ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Отпевание – не пропуск в рай, а заступничество родственников за покойного перед Богом

По инф. cyrillitsa.ru   
04 Ноября 2020 г.
Изменить размер шрифта

На третий день после смерти православного христианина над его телом единожды совершается заупокойное богослужение, в народе именуемое отпеванием. Значение этой церковной службы настолько высоко, что во времена становления христианства её причисляли к Таинствам.

Отпевание – не пропуск в рай, а заступничество родственников за покойного перед Богом

Последование мертвенное мирских тел

Первое заблуждение, связанное с отпеванием заключается в неверном светском названии этого чина, поскольку в Требнике он известен как «последование мертвенное мирских тел».

Это молитвенное чинопоследование зовётся в миру отпеванием вследствие того, что значительная часть его молитв не проговаривается, а поётся.

Церковнослужители не видят ничего страшного в том, что данный чин в обществе называется альтернативным словом, главное для них, чтобы люди понимали важность этого священнодействия для душ усопших родственников.

Отпевание – это не пропуск в рай

Существует расхожее мнение, что совершая отпевание, священники автоматически открывают для умершего дорогу в рай. Протоиерей Алексей Митюшин, как и все церковники, заявляет, что это ошибочное предположение. Проводя чин «последование мертвенное» служители Веры напутствуют душу почившего, освобождая её от грехов, в которых он не успел или позабыл покаяться при земной жизни, просит Всевышнего удостоить его Царства Небесного. Но лишь Господь вершит Суд и решает, кого пускать в рай, а кого оставить в земле, из которой взят каждый из нас.

Отпевания – это своего рода заступничество родственников за покойного перед Богом и одновременно попытка облегчить страдания души от тех испытаний, которая она неминуемо должна пройти после смерти.

Соборно молясь во время отпевания, родные утешают душу усопшего, поэтому этот чин слывёт главным подарком, который могут сделать любящие люди для покинувшего этот мир человека.

К слову некоторые монахи, не желая облегчать свой путь к спасению, завещали не проводить этот чин над их телами, а попросту отдать их после смерти на съедение бездомным собакам или выбросить в помойную яму.

Заочное отпевание

В церковной практике существует такое понятие как заочное отпевание, когда в силу определённых причин над покойным нельзя было совершить важный чин вовремя с соблюдением всех заведённых ритуалов.

К таким исключительным эпизодам можно отнести трагические случаи, когда после смерти человека не удаётся найти его тела, такое может произойти в результате террористического акта или авиакатастрофы, серьезной автоаварии или кораблекрушения, гибели на войне или признания мёртвым без вести пропавшего родного.

Ввиду этих объективных причин священники могут совершить чин отпевания в церкви без принесения в него тела усопшего, но в присутствии чистосердечно молящихся об упокоении его души родных.

Однако в последнее время, участились случаи неверной трактовки заочного отпевания, которое рассматривается как своего рода отсрочка, когда родственники покойника заказывают такое богослужение уже после погребения из-за отсутствия у них времени, лености или желания сэкономить на транспортных расходах по доставке гроба в храм.

Причём зачастую они просто оплачивают заочное богослужение и покидают церковь, считая, что, таким образом, они позаботились о душе покойника.

Земельный обряд

Священник Алексий Плужников обращает внимание верующих на заблуждение относительно первостепенной ценности погребальной земли, которой после совершения чина отпевания батюшка крестообразно посыпает тело умершего перед накрытием крышки гроба.
В случае заочного отпевания родственникам усопшего даётся благословлённая трижды земля, которую они должны посыпать на могилу близкого человека.

По его словам в церковном Уставе нет никакого указания, на то, что эта земля обладает каким – либо сакральным свойством. До 1917 года практически на каждом кладбище России был храм, в котором и проводилось отпевание, после чего священнослужитель шёл вместе с похоронной процессией к могилке и в момент опускания в неё гроба, трижды брал лопатой землю и бросал её в яму. Этим действом священник демонстрировал собравшимся истину, что из земли мы сотворены и в землю же возвратимся.

Таким образом, в земельном обряде нет никакой святости, а его роль несколько возросла в советское время, когда верующие не имея возможности открыто отпевать усопших, обращались в немногочисленные действующие храмы за их заочным отпеванием, после которого священники давали им горсть земли, чтобы они сами завершили обряд.

В наши дни земля превратилась в едва ли не центральный объект отпевания, для получения которой находят время даже не сознательные родственники, заказывающие заочное отпевание.

Их не отпевают

Лица, совершившие акт самоубийства, по церковным канонам не могут быть отпеты в храме. Но если родственники самоубийцы смогут предъявить церковнослужителям доказательства наличия у него психического расстройства, а в епархиальном управлении им выдадут специальное разрешение, то священник сможет провести чин отпевания.

Не признаются самоубийцами люди, лишившие себя жизни по неосмотрительности (непреднамеренное отравление, падение, потопление), а также те, кто пошёл на греховный шаг в состоянии алкогольного опьянения и острого психопатического припадка.

Вместе с тем церковного чина «Последование мертвенное» лишаются люди, погибшие от ранений, полученных при совершении разбойного нападения, поскольку эти преступники причисляются к самоубийцам.

А женщины, умершие во время родов или в первые сорок дней после них, вопреки устоявшемуся мнению, могут быть отпеты в храме с соблюдением всех правил.

Белые одежды

Поскольку отпевание символизирует собой рождение души для Вечной Жизни, священники, совершающие этот обряд, всегда облачаются в праздничные белые одежды, резко контрастирующие с чёрными траурным одеянием родственников покойника.

Белый цвет, вобравший в себя все оттенки радуги, всецело соответствует тексту заупокойных молитв, в которых для усопшего испрашивается упокоение с праведниками, ходящими в белых ризах.

Как много нюансов существует относительно отпевания. И для некоторых людей важно будет узнать подобную информацию. Все мы хотим достойно проводить своих родственников в мир иной, если уж такое печальное событие случилось, а некоторые и соблюдая все церковные каноны так, как это должно быть.

Ещё в связи с поднятой темой читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.