НА КАЛЕНДАРЕ

Михаил Шидловский – основатель Дальней авиации

Владимир Леонов, argumenti.ru   
24 Декабря 2021 г.

В декабре идет целая череда праздничных «Дней»! 15 декабря отмечался День радиотехнических войск ВКС России. 17 декабря – День ракетных войск стратегического назначения (РВСН). 23 декабря праздник был у дальников – лётного и технического состава Дальней авиации, у всех, кто служил и служит в Дальней авиации ВКС России. У этого праздника очень давние и славные корни, про которые долгие десятилетия вспоминать было не принято.

В праздник Дальней авиации стоит вспомнить о ее основателе

Гений промышленной революции

Михаил Владимирович Шидловский был представителем старинного дворянского рода. С XIV века его представители честно служили отечеству. Михаил родился в 1856 году, 165 лет назад (можно сказать – юбилей!), в слободе Новохуторной Бирючинского уезда Воронежской области. В семье отставного поручика было 12 детей! По достижении 18 лет Михаил поступил в знаменитое Морское училище в столице империи. Спустя четыре года он получает погоны гардемарина, ещё через год его производят в мичманы со старшинством и почти сразу, в 1880-м, он отправляется в кругосветное плавание на парусно-винтовом клипере «Пластун». Отряд из трёх клиперов под командованием контр-адмирала А.Б. Асланбегова ушёл в моря и океаны на долгие три года. Канада, США, Австралия, Таити... А на картах Охотского моря появился мыс Шидловского. К слову, из Австралии отряд взял на борт знаменитость, русского этнографа и путешественника Николая Миклухо-Маклая, тот как раз искал оказию вернуться на родину.

Потом снова учёба: параллельно службе он – слушатель Александровской военно-юридической академии. Осенью 1887 года в чине штабс-капитана получает диплом и... уходит на гражданскую службу. Спустя 12 лет он уже действительный статский советник (по-военному – генерал), чуть позже – член Совета министра финансов. Согласитесь, неплохие были социальные лифты при царе-батюшке для талантливых людей – сын отставного поручика из Бирючинского уезда поднялся до высот управления государством. Награды не обходят его стороной, он уже отец семейства, в 1894 году у него родился сын Михаил.

И новый поворот – все средства семьи Шидловский вкладывает в акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод» (РБВЗ) и становится председателем его правления. Рисковый шаг – предприятие было в кризисе. Транссиб построили, рынок вагонами насытился. Чем занять 4 тыс. работников? Начал с новых технологий, оборудования, повышения производительности труда. Вышли на прибыль, получили европейское признание. Можно почивать на лаврах? Не тут-то было!

В 1908-м Шидловский основал автомобильное отделение. Мощности размещались в Риге, Санкт-Петербурге, Москве, Твери, Таганроге. Был налажен выпуск нескольких моделей легковых и грузовых автомобилей марки «Руссо-Балт». В целях экономии времени конструктора выписали из Бельгии: 25-летнего Жюльена Поттера, но в связке с ним работали наши Иван Фрязиновский и Дмитрий Бондарев. Автомобили побеждали в престижных соревнованиях, были успешны на ралли Монте-Карло и Сан-Себастьян, брали золото на международных выставках. Автомобиль модели «С-24» серии 3 в 1910 году совершил пробег по Европе, стал первой машиной, поднявшейся на Везувий. Позже императорский двуглавый орёл как знак качества был пожалован производителю с правом установки на капоты машин. В 1913 году «Руссо-Балты» заказал императорский гараж, а 64% всех автомобилей завода ушло в Российскую армию. Надёжность штабных и санитарных машин военные оценили и крепкое шасси стали использовать для броневиков и зенитных орудий. Всего освоили 36 типов автомобилей! РБВЗ стал единственным в России крупносерийным производителем автомобилей.

Затем следует штурм новой высоты – Шидловский в 1910 году заболел авиацией. Казалось, куда, автомобильное производство только начинает набирать обороты?!

В праздник Дальней авиации стоит вспомнить о ее основателе

Небо зовёт!

Не думаю, что Шидловский был неисправимым романтиком. Это был реалист и практик, но способный оторваться от земных дел и проблем. Авиация, или, как тогда говорили, «воздухоплавание», была модным увлечением и собирала восторженные толпы на аэродромах, часто импровизированных – как правило, полёты проходили на ипподромах. А Михаил Владимирович понял, что это не цирк и не зрелище, а старт огромной и перспективной отрасли. В 1910 году, всего через семь лет после первого полёта самолёта братьев Райт, он открывает в Риге авиационное отделение «Руссо-Балта». Привлёк к работе создателя первого российского самолёта князя Александра Кудашева, который, как тогда было принято, строил самолёты и сам поднимал их в небо. И если первые три конструкции были сделаны на базе Киевского политехнического института, то «Кудашев‑4» делался в цехах РБВЗ. Здесь же оказался и известный авиаконструктор Яков Гаккель. В 1912 году авиационное отделение переехало в Петербург, были построены новые корпуса, установлены самые современные станки.

А дальше свершилось чудо. Шидловский искал главного конструктора, но такого, чтобы совершил прорыв. И нашёл благодаря фантастическому чутью на таланты. Он вызвал в столицу для переговоров 23-летнего студента Игоря Сикорского. Теперь этого студента называют отцом американского вертолётостроения. А тогда юный главный конструктор получил всё то, чего сегодня лишены стараниями чиновников генеральные конструкторы ведущих российских фирм. По условиям договора Сикорский получал ресурсы для работы, мог самостоятельно формировать команду и каждый год создавать экспериментальную разработку по своему усмотрению. И он создавал! Плюс обеспечил производство лицензионных «Ньюпоров» для армии.

В сентябре 1912 года Сикорский был приглашён на ужин к шефу. И, чтобы не молчать, рассказывал Шидловскому о своём видении будущего авиации, многомоторных самолётах с большими грузоподъёмностью и дальностью, их предполагаемых характеристиках. Предложил в случае своей победы в авиационных соревнованиях все призовые деньги вложить в большой многомоторный самолёт. И тут Шидловский встал и произнёс: «Нет, давайте делать такой самолёт немедленно!»

И уже ранней весной следующего года из ангара на Комендантском аэродроме выкатили огромный по тем временам двухмоторный аэроплан, первый в мире тяжёлый воздушный корабль «Гранд». Шидловский тогда был в отъезде и по возвращении тут же заставил сменить иноземное название на «Русский витязь» – самолёт был создан русскими инженерами и рабочими из отечественных материалов. Дальше над самолётом пошла работа, установили ещё два двигателя, чем значительно подняли лётные характеристики. «Русский витязь» начал устанавливать рекорды по продолжительности полёта, грузоподъёмности и высоте с грузом.

Самолёт заинтересовал императора Николая Второго – по приставной лесенке он забрался на «балкон» перед кабиной, осмотрел обогреваемый салон со столиками, удобными креслами. В воздушном корабле был даже санузел! Конструктор Сикорский получил от царя золотые часы, орден Святого Владимира 4-й степени и денежную премию. Шидловский был награждён орденом Святой Анны 1-й степени. Самолёт парил в облаках недолго – осенью на него упал сорвавшийся мотор с пролетавшего над аэродромом биплана «Меллер‑2». Разрушенный самолёт восстанавливать не стали, на подходе был новый Воздушный Корабль (так тогда писали, с большой буквы!) «Илья Муромец». В общем, Россия оказалась впереди планеты всей – за границей, да и внутри страны ещё не успели заткнуться «эксперты», которые доказывали, что строительство многомоторных самолётов невозможно в принципе.

Война

В июне 1914 года былинный богатырь и православный святой «Илья Муромец» устанавливает мировой рекорд дальности и продолжительности полёта, совершает перелёт Петербург – Орша – Киев – Ново-Сокольники – Петербург длиной 2500 километров. Главное военно-техническое управление Русской армии тут же заказывает для начала 10 аэропланов военного назначения: для разведки, аэрофотосъёмки и нанесения бомбовых ударов. Следом был оформлен заказ ещё на 32 самолёта – началась Первая мировая война. Тут уже не салон с плетёными креслами, а бомболюки, пулемёты для борьбы с истребителями противника. Были сформированы два боевых отряда, по пять самолётов, которые оказались предоставлены сами себе, без тылов, надлежащего технического обеспечения. А тут ещё скандал – на уникальном для своего времени аэроплане пытаются поставить жирный крест.

Командир первого экипажа «Ильи Муромца» и любимчик великого князя Александра Михайловича штабс-капитан Евгений Руднев до назначения на «Илью Муромца» был лётчиком-истребителем. Он оказался не готов управлять тяжёлым, как сегодня принято говорить, «маломаневренным» кораблём, под вражеским огнём. После первых же вылетов покинул расположение отряда, а объяснил это техническим несовершенством машины, неспособностью «Ильи Муромца» набирать заявленную конструкторами высоту, что ставит под угрозу жизнь экипажа. Великий князь был генерал-инспектором авиации и воздухоплавания Русской армии, по-современному – главкомом ВКС, он верил Рудневу и отправлял в Ставку Верховного главнокомандующего рапорты и телеграммы об ущербности самолётов этого типа. В итоге Главное военно-техническое управление получает из Ставки уведомление: «Вследствие обнаружившейся непригодности аэропланов «Илья Муромец» к выполнению боевых задач просим прекратить снабжение армии аппаратами этого типа». Первым от этого пасквиля пострадал производитель самых мощных боевых машин в мире – три миллиона рублей аванса на заказанные самолёты зависли в финансовых джунглях.

Пришлось Шидловскому вступить в борьбу за «Илью Муромца». В ноябре 1914-го он пишет докладные записки военному министру Сухомлинову и Верховному главнокомандующему Великому князю Николаю Николаевичу с анализом неудач и о способах их преодоления. И предлагает, как на флоте, объединить отряды и создать эскадру тяжёлых воздушных кораблей. Военный совет армии принимает Постановление о формировании Эскадры Воздушных Кораблей, а 23 декабря по новому стилю царь его утверждает. Так по велению Николая Второго этот день стал днём рождения Дальней авиации России. А Михаил Шидловский стал первым командующим – высочайшим приказом 14 декабря 1914 года он был назначен начальником Управления ЭВК «ИМ», Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец» с присвоением звания генерал-майор. Так в 58 лет Шидловский вернулся на воинскую службу и стал первым генералом в истории авиации России.

Но сначала надо было реабилитировать самолёт. И Шидловский отправился в Польшу, бывшую тогда частью Российской империи, где были собраны самолёты эскадры. В качестве технического советника с ним отправился Игорь Сикорский. Они взяли самолёт того самого Руднева, по максимуму загрузили боеприпасами и топливом, Сикорский поднял самолёт в воздух. В составе экипажа из 4 человек роль механика исполнял сам генерал Шидловский. За 1 час 10 минут «Илья Муромец» набрал высоту 2 тысячи метров. После полёта комиссия вскрыла опечатанный барограф и отправила данные в Ставку. Инцидент был исчерпан. Это потом были 65 тонн бомб, сброшенные эскадрой на противника, более 400 боевых вылетов, потери, первые ночные боевые вылеты, победы в воздушных боях, вылеты с истребителями прикрытия. Тогда закладывалась тактика действий Дальней авиации. А затем была Февральская революция, и лидер «российских демократов» военный министр Гучков по-хамски отправил генерала в отставку. Эскадра была развалена, позже лётчики сами сожгли свои самолёты, чтобы не достались врагу. Сикорский оказался невостребован и 1918-м отбыл в эмиграцию. А Шидловский, несмотря на уговоры, остался в России. В конце 1919-го его сын Михаил был арестован ЧК по обвинению в измене родине, отец пошёл его выручать на Гороховую и тоже был задержан. 16 января 1920 года они были расстреляны.

Вот поэтому не так уж много людей знают эту фамилию. А теперь представьте, что ещё мог создать для родины гениальный тандем из блестящего организатора промышленности и великого авиаконструктора?

...В 1999 году, в штабе Дальней авиации, когда командующим был генерал-лейтенант Михаил Опарин, установили бюст Михаила Шидловского. Дальники не забыли, дальники помнят!

На нашем сайте читайте также:

Еще о советской и российской армии - по ссылке.

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.