ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Что мог рассказать кокошник о русской женщине?

По инф. cyrillitsa.ru   
26 Февраля 2020 г.
Изменить размер шрифта

По головному убору - кокошнику на женщине легко определяли, богато ли она живет, а иногда и сколько у нее детей

По головному убору - кокошнику на женщине легко определяли, богато ли она живет, а иногда и сколько у нее детей

В 1784 году мир увидел картину русского художника Ивана Петровича Аргунова «Портрет крестьянки», где изображена простая женщина из Московской губернии, одетая в русский костюм. Сам родом из крепостных Иван Аргунов в своих произведениях, как правило, старался подчеркнуть красоту простой русской женщины, ее горделивую осанку (не хуже вельможной), ее красоту и искренность. Как раз осанка и горделивый вид заставили многих современников усомниться в том, что на полотне изображена действительно крестьянка. Выдвигались (как позже было доказано, совершенно необоснованные) предположения, что это актриса одного из театров.

Однако у историков моды такая оценка горделивого вида простой крестьянки не удивляет. А все потому, что на голове ее надет русский кокошник. Историк моды Марьяна Скуратовская описывает кокошник как старинный женский головной убор, название которого произошло от древнерусского слова кокошь (курица, наседка). Существовало огромное количество форм кокошника, к которым крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца. Поэтому и связано было название головного убора с курицей, имеющей гребешок.

У каждой народности Руси и даже в каждой губернии была своя форма кокошника. В каждой он расписывался по-своему. По этому головному убору легко можно было определить, из какой губернии женщина, какой социальный статус имеет, богато ли живет, а в некоторых случаях, даже сколько у нее детей.

Большинство кокошников были высокими, но даже для ношения низких требовалась хорошая осанка и высоко поднятая голова, иначе головной убор – особенно высокий – не удержался бы и съехал или упал. Прообразом кокошников были более старинные женские головные уборы – кики или кички. И точно также их нельзя было носить, опустив голову. Чем выше кичка, тем выше приходилось поднимать голову и ровнее держать спину. С тех времен пошло выражение «кичиться», значит, выделяться, считать себя выше других.

Умение носить кокошник заставляло даже простых женщин, которые надевали этот головной убор только по большим праздникам, следить за своей осанкой. Что уж говорить о дворянках и женщинах рангом выше. Необходимость всегда следить за осанкой благотворно влияла не только на их здоровье, но и на статус внутри семьи. Статной женой муж гордился, так как выглядела она величаво.

Еще на этапе выбора невесты сваха в первую очередь обращала внимание на спину девушки. Спина прямая, грудь высокая, бедра широкие, ноги прямые – все это было показателем здоровья девушки, а значит, залогом того, что она сможет рожать здоровых детей и быть заботливой матерью и женой. А в замужестве такую женщину называли княгиней, так как была она статной, выступала, словно пава и тем самым походила на княгиню – женщину высокого рода.

Мануальный терапевт Алексей Дахновский уверен, что женщины, которые постоянно заботятся о своей осанке, избавляют себя от целого ряда заболеваний, связанных с неравномерной нагрузкой на различные органы. Кроме того, ровная спина позволяет женщине выглядеть стройнее, моложе, спасает ее от таких гинекологических проблем, связанных с частыми родами, как опущение матки, а также предупреждает возрастной остеохондроз.

По кокошнику на женщине легко определяли, богато ли она живет, а иногда и сколько у нее детей

Конечно, такими терминами во времена ношения кокошника не оперировали, но о его пользе для здоровья догадывались. Не случайно, даже после запрета Петром I носить этот головной убор знатным дамам, он все же остался истинной русской одеждой, которой не брезговали и царские особы. Так, Екатерина II нередко появлялась в костюме с кокошником, любила его и жена Николая II – Александра. Сохранились портреты обеих женщин в платьях с кокошником.

А в 1812 году патриотично настроенные дамы из высшего света обрядились в сарафаны и кокошники. Покрутившись перед зеркалами, они нашли, что «наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались». Об этом писал русский мемуарист Филипп Вигель.

Сейчас, конечно, сколько у дамы детей, по одежде сложно понять. Но вот о ее приверженности быть модной, стильной или наоборот не выделяться, иметь дешевые или дорогие вещи – можно. А еще иногда можно определить, куда же представительница прекрасного пола собралась – на большое торжество, работу или учебу или на пляж. Это практически легко вычисляемо, правда, ведь?..

А еще о том, как же жили в старину, можно прочитать здесь:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…