Русский историк XVIII векакнязь Михаил Щербатов справедливо писал: некоторые «младые» особы, потратив целое состояние на прическу, «принуждены были спать сидя, дабы не испортить убор».
Полудрема в кресле
Когда на смену модным парикам в XVIII веке пришли высокие прически, модницам пришлось изобретать новые способы, чтобы сберечь как можно дольше шедевры парикмахерского искусства. Чтобы сохранить начес из собственных волос, в которые вплетено, вставлено, втиснуто и пришпандорено, кажется, первое, что попалось под руку, дамам приходилось отказываться от полноценного сладкого сна на мягких перинах и кемарить прямо в кресле или на диване. А чтобы под весом тяжеленной прически голова, не дай бог, не склонилась на грудь, основание шеи подпирали специальной подставкой.
Ларец-подголовник
Сундук долгое время занимал одно из почетных мест в доме русского человека, независимо от его сословной принадлежности. В сундуках не только хранили нажитое добро – самое красивое и дорогое, но и использовали в качестве спального места. Правда, если нужна была подушка, брали не большой сундук, а миниатюрный ларчик. С XVII века их непременно захватывали в дорогу или использовали вместо подушки на домашней кровати. Один из таких уникальных образцов представлен в экспозиции Эрмитажа.
Сон на жесткой поверхности для аристократок был единственным вариантом не разметать по мягкой подушке упругие локоны. Не исключено, что находка была позаимствована на Востоке: японцы до XIX века спали на деревянных подушках-кимакуру, а китайцы предпочитали отдыхать на каменных или фарфоровых.
На валике
Альтернативой ларцу становились деревянные валики, которые подкладывали под шею так, чтобы прическа оказывалась на весу. Валики щеголихам делали по спецзаказу лучшие мастера. Для повышения комфортности «подушку» обивали бархатом, а чтобы она могла стать предметом бахвальства хозяйки – щедро украшали драгоценными камнями или жемчугом. К слову, сегодня деревянные валики опять в тренде у приверженцев здорового образа жизни. А один из старинных валиков диаметром 28 см аскетичного дизайна можно увидеть на постели Петра Великого в его домике на Петровской набережной в Санкт-Петербурге.
Сон в шкафу
Из Голландии Петр Великий привез много идей, в том числе и сон в шкафу. Голландцы, а глядя на них, и Петр, забирались на ночь в мебель, чтобы защититься от крыс. Мода у подданных Петра не прижилась, вероятно, потому, что царь особо не настаивал. Но отдельные особы использовали инновацию, чтобы прическа наутро осталась целой и невредимой – слишком-то в тесном шкафу не поворочаешься. После езды на коленях в карете для сохранения высокой прически, когда каждая выбоина и колдобина вызывала нестерпимую боль и усугубляла мучение, сон в шкафу казался блаженством.
Экстремальный металлокаркас
Мода 70-х годов XVIII века повелевала ношение высоких причесок. Чем выше и грандиознее по замыслу и воплощению, тем моднее. Кроме страусиных перьев и драгоценных каменьев, парикмахеры закрепляли на голове красавиц настоящие экспозиции, используя свежие фрукты, птичьи гнезда и клетки, цветы, а чтобы бутоны подольше сохраняли свежесть, их закрепляли в емкости с водой.
Такие шедевры стоили немалых денег, поэтому делались по особенным случаям. Старались проносить такую роскошь хотя бы несколько недель, а в качестве стайлинга использовали пудру из муки, которая привлекала мышей. Особенно милые грызуны любили забираться в волосы задремавшей дамы, чем, понятно, доводили модницу до истерики или обморока. Чтобы убить сразу двух зайцев – и прическу сохранить, и от мышей защититься, дамы надевали перед сном «кибитку» – специальный проволочный каркас-чепец.
Если сон в «кибитке» был невыносим, то металлический чепец заменяли воротником специальной конструкции. Он помогал удерживать голову на весу и содержал приманку для грызунов. Наевшиеся мыши отступали, а «вмонтированные» в волосы «корабли» и «сцены охоты» оставались целыми и невредимыми.
Красота, конечно, страшная сила. Но желательно, чтобы она делала людей привлекательнее и при этом не усложняла им жизнь и не подкашивала здоровье. С домом на голове ведь действительно трудно спать. А полноценный сон очень важен для организма. Хорошо, что все эти премудрости и замысловатости, применимые к голове, ушли в прошлое. И даже лысыми некоторые дамы сейчас ходят. Вот уж, наверное, спят они вволю и как хотят. Ничего же прическе «под ноль» не помешает!
Еще любопытное об историческом можно прочитать здесь:
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.