НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-08-22-03-21-35
90 лет назад родился Олег Табаков. Он стал выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение...
2025-08-22-02-04-50
«Американские горки» российской истории.
2025-08-29-04-32-53
Исполнилось 100 лет со дня рождения писателя Юрия Трифонова.
2025-08-14-11-27-30
Его день рождения – на днях (19 августа). И хотя цифра 88 выглядит внушительно, он для всех и навсегда остался молодым…
2025-08-29-02-58-20
«Демократия – это когда у людей есть возможность голосовать», – заявил в ходе одного из недавних брифингов российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Звучит вроде бы убедительно: и вправду, ну какая демократия без голосования? Но при ближайшем рассмотрении выходит, что характеристика неточная и...

Невыдуманные истории

13 Сентября 2025 г.

Нашего постоянного автора Виктора Калинкина нет особой нужды представлять читателям «Моих годов». Он уже неоднократно отмечался со своими «произведениями малых форм» и в «Перевале», и в специальных литературных полосах «Окно «Перевала». Это хорошо запомнившиеся читателям и получившие их восторженные отклики рассказы «Сирота», «Юркина любовь» и другие. Сегодня мы представляем его новые произведения из серии «Невыдуманные истории».

Невыдуманные истории

Священный трепет

Было это в середине семидесятых на большой северной стройке, где я выпускал многотиражку. Для разнообразия отрастил бородку. Тогда это почему-то считалось знаком некоего вольнодумства.

Подходит ко мне один из замов большого строительного начальника и, явно имея в виду бородку, говорит:

– Вот вы, журналисты, всегда норовите выделиться. Будьте вы людьми!

– Так значит, – говорю, – Карл Маркс, Фридрих наш Энгельс, да и сам Ленин…

– Нет-нет, что вы! – замахал он руками. – Я совсем не это хотел сказать.

Неплохой был мужик, а испугался. Тогда эти имена еще вызывали священный трепет.

Чардаш на БАМе

В 89-м году так называемый ветер перемен принес в город Усть-Кут, на БАМ, делегацию деловых людей из Венгрии. Гости искали партнеров для создания совместного лесного предприятия. Я как раз был там в командировке. Состоялся банкет. На нем выступил молодой секретарь горкома. Свою речь он почему-то посвятил становлению славянской цивилизации, а в заключение поднял рюмку и сказал:

– За нас, за славян!

Венгры приподняли свои рюмки, но явно без энтузиазма.

После банкета я обратился к главному инженеру местного лесного объединения:

– Вы заметили, как неудачно выступил ваш партийный босс?

– Да, – поддержал он меня, – заметил! Никакие венгры не славяне, они – католики!

Да… Видно, для совместного бизнеса мы тогда еще не созрели. Предприятия так и не получилось.

Возвращение Джона Рида

В 89-м году, на фоне советской бедности и, как теперь говорят, технологической отсталости, я по заданию газеты «Лесная промышленность» побывал в Японии. Поезда на магнитной подушке, двери на фотоэлементах даже в деревеньках, магазины… Да что говорить… Вернувшись домой, готовил очерки о тамошней жизни. Сам собой напрашивался общий заголовок: «Десять дней, которые потрясли коммуниста».

Приглашение в Сибирь

В конце 80-х в стране уже чувствовалось ледяное дыхание «лихих девяностых». А я, побывав в Японии, привез оттуда маленький магнитофон, большой магнитофон, видеомагнитофон. Тогда все это стоило у нас немалых денег. На редакционном совещании в Москве редактор отдела Борисов передает мне потихоньку записку: «Вы, говорят, стали богатеньким. Надо делиться. Иначе попробуете горячего утюга. Назначайте-ка место встречи».

Пришлось написать ответ: «Милости просим к нам в Сибирь – в Братский острог или Александровский централ».

Свободный рынок

В Иркутске на бульваре Постышева есть небольшой рынок – прилавок и крыша. В 92-м году, когда объявили свободу торговли, там появилось множество людей, торгующих кто чем мог. Между ними, особенно между пожилыми женщинами, стали возникать ссоры: выяснилось, что у продавцов разные политические взгляды. Тогда кто-то мудрый взял и написал белилами через весь прилавок: слева – «коммунисты», справа – «демократы». Чтобы каждый знал свое место и не ссорился.

И вот такая картина.

Подлетает к рынку милицейский уазик, выскакивает из него маленький худенький капитан и бежит к демократической половине с криком: «Демократии захотели! Я вам покажу демократию! Где разрешения?! Где регистрация? Все – в машину!»

Никто не реагирует. Тогда капитан хватает какую-то бабульку и пытается тащить. Но в бабушке килограммов 120, ее не так-то просто сдвинуть. Женщина к тому же начинает кричать. К рынку подтягивается народ. Капитан в трудном положении. Отпускает старушку, бегом возвращается к машине и с позором уезжает.

Так в Иркутске, на бульваре, носящем имя одного из большевистских вождей, был сделан решительный шаг к свободному рынку. А удивительную надпись на прилавке, разделившую народ на две половинки, я попросил тогда запечатлеть моего хорошего товарища фотокора Валеру Карнаухова, и он не поленился, съездил на бульвар и запечатлел.

Полукультурка

В начале 90-х депутатский корпус Бурятии, при участии многих уважаемых людей, на одном из заседаний решал важные вопросы того времени, в том числе и вопрос о первом президенте республики. Неожиданно возник спор: кто должен быть президентом – бурят или русский? Когда страсти накалились, слова попросил руководитель лесного хозяйства этого региона Голушкин, известный острослов: «А полукультурка может быть президентом?» В гомерическом хохоте зала потонули неразрешимые, казалось бы, разногласия: все знали – родители его как раз и состояли из этих двух половинок.

Об этом случае рассказывал мне сам герой, с которым мы часто встречались в те годы. Своим коротким выступлением на том памятном собрании он гордился как одной из самых удачных своих шуток.

А президентом вскоре избрали русского (вроде бы) Потапова, бывшего первого секретаря обкома.

А бог один

Весной 92-го у памятника Пушкину в Москве шел митинг коммунистов. Всё вокруг было в красных полотнищах. Оратор с кузова грузовика что-то говорил о демократах. Он их явно не любил. Демократов в толпе было немного, они вяло огрызались. А дело было в Пасху. И тут забирается на кузов некий человек и, стиснув ушанку, объявляет:

– Товарищи! Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – кричит толпа.

И выходило так, будто воскрес Христос не иначе, как в пику демократам.

Знамена и транспаранты полетели в кузов грузовика, и народ разбежался. И верные ленинцы, и демократы спешили отмечать Пасху.

Посеял сомнение

В 92-м, когда зарплаты собкора центральной газеты не стало хватать даже на килограмм масла, я стал таксовать. Одним моим пассажиром оказался раввин из Израиля. Я вез его из аэропорта к родственникам. Сказав, кто он и откуда, раввин стал пристально меня разглядывать. Наконец говорит:

– Шалом! Ты же наш?

– Нет, – отвечаю.

– Да ну, что ты? Я же вижу!

– Нет, – повторяю, – папа из Рязани, мама сибирячка.

– Это разве что-то доказывает? – возмущается он. – Не понимаю, чего ты боишься, почему не признаешься. Я раввин, меня не обманешь.

– Но почему вы так уверены, что я – ваш?

– Потому что ты очень хороший человек, это видно.

С этим его аргументом спорить не хотелось.

В общем, приехал какой-то раввин из Израиля, наговорил чего-то, посеял, понимаешь, сомнение, а ты после ходи и думай…

Ллойд и Джим

Середина семидесятых. На севере идет большая стройка. И вместе со строителями сюда едут поэты и писатели – и знаменитые, и начинающие. Знаменитые едут по разнарядкам творческих союзов, а начинающие – немного заработать на встречах с читателями.

Я, совсем тогда молодой человек, был направлен в те края на ответственный пост заместителя редактора городской газеты, из-за чего оставил обжитое место в Иркутске.

А в Иркутске у меня осталось несколько хороших знакомых среди журналистов и писателей. Один из них, будучи отзывчивым человеком, постоянно отправлял ко мне на север подающих надежду молодых людей со своими записками. В этих сопроводиловках говорилось примерно следующее: «Дорогой Витя! Направляю к тебе Петра Иванова, поэта. Помоги ему: дай денег, посели в гостинице и обеспечь билет на обратную дорогу».

Посетитель протягивал мне эту бумагу. Я читал, затем просил бухгалтера редакции выписать Иванову 10 рублей авансом под расписку в счет будущей публикации стихов или прозы. Рукопись при этом я требовал предоставить немедленно, чтобы публикация была обеспечена и бухгалтерская отчетность не пострадала. Так, не успев даже познакомиться как следует с приезжим из-за редакционной суеты, я брал у него рукопись, отдавал деньги, договаривался с гостиницей, с кассой аэропорта, после чего мы расставались с ним, бывало, навсегда.

Гостей таких – и не только из Иркутска – было немало. Откуда бралось столько поэтов и писателей и куда они потом подевались – непонятно.

Прибегаю однажды после очередного беглого интервью со строителями, надо срочно выдавать репортаж в номер, а мне говорят, что меня ждет посетитель. Я захожу в кабинет и вижу перед собой не по-здешнему смуглого, высокого, стройного человека с огромной копной черных кудрявых волос на голове. Он встает, подает руку и представляется: Джеймс Паттерсон, московский поэт.

И между прочим отдает записку. В записке просьба – встретить Джеймса как друга и помочь ему, если потребуется. Гость застенчиво молчит. А я истолковываю его застенчивость по-своему: говорю с бухгалтером, звоню в гостиницу и т. д. Через пятнадцать минут суеты протягиваю московскому поэту Паттерсону десять рублей и требую рукопись.

– Нет, что вы! – смущенно говорит гость. – Деньги у меня есть. Спасибо. И в гостиницу я уже устроился. И о билете на самолет не беспокойтесь, я хочу пожить здесь подольше, пообщаться с людьми. А стихи свои я вам с удовольствием дам.

…Редакционные полы затрещали у меня под ногами, и я едва не провалился сквозь землю. А Джеймс оказался добрейшим, все понимающим парнем. Моя бестактность вызвала у него лишь улыбку:

– Приходите сегодня вечером в гостиницу. Мне будет интересно поговорить с вами.

Вечер мы провели с Паттерсоном за бутылкой вина, и он, конечно же, рассказал мне, откуда взялась его необычная внешность и столь редкое для московских поэтов имя.

История была простая и драматичная одновременно.

Его отец, Ллойд Паттерсон, будучи молодым человеком, еще в 1932 году приехал в Советский Союз, как ни странно, в поисках работы. Потомку чернокожих рабов в родной стране не нашлось места. В СССР собирались снимать фильм, где требовались актеры, как теперь говорят, афроамериканцы. Этот решительный шаг стал для Ллойда судьбоносным, он так и остался в Союзе: изучил язык, устроился диктором на радио, встретил девушку художницу, которая и родила ему Джеймса.

А потом, в 1935 году, были съемки ставшей вскоре всеми любимой картины «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. Для съемок нужен был темнокожий малыш. Эту роль и сыграл двухлетний Джеймс Паттерсон. После не только он, но и его семья сдружились с Любовью Орловой. К Джеймсу знаменитая актриса относилась как к сыну.

Через много лет после встречи с московским поэтом Паттерсоном я посмотрел по телевидению трогательный документальный фильм о судьбе моего знакомого, о его родителях и Любови Орловой. В нем с удовольствием давали интервью известные люди, знавшие актрису и ее друга Джима, как называли Паттерсона его близкие.

А не так давно, перечитывая эти заметки, я решил выяснить все-таки, что стало с человеком, которого я видел когда-то на далекой северной стройке, но точного ответа на этот вопрос так и не нашел. Известно только, что вначале 90-х, когда великий социальный эксперимент, в котором участвовал Ллойд Паттерсон, провалился, его сын, Джим, уехал в Америку.

Один в трудные для него и его страны времена уверовал в Россию, другой в тяжелые для России дни увидел свет в Америке.

Боже упаси меня судить этих добрых людей. Но повод подумать о них, о таких, как они, о превратностях судьбы и истории, согласитесь, имеется…

  • Расскажите об этом своим друзьям!