Для русских ложка – это не просто прибор, чтобы щи похлебать, но и многофункциональная вещь, помогающая решать массу житейских проблем.
Для идентификации
Вплоть до XIX века у каждого русского была своя ложка, а у бедняков она нередко являлась единственной личной вещью. Если надеть рубаху с чужого плеча было не зазорно, то чужой ложкой предпочитали не пользоваться. Даже в одной семье она была у каждого персональная, а чтобы не путаться, ложки помечали.
Традиция персонализировать ложку сохранилась и в советские времена. Так, в частности, делали солдаты Великой Отечественной войны, иголкой или тонким ножом вырезая инициалы или фамилию на рукоятке ложки, привезённой из дома. Считалось, что вписывать данные в смертный медальон – плохая примета, а по найденной ложке убитого вполне могут опознать.
Интересно, что бурлаки ложку-бутырку, которой пользовались только они, вставляли за отворот шапки на лбу. В этом случае импровизированная кокарда выступала как отличительный знак, сообщающий о принадлежности человека к определённой профессии.
Для защиты от нечисти
Во времена язычества миниатюрные ложки добавляли в связку оберегов, носимых с собой. Такие крошечные ложки были найдены археологами на Лукомльском городище и курганах близ деревни Акулин Бор, а также во время раскопок в Великом Новгороде. Она символизировала достаток, защищала от сглаза и притягивала счастье.
Позднее вместо ложечки-оберега стали носить обычную ложку, убивая сразу двух зайцев: и от нечисти защититься, и всегда иметь под рукой то, что не позволит остаться голодным, коли случай отобедать подвернется.
Кто победнее – носил ложку обычно за пазухой, за голенищем сапога или подвешивал на шнурок к поясу, кто побогаче – шил специальный футляр, который закреплялся на ремне. Исключением не был и Пётр Первый: во время путешествий по Европе государь удивлял хозяев тем, что пользовался исключительно своей ложкой, которую всегда носил собой.
Для развлечения и исцеления детей
Популярные на Руси куклы-пеленашки мастерились на скорую руку из первого, что попадется под руку: полено, пучок соломы, но чаще - из обычной ложки. Сделать новую игрушку крестьянская девочка могла в два счёта, при этом даже помощи взрослых не требовалось.
Достаточно было просто завернуть ложку в тряпицу – и кукла-пеленашка готова! Ложки вешали и над колыбелью – не только для забавы, но и в качестве оберегов. А из двух ложек получалась отличная погремушка – звучная и безопасная.
Если же сглаза избежать всё-таки не удавалось, и ребёнок начинал много и беспричинно капризничать, то ложки опять приходили на помощь. Чистые ложки мыли и этой водой умывали ребенка, а затем непременно вытирали лицо материнским подолом.
Для наказания
В нужный момент деревянная ложка в мгновение ока превращалась с инструмент для наказания. Во время застолья принято было соблюдать очерёдность и определённый этикет: не разговаривать, не шушукаться, не смеяться, каждый раз тщательно вылизывать ложку и класть её на стол, не стучать ложкой по столу или чугунку.
Тем, кто нарушал правила, глава семьи мог запросто ударить со всего маху деревянной ложкой по лбу. Мера была весьма эффективной, вот только ложки кололись нещадно.
Для штопки носков
Если сегодня и остался тот, кто штопает носки, то для рукоделия используются специальные приспособления-грибочки. А ведь ещё совсем недавно вместо покупных «болванок» хозяйки предпочитали взять перегоревшую лампочку, а ещё лучше – более прочную деревянную ложку.
Особенно хороша она была для штопки протёртых носочных пяток, так как полукруглая тыльная сторона ложки повторяет форму пятки человека.
Для создания настроения
В любом коллективе русских народных инструментов сегодня непременно есть ложечники. Первые упоминания о «музыкальном» качестве ложки относятся к XVIII столетию, но, думается, что играть на ложках начали ещё в языческие времена.
Вместе с бубнами и трещотками ложки были обязательным атрибутом скоморохов, и для звучности к ложкам они привязывали, как пишет Владимир Даль, «гремушки».
Использовались ложки и как палочки при игре на пастушьей барабанке – примитивном ударном инструменте, распространённом в Костромской, Ивановской и других областях России.
Мастерили барабанку пастухи в походных условиях из высушенной еловой доски, прикрепляя к ней с двух сторон на бичевках деревянные ложки.
Известно, что один ложечник может управляться с двумя, максимум четырьмя ложками, и когда этого недостаточно, из набора ложек и двух брусков делают веер. Ложки закрепляют на деревяшках, чтобы улучшить качество звука и упростить исполнение мелодии. К слову, самые звонкие ложки делают из клёна.
Чтобы заглянуть в будущее
Этнографические записки сохранили множество описаний использования ложки для гаданий и обрядов. Так, в Курской губернии, чтобы пройти через те же муки, что и жена с ребёнком, отец должен был съесть красной ложкой круто посоленную кашу, а затем закинуть ложку на полати и долго прыгать по избе, приговаривая, «чтобы так рождённый вспрыгивал».
В Вятской губернии один из свадебных обрядов предполагал связывание ложек невесты и жениха для крепости семейных уз.
Предсказывали по ложке и судьбу. После рождественского обеда оставляли ложки на краю миски: если наутро чья-то ложка упадет, то считалось, что её хозяин заболеет или умрёт. Можно было вынести ложку в сени, наполнив водой: если наутро лёд будет с ямочкой, жди смерти, если с возвышением – долгие лета.
Для изготовления ложки
От выбора древесины, заготовки-баклуши и до готового изделия мастер-ложкарь выполняет несколько последовательных действий, и каждое влияет на ровность, крепость и качество столового прибора.
А вот насколько черпало ложки получится гладким зависит от обработки клюкарзой – специальной стамеской. Её форма очень напоминает обычную ложку, только сильно заточенную. Так что получается, что ложкой делали обычную ложку.
При желании больший функционал, наверное, можно задать многим вещам. Так случилось и с ложкой, которая нашла себя не только в разном бытовом применении, но и в магическом. Сейчас тоже из ложек делают малышам куколок, если ничего подходящего нет под рукой, и штопать на этом предмете удобно. А вот изготовить ложкой другую ложку – такое, думается, мало кто слышал. Правда, ведь?
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.