ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2023-09-20-01-23-05
До 60-х годов ХХ века в большинстве советских квартир был совмещенный санузел. И только в эпоху Леонида Брежнева появились многоэтажки с раздельными ванными и туалетами. Понятно, что совмещенный санузел экономил пространство. Но зачем нужно было разделять ванную комнату и...
2023-09-10-23-45-41
В 1743 году жители Петербурга были потрясены новостью о браке Михаила Ломоносова, так как все считали его холостым. К тому времени жена Ломоносова уже родила двоих детей. Однако, правда о его семейном положении стала известна только благодаря настойчивости жены Михаила...
40-
Считается, что вещи покойного должны оставаться на своих местах в течение 40 дней после его смерти. Это поверье связано с православным учением о душе умершего человека, которая на протяжении 40 дней готовится к суду...
2023-09-06-04-10-50
В 1967 году в американской школе, не посвящая учеников, учитель решил провести эксперимент, чтобы показать, как действуют основы нацистского режима. Историк создал движение «Волна», главные лозунги которого: сила в дисциплине, единстве и действии. В итоге детище учителя вышло за рамки и стало жить...
2023-09-04-05-32-57
28 мая 1987 года в самом центре Москвы, на Красной площади, появился немецкий легкомоторный самолет «Сессна-172 Скайхок». Его пилотировал немецкий пилот-любитель Матиас Руст. Давайте постараемся разобраться, был ли полет Руста его личной инициативой, ставшей возможной благодаря цепи случайностей, или...

Простые истины Феофана Затворника

Ольга КАЛАЯНОВА   
14 Октября 2010 г.
Изменить размер шрифта

alt

Пятый год Сретенский монастырь продолжает издавать серию церковных календарей. Это не просто календари, какими мы привыкли их видеть. Это книги.


По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стали ежегодно издаваться эти календари-дневники. Начало положено выпуском книг о Святителе Иоанне Златоусте, о святом праведном Иоанне Кронштадском, архимандрите Иоанне (Крестьянкине), Святителе Игнатии Бренчанинове.

Год 2010 посвящён Святителю Феофану Затворнику.

Все эти публикации знакомят нас с жизнью и наследием величайших сподвижников, святителей христианской жизни.
И я не читала первые четыре книги, а вот теперь с трепетом страницу за страницей перелистываю «Год со Святителем Феофаном Затворником». Откровения, размышления и мысли этого сподвижника веры близки, понятны и применимы и к двадцать первому веку, к дням нашим непростым и суетным. И желание возникло познакомить хоть не со всеми размышлениями преподобного старца Феофана о нравственности, о духовности, о воспитании юношества (в этом он сознавал великую ответственность перед Богом), а донести до читателей хоть малую толику того, что было написано
им при жизни. А научно-литературная деятельность величайшего сподвижника веры была огромна.

Но начну по порядку. На Орловщине 10 февраля 1815 г. родился Георгий Говоров. Отец его священник – Василий Тимофеевич, мать Татьяна Ивановна родом из священнической семьи.

В 1823 г. определили родители сына в Ливенское духовное училище, где с большим интересом изучал он психологию. В 1837 году с блеском окончил семинарию и получил назначение в Киевскую духовную академию. В последний год учёбы Георгий Говоров решил всецело посвятить себя служению святой церкви в иноческом чине. И с разрешения академического и высшего духовного начальства в 1841 году принял постриг с именем Феофан.
Иеромонах Феофан в числе первых окончил академию со степенью магистра. В 1844 году перевели его в Санкт-Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского благословия.

Иеромонах Феофан сознавал великую ответственность в деле духовного воспитания юношества, стремился действовать на будущих пастырей большой добротой, любовью и кротостью. «Воспитатель, – писал он, – должен пройти все степени христианского совершенства, чтоб впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых.

В 1847 году в составе Русской духовной миссии отбыл иеромонах Феофан в Палестину. В течение шести лет посещал он древние обители, неустанно изучал писания святых отцов по древним рукописям, изучал устав и жития древних подвижников Святой Афонской горы.  Здесь, на востоке, отец Феофан основательно изучил греческий, французский языки, познакомился с еврейским и арабским.

После начала в 1853 году Крымской войны миссия была отозвана из Иерусалима в Россию. За свои труды в миссии Феофан был возведён в сан архимандрита. Затем стал ректором Олонецкой духовной семинарии. В 1856 был назначен настоятелем посольской службы в Константинополе.
Куда бы не назначали отца Феофана, везде проявлял он себя неусыпным проповедником образцового христианского воспитания юношества. Почти каждое богослужение он сопровождал проповедью. И слово его, шедшее от сердца, дышало глубоким убеждением, привлекало многочисленных слушателей. Простота изложения и необыкновенная ясность производили необычайно сильное впечатление на слушателей.

Святитель находил время и для научно-литературной деятельности. Известен его труд «Письма о христианской жизни» – это целая система христианского нравственного учения.

Кроме ревностного учения церковной жизни Святитель Феофан оставил после себя много сочинений на темы о воспитательной и духовной работе с прихожанами.

На посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии отец Феофан усиленно занимался редакторской и богословской работой. Свои сочинения он публиковал в академическом журнале «Христианское чтение».

Через двадцать лет служения церкви преосвященный Феофан подаёт прошение об увольнении на покой в Вышенскую пустыню Тамбовской епархии, где повёл свою жизнь как учёный инок. С 1872 года он начал вести затворническую жизнь.

В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть его затворнической жизни. В свободное от духовных подвигов время он занимался научно-литературными трудами, писал множество писем к разным лицам, обращавшимся к нему с просьбами о помощи и наставлениях.

По содержанию его сочинения распадаются на три отдела: нравоучительный, истолковательный и переводный. Особо ценным представляются его труды по христианской нравственности.

Особый вид литературных трудов представляют его многочисленные письма, которыми он обменивался со всеми, кто просил его советов, поддержки и одобрения, начиная с сановников и кончая простолюдинами.

Скончался епископ Феофан в день престольного праздника своего келейного храма Крещения Господня 6 января 1894 г. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году епископ Феофан Затворник канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.

*   *   *

Попытаюсь в весьма краткой форме, сжато донести лишь ничтожно малую часть его размышлений по тем  или иным вопросам, которые затрагивали его сердце и сопровождали проповеди, дышавшие глубоким убеждением и искренностью.

*   *   *

О лицемерии. Отличительная черта лицемерия – делать всё напоказ… Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а показать себя делающим добро. Но это не всегда бывает преступно… Когда же возымеется в виду установить за собой репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же к этому присоединится ещё скрытная цель пользоваться выгодами подобной репутации, то тут уж лицемерие во всей своей силе. Делай же добро, а о том как взглянут на то люди, не заботься – и избежишь лицемерия.
Об умничании. Умничание всегда кричит: «то не так, другое не эдак; дай-ка я всё устрою по-новому; старое негоже, наскучило». Но никогда ещё ничего доброго оно не устроило, а только всё расстраивает. Уму следует слушаться того, что заповедано Господом. Правда, он называется царём в голове, но этому царю не дано законодательной власти, а только исполнительная. Как только примется он законодательствовать, то нагородит не знамо что, расстроит и нравственные, и религиозные, и житейские, и политические порядки; всё пойдёт вверх дном. Великое несчастье для общества, когда в нём уму дают свободу парить, не удерживая его истиной божьей. Простота веры сильнее умствований, облекись в неё, как в броню, и устоишь.

Раздражительность, гнев, нетерпение, суетливость – конечно, всё это не добрые дела. Но хорошо уже то, что сознаете их недобрость. Поищите родителей их и придушите. Тогда чада сами пропадут.

Крещение на нашем языке созвучно со крестом. Счастливое созвучие. Ибо хотя видимое действие крещения есть погружение… Это не механическое какое-либо действие, а нравственное изменение, или переворот мыслей, целей, желаний.

Все течёт к своему концу. На вид всё кажется прочно и вековечно; но день другой – смотришь как ничего не бывало: и красота убывает, и силы истощаются, и слава меркнет, и умы изживаются, и одежда изнашивается… всё течёт к своему концу. А мы всё суетимся, всё хлопочем, и хлопотам нашим нет конца. Да и вправду сказать, что слепы и ничего не видим, и владеющему нами конца не чаем… Уверены, что стоим твёрдо, как на утёсе, тогда как положение наше скорее похоже на то, как мы стояли бы на трясине – вот-вот провалимся. Откроет очи наши Господь, да узрим – всё не как оно кажется, а как оно есть.

Дерзновение к Богу. У господа нет лицеприятия, чтобы одному дать, а другому не дать без всякой причины. Он всем готов дать, будучи любоподателен. Если иному не даёт, причина не в Нём, а в просящем помощи.

От дел какое спасение. Помнит ли кто о том, что дышит? Нет, оттого что это в порядке вещей. Так и в нравственной жизни. Что делается как следует, о том что помнить? Это в порядке вещей правильных. Но коль скоро допущено что недоброе, о том помнить и совесть изощрять, чтоб хорошенько замечала, но зачем? Чтоб поскорей исправиться.

Люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать – люби. Не совсем ясно и то, как сего достигнуть; Спаситель объявляет эту заповедь
другими, пояснительными правилами: люби, как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (ЛК. 6,31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная.

Житейские хлопоты. Ничего в человеческих делах без труда не достигается. Духовные же делания требуют напряжённейшего труда, притом непрерывного.

Прощение за прощение. Если не отпустите другим согрешений против вас, то Отец Небесный не отпустит вам согрешений ваших. Кто не отпускает другим? Праведник или тот, кто сознаёт себя праведным. Такому ничего не остаётся, как судить и произносить только приговоры и требовать казни виновным. Кто же чувствует себя грешным, тому до других ли? Не повернётся у него язык осудить другого… Тогда как бы не согрешил против тебя брат твой, взыскивать не станешь, потому что совесть будет твердить: «И не того ещё стоишь, мало тебе этого», – и простишь, а простивши, сам удостоишься прощенья. Так всю жизнь: прощенье за прощенье…

Никто за нас делать не сможет. Делать должны мы сами. Помощь от Господа всегда готова, но она не приходит к тому, кто ничего не делает, а только к тому, кто делает, кто трудится, но до конца довести дело не может.

Свой крест у каждого из нас. И каждому во спасении только его крест. Не завидуй другому, почитая крест его более лёгким: веса и тяжести креста никто не может знать, кроме того, кто несёт его. То несомненно, что какой ты крест ни возьми, никакой тебе не годится, кроме твоего.

Крест наш так пристал к нам, как кожа к плоти: хочешь не хочешь, а крест всё на тебе, и мы все под крестом.

Неразрывность брака. Что бог сочетал, того человек да не разлучает. Только один законный повод к разводу указан – неверность супругов. Но как быть, если откроется что-либо подобное. Потерпи! Нехотение потерпеть раздувает неприятности, и пустяки взгромождаются в разделяющую стену. На что ум-то дан? Улаживать жизненный путь. Разводятся от нехотения обдумать хорошенько положение дел и ещё больше от неимения в жизни другой цели, кроме сластей. Чем больше опошливаются цели жизни, тем больше учащаются разводы.

Утешение в скорби. Зачем скажешь, у меня больше горя, а у другого меньше? Зачем меня тяготят беды, а другому во всём удачи? Я изнываю от скорби, а другой радуется. Уж если это общая участь, то раздавать бы её всем поровну. Да ведь она так и раздаётся. Присмотрись и увидишь. Тебе сегодня тяжело, а другому было вчера или завтра будет тяжело. Зачем смотреть на дни и часы? Смотри на всю жизнь, от начала до конца и увидишь, что всем бывает тяжело и очень тяжело. Терпи и верь, что кого Бог наказует, тот у Него как сын. Помни это.

Раздели внешнее твоё от внутреннего. Да Господь не сказал: не работай, не ешь, не пей, да не отяготится сердце ваше этим. Руками работай, а сердце держи свободным; есть – ешь, но не обременяй себя пищею; и вина выпей, когда нужно, но не допускай до возмущения головы и сердца.

*   *   *

Закончу цитатой святого Феофана Затворника из письма к одному из  многочисленных его адресатов: «Бог никого не оставляет. У него все дети, нет пасынков. И тяжёлые случайности и состояния все на добро нам направляются. Если бы мы могли узреть это, не было бы ни в чём тяготы». 

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Москва англицкая. Выпуск от 21.12.17
  • Историю создания легендарной группы «Пикник» рассказал ее лидер Эдмунд Шклярский
    История группы «Пикник» сложна, витиевата и противоречива. С одной стороны, коллектив — плод рок-культуры 1970-х, с другой — абсолютно уникальное явление. Музыка «Пикника» настолько своеобразна и неповторима, что описать её с помощью слов невероятно сложно. Лучше хотя бы один раз услышать. Песни «Пикника» не всегда сразу цепляют. Это любовь не с первого взгляда, но зато на всю жизнь. О себе, «Пикнике», мечтах и планах рассказал лидер коллектива Эдмунд Шклярский.
  • Как при переезде захватить с собой домового
    Иногда люди дома ощущают чье-то незримое присутствие. Тяготеющие к мистике и эзотерике, говорят, что это может быть домовой. Согласно народным поверьям, существо является хранителем домашнего очага. В его миссию входит поддержание в доме порядка. Кроме того, домовой отгоняет злых духов и оберегает семью.
  • «Постыдная» тема: как в СССР пытались лечить гомосексуальных мужчин
    Лейтенант КГБ, сдававший спецслужбе своих любовников. Врач-энтузиаст, упорно пытавшийся «вылечить» гомосексуальность. Шотландский коммунист, выступивший в защиту гомосексуалов перед Сталиным. Советский «нулевой пациент», который заразился ВИЧ в Танзании. Истории всех этих людей, живших в СССР, долгое время оставались в тени. Историк Рустам Александер в своей книге проливает свет на то, что другие исследователи обходили стороной. Ниже представлена одна из глав.
  • Что волнует российских пенсионеров и в чем им помогает государство?
    Уже больше тридцати лет 1 октября во всем мире посвящен людям старшего поколения. Международный день пожилых людей учредили по инициативе ООН в декабре 1990 года, чтобы привлечь внимание общества к проблемам возрастных сограждан. А с 1 по 10 октября проходит декада пожилого человека. Что же волнует россиян старшего возраста, что можно сделать, чтобы разрешить проблемы, и что уже сделано?
  • Москва купеческая
  • По доброй ли воле американский певец Дин Рид стал убежденным борцом за справедливость?
    Не было в истории такого американского поп-певца, который бы пользовался в Советском Союзе большей популярностью, чем этот уроженец города Денвера, штат Колорадо. 22 сентября Дин Рид отметил бы свое 85-летие.
  • Забытая страница Великой Отечественной: зачем в СССР создавали американские базы
    Малоизвестная страница Второй мировой войны — история создания и деятельность трех баз ВВС США в Полтавской области, «где советские и американские солдаты жили и сражались плечом к плечу» и с которых проводились челночные бомбардировки объектов в странах Оси. О ней рассказывается в новой книге известного историка Сергея Плохия. Ниже представлен небольшой фрагмент.
  • Прошлое и настоящее железнодорожной кухни
    Питание для пассажиров РЖД в вагонах повышенной комфортности стало более разнообразным. Как сообщили на днях железнодорожники, к горячему теперь будут подавать сложные гарниры из круп и овощей. Путешественники смогут заказать: драники с соусом сальса, говядину в кисло-сладком соусе с гречкой, филе из курицы в сухарях с макаронами и овощами, борщ с говядиной. Как устроено питание пассажиров поездов и кто его готовит, рассказали в Федеральной пассажирской компании.
  • Москва нескучная. Выпуск от 26.12.16
  • Как в Советском Союзе амурские врачи спасли жизнь обгоревшему китайскому мальчугану
    Эта история — готовый сценарий для художественного фильма. В 1958 году амурские врачи спасли обгоревшего китайского ребенка. Его мать прибежала по льду Амура на наш берег за помощью с умирающим малюткой на руках.
  • «Рестораны сердца»: как во Франции известный актер Колюш боролся с бедностью
    Актер Мишель Жерар Жозеф Колюччи по прозвищу Колюш прожил всего 41 год (1944–1986), но успел стать любимцем Франции – не только за выдающиеся работы в кино, но и за то, что открыл в Париже «Рестораны сердца» – пункты раздачи бесплатных обедов для бедняков. Из них выросла целая система помощи бездомным.
  • Будни Совфеда: какие меры соцподдержки готовят власти для россиян
    Государство разными программами и решениями материально поддерживает определенные категории россиян. Каждый год в плане соцпмощи вводятся какие-то новшества, расширяется список адресатов. Вот и сейчас, например, из нового то, что с расходов на обучение ребенка можно будет вернуть больше средств.
  • Выборгская резня: русских людей истребляли по национальному признаку
    Крушение Российской империи отразилось на ее окраинах по-разному. Некоторые, воспользовавшись царившим в «метрополии» хаосом смуты, быстро откололись, однако и тут не обошлось без кровавых эксцессов. 105 лет назад, в мае 1918 года, в Финляндии завершилась своя гражданская война, которая стоила жизни тысячам русских людей — брошенных на произвол безжалостной судьбы и свирепых, мстительных автохтонов.
  • Пешком... Москва балетная. Выпуск от 10.09.17
  • Невероятные приключения итальянцев в России: с фильмом с самого начала всё шло не по плану
    Со времени съёмок эксцентричной комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» прошло уже 50 лет, а она по-прежнему заставляет зрителей безудержно смеяться над иностранцами, попадающими в нелепые ситуации в поисках клада. Но работать над зажигательной и яркой комедией было настолько сложно, что режиссёр Эльдар Рязанов в какой-то момент готов был отказаться от съёмок и объявил забастовку, причём не в Советском Союзе, а в Италии.
  • Судьбы героинь самого знаменитого фото блокадного Ленинграда
    Эта фотография в своё время облетела весь мир и стала символом надежды. Надежды на возвращение мирной жизни, в которой нет места взрывам снарядов, а в доме всегда есть еда. Люди, пережившие блокаду, помнили её всю жизнь. Не забывали ни на минуту о ней и в семье Опаховых. Именно они изображены на этой фотографии, мама и две её дочери, Лора и Долорес. Их снял военный корреспондент неподалёку от Невского проспекта весной 1942 года.
  • «Сделано в СССР» - Дискотеки
  • «От дьявола»: третья жена Михаила Булгакова, сделавшая его счастливым
    Третья жена Булгакова провела с ним последние годы его жизни. Именно она добилась, чтоб после смерти писателя были опубликованы его запрещенные произведения. Несмотря на то, что супруга посвящала Булгакову всю себя, оставалось место на личные переживания и на других мужчин. Елена Сергеевна не лицемерила, не скрывала правду, просто сражала наповал поклонников еще при жизни мужа. А он, срисовывая с Булгаковой Маргариту, признавался, что третья жена – от дьявола.
  • Воинственные кочевники: как возникла и закончила свое существование империя монголов
    Для Европы столкновение с Монгольской империей в XIII веке было полной неожиданностью. Однако, народы Азии уже давно знали о воинственности степных племен.