ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

«Русский медведь» Ту-95: прошлое и настоящее легендарного самолета

Валерий Агеев, argumenti.ru   
24 Ноября 2022 г.
Изменить размер шрифта

Недавно в ДК подмосковного города Жуковский состоялось очередное заседание Клуба любителей авиации «Взлётная полоса», посвящённая 70-летию первого полёта самолёта Ту-95, который до сих пор остаётся на службе в авиации России как носитель крылатых ракет. Именно этот самолёт поднял в небо самую мощную водородную бомбу за всю историю человечества.

«Русский медведь» Ту-95: прошлое и настоящее легендарного самолета

Историк авиации Андрей Симонов отметил, что Ту-95 (по кодификации НАТО: Bear («Медведь») — советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями.

До настоящего времени — единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Первый полет Ту-95 совершил 70 лет (!) назад 12 ноября 1952 года.

Он являлся советским символом обеспечения военно-стратегического паритета в холодной войне. До сих пор остаётся на службе в авиации России как носитель крылатых ракет, в том числе таких, как Х-101, стратегической крылатой ракетой «воздух-земля», благодаря более низкому расходу топлива, чем у реактивных самолётов, а главное — большей скрытности от американских спутников SBIRS, способных наблюдать за крупными стратегическими бомбардировщиками с реактивными двигателями по выхлопам из последних.

Именно этот самолёт поднял в небо самую мощную водородную бомбу за всю историю человечества. В Сирии, все выпущенные из него ракеты пришли точно в цель. Именно он является рекордсменом по количеству часов, проведенных в воздухе. Сегодня Ту-95, вооруженный стратегической крылатой ракетой «воздух-земля» Х-102 (модификации Х-101 с термоядерной боеголовкой) держит в страхе весь западный мир!

«Русский медведь» Ту-95: прошлое и настоящее легендарного самолета

  • Историк авиации Андрей Симонов

Предотвратить угрозу ядерного нападения

В конце 1940-х — начале 1950-х годов руководство СССР опасалось угрозы ядерного нападения со стороны США. В ведении Стратегического авиационного командования (Strategic Air Command) США имелся как флот дальних тяжёлых бомбардировщиков-носителей ЯО типа B-29, дислоцированных на авиабазах за пределами Америки, так и межконтинентальные турбореактивно-поршневые стратегические бомбардировщики B-36.

В это же время в составе советских ВВС имелись только дальние бомбардировщики типа Ту-4 — нелицензионные копии американских В-29, которые не могли действовать с аэродромов на территории СССР по территории США из-за недостаточной для этой цели дальности полёта, а подходящими зарубежными базами СССР тогда не располагал.

Поэтому необходимо было создать бомбардировщик для нанесения бомбовых ударов, в том числе и ядерными боеприпасами, по стратегическим целям, расположенным в глубоком тылу противника. И. В. Сталин поручил создать такой самолет двум ОКБ, возглавляемых А. Н. Туполевым и В. М. Мясищевым. (История создания бомбардировщика Мясищева заслуживает отдельного рассказа).

В туполевском КБ закипела интенсивная работа и первый экземпляр Ту-95 совершил первый полёт 12 ноября 1952 года, командир корабля — лётчик-испытатель А. Д. Перелёт. До конца года было совершено 16 полетов.

Трагические испытания

11 мая 1953 года, во время 17-го испытательного полёта, из-за разрушения шестерни редуктора третьей силовой установки на борту самолёта возник пожар, штатными средствами потушить который не удалось. По команде командира самолёт покинули 5 членов экипажа. Самолёт упал северо-восточнее города Ногинска, горящий двигатель оторвался в воздухе, винты четвёртого двигателя встали во флюгерное положение и самолёт, завалившись в крутую спираль, почти вертикально пошёл к земле. Погибли: командир корабля А. Д. Перелёт, штурман корабля С. С. Кириченко, бортинженер А. Ф. Чернов, техник по виброиспытаниям из НИИ-CO A.M. Большаков. Но эта катастрофа не остановила испытания.

«Русский медведь» Ту-95: прошлое и настоящее легендарного самолета

Забегая вперед, можно сказать, что из построенных 420 самолетов Ту-95 и его модификаций потеряно в катастрофах 28 бомбардировщиков, погибло 194 человека личного состава. Причиной катастроф были производственные дефекты, ошибки экипажей, пожары двигателей и многое другое.

Кроме того, катапультных кресел для членов экипажа в Ту-95 не было и сейчас нет. Экстренное покидание самолёта из передней гермокабины осуществляется через входной люк, расположенный в нише передней опоры шасси.

При этом передняя опора принудительно выпускается, а часть пола кабины, построенная в виде транспортёрной ленты с зацепами для рук, приводится в движение от гидроаккумуляторов и теоретически позволяет покинуть падающий самолёт при больших продольных перегрузках. Покидание задней гермокабины обеспечивается через сбрасываемый входной люк задней гермокабины. Так что быстро в случае сложной обстановки самолет быстро не покинешь.

16 февраля 1955 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем М. А. Нюхтиковым поднял второй самолёт Ту-95 в первый полёт. Испытания и доводки опытного самолёта продолжались почти целый год, до 20 января 1956 года, причём решение о принятии самолёта в серию было принято летом 1955 года, до завершения этапа заводских испытаний.

Серийный выпуск начался в 1955 году. В серии находились бомбардировщики Ту-95 и Ту-95М; дальние стратегические разведчики Ту-95МР; дальние самолёты разведки и целеуказания Ту-95РЦ; стратегические самолёты-ракетоносцы Ту-95К и Ту-95КМ.

Построенные Ту-95 различных модификаций находились на вооружении до начала 1990-х гг., пройдя целый ряд крупных модификационных и модернизационных работ по двигателям, составу вооружения и оборудованию. До начала 90-х годов строились и совершенно новые модификации и варианты самолёта.

Общее количество разработанных вариантов самолёта «95», включая серийные модификации, опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществлённые проекты, приблизилось к пятидесяти, а общее количество выпущенных машин — более 400 единицам.

В 1961 году Ту-95В был выбран в качестве носителя советской термоядерной бомбы мощностью 50 мегатонн, которая была сброшена с самолета в районе одного из островов архипелага Новая Земля. Атомный гриб поднялся на высоту 67 км. Последствия этого взрыва оказались настолько разрушительными, что дальнейшие испытания решено было свернуть.

Самолет — рекордсмен

Как заявил на встрече, заслуженный летчик-испытатель РФ Валерий Ваньшин, на Ту-95 и его модификациях установлено 104 мировых авиационных рекорда, 103 из которых до сегодняшнего дня не побито.

При установлении рекордов случалось всякое и печальное, и смешное. В одном из полетов на Ту-95 установлено было аж 6 рекордов, говорит Ваньшин. При посадке на высоте 300 метров самолет попал в туман, да такой, что еле штангу заправки видно. 200 метров — туман. 150 метров — туман. Ваньшин был внутренне готов к уходу на второй круг. И вдруг чудо, метрах на 70-ти увидел разрыв в волнах тумана и торец полосы и быстро сел.

Подъехавшее руководство поохало, поахало, но, поздравив летчиков с успешным завершением полёта, пригласило на скромный ужин. И тут заметили странную особенность в поведении радиста. Чем экипаж становился веселее, тем грустнее становился радист Евгений.

— Когда его спросили его, чего он такой смурной, ведь радоваться надо, что всё так хорошо закончилось. От услышанного ответа, мы просто ох...ренели. Оказывается, он забыл включить тумблер контрольно-записывающей аппаратуры, которая фиксировала все параметры полета. Естественно, все режимы были в «незачёт» и нашим шести рекордам пришёл «кирдык», улыбнулся Ваньшин.

Единственный в мире

Одной из самых известных модификаций бомбардировщика Ту-95 стал его пассажирский вариант — Ту-114.

Работы в ОКБ по этому самолету начались в 1955 году. Опытный образец поднял в небо летчик-испытатель А. Якимов, 10 ноября 1957 года. В июле 1960 года закончились госиспытания, в марте следующего — эксплуатационные.

24 апреля 1961 года состоялся первый рейс Ту-114 с пассажирами на борту, следовавшего маршрутом Москва-Хабаровск. Всего, до 1965 года, на куйбышевском авиазаводе был построен 31 Ту-114, которые успешно служили на внутренних и международных линиях до 1980 года. За этот период было перевезено более 6 млн. пассажиров. Авиалайнер выпускался в компоновке на 170 и 200 мест. А в 1962 году был подготовлен вариант для полетов на Кубу: число пассажирских мест уменьшили до 120 в связи с увеличением запаса топлива. С января 1963 года начались регулярные рейсы в Гавану, с одной промежуточной посадкой.

На Ту-114 было установлено 32 мировых рекорда. Кроме того, в 1958 году авиалайнер был удостоен «Гран-при» на Брюссельской международной выставке, а А. Н. Туполеву вручена Большая золотая медаль ФАИ. На момент своего создания и до конца 60-х годов Ту-114 считался самым большим пассажирским самолётом в мире.

«Русский медведь» Ту-95: прошлое и настоящее легендарного самолета

Атомный самолет

Первые советские стратегические бомбардировщики М-4 и Ту-95 могли «накрыть» лишь самый север США и сравнительно небольшие участки обоих побережий. Но даже этих машин в 1957 году насчитывалось всего 22. А количество американских самолетов, способных наносить удары по СССР, достигло к тому времени 1800! Причем это были первоклассные бомбардировщики-носители атомного оружия В-52, В-36, В-47, а через пару лет к ним присоединились сверхзвуковые В-58.

Исправить это положение мог лишь самолет с атомным двигателем, способным обеспечить практически неограниченное время нахождения машины в воздухе. В рамках создания советского атомного бомбардировщика в конце 1957 года к осуществлению этой грандиозной идеи наряду с другими организациями было подключено ОКБ А. Н. Туполева.

На базе Ту-95 была создана летающая лаборатория Ту-95ЛАЛ, на которую был установлен атомный реактор небольшой мощности с целью изучения его влияния на экипаж и радиоэлектронную аппаратуру.

К весне 1961-го «...самолет стоял на аэродроме под Москвой, — вспоминал один из его создателей, ученый-атомщик Н. Н. Пономарев-Степной, — и приехал А. Н. Туполев с министром П. В. Дементьевым, чтобы посмотреть на него. Туполев объяснял систему защиты человека от излучений: „...Надо, чтобы ни малейшей щели не было, иначе нейтроны через нее выйдут“. „Ну и что?“ — не понял министр. И тогда Туполев объяснил по-простому: „В морозный день ты выйдешь на летное поле, и ширинка у тебя будет расстегнута — все замерзнет!“ Министр рассмеялся — мол, теперь с нейтронами все понятно...»

С мая по август 1961 года на Ту-95ЛАЛ было выполнено 34 полета. Испытания Ту-95ЛАЛ показали высокую эффективность примененной атомной установки и системы радиационной защиты, но при этом выявили ее громоздкость, слишком большой вес и необходимость дальнейшего совершенствования. А главной опасностью атомного самолета была признана возможность его аварии и заражения больших пространств.

Кроме того, затраты на создание самолета с атомной установкой были оценены в 1 миллиард советских рублей, поэтому из-за высокой стоимости в финансировании работ было отказано.

Данные, полученные в ходе испытаний Ту-95ЛАЛ, позволили ОКБ А. Н. Туполева совместно со смежными организациями разработать крупномасштабную, рассчитанную на два десятилетия программу развития тяжелых боевых самолетов с ядерными силовыми установками. Однако реализации этого проекта помешали конец холодной войны и распад Советского Союза.

Вместо эпилога

Американское издание National Interest отмечает, что довольно наивно считать Ту-95 «устаревшим оружием», так как фактически от подобного самолёта ничего не требуется, кроме как летать на большую дальность, а реальным его оружием являются новейшие крылатые ракеты — такие как X-101, которые при дальности 5500 км позволяют Ту-95 «безнаказанно» атаковать цели за пределами радиусов действия любых систем ПВО. Практическое применение Ту-95 в Сирии доказало, что самолёт не является «абстрактным средством ядерного сдерживания», а может реально использоваться в современных локальных войнах.

Как заявил на встрече заслуженный конструктор России, кандидат технических наук, полковник в отставке Валерий Бендеров, продолжается модернизация Ту-95.

Ту-95МСМ — первый опытный стратегический ракетоносец, новая модификация самого скоростного в мире турбовинтового самолета-ракетоносца Ту-95МС.

«Русский медведь» Ту-95: прошлое и настоящее легендарного самолета

Первый полет Ту-95МСМ совершил 22 августа 2020 года с аэродрома ТАНТК им. Г. М. Бериева в Таганроге. Самолет пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Жуковской летно-испытательной и доводочной базы — филиала ПАО «Туполев» Андрея Воропаева. Полет прошел в штатном режиме, на высоте 9000 метров, длился 2 часа 33 минуты, системы и оборудование работали без замечаний.

Генеральный директор ПАО «ОАК», вице-президент ОООР «СоюзМаш России» Юрий Слюсарь подчеркнул:

— Это самолет с новым комплексом вооружения, с новым бортовым комплексом электронного оборудования, с новыми доработанными двигателями, новыми винтами. Боевые возможности машины ровно в два раза выросли после этой модернизации. После вылета продолжатся испытания. Модернизация парка стратегических ракетоносцев дальше пойдёт по этому пути.

Модернизация позволит существенно увеличить точность навигации и показатели надежности, продлить срок эксплуатации авиационного комплекса, улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета.

В рамках глубокой модернизации на Ту-95МСМ установлены новые системы: управления вооружением, управления самолетом, пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, радиолокационная станция, средства объективного контроля. Результатом проведенных работ станет существенное увеличение показателей эффективности авиационного комплекса при применении по назначению. Так что еще много лет Ту-95 будет пугать западный мир!

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Инна Чурикова о воспитании сына
  • Задачи писателей в годы Великой Отечественной
    Великая Отечественная – испытание не только физическое, не только испытание экономических сил страны, организационных сил государства, храбрости и мужества людей – на фронте и в тылу. 1941-й – это еще и идеологическое, политическое испытание. Какие задачи ставила война перед писателями?
  • Как коллектив театра в Новосибирске чекисты чистили от «чуждых элементов»
    В Новосибирске задержан бывший директор театра «Красный факел» Александр Кулябин. Его сын, известный режиссер Тимофей Кулябин ранее покинул Россию и осудил спецоперацию на Украине. Во время массовых репрессий силовики уже приходили в театр и расправились с его руководством.
  • Чудеса оконного стекла
    20 2a От редакции: Другого нашего постоянного автора – прозаика, поэта, журналиста, автора более десятка книг Владимира Максимова – тоже нет нужды особо представлять нашим читателям. Он регулярно выступает в нашей газете со своими «брюзжалками» – заметками неравнодушного гражданина по поводу тех или иных беспорядков и недостатков нашей жизни, печатает здесь и свои рассказы, имеющие автобиографическую основу.
  • «Семь кругов ада»: как в России оформляют инвалидность
    Сбор огромного количества документов, очереди в больницах и регулярные отказы врачей в выдаче направлений на элементарное обследование — далеко не полный список трудностей, с которыми сталкиваются люди при оформлении инвалидности. Получить группу все сложнее, некоторые до решения комиссии попросту не доживают. Почему сложилась такая ситуация — в дата-исследовании РИА Новости.
  • Московский завод елочных украшений. 1988
  • Загадки знаменитого Спаса на Крови
    Петербургский храм Спаса на Крови, или Воскресения Христова, любят расшифровывать: здесь и символы, и загадки, и легенды. Даже место, где построен этот храм, таит загадки — именно там, 18 октября 1883 года, был убит император Александр ІІ.
  • Поэма «Василий Теркин»: читатели думали, что герой – реальный человек
    В сентябре 1942-го в «Красноармейской правде» началась публикация поэмы «Василий Теркин. Книга про бойца». Очень скоро стало ясно, что произведение Александра Твардовского — бесспорно, одно из лучших в нашей литературе о войне и русском солдате.
  • «У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота
    56 «портретов» военных кораблей эпохи Александра III представлены в книге «Русский флот. Альбом 1892 года», выпущенной издательством «Паулсен». За основу взято оригинальное издание, которое хранится в Научном архиве РГО и ни разу за 130 не переиздавалось. Книгу дополнил исторический очерк об авторе иллюстраций — морском офицере и художнике Василии Игнациусе, а также справочная информация по каждому из кораблей.
  • Исповедь охотника
    20 1a От редакции: В 2021 году в Москве был издан сборник художественных рассказов о диких и домашних животных под общим названием «Жизнь рядом с нами» иркутского писателя и нашего постоянного автора Александра Ведрова. За этот сборник автор был удостоен звания лауреата Московской литературной премии. Эта премия, имеющая давнюю и заслуженную репутацию, учреждена Интернациональным союзом писателей и редакцией литературного журнала «Российский колокол» при поддержке Московского союза писателей и ряда московских организаций и ведомств культуры. Сегодня мы публикуем один рассказ из этого сборника. Примечательно, что история из этого рассказа, что называется, один в один произошла в ранней молодости и с редактором нашей газеты Анатолием Выборовым. С разницей лишь в том, что он не выбросил ружье в озеро (так как оно было отцово), а повесил его на стенку и также навсегда отказался от охоты. Если среди наших читателей окажутся такие же бывшие охотники, мы готовы опубликовать их истории в нашей газете под рубрикой «Разговор с читателем». Пишите.
  • Игрушки всё дальше уводят детей… от игры?
    Одной из самых известных игрушек прошедшего года стал Хаги Ваги — плюшевый монстр — персонаж компьютерной хоррор-игры (напомним, что российские интернет-магазины и маркетплейсы снимают с продажи эти игрушки, так как в них было обнаружено опасное химвещество). Психологи утверждают, что выбор игрушки влияет на будущую личность ребенка и его развитие. Как расходится понимание игры у детей и взрослых и как выбрать правильную игрушку?
  • Можно ли исключить Солженицына из школьной программы?
    Почти приговор: «Из школьной программы следует убрать „Архипелаг ГУЛАГ“ Александра Солженицына и другие „не прошедшие проверку временем“ произведения». Такое мнение высказал депутат Госдумы Дмитрий Вяткин. Депутат сослался на данные некоего исторического анализа, согласно которому Солженицын многое «высосал из пальца» и «вымарал в грязи собственную Родину».
  • Кукольный номер. Певец итальянской школы Сидор Сидорович Сидоров-Сидорини (1972)
  • Режиссер Лариса Шепитько: мистическая жизнь, мистическая смерть
    Советский кинорежиссёр, сценарист и актриса Лариса Шепитько погибла при весьма мистических обстоятельствах. Будто все вокруг предупреждало её о скорой смерти. Шепитько, верившая в мистику, относилась к этим знакам серьезно, но предотвратить свою смерть не смогла.
  • Столетие Советского Союза на полотнах художников
    Союз художников СССР определял лицо советского искусства. История СХ СССР, а также его последователей оказалась в центре внимания выставки «СССР-100», которая прошла в Выставочном зале Союза художников России на Крымском валу.
  • Композитор Дашкевич: Россия переживает мощную музыкальную катастрофу
    Выдающийся композитор, автор музыки ко многим фильмам, теоретик музыки, умнейший да и попросту замечательный человек в январе отмечает свой день рождения. Сегодняшний собеседник — Владимир Дашкевич.
  • Власти задумались над лицензированием частных домов престарелых
    Сейчас без лицензии нельзя открыть школу, поликлинику, цирк или зоопарк, а дом престарелых — пожалуйста. О существовании подпольных пансионатов власти порой узнают только после того, как там происходят трагедии. Например, в 2005-2022-м в пансионатах и домах престарелых произошло 19 возгораний. Пожар в Кемерове унес жизни 20 человек.
  • Сказка о твердом орехе. Мультфильм (1971)
  • Каким был олигарх Борис Березовский
    23 января – 77 лет со дня рождения Бориса Березовского. Российский олигарх и политический эмигрант родился в 1946 году. Давайте вспомним основные вехи биографии этого человека.
  • Голодомор 30-х годов: трагедия не только украинцев
    В Украине и некоторых других частях СССР в 30-е годы принудительная и репрессивная для крестьян политика хлебозаготовок, проводимая коммунистической властью, привела к голодомору. Коснулась это крестьян всех национальностей, но только украинцев. Но сейчас, в силу политической подоплеки, эта трагедия воспринимается и подается с заострением внимания именно на национальности пострадавших крестьян. Возможно, эта болезненность объяснима и простительна – но есть смысл прислушаться и к мнению историка, с которым редакция МГ и знакомит своего читателя.