НА КАЛЕНДАРЕ

Мода при Петре I: по будням – немецкое платье, по праздникам – французское и никаких бород!

Майя Новик, cyrillitsa.ru   
24 Февраля 2020 г.

До сих пор историки спорят — с какой целью император Петр Великий «прорубил окно в Европу?» Одни утверждают, что царь вывел Россию на арену мировой политики и обеспечил ей выход в Балтику. Другие указывают на то, что из «просвещенной Европы» к нам пришла не только неудобная светская мода – короткие штаны, чулки и туфли для мужчин и декольтированные платья с юбками-кринолинами для женщин, но западный разврат: блуд и гомосексуализм.

Мода при Петре I: по будням – немецкое платье, по праздникам – французское и никаких бород!

Мода в России до Петра

Мода в России не менялась веками, и в этом был виноват климат страны: длиннополые мужские и женские охабни, мужские длиннополые кафтаны, свободные штаны и сапоги, женские длинные рубашки, сарафаны, меховые душегрейки, высокие ботинки, – все это должно было служить сохранению здоровья, но иностранцами воспринималось как исключительно азиатская одежда.

Мода на европейское платье входила в Россию постепенно. Как пишет в статье историк Степан Михайлович Шамин «Мода в России в последней четверти XVII столетия» двоюродный брат царя Михаила Федоровича Никита Иванович Романов был любителем французского и польского платья, а детей царя для потехи одевали в немецкое платье. Во времена Алексея Михайловича в моду вошли ферези – длинные плащи, которые можно было откидывать назад. Под плащами носили короткие кафтаны по фигуре. Тем не менее царь специальным указом запретил носить при дворе европейское платье, а модников царь грозил разжаловать. Но уже при Федоре Алексеевиче знать стала носить короткое польское платье.

Изменения не касались женского традиционного костюма – он оставался статичным и нес две функции – сохранение женского здоровья и оберегал скромность своей обладательницы. С христианской точки зрения русский женский костюм был идеальным: он скрывал все, что могло соблазнить мужчину.

Французский дипломат Фуа де ла Невилль, побывавший в Москве в 1689 год, писал, что верхняя одежда русских – из голландского сукна, подбита дорогими мехами, женская одежда расшита жемчугом, а летом русские носят китайские и персидские шелка. Примечательно, что одежду женщин иностранцы не отличали от мужской. Голландец Ян Янсен Стрейс писал, что «наряды у женщин такие же, как у мужчин», а курляндец Яков Рейтенфельс критиковал русских за то, что они «чрезмерно подражают в одежде азиатам». Облик русской красавицы портило обилие косметики: женщины мазали белилами лица, чернили брови и румянились. Европейцев это шокировало; Невилль писал об Анне Степановне Аничковой, жене сподвижника Петра Андрея Артамоновича Матвеева, что она «хороша собой», так как «не пользуется белилами и не нарумянена».

Федор Алексеевич запретил женские охабни и повелел носить боярыням шубы и телогреи, а вместо шапок – треухи. Это повлияло на моду: царица Мария Ильинична, жена Алексея Михайловича, имела в гардеробе семь охабней и 27 шапок, а жена царя Фелора Агафья Грушницкая щеголяла в шубках и в телогреях и имела 4 треуха и только 2 шапки.

Реформа Петра

Впервые европейское платье было введено молодым Петром во времена «потешных полков» – новобранцев одевали в немецкие мундиры. Но кардинально поменялось мнение царя о русской одежде во время Великого посольства в Европу в 1697—1698 годах. За два года Петр объездил Европу от Голландии до Англии, посмотрел на российскую одежду глазами иностранца и увидел в ней статичность и традиционность, которая его, как реформатора, не устраивала.

По приезду домой 29 августа 1698 года Петр I издал указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов».

Бородатых подданных он называл «светскими козлами» и грозился их преобразить. Отныне длиннополая одежда становилась признаком застоя, лени, а короткие полы европейского камзола символизировали деятельность. Реформа не затрагивала крестьян и касалась только городских жителей, которых было 3,2 % населения страны или 350 тыс. человек.

Как ранее Петр брил и одевал потешных солдат, так теперь он хотел преобразить население целой страны. Как пишет культуролог Ирина Игоревна Климовицкая в статье «Вестиментарная реформа Петра Первого», за первый указом последовали еще три, в которых населению предписывалось по будням носить немецкое платье, а по праздникам – французское.

Женщины были обязаны носить немецкую одежду. Запрещалось под страхом каторги и казни шить и изготавливать русские наряды и продавать их. На воротах стены, окружавшей Белый город в Москве, были размещены манекены, на которых демонстрировались образцы заграничного платья.

Народ был в шоке: короткие штаны, чулки и бритые щеки у мужчин на Руси ассоциировались с содомитами, а обнаженные плечи женщин и непокрытые головы – с блудом.

В 1705 году в Астрахани поднялся бунт. Царя называли Антихристом и жаловались, что в русском платье не пускают на службы в храмы, а в европейском в храмы не зайдешь: «в таком виде в церкву идти – Бога хулить». 365 бунтовщиков были доставлены в столицу и казнены. В 1708 году царю донесли, что и бояре ему непослушны – во время наездов царя они надевали европейское платье, а по отъезду – возвращались к привычным теплым одеждам.

  • Кстати, о моде (нынешней, для пожилых) - по ссылке.

А нужно ли это было русским?

Чтобы переодеть своих подданных, царь привез из Европы портных обоего полу, которые открыли в России бизнес по пошиву и набрали учеников. Ткани поначалу закупали в Европе, но позже Петр повелел основать и развить собственные ткацкие фабрики, которые производили сукно для армии и шелка, полотна для одежды.

Новый костюм должен был стать не просто новым платьем. Петр I надеялся, что смена одежды на европейскую включит Россию в семью европейских народов.

Надежда эта не оправдалась. Европейцы с удовольствием ездили в «дремучую» Россию на заработки, но не спешили признавать ее не только равной, но и более менее цивилизованной страной.

Напяливание на русских женщин декольтированных платьев, заморских легких туфель в условиях русской зимы и холода, царившего на ассамблеях, приводило к плачевным результатам: женщины простужались, болели, начинались проблемы в женской сфере, приводящие к бесплодию. А корсеты, в которые с детства стали зашнуровывать знатных девушек, приводили к возникновению патологий, в результате которых женщины не могли вынашивать детей.

В результате насильственного внедрения европейской культуры элита в России на долгие годы оказалась отрезана от русских традиций.

Не всё прекрасно сеется на русской почве. А вообще... И в те далекие времена люди хотели следовать моде и наилучшим образом украшать себя. Всё как и сейчас, только отношение к одежде кардинально так изменилось. Раньше и декольте считалось верхом смелости, а теперь вот чуть ли не совсем без штанов можно...

А еще публикации, связанные с эпохой великого Петра I можно прочитать ниже:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.