Упала ложка – будет гостья, упал нож – будет гость. У этого суеверия сложное происхождение, связанное с переносом свойств предмета на его обладателя. В языческом сознании славян вещь и ее хозяин были тесно связаны друг с другом. Существовало поверие, что колдун может сделать с человеком все, что ему угодно, если в его руки попадает вещь, принадлежащая этому человеку. Посуда и столовые приборы были неким сакральным способом связаны с человеком, с его здоровьем, его судьбой.
Падение ножа предрекало нападение
Тарелки, бочки, кувшины, котлы, ковши, братины, подносы, решето, и наконец, ложки и ножи были связаны в метафорическом сознании древнего славянина с человеком – об этом пишет филолог из Томска Марина Владимировна Грекова («Образы посуды в русской метафорической картине мира»).
При этом все полые предметы ассоциировались с женщинами, а вытянутые – с мужчинами. Это касалось и столовых приборов – ножей и ложек: нож из века в век был оружием мужчины-воина, имел фаллический символ и в ритуалах часто заменял меч, а ложка ассоциировалась с женщиной, с ее лоном, с домашним очагом.
Скорее всего, сначала суеверие касалось только ножа – его падение со стола или из рук неуклюжей хозяйки на пол связывали с опасностью, с неким воздействием этого казалось бы пустячного происшествия на судьбу семьи и дома. Поскольку нож символизировал собой меч, который мог было только у князя, дружинника или врага-кочевника, возникло суеверие, что в дом может пожаловать гость мужского пола. Вспомните, сколько негативных эмоций в русском языке связано со словом «гость»: «непрошеный гость», «незваный гость хуже татарина». Этимологический словарь Л. В. Успенского говорит о том, что это древнее индоевропейское слово прежде обозначало «чужак», «возможный враг», и осталось в его истинном значении в латинском языке: hostis – враг, чужой.
Есть версия, что славяне-язычники, считавшие, что мир вокруг них населен некими сверхъестественными существами, считали, что падением ножа со стола духи, обитающие в доме, предупреждают их о скором нападении врагов.
Ложка сулила зло
То же самое касалось и ложки, но поскольку с ложкой были связаны прежде всего «женские» ассоциации, то методом исключения стали считать, что если падает ложка, то прийти должна уже гостья, а не гость. Возможно, что изначально гостья тоже не была доброй, а могла приносить дурные вести, болезни и зло.
Вилка – недавняя гостья на Руси
Что же касается вилки, то она как столовый прибор на Руси появилась не так давно – примерно в XIII – XIV веках. Самая древняя вилка найдена при раскопках в Великом Новгороде и датируется серединой XIV века – это время, когда на Руси уже распространилось православие. Возможно, вилка прибыла на Русь из Византии, вместе в первыми священниками и монахами.
При дворе Алексея Михайловича в обязательном порядке стол сервировали ножами, ложками и вилками, а император Петр Великий ездил по Европе, имея при себе отделанный зеленым камнем личный столовый прибор из вилки, ложки и ножа – очевидно, не во всех европейских домах стол сервировали по всем правилам.
Изначально вилка имела всего два зубца и называлась «вилицами» – в домах побогаче или «рогаткой», «рогатинкой» – в крестьянской среде; слово «вилка» вошло в обиход только в XVII веке.
И «рогатинка» и «вилицы» в христианстве могли ассоциироваться только с нечистью – то есть с ведьмой или с чертом. Возможно, женское начало в этом суеверии появилось как исключение: нож был связан только с мужчиной, значит, все остальное могло быть частью женского начала. Возможно, на перенос оказало влияние и родовое значение самого слова «рогатина», которое было женского рода.
Вообще поверья, связанные с вилками, на Руси являются поздним домыслом уже существующих суеверий – в пользу этого говорит необыкновенно большое количество суеверий, связанных с ножом, как с более древним орудием человека и крайне малое количество суеверий, связанных с вилками.
И сейчас, когда падают ножи или ложки некоторые люди ждут гостей определенного пола. А еще можно добавить сюда и другие распространенные суеверия. К примеру, черная кошка, перебегающая дорогу и сулящая тому, кто первым пройдет, разные беды или выпадение пятницы на 13-е число, и тоже как бы не ожидай ничего хорошего. Но давайте будем реалистами. И в пятницу 13-го ждали нас всех иной раз прекрасные события. Да и посмотрите на мордочку черной кошки. Ну чем провинился перед вами этот зверек?..
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?
Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
– Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.