ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Мода при Петре I: по будням – немецкое платье, по праздникам – французское и никаких бород!

Майя Новик, cyrillitsa.ru   
24 Февраля 2020 г.
Изменить размер шрифта

До сих пор историки спорят — с какой целью император Петр Великий «прорубил окно в Европу?» Одни утверждают, что царь вывел Россию на арену мировой политики и обеспечил ей выход в Балтику. Другие указывают на то, что из «просвещенной Европы» к нам пришла не только неудобная светская мода – короткие штаны, чулки и туфли для мужчин и декольтированные платья с юбками-кринолинами для женщин, но западный разврат: блуд и гомосексуализм.

Мода при Петре I: по будням – немецкое платье, по праздникам – французское и никаких бород!

Мода в России до Петра

Мода в России не менялась веками, и в этом был виноват климат страны: длиннополые мужские и женские охабни, мужские длиннополые кафтаны, свободные штаны и сапоги, женские длинные рубашки, сарафаны, меховые душегрейки, высокие ботинки, – все это должно было служить сохранению здоровья, но иностранцами воспринималось как исключительно азиатская одежда.

Мода на европейское платье входила в Россию постепенно. Как пишет в статье историк Степан Михайлович Шамин «Мода в России в последней четверти XVII столетия» двоюродный брат царя Михаила Федоровича Никита Иванович Романов был любителем французского и польского платья, а детей царя для потехи одевали в немецкое платье. Во времена Алексея Михайловича в моду вошли ферези – длинные плащи, которые можно было откидывать назад. Под плащами носили короткие кафтаны по фигуре. Тем не менее царь специальным указом запретил носить при дворе европейское платье, а модников царь грозил разжаловать. Но уже при Федоре Алексеевиче знать стала носить короткое польское платье.

Изменения не касались женского традиционного костюма – он оставался статичным и нес две функции – сохранение женского здоровья и оберегал скромность своей обладательницы. С христианской точки зрения русский женский костюм был идеальным: он скрывал все, что могло соблазнить мужчину.

Французский дипломат Фуа де ла Невилль, побывавший в Москве в 1689 год, писал, что верхняя одежда русских – из голландского сукна, подбита дорогими мехами, женская одежда расшита жемчугом, а летом русские носят китайские и персидские шелка. Примечательно, что одежду женщин иностранцы не отличали от мужской. Голландец Ян Янсен Стрейс писал, что «наряды у женщин такие же, как у мужчин», а курляндец Яков Рейтенфельс критиковал русских за то, что они «чрезмерно подражают в одежде азиатам». Облик русской красавицы портило обилие косметики: женщины мазали белилами лица, чернили брови и румянились. Европейцев это шокировало; Невилль писал об Анне Степановне Аничковой, жене сподвижника Петра Андрея Артамоновича Матвеева, что она «хороша собой», так как «не пользуется белилами и не нарумянена».

Федор Алексеевич запретил женские охабни и повелел носить боярыням шубы и телогреи, а вместо шапок – треухи. Это повлияло на моду: царица Мария Ильинична, жена Алексея Михайловича, имела в гардеробе семь охабней и 27 шапок, а жена царя Фелора Агафья Грушницкая щеголяла в шубках и в телогреях и имела 4 треуха и только 2 шапки.

Реформа Петра

Впервые европейское платье было введено молодым Петром во времена «потешных полков» – новобранцев одевали в немецкие мундиры. Но кардинально поменялось мнение царя о русской одежде во время Великого посольства в Европу в 1697—1698 годах. За два года Петр объездил Европу от Голландии до Англии, посмотрел на российскую одежду глазами иностранца и увидел в ней статичность и традиционность, которая его, как реформатора, не устраивала.

По приезду домой 29 августа 1698 года Петр I издал указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов».

Бородатых подданных он называл «светскими козлами» и грозился их преобразить. Отныне длиннополая одежда становилась признаком застоя, лени, а короткие полы европейского камзола символизировали деятельность. Реформа не затрагивала крестьян и касалась только городских жителей, которых было 3,2 % населения страны или 350 тыс. человек.

Как ранее Петр брил и одевал потешных солдат, так теперь он хотел преобразить население целой страны. Как пишет культуролог Ирина Игоревна Климовицкая в статье «Вестиментарная реформа Петра Первого», за первый указом последовали еще три, в которых населению предписывалось по будням носить немецкое платье, а по праздникам – французское.

Женщины были обязаны носить немецкую одежду. Запрещалось под страхом каторги и казни шить и изготавливать русские наряды и продавать их. На воротах стены, окружавшей Белый город в Москве, были размещены манекены, на которых демонстрировались образцы заграничного платья.

Народ был в шоке: короткие штаны, чулки и бритые щеки у мужчин на Руси ассоциировались с содомитами, а обнаженные плечи женщин и непокрытые головы – с блудом.

В 1705 году в Астрахани поднялся бунт. Царя называли Антихристом и жаловались, что в русском платье не пускают на службы в храмы, а в европейском в храмы не зайдешь: «в таком виде в церкву идти – Бога хулить». 365 бунтовщиков были доставлены в столицу и казнены. В 1708 году царю донесли, что и бояре ему непослушны – во время наездов царя они надевали европейское платье, а по отъезду – возвращались к привычным теплым одеждам.

  • Кстати, о моде (нынешней, для пожилых) - по ссылке.

А нужно ли это было русским?

Чтобы переодеть своих подданных, царь привез из Европы портных обоего полу, которые открыли в России бизнес по пошиву и набрали учеников. Ткани поначалу закупали в Европе, но позже Петр повелел основать и развить собственные ткацкие фабрики, которые производили сукно для армии и шелка, полотна для одежды.

Новый костюм должен был стать не просто новым платьем. Петр I надеялся, что смена одежды на европейскую включит Россию в семью европейских народов.

Надежда эта не оправдалась. Европейцы с удовольствием ездили в «дремучую» Россию на заработки, но не спешили признавать ее не только равной, но и более менее цивилизованной страной.

Напяливание на русских женщин декольтированных платьев, заморских легких туфель в условиях русской зимы и холода, царившего на ассамблеях, приводило к плачевным результатам: женщины простужались, болели, начинались проблемы в женской сфере, приводящие к бесплодию. А корсеты, в которые с детства стали зашнуровывать знатных девушек, приводили к возникновению патологий, в результате которых женщины не могли вынашивать детей.

В результате насильственного внедрения европейской культуры элита в России на долгие годы оказалась отрезана от русских традиций.

Не всё прекрасно сеется на русской почве. А вообще... И в те далекие времена люди хотели следовать моде и наилучшим образом украшать себя. Всё как и сейчас, только отношение к одежде кардинально так изменилось. Раньше и декольте считалось верхом смелости, а теперь вот чуть ли не совсем без штанов можно...

А еще публикации, связанные с эпохой великого Петра I можно прочитать ниже:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.