НА КАЛЕНДАРЕ

Почему в 19 веке красивыми считались «усатые» дамы?

По инф. cyrillitsa.ru   
18 Апреля 2021 г.

С течением времени идеал женской красоты меняется. То, что казалось привлекательным в прошлом, в настоящем и будущем может считаться почти уродством. Сегодня вряд ли найдется женщина, которая откажется от эпиляции, если увидит, что у нее над верхней губой появились волоски. Однако в XIX веке поэты и писатели восторженно воспевали героинь, у которых были заметны «усики». Они находили их привлекательными. Но почему?

Почему в 19 веке красивыми считались «усатые» дамы?

Развитие женских образов

Искусствоведы и литературоведы указывают, что уже в конце XVIII – начале XIX века все европейские авторы в своих произведениях начинают «вглядываться» в эмоционально-психологические аспекты женских образов. Французские писатели первыми стали исследовать природу страсти. Перу Виктора Гюго принадлежит такая фраза: «...Женщина — это глина, жаждущая обратиться в грязь...» По заявлению критиков, Проспер Мериме на страницах своих новелл создал своеобразный «музей страстей человеческих».

Русские писатели, составляя один из самых образованных слоев общества, тоже изображали своих героинь, страдающих от мук любви. Но у отечественного классика, Николая Карамзина, «Бедная Лиза» - пока лишь обманутая девушка, испытывавшая к своему возлюбленному высокие, благородные чувства. И только русские авторы-реалисты, начиная с середины XIX века, задумались о том, как показать своих женских персонажей не только красивыми и любящими, но и с намеками на их природную страсть.

Не признак красоты, но «маркер» для сведущих

«...На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается легкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок...»

Стихотворение «Тройка» Николай Некрасов написал в 1846 году. Можно предположить, что «пушок» над верхней губой – тогда считался одним из признаков красивой женщины, но это не так. «Полюбить тебя всякий не прочь» - иными словами, на одну ночь такую женщину пригласить можно, но не более. И это – описание именно «такой дамы».

В тот период особую популярность среди европейских аристократов имела британская артистка Лола Монтес, некоторое время выдававшая себя за испанскую танцовщицу. Она уже «свела с ума» и короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV и Российского императора Николая I. О том, что Лола – невероятно страстная любовница, было известно почти каждому состоятельному мужчине и многие желали в этом убедиться лично. Европейцы уже знали, что испанки, и вообще жгучие брюнетки со смуглой кожей, отличались страстностью в любовных утехах. И темный пушок над верхней губой, который обычно бывает у черноволосых женщин, для сведущих начал выступать своеобразным «маркером подобного». Однако сами волоски, имевшиеся на лице дамы, вовсе не являлись признаком ее красоты.

В 1858 году Лола Монтес специально для юных европейских модниц написала книгу «Искусство красоты», в которой указала, что: «...Иногда женская красота омрачается неженственным ростом волос на верхней губе и руках, иногда на подбородке...» и призывала дам удалять эту лишнюю растительность. Собственно, она и сама так делала. У Лолы Монтес уже была нужная ей «слава».

Признак природной страсти

В 1868-1869 в России начал издаваться эпохальный роман Льва Толстого «Война и мир» и в 1870-х годах его прочитали все образованные русско- и франкоязычные мужчины и женщины.

«...Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой...» - описание Наташи Ростовой.

Теперь известный сведущим «маркер» женской любовно-страстной натуры оказался чертой героини, которая была представлена юной светской красавицей, чьей руки пристало добиваться благородным господам. Авторитет солидного литературного произведения всеми уважаемого графа придал «маркеру» легальность и теперь мужчины могли открыто восхищаться этим признаком, возводя его к остальным описаниям красивого женского тела.

В последней четверти - конце XIX века исследования австрийского психиатра и невролога Зигмунда Фрейда спровоцировали резонансные дебаты в образованном европейском обществе. Сочинения доктора на тему специфических фаз психосексуального развития личности, в том числе и женщин, имели большую популярность и среди писателей.

На том же медицинском факультете Венского университета, который окончил Зигмунд Фрейд, профессора одними из первых стали проводить исследования желез внутренней секреции, в том числе и женские. Конечно, гораздо позже появилось такое понятие, как гормон, который, кстати, происходит от греческого «hormao», что значит — «возбуждаю». Но образованная часть мужчин, и конечно, представителей русского литературного общества конца XIX – начала XX века, окончательно убедилась в своих предположениях – наличие волосков на верхней губе у дамы является точным признаком ее природной сексуальности. Написать об этом в литературном произведении – значит дать читателям понять, что такая героиня легко может свести с ума любого персонажа и жениться на ней – тоже удача для мужчины.

«...Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком, – я не мог отвести восторженных глаз от ее лица...» Иван Бунин, «Чистый понедельник»

Однако в изобразительном искусстве подобный признак так и не стал элементом красоты. То есть, с точки зрения эстетики, это было и остается вульгарной чертой. Ни один европейский женский портрет XIX, да и начала XX века, не представляет свою героиню с «усами» на лице. Исключением является творчество знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало. Некоторые ее автопортреты 1930-х годов показывают Фриду с затемненной верхней губой, выступая своеобразной провокацией против всеми признанной «гладкой», благородной, европейской эстетики, противопоставляя ей сексуально-ершистое, народное искусство Латинской Америки.

Возможно, кому-то и сейчас нравятся женщины с пушком над губой и эпоха развития депиляции поэтому их не вполне устраивает. Ведь на вкус и цвет, как известно, товарищей нет. А многие дамочки как раз наоборот порадуются тому, что сейчас без проблем можно избавляться от нежелательных волос – причем где угодно, приводя в порядок не только лицо.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.