НА КАЛЕНДАРЕ

Михаил Шидловский – основатель Дальней авиации

Владимир Леонов, argumenti.ru   
24 Декабря 2021 г.

В декабре идет целая череда праздничных «Дней»! 15 декабря отмечался День радиотехнических войск ВКС России. 17 декабря – День ракетных войск стратегического назначения (РВСН). 23 декабря праздник был у дальников – лётного и технического состава Дальней авиации, у всех, кто служил и служит в Дальней авиации ВКС России. У этого праздника очень давние и славные корни, про которые долгие десятилетия вспоминать было не принято.

В праздник Дальней авиации стоит вспомнить о ее основателе

Гений промышленной революции

Михаил Владимирович Шидловский был представителем старинного дворянского рода. С XIV века его представители честно служили отечеству. Михаил родился в 1856 году, 165 лет назад (можно сказать – юбилей!), в слободе Новохуторной Бирючинского уезда Воронежской области. В семье отставного поручика было 12 детей! По достижении 18 лет Михаил поступил в знаменитое Морское училище в столице империи. Спустя четыре года он получает погоны гардемарина, ещё через год его производят в мичманы со старшинством и почти сразу, в 1880-м, он отправляется в кругосветное плавание на парусно-винтовом клипере «Пластун». Отряд из трёх клиперов под командованием контр-адмирала А.Б. Асланбегова ушёл в моря и океаны на долгие три года. Канада, США, Австралия, Таити... А на картах Охотского моря появился мыс Шидловского. К слову, из Австралии отряд взял на борт знаменитость, русского этнографа и путешественника Николая Миклухо-Маклая, тот как раз искал оказию вернуться на родину.

Потом снова учёба: параллельно службе он – слушатель Александровской военно-юридической академии. Осенью 1887 года в чине штабс-капитана получает диплом и... уходит на гражданскую службу. Спустя 12 лет он уже действительный статский советник (по-военному – генерал), чуть позже – член Совета министра финансов. Согласитесь, неплохие были социальные лифты при царе-батюшке для талантливых людей – сын отставного поручика из Бирючинского уезда поднялся до высот управления государством. Награды не обходят его стороной, он уже отец семейства, в 1894 году у него родился сын Михаил.

И новый поворот – все средства семьи Шидловский вкладывает в акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод» (РБВЗ) и становится председателем его правления. Рисковый шаг – предприятие было в кризисе. Транссиб построили, рынок вагонами насытился. Чем занять 4 тыс. работников? Начал с новых технологий, оборудования, повышения производительности труда. Вышли на прибыль, получили европейское признание. Можно почивать на лаврах? Не тут-то было!

В 1908-м Шидловский основал автомобильное отделение. Мощности размещались в Риге, Санкт-Петербурге, Москве, Твери, Таганроге. Был налажен выпуск нескольких моделей легковых и грузовых автомобилей марки «Руссо-Балт». В целях экономии времени конструктора выписали из Бельгии: 25-летнего Жюльена Поттера, но в связке с ним работали наши Иван Фрязиновский и Дмитрий Бондарев. Автомобили побеждали в престижных соревнованиях, были успешны на ралли Монте-Карло и Сан-Себастьян, брали золото на международных выставках. Автомобиль модели «С-24» серии 3 в 1910 году совершил пробег по Европе, стал первой машиной, поднявшейся на Везувий. Позже императорский двуглавый орёл как знак качества был пожалован производителю с правом установки на капоты машин. В 1913 году «Руссо-Балты» заказал императорский гараж, а 64% всех автомобилей завода ушло в Российскую армию. Надёжность штабных и санитарных машин военные оценили и крепкое шасси стали использовать для броневиков и зенитных орудий. Всего освоили 36 типов автомобилей! РБВЗ стал единственным в России крупносерийным производителем автомобилей.

Затем следует штурм новой высоты – Шидловский в 1910 году заболел авиацией. Казалось, куда, автомобильное производство только начинает набирать обороты?!

В праздник Дальней авиации стоит вспомнить о ее основателе

Небо зовёт!

Не думаю, что Шидловский был неисправимым романтиком. Это был реалист и практик, но способный оторваться от земных дел и проблем. Авиация, или, как тогда говорили, «воздухоплавание», была модным увлечением и собирала восторженные толпы на аэродромах, часто импровизированных – как правило, полёты проходили на ипподромах. А Михаил Владимирович понял, что это не цирк и не зрелище, а старт огромной и перспективной отрасли. В 1910 году, всего через семь лет после первого полёта самолёта братьев Райт, он открывает в Риге авиационное отделение «Руссо-Балта». Привлёк к работе создателя первого российского самолёта князя Александра Кудашева, который, как тогда было принято, строил самолёты и сам поднимал их в небо. И если первые три конструкции были сделаны на базе Киевского политехнического института, то «Кудашев‑4» делался в цехах РБВЗ. Здесь же оказался и известный авиаконструктор Яков Гаккель. В 1912 году авиационное отделение переехало в Петербург, были построены новые корпуса, установлены самые современные станки.

А дальше свершилось чудо. Шидловский искал главного конструктора, но такого, чтобы совершил прорыв. И нашёл благодаря фантастическому чутью на таланты. Он вызвал в столицу для переговоров 23-летнего студента Игоря Сикорского. Теперь этого студента называют отцом американского вертолётостроения. А тогда юный главный конструктор получил всё то, чего сегодня лишены стараниями чиновников генеральные конструкторы ведущих российских фирм. По условиям договора Сикорский получал ресурсы для работы, мог самостоятельно формировать команду и каждый год создавать экспериментальную разработку по своему усмотрению. И он создавал! Плюс обеспечил производство лицензионных «Ньюпоров» для армии.

В сентябре 1912 года Сикорский был приглашён на ужин к шефу. И, чтобы не молчать, рассказывал Шидловскому о своём видении будущего авиации, многомоторных самолётах с большими грузоподъёмностью и дальностью, их предполагаемых характеристиках. Предложил в случае своей победы в авиационных соревнованиях все призовые деньги вложить в большой многомоторный самолёт. И тут Шидловский встал и произнёс: «Нет, давайте делать такой самолёт немедленно!»

И уже ранней весной следующего года из ангара на Комендантском аэродроме выкатили огромный по тем временам двухмоторный аэроплан, первый в мире тяжёлый воздушный корабль «Гранд». Шидловский тогда был в отъезде и по возвращении тут же заставил сменить иноземное название на «Русский витязь» – самолёт был создан русскими инженерами и рабочими из отечественных материалов. Дальше над самолётом пошла работа, установили ещё два двигателя, чем значительно подняли лётные характеристики. «Русский витязь» начал устанавливать рекорды по продолжительности полёта, грузоподъёмности и высоте с грузом.

Самолёт заинтересовал императора Николая Второго – по приставной лесенке он забрался на «балкон» перед кабиной, осмотрел обогреваемый салон со столиками, удобными креслами. В воздушном корабле был даже санузел! Конструктор Сикорский получил от царя золотые часы, орден Святого Владимира 4-й степени и денежную премию. Шидловский был награждён орденом Святой Анны 1-й степени. Самолёт парил в облаках недолго – осенью на него упал сорвавшийся мотор с пролетавшего над аэродромом биплана «Меллер‑2». Разрушенный самолёт восстанавливать не стали, на подходе был новый Воздушный Корабль (так тогда писали, с большой буквы!) «Илья Муромец». В общем, Россия оказалась впереди планеты всей – за границей, да и внутри страны ещё не успели заткнуться «эксперты», которые доказывали, что строительство многомоторных самолётов невозможно в принципе.

Война

В июне 1914 года былинный богатырь и православный святой «Илья Муромец» устанавливает мировой рекорд дальности и продолжительности полёта, совершает перелёт Петербург – Орша – Киев – Ново-Сокольники – Петербург длиной 2500 километров. Главное военно-техническое управление Русской армии тут же заказывает для начала 10 аэропланов военного назначения: для разведки, аэрофотосъёмки и нанесения бомбовых ударов. Следом был оформлен заказ ещё на 32 самолёта – началась Первая мировая война. Тут уже не салон с плетёными креслами, а бомболюки, пулемёты для борьбы с истребителями противника. Были сформированы два боевых отряда, по пять самолётов, которые оказались предоставлены сами себе, без тылов, надлежащего технического обеспечения. А тут ещё скандал – на уникальном для своего времени аэроплане пытаются поставить жирный крест.

Командир первого экипажа «Ильи Муромца» и любимчик великого князя Александра Михайловича штабс-капитан Евгений Руднев до назначения на «Илью Муромца» был лётчиком-истребителем. Он оказался не готов управлять тяжёлым, как сегодня принято говорить, «маломаневренным» кораблём, под вражеским огнём. После первых же вылетов покинул расположение отряда, а объяснил это техническим несовершенством машины, неспособностью «Ильи Муромца» набирать заявленную конструкторами высоту, что ставит под угрозу жизнь экипажа. Великий князь был генерал-инспектором авиации и воздухоплавания Русской армии, по-современному – главкомом ВКС, он верил Рудневу и отправлял в Ставку Верховного главнокомандующего рапорты и телеграммы об ущербности самолётов этого типа. В итоге Главное военно-техническое управление получает из Ставки уведомление: «Вследствие обнаружившейся непригодности аэропланов «Илья Муромец» к выполнению боевых задач просим прекратить снабжение армии аппаратами этого типа». Первым от этого пасквиля пострадал производитель самых мощных боевых машин в мире – три миллиона рублей аванса на заказанные самолёты зависли в финансовых джунглях.

Пришлось Шидловскому вступить в борьбу за «Илью Муромца». В ноябре 1914-го он пишет докладные записки военному министру Сухомлинову и Верховному главнокомандующему Великому князю Николаю Николаевичу с анализом неудач и о способах их преодоления. И предлагает, как на флоте, объединить отряды и создать эскадру тяжёлых воздушных кораблей. Военный совет армии принимает Постановление о формировании Эскадры Воздушных Кораблей, а 23 декабря по новому стилю царь его утверждает. Так по велению Николая Второго этот день стал днём рождения Дальней авиации России. А Михаил Шидловский стал первым командующим – высочайшим приказом 14 декабря 1914 года он был назначен начальником Управления ЭВК «ИМ», Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец» с присвоением звания генерал-майор. Так в 58 лет Шидловский вернулся на воинскую службу и стал первым генералом в истории авиации России.

Но сначала надо было реабилитировать самолёт. И Шидловский отправился в Польшу, бывшую тогда частью Российской империи, где были собраны самолёты эскадры. В качестве технического советника с ним отправился Игорь Сикорский. Они взяли самолёт того самого Руднева, по максимуму загрузили боеприпасами и топливом, Сикорский поднял самолёт в воздух. В составе экипажа из 4 человек роль механика исполнял сам генерал Шидловский. За 1 час 10 минут «Илья Муромец» набрал высоту 2 тысячи метров. После полёта комиссия вскрыла опечатанный барограф и отправила данные в Ставку. Инцидент был исчерпан. Это потом были 65 тонн бомб, сброшенные эскадрой на противника, более 400 боевых вылетов, потери, первые ночные боевые вылеты, победы в воздушных боях, вылеты с истребителями прикрытия. Тогда закладывалась тактика действий Дальней авиации. А затем была Февральская революция, и лидер «российских демократов» военный министр Гучков по-хамски отправил генерала в отставку. Эскадра была развалена, позже лётчики сами сожгли свои самолёты, чтобы не достались врагу. Сикорский оказался невостребован и 1918-м отбыл в эмиграцию. А Шидловский, несмотря на уговоры, остался в России. В конце 1919-го его сын Михаил был арестован ЧК по обвинению в измене родине, отец пошёл его выручать на Гороховую и тоже был задержан. 16 января 1920 года они были расстреляны.

Вот поэтому не так уж много людей знают эту фамилию. А теперь представьте, что ещё мог создать для родины гениальный тандем из блестящего организатора промышленности и великого авиаконструктора?

...В 1999 году, в штабе Дальней авиации, когда командующим был генерал-лейтенант Михаил Опарин, установили бюст Михаила Шидловского. Дальники не забыли, дальники помнят!

На нашем сайте читайте также:

Еще о советской и российской армии - по ссылке.

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?
  • Вселенная звука: непревзойденный Бах
    Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
  • «Желаю всем мира и благополучия»
    Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
  • Крушение. Рассказ (ч.5)
    Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
  • Известное о Неизвестном
    Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
  • И стали они жить вместе…
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.