НА КАЛЕНДАРЕ

Что мог рассказать кокошник о русской женщине?

По инф. cyrillitsa.ru   
26 Февраля 2020 г.

По головному убору - кокошнику на женщине легко определяли, богато ли она живет, а иногда и сколько у нее детей

По головному убору - кокошнику на женщине легко определяли, богато ли она живет, а иногда и сколько у нее детей

В 1784 году мир увидел картину русского художника Ивана Петровича Аргунова «Портрет крестьянки», где изображена простая женщина из Московской губернии, одетая в русский костюм. Сам родом из крепостных Иван Аргунов в своих произведениях, как правило, старался подчеркнуть красоту простой русской женщины, ее горделивую осанку (не хуже вельможной), ее красоту и искренность. Как раз осанка и горделивый вид заставили многих современников усомниться в том, что на полотне изображена действительно крестьянка. Выдвигались (как позже было доказано, совершенно необоснованные) предположения, что это актриса одного из театров.

Однако у историков моды такая оценка горделивого вида простой крестьянки не удивляет. А все потому, что на голове ее надет русский кокошник. Историк моды Марьяна Скуратовская описывает кокошник как старинный женский головной убор, название которого произошло от древнерусского слова кокошь (курица, наседка). Существовало огромное количество форм кокошника, к которым крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца. Поэтому и связано было название головного убора с курицей, имеющей гребешок.

У каждой народности Руси и даже в каждой губернии была своя форма кокошника. В каждой он расписывался по-своему. По этому головному убору легко можно было определить, из какой губернии женщина, какой социальный статус имеет, богато ли живет, а в некоторых случаях, даже сколько у нее детей.

Большинство кокошников были высокими, но даже для ношения низких требовалась хорошая осанка и высоко поднятая голова, иначе головной убор – особенно высокий – не удержался бы и съехал или упал. Прообразом кокошников были более старинные женские головные уборы – кики или кички. И точно также их нельзя было носить, опустив голову. Чем выше кичка, тем выше приходилось поднимать голову и ровнее держать спину. С тех времен пошло выражение «кичиться», значит, выделяться, считать себя выше других.

Умение носить кокошник заставляло даже простых женщин, которые надевали этот головной убор только по большим праздникам, следить за своей осанкой. Что уж говорить о дворянках и женщинах рангом выше. Необходимость всегда следить за осанкой благотворно влияла не только на их здоровье, но и на статус внутри семьи. Статной женой муж гордился, так как выглядела она величаво.

Еще на этапе выбора невесты сваха в первую очередь обращала внимание на спину девушки. Спина прямая, грудь высокая, бедра широкие, ноги прямые – все это было показателем здоровья девушки, а значит, залогом того, что она сможет рожать здоровых детей и быть заботливой матерью и женой. А в замужестве такую женщину называли княгиней, так как была она статной, выступала, словно пава и тем самым походила на княгиню – женщину высокого рода.

Мануальный терапевт Алексей Дахновский уверен, что женщины, которые постоянно заботятся о своей осанке, избавляют себя от целого ряда заболеваний, связанных с неравномерной нагрузкой на различные органы. Кроме того, ровная спина позволяет женщине выглядеть стройнее, моложе, спасает ее от таких гинекологических проблем, связанных с частыми родами, как опущение матки, а также предупреждает возрастной остеохондроз.

По кокошнику на женщине легко определяли, богато ли она живет, а иногда и сколько у нее детей

Конечно, такими терминами во времена ношения кокошника не оперировали, но о его пользе для здоровья догадывались. Не случайно, даже после запрета Петром I носить этот головной убор знатным дамам, он все же остался истинной русской одеждой, которой не брезговали и царские особы. Так, Екатерина II нередко появлялась в костюме с кокошником, любила его и жена Николая II – Александра. Сохранились портреты обеих женщин в платьях с кокошником.

А в 1812 году патриотично настроенные дамы из высшего света обрядились в сарафаны и кокошники. Покрутившись перед зеркалами, они нашли, что «наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались». Об этом писал русский мемуарист Филипп Вигель.

Сейчас, конечно, сколько у дамы детей, по одежде сложно понять. Но вот о ее приверженности быть модной, стильной или наоборот не выделяться, иметь дешевые или дорогие вещи – можно. А еще иногда можно определить, куда же представительница прекрасного пола собралась – на большое торжество, работу или учебу или на пляж. Это практически легко вычисляемо, правда, ведь?..

А еще о том, как же жили в старину, можно прочитать здесь:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.