С недавних пор на кладбищах в России всё чаще можно встретить людей с фотоаппаратами. Кто и зачем снимает могилы, и есть ли риск, что информация о захоронении Вашего родственника появится в открытом доступе в интернете?
Фото надгробий
Кладбище – место скорби, куда приходят в известные дни, чтобы помянуть умерших и привести в порядок их могилы. Посещение кладбища – хороший повод для встречи родственников. Но можно ли в такой ситуации фотографироваться, и допустимы ли фотографии самих могил и надгробий? Согласно народным поверьям и оккультным представлениям, щёлкая затвором фотоаппарата, можно «потревожить покой» умершего. С этим связывают «проявление» призраков на кладбищенских снимках. Однако скептики уверяют, что подобные кадры являются не более чем мистификациями.
Традиционные религии никак не запрещают фотографироваться на кладбищах. Разговоры об «отрицательной энергии», которую якобы можно привлечь из «тонкого мира», священники относят к области суеверий. Однако они напоминают, что кладбище – не место для развлечений, и относиться к покойным следует с уважением. Вместо того, чтобы делать снимки, православная церковь советует, например, вычитать на могиле литию по усопшему, чтобы помочь его душе обрести Царствие Божие.
Фотографы на могилах
Туристы издавна облюбовали могилы писателей, актёров и других знаменитостей. Ещё в советское время своеобразным местом «паломничества» москвичей и гостей столицы стало Новодевичье кладбище, где похоронены, к примеру, Никита Хрущёв, Владимир Маяковский и Юрий Никулин. Впрочем, на некоторых известных кладбищах фотографировать запрещено администрацией, например, на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
В 2000-х годах даже возникла сетевая субкультура, участники которой фотографируют надгробия. Например, в соцсети «ВКонтакте» есть группы, куда выкладываются снимки с кладбищ. Подписчики таких сообществ оставляют комментарии, посвящённые внешнему виду могил, а также личностям похороненных людей. Особое внимание привлекают необычные атрибуты захоронений или надписи на «экзотических» языках. Между тем, практику делать селфи на кладбищах российское общество пока принять не готово. Например, в 2014 году в Новокузнецке вызвала скандал «фотосессия» двух 15-летних школьниц на фоне могил. Большинство читателей местной прессы негативно отнеслись к легкомысленному поведению подростков.
Среди тех, кто фотографирует могилы, есть серьёзные учёные и журналисты. В 2015 году Андрей Гречко и Михаэль Рохлиц с факультета социальных наук НИУ ВШЭ на основе анализа 187 фотографий могил бандитов и «воров в законе» исследовали особенности похоронных практик российского криминалитета. Оказалось, что этот социальный слой стремится увековечить своих «героев», хотя бы посмертно «возвысив» их над окружающими. Могилы преступников отличаются особо крупными размерами надгробий и роскошью оформления.
«Изображения надгробий активно используются как иллюстрации в специализированных медиа, посвящённых теме российского преступного мира», — отмечают исследователи.
«Каталогизация» могил
Недалёк, по-видимому, тот день, когда каждая могила будет сфотографирована и «выложена» в интернет. Эта тенденция уже коснулась российских еврейских захоронений. На одном из сайтов, посвящённых иудейским традициям, имеется база данных о более чем 100 тысячах могил, которая постоянно обновляется. Фотографы обошли еврейские кладбища многих городов на территории бывшего СССР. В Сеть выложены снимки конкретных надгробий с указанием чётких параметров – ФИО умершего, лет его жизни, а также координат участка на кладбище. Эту работу нельзя считать совсем бескорыстной – через тот же сайт можно заказать услугу ухода за могилой. Вероятно, сервис во многом рассчитан на родственников умерших, проживающих в других городах или странах. Вбив в поисковике фамилию предка, человек находит ссылку на сайт с изображением его могилы. К слову, очень многие захоронения на этих кладбищах находятся в плохом состоянии.
Не всем бы хотелось, чтобы фото с надгробием могилы умершего близкого человека гуляло по интернету. Но что тут поделаешь? Век технологий приносит свои нюансы. С другой стороны сервисы с размещенными фото, предлагающие уход за территорией захоронения, действительно помогают. Живет женщина, к примеру, в Австралии, а ей каждый сезон высылают фотоотчет, как же убрана могила родственника, допустим, в России. А ещё есть красивые кладбища, известные в мире, и туда едут посмотреть всё на месте туристы. Но как бы люди изначально наглядно представляли о таких территориях, если бы не было фотографий?
– Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.