НА КАЛЕНДАРЕ

Михаил Шидловский – основатель Дальней авиации

Владимир Леонов, argumenti.ru   
24 Декабря 2021 г.

В декабре идет целая череда праздничных «Дней»! 15 декабря отмечался День радиотехнических войск ВКС России. 17 декабря – День ракетных войск стратегического назначения (РВСН). 23 декабря праздник был у дальников – лётного и технического состава Дальней авиации, у всех, кто служил и служит в Дальней авиации ВКС России. У этого праздника очень давние и славные корни, про которые долгие десятилетия вспоминать было не принято.

В праздник Дальней авиации стоит вспомнить о ее основателе

Гений промышленной революции

Михаил Владимирович Шидловский был представителем старинного дворянского рода. С XIV века его представители честно служили отечеству. Михаил родился в 1856 году, 165 лет назад (можно сказать – юбилей!), в слободе Новохуторной Бирючинского уезда Воронежской области. В семье отставного поручика было 12 детей! По достижении 18 лет Михаил поступил в знаменитое Морское училище в столице империи. Спустя четыре года он получает погоны гардемарина, ещё через год его производят в мичманы со старшинством и почти сразу, в 1880-м, он отправляется в кругосветное плавание на парусно-винтовом клипере «Пластун». Отряд из трёх клиперов под командованием контр-адмирала А.Б. Асланбегова ушёл в моря и океаны на долгие три года. Канада, США, Австралия, Таити... А на картах Охотского моря появился мыс Шидловского. К слову, из Австралии отряд взял на борт знаменитость, русского этнографа и путешественника Николая Миклухо-Маклая, тот как раз искал оказию вернуться на родину.

Потом снова учёба: параллельно службе он – слушатель Александровской военно-юридической академии. Осенью 1887 года в чине штабс-капитана получает диплом и... уходит на гражданскую службу. Спустя 12 лет он уже действительный статский советник (по-военному – генерал), чуть позже – член Совета министра финансов. Согласитесь, неплохие были социальные лифты при царе-батюшке для талантливых людей – сын отставного поручика из Бирючинского уезда поднялся до высот управления государством. Награды не обходят его стороной, он уже отец семейства, в 1894 году у него родился сын Михаил.

И новый поворот – все средства семьи Шидловский вкладывает в акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод» (РБВЗ) и становится председателем его правления. Рисковый шаг – предприятие было в кризисе. Транссиб построили, рынок вагонами насытился. Чем занять 4 тыс. работников? Начал с новых технологий, оборудования, повышения производительности труда. Вышли на прибыль, получили европейское признание. Можно почивать на лаврах? Не тут-то было!

В 1908-м Шидловский основал автомобильное отделение. Мощности размещались в Риге, Санкт-Петербурге, Москве, Твери, Таганроге. Был налажен выпуск нескольких моделей легковых и грузовых автомобилей марки «Руссо-Балт». В целях экономии времени конструктора выписали из Бельгии: 25-летнего Жюльена Поттера, но в связке с ним работали наши Иван Фрязиновский и Дмитрий Бондарев. Автомобили побеждали в престижных соревнованиях, были успешны на ралли Монте-Карло и Сан-Себастьян, брали золото на международных выставках. Автомобиль модели «С-24» серии 3 в 1910 году совершил пробег по Европе, стал первой машиной, поднявшейся на Везувий. Позже императорский двуглавый орёл как знак качества был пожалован производителю с правом установки на капоты машин. В 1913 году «Руссо-Балты» заказал императорский гараж, а 64% всех автомобилей завода ушло в Российскую армию. Надёжность штабных и санитарных машин военные оценили и крепкое шасси стали использовать для броневиков и зенитных орудий. Всего освоили 36 типов автомобилей! РБВЗ стал единственным в России крупносерийным производителем автомобилей.

Затем следует штурм новой высоты – Шидловский в 1910 году заболел авиацией. Казалось, куда, автомобильное производство только начинает набирать обороты?!

В праздник Дальней авиации стоит вспомнить о ее основателе

Небо зовёт!

Не думаю, что Шидловский был неисправимым романтиком. Это был реалист и практик, но способный оторваться от земных дел и проблем. Авиация, или, как тогда говорили, «воздухоплавание», была модным увлечением и собирала восторженные толпы на аэродромах, часто импровизированных – как правило, полёты проходили на ипподромах. А Михаил Владимирович понял, что это не цирк и не зрелище, а старт огромной и перспективной отрасли. В 1910 году, всего через семь лет после первого полёта самолёта братьев Райт, он открывает в Риге авиационное отделение «Руссо-Балта». Привлёк к работе создателя первого российского самолёта князя Александра Кудашева, который, как тогда было принято, строил самолёты и сам поднимал их в небо. И если первые три конструкции были сделаны на базе Киевского политехнического института, то «Кудашев‑4» делался в цехах РБВЗ. Здесь же оказался и известный авиаконструктор Яков Гаккель. В 1912 году авиационное отделение переехало в Петербург, были построены новые корпуса, установлены самые современные станки.

А дальше свершилось чудо. Шидловский искал главного конструктора, но такого, чтобы совершил прорыв. И нашёл благодаря фантастическому чутью на таланты. Он вызвал в столицу для переговоров 23-летнего студента Игоря Сикорского. Теперь этого студента называют отцом американского вертолётостроения. А тогда юный главный конструктор получил всё то, чего сегодня лишены стараниями чиновников генеральные конструкторы ведущих российских фирм. По условиям договора Сикорский получал ресурсы для работы, мог самостоятельно формировать команду и каждый год создавать экспериментальную разработку по своему усмотрению. И он создавал! Плюс обеспечил производство лицензионных «Ньюпоров» для армии.

В сентябре 1912 года Сикорский был приглашён на ужин к шефу. И, чтобы не молчать, рассказывал Шидловскому о своём видении будущего авиации, многомоторных самолётах с большими грузоподъёмностью и дальностью, их предполагаемых характеристиках. Предложил в случае своей победы в авиационных соревнованиях все призовые деньги вложить в большой многомоторный самолёт. И тут Шидловский встал и произнёс: «Нет, давайте делать такой самолёт немедленно!»

И уже ранней весной следующего года из ангара на Комендантском аэродроме выкатили огромный по тем временам двухмоторный аэроплан, первый в мире тяжёлый воздушный корабль «Гранд». Шидловский тогда был в отъезде и по возвращении тут же заставил сменить иноземное название на «Русский витязь» – самолёт был создан русскими инженерами и рабочими из отечественных материалов. Дальше над самолётом пошла работа, установили ещё два двигателя, чем значительно подняли лётные характеристики. «Русский витязь» начал устанавливать рекорды по продолжительности полёта, грузоподъёмности и высоте с грузом.

Самолёт заинтересовал императора Николая Второго – по приставной лесенке он забрался на «балкон» перед кабиной, осмотрел обогреваемый салон со столиками, удобными креслами. В воздушном корабле был даже санузел! Конструктор Сикорский получил от царя золотые часы, орден Святого Владимира 4-й степени и денежную премию. Шидловский был награждён орденом Святой Анны 1-й степени. Самолёт парил в облаках недолго – осенью на него упал сорвавшийся мотор с пролетавшего над аэродромом биплана «Меллер‑2». Разрушенный самолёт восстанавливать не стали, на подходе был новый Воздушный Корабль (так тогда писали, с большой буквы!) «Илья Муромец». В общем, Россия оказалась впереди планеты всей – за границей, да и внутри страны ещё не успели заткнуться «эксперты», которые доказывали, что строительство многомоторных самолётов невозможно в принципе.

Война

В июне 1914 года былинный богатырь и православный святой «Илья Муромец» устанавливает мировой рекорд дальности и продолжительности полёта, совершает перелёт Петербург – Орша – Киев – Ново-Сокольники – Петербург длиной 2500 километров. Главное военно-техническое управление Русской армии тут же заказывает для начала 10 аэропланов военного назначения: для разведки, аэрофотосъёмки и нанесения бомбовых ударов. Следом был оформлен заказ ещё на 32 самолёта – началась Первая мировая война. Тут уже не салон с плетёными креслами, а бомболюки, пулемёты для борьбы с истребителями противника. Были сформированы два боевых отряда, по пять самолётов, которые оказались предоставлены сами себе, без тылов, надлежащего технического обеспечения. А тут ещё скандал – на уникальном для своего времени аэроплане пытаются поставить жирный крест.

Командир первого экипажа «Ильи Муромца» и любимчик великого князя Александра Михайловича штабс-капитан Евгений Руднев до назначения на «Илью Муромца» был лётчиком-истребителем. Он оказался не готов управлять тяжёлым, как сегодня принято говорить, «маломаневренным» кораблём, под вражеским огнём. После первых же вылетов покинул расположение отряда, а объяснил это техническим несовершенством машины, неспособностью «Ильи Муромца» набирать заявленную конструкторами высоту, что ставит под угрозу жизнь экипажа. Великий князь был генерал-инспектором авиации и воздухоплавания Русской армии, по-современному – главкомом ВКС, он верил Рудневу и отправлял в Ставку Верховного главнокомандующего рапорты и телеграммы об ущербности самолётов этого типа. В итоге Главное военно-техническое управление получает из Ставки уведомление: «Вследствие обнаружившейся непригодности аэропланов «Илья Муромец» к выполнению боевых задач просим прекратить снабжение армии аппаратами этого типа». Первым от этого пасквиля пострадал производитель самых мощных боевых машин в мире – три миллиона рублей аванса на заказанные самолёты зависли в финансовых джунглях.

Пришлось Шидловскому вступить в борьбу за «Илью Муромца». В ноябре 1914-го он пишет докладные записки военному министру Сухомлинову и Верховному главнокомандующему Великому князю Николаю Николаевичу с анализом неудач и о способах их преодоления. И предлагает, как на флоте, объединить отряды и создать эскадру тяжёлых воздушных кораблей. Военный совет армии принимает Постановление о формировании Эскадры Воздушных Кораблей, а 23 декабря по новому стилю царь его утверждает. Так по велению Николая Второго этот день стал днём рождения Дальней авиации России. А Михаил Шидловский стал первым командующим – высочайшим приказом 14 декабря 1914 года он был назначен начальником Управления ЭВК «ИМ», Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец» с присвоением звания генерал-майор. Так в 58 лет Шидловский вернулся на воинскую службу и стал первым генералом в истории авиации России.

Но сначала надо было реабилитировать самолёт. И Шидловский отправился в Польшу, бывшую тогда частью Российской империи, где были собраны самолёты эскадры. В качестве технического советника с ним отправился Игорь Сикорский. Они взяли самолёт того самого Руднева, по максимуму загрузили боеприпасами и топливом, Сикорский поднял самолёт в воздух. В составе экипажа из 4 человек роль механика исполнял сам генерал Шидловский. За 1 час 10 минут «Илья Муромец» набрал высоту 2 тысячи метров. После полёта комиссия вскрыла опечатанный барограф и отправила данные в Ставку. Инцидент был исчерпан. Это потом были 65 тонн бомб, сброшенные эскадрой на противника, более 400 боевых вылетов, потери, первые ночные боевые вылеты, победы в воздушных боях, вылеты с истребителями прикрытия. Тогда закладывалась тактика действий Дальней авиации. А затем была Февральская революция, и лидер «российских демократов» военный министр Гучков по-хамски отправил генерала в отставку. Эскадра была развалена, позже лётчики сами сожгли свои самолёты, чтобы не достались врагу. Сикорский оказался невостребован и 1918-м отбыл в эмиграцию. А Шидловский, несмотря на уговоры, остался в России. В конце 1919-го его сын Михаил был арестован ЧК по обвинению в измене родине, отец пошёл его выручать на Гороховую и тоже был задержан. 16 января 1920 года они были расстреляны.

Вот поэтому не так уж много людей знают эту фамилию. А теперь представьте, что ещё мог создать для родины гениальный тандем из блестящего организатора промышленности и великого авиаконструктора?

...В 1999 году, в штабе Дальней авиации, когда командующим был генерал-лейтенант Михаил Опарин, установили бюст Михаила Шидловского. Дальники не забыли, дальники помнят!

На нашем сайте читайте также:

Еще о советской и российской армии - по ссылке.

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.