

Неразрывность брака. Что бог сочетал, того человек да не разлучает. Только один законный повод к разводу указан – неверность супругов. Но как быть, если откроется что-либо подобное. Потерпи! Нехотение потерпеть раздувает неприятности, и пустяки взгромождаются в разделяющую стену. На что ум-то дан? Улаживать жизненный путь. Разводятся от нехотения обдумать хорошенько положение дел и ещё больше от неимения в жизни другой цели, кроме сластей. Чем больше опошливаются цели жизни, тем больше учащаются разводы.

Утешение в скорби. Зачем скажешь, у меня больше горя, а у другого меньше? Зачем меня тяготят беды, а другому во всём удачи? Я изнываю от скорби, а другой радуется. Уж если это общая участь, то раздавать бы её всем поровну. Да ведь она так и раздаётся. Присмотрись и увидишь. Тебе сегодня тяжело, а другому было вчера или завтра будет тяжело. Зачем смотреть на дни и часы? Смотри на всю жизнь, от начала до конца и увидишь, что всем бывает тяжело и очень тяжело. Терпи и верь, что кого Бог наказует, тот у Него как сын. Помни это.

Раздели внешнее твоё от внутреннего. Да Господь не сказал: не работай, не ешь, не пей, да не отяготится сердце ваше этим. Руками работай, а сердце держи свободным; есть – ешь, но не обременяй себя пищею; и вина выпей, когда нужно, но не допускай до возмущения головы и сердца.

*   *   *

Закончу цитатой святого Феофана Затворника из письма к одному из  многочисленных его адресатов: «Бог никого не оставляет. У него все дети, нет пасынков. И тяжёлые случайности и состояния все на добро нам направляются. Если бы мы могли узреть это, не было бы ни в чём тяготы». 

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...
  • А. Райкин — «Кто сшил костюм?»
  • Домашняя ящерица
    Один богатый человек держал у себя дома ящерицу. Та медленно ходила по комнатам, и хозяин относился к ней, как к части интерьера, совершенно не считая её живым существом.
  • Куда исчезли саргаты, строители «египетских» пирамид в Сибири?
    Сибирь веками была плавильным котлом для народов. Она хранит много загадок. Тайну строителей огромных пирамид – древних саргатов (саргатцев) ученые не могут разгадать до сих пор. Больше тысячи лет (VI век до н.э.—V век н.э.) они жили рядом со скифами, хуннами и сарматами. Они имели свою уникальную культуру, от которой остались лишь городища и огромные насыпные пирамиды-курганы. Под курганами саргаты хоронили свою знать, сопровождая их в загробный мир богатой утварью, золотыми изделиями и человеческими жертвоприношениями.
  • Аркадий Райкин в масках
  • Оленьи копытца
    Когда-то давным-давно у оленей были бархатистые мягкие лапки, нежные как у котёнка. Бегали они по лесу бесшумно, траву лишний раз не приминая, да всяких тварей мелких не травмируя.
  • Как связаны места захоронений и «голубцы»?
    До сих пор на русских кладбищах можно увидеть кресты, покрытые своеобразными крышами. На самом же деле во времена язычества подобные надгробные памятники не были редкостью. Только небольшая кровля тогда венчала не крест, а столбец. Такие «избушки» для мертвых называли на Руси «голубцами».
  • Я бы в блогеры пошел, пусть меня научат
    Дети сейчас много времени проводят в интернете, в социальных сетях, на разных платформах. И некоторые из них становятся успешными блогерами. Явление это достаточно новое и как к нему относиться – вопрос дискуссионный. Слава может закончиться, и не станет ли это непреодолимым испытанием для детской психики? Большие деньги, которые сваливаются на ребячьи плечи – не повод ли для беспокойства, что это может их ещё с юных лет развратить? А может здорово, что у детей есть возможность стать миллионерами прямо с пеленок и без проблем открывать себе в этой жизни побольше дверей? Давайте вместе подумаем, погрузившись немного в историю блогерства одной из девочек Краснодарского края.
  • Сергей Бондарчук не любил праздного препровождения времени
    25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР, режиссера Сергея Бондарчука. Несмотря на звания и награды (один «Оскар» чего стоит), в быту Сергей Федорович был человеком скромным. Ниже – связанные с режиссером воспоминания фотографа Сергея Иванова.
  • Как спасти шею: средство наших бабушек
    Одна из самых «предательских» частей тела, которая может выдать возраст «с потрохами», считается шея. И это неудивительно: дряблость кожи под подбородком, со временем может расползтись и занять не только область шеи, но и зону декольте, «презентуя» не только плохое настроение, лишние годы, но и награждая неправильной осанкой и дискомфортом. О том, как избавиться от столь неприятного явления, как дряблая шея, расскажем в статье.
  • А. Райкин. «Незаменимый»
  • Профессор и украденные часы
    Однажды в коридоре престижного университета старый профессор встретил молодого человека.
  • «Царь, королевич, сапожник, портной»: как обращались к разным чинам в Российской Империи
    В дореволюционной России всё население было разбито по сословиям и различалось по занимаемым гражданским чинам. При этом каждый титул и каждый чин в зависимости от класса требовал от подданных империи соответствующей формы обращения, которая была регламентирована.
  • Полонез Огинского когда-то был сыгран самим автором для Наполеона
    25 сентября 2020 года исполняется 255 лет со дня рождения композитора Михаила Клеофаса Огинского. Какие первые ассоциации возникают при упоминании фамилии Огинский? Наверняка они связаны с музыкой. Однако Огинский – фигура куда более масштабная, он оставил заметный след и на политической арене Европы.
  • Аркадий Райкин — «Из жизни многоженцев»
  • Писатели-фантасты Дяченко: Фэнтези — древняя штука, и ее истоки в сказках и мифах человечества
    Марина и Сергей Дяченко, пожалуй, самые известные русскоязычные писатели-фантасты. Они лауреаты многих премий (в том числе Eurocon-2005 — «Лучшие фантасты Европы»), авторы сценариев к успешным фильмам и телесериалам. Их книги переведены в Америке, Германии, Франции, Китае и многих других странах. В издательстве «Эксмо» выходит их собрание сочинений в 30 томах. Марина и Сергей жили в Киеве, Москве, а сейчас живут и работают в Лос-Анджелесе.
  • Поэт Юрий Энтин: Когда я пишу для детей, то стараюсь разговаривать с ними как с равными
    В конце августа наш главный детский поэт, великий Юрий Энтин отметил 85-летний юбилей. Сегодня признанный мастер доброго, чуткого, умного рифмованного слова — наш собеседник.
  • Все дело в яме
    Петровича натурально турнули с работы. Вернее даже, скажем так, если точнее быть, то нагло выпнули. Дали конверт с выходными тыщами и даже до свидания не сказали.
  • Их помнит мир спасённый
    Хочу рассказать о своём отце – Михаиле Андреяновиче Лаптеве – рыбаке с Волги, рядовом участнике Великой Отечественной войны, который был тяжело ранен при защите Сталинграда и умер в госпитале Кисловодска.
  • Аркадий Райкин. «Шпион»
  • Мастер большого кино
    25 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося актера и режиссера Сергея Бондарчука, признанного мастера батальных сцен в кинематографе. На его счету сорок ролей в кино и девять режиссерских работ.