НА КАЛЕНДАРЕ

Отпевание – не пропуск в рай, а заступничество родственников за покойного перед Богом

По инф. cyrillitsa.ru   
04 Ноября 2020 г.

На третий день после смерти православного христианина над его телом единожды совершается заупокойное богослужение, в народе именуемое отпеванием. Значение этой церковной службы настолько высоко, что во времена становления христианства её причисляли к Таинствам.

Отпевание – не пропуск в рай, а заступничество родственников за покойного перед Богом

Последование мертвенное мирских тел

Первое заблуждение, связанное с отпеванием заключается в неверном светском названии этого чина, поскольку в Требнике он известен как «последование мертвенное мирских тел».

Это молитвенное чинопоследование зовётся в миру отпеванием вследствие того, что значительная часть его молитв не проговаривается, а поётся.

Церковнослужители не видят ничего страшного в том, что данный чин в обществе называется альтернативным словом, главное для них, чтобы люди понимали важность этого священнодействия для душ усопших родственников.

Отпевание – это не пропуск в рай

Существует расхожее мнение, что совершая отпевание, священники автоматически открывают для умершего дорогу в рай. Протоиерей Алексей Митюшин, как и все церковники, заявляет, что это ошибочное предположение. Проводя чин «последование мертвенное» служители Веры напутствуют душу почившего, освобождая её от грехов, в которых он не успел или позабыл покаяться при земной жизни, просит Всевышнего удостоить его Царства Небесного. Но лишь Господь вершит Суд и решает, кого пускать в рай, а кого оставить в земле, из которой взят каждый из нас.

Отпевания – это своего рода заступничество родственников за покойного перед Богом и одновременно попытка облегчить страдания души от тех испытаний, которая она неминуемо должна пройти после смерти.

Соборно молясь во время отпевания, родные утешают душу усопшего, поэтому этот чин слывёт главным подарком, который могут сделать любящие люди для покинувшего этот мир человека.

К слову некоторые монахи, не желая облегчать свой путь к спасению, завещали не проводить этот чин над их телами, а попросту отдать их после смерти на съедение бездомным собакам или выбросить в помойную яму.

Заочное отпевание

В церковной практике существует такое понятие как заочное отпевание, когда в силу определённых причин над покойным нельзя было совершить важный чин вовремя с соблюдением всех заведённых ритуалов.

К таким исключительным эпизодам можно отнести трагические случаи, когда после смерти человека не удаётся найти его тела, такое может произойти в результате террористического акта или авиакатастрофы, серьезной автоаварии или кораблекрушения, гибели на войне или признания мёртвым без вести пропавшего родного.

Ввиду этих объективных причин священники могут совершить чин отпевания в церкви без принесения в него тела усопшего, но в присутствии чистосердечно молящихся об упокоении его души родных.

Однако в последнее время, участились случаи неверной трактовки заочного отпевания, которое рассматривается как своего рода отсрочка, когда родственники покойника заказывают такое богослужение уже после погребения из-за отсутствия у них времени, лености или желания сэкономить на транспортных расходах по доставке гроба в храм.

Причём зачастую они просто оплачивают заочное богослужение и покидают церковь, считая, что, таким образом, они позаботились о душе покойника.

Земельный обряд

Священник Алексий Плужников обращает внимание верующих на заблуждение относительно первостепенной ценности погребальной земли, которой после совершения чина отпевания батюшка крестообразно посыпает тело умершего перед накрытием крышки гроба.
В случае заочного отпевания родственникам усопшего даётся благословлённая трижды земля, которую они должны посыпать на могилу близкого человека.

По его словам в церковном Уставе нет никакого указания, на то, что эта земля обладает каким – либо сакральным свойством. До 1917 года практически на каждом кладбище России был храм, в котором и проводилось отпевание, после чего священнослужитель шёл вместе с похоронной процессией к могилке и в момент опускания в неё гроба, трижды брал лопатой землю и бросал её в яму. Этим действом священник демонстрировал собравшимся истину, что из земли мы сотворены и в землю же возвратимся.

Таким образом, в земельном обряде нет никакой святости, а его роль несколько возросла в советское время, когда верующие не имея возможности открыто отпевать усопших, обращались в немногочисленные действующие храмы за их заочным отпеванием, после которого священники давали им горсть земли, чтобы они сами завершили обряд.

В наши дни земля превратилась в едва ли не центральный объект отпевания, для получения которой находят время даже не сознательные родственники, заказывающие заочное отпевание.

Их не отпевают

Лица, совершившие акт самоубийства, по церковным канонам не могут быть отпеты в храме. Но если родственники самоубийцы смогут предъявить церковнослужителям доказательства наличия у него психического расстройства, а в епархиальном управлении им выдадут специальное разрешение, то священник сможет провести чин отпевания.

Не признаются самоубийцами люди, лишившие себя жизни по неосмотрительности (непреднамеренное отравление, падение, потопление), а также те, кто пошёл на греховный шаг в состоянии алкогольного опьянения и острого психопатического припадка.

Вместе с тем церковного чина «Последование мертвенное» лишаются люди, погибшие от ранений, полученных при совершении разбойного нападения, поскольку эти преступники причисляются к самоубийцам.

А женщины, умершие во время родов или в первые сорок дней после них, вопреки устоявшемуся мнению, могут быть отпеты в храме с соблюдением всех правил.

Белые одежды

Поскольку отпевание символизирует собой рождение души для Вечной Жизни, священники, совершающие этот обряд, всегда облачаются в праздничные белые одежды, резко контрастирующие с чёрными траурным одеянием родственников покойника.

Белый цвет, вобравший в себя все оттенки радуги, всецело соответствует тексту заупокойных молитв, в которых для усопшего испрашивается упокоение с праведниками, ходящими в белых ризах.

Как много нюансов существует относительно отпевания. И для некоторых людей важно будет узнать подобную информацию. Все мы хотим достойно проводить своих родственников в мир иной, если уж такое печальное событие случилось, а некоторые и соблюдая все церковные каноны так, как это должно быть.

Ещё в связи с поднятой темой читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.