Каждого из нас, в конце концов, ждёт вечный покой. Это понимали и наши далёкие предки и понимают современники, но хранить свой гроб в кладовке теперь считается чем-то странным. Мы не хотим верить в свой последний час, хотя ещё недавно нравы были другими.
Не отмолишься, не открестишься
У многих славян считалось, что каждому отпущен свой век и отвратить смерть невозможно, а пытаться приблизить свою кончину означало совершать святотатство.
Самоубийцы же, как и все, кого постиг преждевременный уход из жизни, становились «заложными» покойниками. Это означало, что после наступления смерти они не отправятся в иной мир, а останутся рядом с живыми в виде злых духов.
Попытки узнать свой срок жизни и каким-то образом его продлить отражены во многих сказках и легендах.
Сюжет их строится на том, что главный герой тем или иным образом получает предсказание, а затем его родители или он сам всеми правдами и неправдами старается избежать угрозы, но в конце концов, предсказание всё равно сбывается.
Зная, что в реальной жизни предсказания сбываются далеко не всегда, заблаговременную подготовку к смерти могли начать в довольно раннем возрасте.
Смертный узел
Вместе с приданым в некоторых уголках России девушки часто начинали собирать свой смертный узел. В него входил саван, бельё, платок, обувь и платье, платочки для раздачи присутствующим на поминках. На Урале эта традиция сохранилась вплоть до ХХ века.
При этом венчальная одежда тоже могла служить погребальной. Делалось это по причине того, что смерть в родах была распространённым явлением. Нездоровье роженицы, неопытность повитухи (нередко это были шарлатанки, бродившие по деревням и знавшие о родах крайне мало, но умеющие пускать пыль в глаза) и множество других обстоятельств могли погубить молодую жену.
Если злой рок обходил её стороной хотя бы в первые годы, то она получала возможность собрать смертный узел для сыновей и мужа.
Пуговицы, завязки и крючки на такой одежде были непременно, ведь считалось, что покойник станет носить её на том свете. Подобные вещи описываются в быличках Севера, которые собирали исследователи в прошлом и позапрошлом столетии: покойные могли прийти во снах к родственникам и жаловаться, что одежда неудобная.
Цвет её, как правило, был белый, а у казаков-некрасовцев она сшивалась красными нитками и пояс тоже был красным.
Был дуб, а стал сруб
Всем известно, что гроб, как и одежда, делается по индивидуальным меркам. В старину считалось, что если он слишком большой, и в нём есть свободное место, то скоро в доме появится ещё один покойник, а если слишком узкий, то душе будет в нём тесно. Чтобы его сколотить, нужно подобрать доски, потратить некоторое время на сборку.
Трудно угадать точно, в какой день гроб пригодится и будут ли свободные рабочие руки, чтобы сделать его, поэтому крестьяне частенько запасались заранее каждый собственным последним пристанищем.
Исследователи XIX- начала XX века часто упоминают, что крестьяне хранили гробы на полатях, в сарае или на чердаке, причём, использовали как ящики для зерна или сена. И русские крестьяне считали залогом долгой жизни, земного богатства и успешного воскрешения. Как тут не вспомнить стебли злаков, растущие из погребённого Осириса?
Заказывали гробы у местных мастеров или просили соседей, родственникам такую работу не поручали.
За все платить
Состояние агонии - один из признаков скорой смерти. Верили, что эти мучения связаны с неоплаченными долгами и неразрешенными спорами, кроме того, с жизнью якобы не мог просто так расстаться колдун, если он заранее не передал своё умение кому-то ещё. Поэтому при жизни старались не ввязываться надолго в судебные тяжбы и не занимать бессрочно денег.
Если умирающий ещё был в сознании, то он старался проститься со всеми близкими и исповедаться, лечь вдоль матицы или на солому на полу (по аналогии с рождением), смотреть в небо, просил зажечь свечи, чтобы увидеть правильный путь на тот свет.
Смерть – неизбежный итог нашего земного существования. Конец, к сожалению, у каждого человека будет один. И наши предки, наверное, были правы в том, что как-то готовились к этому печальному событию, в том числе делали себе домовину. Ведь так можно было избавить родных хоть от какой-то части забот. Сейчас тоже есть возможности, чтобы облегчить этот тяжелый период для близких. Например, существуют страховые компании, куда можно отдать деньги, и все будет тогда с уходом человека предусмотрено к прощанию с ним. Есть и другой способ, кто не хочет вникать в печальную тему – просто подкопить денег и сказать где они лежат на случай чего представителям своей семьи.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.