ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Почему в 19 веке красивыми считались «усатые» дамы?

По инф. cyrillitsa.ru   
18 Апреля 2021 г.
Изменить размер шрифта

С течением времени идеал женской красоты меняется. То, что казалось привлекательным в прошлом, в настоящем и будущем может считаться почти уродством. Сегодня вряд ли найдется женщина, которая откажется от эпиляции, если увидит, что у нее над верхней губой появились волоски. Однако в XIX веке поэты и писатели восторженно воспевали героинь, у которых были заметны «усики». Они находили их привлекательными. Но почему?

Почему в 19 веке красивыми считались «усатые» дамы?

Развитие женских образов

Искусствоведы и литературоведы указывают, что уже в конце XVIII – начале XIX века все европейские авторы в своих произведениях начинают «вглядываться» в эмоционально-психологические аспекты женских образов. Французские писатели первыми стали исследовать природу страсти. Перу Виктора Гюго принадлежит такая фраза: «...Женщина — это глина, жаждущая обратиться в грязь...» По заявлению критиков, Проспер Мериме на страницах своих новелл создал своеобразный «музей страстей человеческих».

Русские писатели, составляя один из самых образованных слоев общества, тоже изображали своих героинь, страдающих от мук любви. Но у отечественного классика, Николая Карамзина, «Бедная Лиза» - пока лишь обманутая девушка, испытывавшая к своему возлюбленному высокие, благородные чувства. И только русские авторы-реалисты, начиная с середины XIX века, задумались о том, как показать своих женских персонажей не только красивыми и любящими, но и с намеками на их природную страсть.

Не признак красоты, но «маркер» для сведущих

«...На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается легкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок...»

Стихотворение «Тройка» Николай Некрасов написал в 1846 году. Можно предположить, что «пушок» над верхней губой – тогда считался одним из признаков красивой женщины, но это не так. «Полюбить тебя всякий не прочь» - иными словами, на одну ночь такую женщину пригласить можно, но не более. И это – описание именно «такой дамы».

В тот период особую популярность среди европейских аристократов имела британская артистка Лола Монтес, некоторое время выдававшая себя за испанскую танцовщицу. Она уже «свела с ума» и короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV и Российского императора Николая I. О том, что Лола – невероятно страстная любовница, было известно почти каждому состоятельному мужчине и многие желали в этом убедиться лично. Европейцы уже знали, что испанки, и вообще жгучие брюнетки со смуглой кожей, отличались страстностью в любовных утехах. И темный пушок над верхней губой, который обычно бывает у черноволосых женщин, для сведущих начал выступать своеобразным «маркером подобного». Однако сами волоски, имевшиеся на лице дамы, вовсе не являлись признаком ее красоты.

В 1858 году Лола Монтес специально для юных европейских модниц написала книгу «Искусство красоты», в которой указала, что: «...Иногда женская красота омрачается неженственным ростом волос на верхней губе и руках, иногда на подбородке...» и призывала дам удалять эту лишнюю растительность. Собственно, она и сама так делала. У Лолы Монтес уже была нужная ей «слава».

Признак природной страсти

В 1868-1869 в России начал издаваться эпохальный роман Льва Толстого «Война и мир» и в 1870-х годах его прочитали все образованные русско- и франкоязычные мужчины и женщины.

«...Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой...» - описание Наташи Ростовой.

Теперь известный сведущим «маркер» женской любовно-страстной натуры оказался чертой героини, которая была представлена юной светской красавицей, чьей руки пристало добиваться благородным господам. Авторитет солидного литературного произведения всеми уважаемого графа придал «маркеру» легальность и теперь мужчины могли открыто восхищаться этим признаком, возводя его к остальным описаниям красивого женского тела.

В последней четверти - конце XIX века исследования австрийского психиатра и невролога Зигмунда Фрейда спровоцировали резонансные дебаты в образованном европейском обществе. Сочинения доктора на тему специфических фаз психосексуального развития личности, в том числе и женщин, имели большую популярность и среди писателей.

На том же медицинском факультете Венского университета, который окончил Зигмунд Фрейд, профессора одними из первых стали проводить исследования желез внутренней секреции, в том числе и женские. Конечно, гораздо позже появилось такое понятие, как гормон, который, кстати, происходит от греческого «hormao», что значит — «возбуждаю». Но образованная часть мужчин, и конечно, представителей русского литературного общества конца XIX – начала XX века, окончательно убедилась в своих предположениях – наличие волосков на верхней губе у дамы является точным признаком ее природной сексуальности. Написать об этом в литературном произведении – значит дать читателям понять, что такая героиня легко может свести с ума любого персонажа и жениться на ней – тоже удача для мужчины.

«...Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком, – я не мог отвести восторженных глаз от ее лица...» Иван Бунин, «Чистый понедельник»

Однако в изобразительном искусстве подобный признак так и не стал элементом красоты. То есть, с точки зрения эстетики, это было и остается вульгарной чертой. Ни один европейский женский портрет XIX, да и начала XX века, не представляет свою героиню с «усами» на лице. Исключением является творчество знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало. Некоторые ее автопортреты 1930-х годов показывают Фриду с затемненной верхней губой, выступая своеобразной провокацией против всеми признанной «гладкой», благородной, европейской эстетики, противопоставляя ей сексуально-ершистое, народное искусство Латинской Америки.

Возможно, кому-то и сейчас нравятся женщины с пушком над губой и эпоха развития депиляции поэтому их не вполне устраивает. Ведь на вкус и цвет, как известно, товарищей нет. А многие дамочки как раз наоборот порадуются тому, что сейчас без проблем можно избавляться от нежелательных волос – причем где угодно, приводя в порядок не только лицо.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.