НА КАЛЕНДАРЕ

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

Маргарита Ковынева, culture.ru   
04 Июня 2023 г.

Статус женщины в крестьянской семье отличался от мужского: девушкам и женам полагалось быть скромными и прилежными. Их с раннего детства приучали к «женской» работе — нянчить детей, возделывать огород и вести дом. А к зрелым женщинам часто обращались за советами и даже магической помощью. Читайте, зачем новорожденным девочкам клали в колыбель прялку, за что девушку могли сослать в монастырь и почему старых дев не приглашали на свадьбы.

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

Девочка: нянька и помощница по дому

Рождению дочери в крестьянской среде изначально особенно не радовались. Сын должен был стать родительской опорой и помощником, а дочь выходила замуж в другой дом, да еще и нужно было тратиться на приданое. Если у супругов рождались одни дочки, считалось, что тут не обошлось без магии и порчи. Об этом пишет сайт Культура.РФ.

Сразу после рождения ребенка проводили обряды, связанные с будущими женскими занятиями. Русский этнограф Дмитрий Зеленин описывал такой обычай Курской губернии: новорожденной девочке перерезали пуповину на прялке, чтобы она стала умелой рукодельницей. В других регионах прялку клали младенцу в колыбель. Еще один обряд был связан с крестинами: в конце ритуала крестная мать выбегала на улицу и хватала «женский» предмет — обычно ведро или коромысло, чтобы крестница росла хорошей хозяйкой.

С пяти-семи лет девочки уже присматривали за младшими братьями и сестрами, даже грудными: кормили, пеленали и укладывали спать. Часто в этом возрасте их так и звали — няньками. С того же возраста дочери помогали по дому и работали в огороде. А примерно в восемь лет, а иногда и раньше, девочку сажали за прялку.

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

  • Николай Кошелев. Утро в деревне (фрагмент). 1880. Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Нижний Тагил, Свердловская область

При этом детей обоих полов до семи-восьми лет называли младенцами, они даже носили одинаковую одежду, простую длинную рубаху. А после начинали звать девочкой и мальчиком (отроком). Появлялись разнополые наряды: у девочек это были рубахи с поясом и с вышивкой по подолу.

Девушка на выданье

С наступлением половой зрелости к подростку уже начинали обращаться по имени, но в сокращенной форме: Дашка, Машка, Наташка. Переход в новый статус, как и прежде, сопровождался новой одеждой, теперь уже взрослой: юбкой-поневой или сарафаном. В косы вплетали ленты.

С 10–15 лет и до замужества девушки ходили на вечерки — молодежные посиделки в избах. Но если туда приходили две сестры, то младшей полагалось вести себя скромно, не наряжаться и не общаться с парнями. Иначе она рисковала выйти замуж раньше старшей, а это не приветствовалось. На посиделках парни развлекали гостей шутками, все вместе пели песни. У девушки мог быть друг, которому она оказывала больше внимания, допускались поцелуи и объятия.

Считалось, что с 15 до 20 лет девушки «в самой поре», это время вступать в брак. До замужества полагалось вести себя скромно и сдержанно, избегать греховных связей с мужчинами. При этом в родном доме с «провинившимися», «бедовыми» дочками могли обращаться не слишком сурово. Но если связь становилась известна в селе, над девушкой обидно шутили, подруги и сестры отворачивались от нее — ведь тень падала и на них. Парни мазали ворота ее дома дегтем, могли отрезать косы. В то же время для мужчин вступить в добрачную связь считалось даже почетным. Сверстники относились к «опытному» юноше с уважением, старшие — равнодушно, а отцы иногда даже поощряли сыновей и гордились ими. Тех, кто соблазнял и бросал возлюбленную, почти никто не осуждал.

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

  • Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом (фрагмент). 1848. Национальный художественный музей. Минск, Республика Беларусь

Если девушка рожала внебрачного ребенка, на нее обрушивалось все презрение общества и на ней лежала вся вина за случившееся. Считалось, что парень не обязан жениться и содержать ребенка, если его подруга забеременела. Родителям приходилось кормить «еще один рот» и терпеть позор. Молодой женщине грозила нищета или замужество в далеком месте, иногда она одна уезжала жить в город. Девушку могли отправить в монастырь, а ребенка — забрать родители. Однако «лишних» детей воспринимали как обузу и старались отдать на воспитание бездетным парам. Если же ребенок оставался с матерью, его дразнили на улице, а родные и знакомые постоянно напоминали о его происхождении.

Страшное наказание ждало женщин, которые умертвили своих незаконных детей. Считалось, что своим поступком они навели беду на всю деревню и ей теперь грозили град, бесконечный дождь и гибель урожая. В некоторых регионах в женщину кидали камни, чтобы отвести несчастья от поселения.

Красавица невеста

Для крестьянки брак считался обязательной частью полноценной жизни. В старину женились рано, историки связывают это с небольшой продолжительностью жизни. К тому же семья стремилась побыстрее отдать дочь замуж, чтобы не содержать ее. В первой трети XIX века законодательно установили минимальный возраст для вступления в брак: 16 лет у девушек, 18 — у юношей. Но в деревнях закон соблюдали не всегда.

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

  • Михаил Теребенев. Русская крестьянская свадьба (фрагмент). 1814-1815. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск». Павловск, Санкт-Петербург

Зачастую женихов в селах было меньше, чем невест, поэтому девушки соперничали за приглянувшихся состоятельных парней. Многие браки устраивались по принуждению: будущих супругов выбирали родители. Со временем такие случаи встречались все реже, обычно когда богатая семья хотела отдать дочь за человека с достатком.

Если же девушка совсем не хотела идти замуж по воле старших, она могла отказаться у алтаря. Однако за ослушание родные могли избить ее и даже выгнать из дома. Самые смелые решались на тайный брак. Невеста заранее договаривалась с возлюбленным и передавала ему часть приданого. В назначенное время их тайно венчали в церкви, после чего молодые скрывались у родных или знакомых. На следующий день они шли к родителям и просили прощения. Обычно детей прощали, но виниться молодоженам приходилось несколько раз.

Молодка супруга

Замужнюю женщину без детей называли молодухой. Она уже не ходила на вечерки, начинала день рано утром и работала до позднего вечера. Главным для нее было сохранять верность мужу: за измены сурово наказывали. Дмитрий Зеленин описал, как это проходило в одной из деревень: нагую женщину публично секли крапивой. Измена считалась позором для мужчины, поэтому часто они скрывали ото всех случившееся и наказывали жену сами. Разводы в крестьянской среде встречались редко.

Когда женщина беременела, ей старались давать более легкую работу. Собиратель фольклора Владимир Даль отмечал, как такая забота отразилась в суевериях.

Беременной не велят заготовлять белья для младенца, а то он жить не будет. Это значит: так как ей работать и шить тяжело, то ей обязаны помогать другие, а кто помогает обшивать невесту, тот помолодеет — и это придумано с добрым расчетом.

  • Из книги «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» Владимира Даля

Приближение родов женщина тщательно скрывала: считалось, чем больше людей узнают об этом, тем тяжелее роды будут проходить. По поверьям, о предстоящем событии не должна узнать нечистая сила: именно она заставляет роженицу страдать. Особенно опасались, что о родах станет известно незамужним девушкам или старым девам. В повитухи звали пожилых женщин, у которых были дети. А к молодым акушеркам обычно не обращались, даже если была возможность.

После рождения ребенка женщина из молодухи переходила в следующую социальную группу — мать. Знания о том, как лечить ребенка и ухаживать за ним, передавались из поколения в поколение. Матери делились ими с дочерьми, советы давали соседки, родственницы и знакомые. Женщина кормила ребенка грудью полтора-два года или до следующей беременности, при этом продолжая трудиться в доме и на общих работах.

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

  • Иван Куликов. Возвращение из города (фрагмент). 1914. Муромский историко-художественный музей. Муром, Владимирская область

Вдова и старая дева

Особый статус имели вдовы. Считалось благим делом помогать им, это даже отразилось в пословице: «На вдовий двор хоть щепу брось, сгодится». Через несколько лет после смерти супруга вдовы вновь считались молодками и могли выйти замуж. Женщине разрешалось самой выбрать и взять в свой дом мужа, ей не нужно было приданое, для нее не проводили смотрины и девичник. Второй брак уже не имел такой святости, как первый, и во время венчания на супругов не возлагали венцов. Но если вдруг вдова рожала ребенка вне брака, то ее ждал такой же позор, как и незамужнюю девушку.

В деревнях верили: те, кто потерял мужа, знаются с нечистой силой. За злого духа принимали след метеора в ночном небе. Его называли огненным змеем, который якобы летит к вдове, принимает вид умершего супруга и одаривает ее золотом. По поверьям, эти несчастные женщины худели, чернели лицом и сходили с ума.

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

  • Николай Богданов. Запоздала (фрагмент). 1889. Челябинская областная картинная галерея. Челябинск

Особый статус был и у старых дев — тех, кто не вышел замуж в «положенном» возрасте. Девушки оставались жить в доме родителей по разным причинам: из-за некрасивой внешности или физических особенностей, отсутствия приданого или требовательности к женихам. Но в селениях причину объясняли материнским проклятием или порчей. Таких девушек звали вековушами, пожилыми девками, засиделками, старыми косами. К ним относились плохо практически везде, безбрачие считали отклонением от нормы. Их не допускали на свадьбы, так как считалось, что они принесут беду, но приглашали на оплакивание покойников, как вдов и старух. И чем старше становилась девушка, тем сложнее ей было выйти замуж: молодые парни и их родители выбирали юных невест. Пару старой деве мог составить такой же одинокий жених в годах или вдовец.

Старость: бабы, знахарки и ведьмы

Пожилых женщин называли старухами и бабами. К этой категории причисляли не по возрасту, а когда женщины женили детей или у них появлялись внуки. Старухи носили неяркую одежду, они пользовались уважением: к ним обращались за советами, особенно в вопросах лечения и защиты от злых духов.

Сельскими знахарками, как правило, тоже были пожилые женщины. Считалось, что они обладают магическими знаниями. За вознаграждение знахарки читали заговоры, лечили водой людей и скот, проводили обряды с растениями и магическими предметами. А еще — помогали найти пропавшие вещи, определить преступника и приворожить возлюбленного.

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

  • Фирс Журавлев. Знахарка (фрагмент). XVIII век. Калужский музей изобразительных искусств. Калуга

С другой стороны, старух считали опасными. Почти в каждой деревне жила пожилая женщина, которая слыла ведьмой или колдуньей. Обычно их дома стояли на окраине, а хозяйки отличались тяжелым характером, странным поведением, могли иметь увечья — хромоту или горб. Их боялись и сторонились. Ведьмы, по поверьям, наводили порчу и уничтожали урожай, и во время засух или затяжных дождей в деревнях проводили обряды, чтобы распознать колдунью. Например, женщину бросали в воду: если она оставалась на поверхности, значит, чистая вода ее не принимает и она ведьма.

***

Жизнь современной женщины, конечно, проще. В плане ведения хозяйства у нее стало дома много умных помощников. Роботы-пылесосы, стиральные машинки, посудомойки, блендеры, миксеры и так далее – можно перечислять еще долго. В брак женщина практически всегда вступает по собственному желанию, не огладываясь на мнение родителей или родственников. Ребенка может иметь в браке, а если захочет, то и вне семьи. И никто ей слова не скажет, только была бы хорошей мамой. И младших детишек подрастающим девочкам поручают не с тем, чтобы приглядывали за ними от зари до зари. Работают детские садики, которые успешно взяли на себя этот непростой и важный функционал.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Пренебрегая правдой
    С момента печально известного XX съезда компартии Советского Союза прошло 68 лет (1956 г.)
  • Классик, который всегда с тобой
    21 июля исполнилось 125 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя.
  • Искушение «Валькирией»
    А если бы Гитлер был убит 20 июля 1944 года?
  • Поклон «Одессе-маме»
    130 лет назад родился Исаак Бабель
  • Сказание о Муравьеве-Амурском
    В 2019 году наша газета сообщала о выходе в свет исторического романа Александра Ведрова "Муравьев-Амурский, преобразователь Востока". За прошедшее время книга не затерялась на полках читателей, напротив, её статус и популярность неуклонно возрастают.
  • Возвращение индексации
    Ну наконец-то, свершилось! На днях принят закон, согласно которому с 1 февраля 2025 года возвращается индексация пенсий работающим пенсионерам. Ее власти отменили еще в 2016 году.
  • Цезарю и не снилось. Древний мир и современная эпоха
    История никогда не повторяется один в один. И время чуть иное, и персонажи изменились, и антураж, интерьер, макияж… И все же определенные, порой очень важные параллели можно найти. А раз так, то и поразмыслить, как сделать, чтобы повторить прежние успехи (пусть и в новом варианте) или, наоборот, избежать уже допущенных ошибок. Ну, или точнее, оценить нынешнюю ситуацию и спрогнозировать будущее.
  • Солнце светит всем
    Анатолий Александрович родился в 1941 г. в Иркутске. В 1965 г. окончил биолого-почвенный факультет ИГУ. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.). В 1991 г. избран почётным членом Фонда Байкала вместе с Галазием и Распутиным. В 2021 г. награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за вклад в дело ликвидации БЦБК... Ну и так далее. Личность хорошо известная как минимум в Иркутской области, а тем более читателям газеты «Мои года», где он преимущественно печатается. Живёт в Иркутске.
  • «Жизнь на исходе – чудо!»
    Игорь Аброскин родился в 1958 г. в Баку. Окончил Днепропетровский университет. Служил в армии. Работал в организации «Оргхим» при строительстве «Саянскхимпрома». Один из создателей «Литературного кафе» в Саянске в 80­е годы. Первый из тех, кто сколачивал неформальное литературное объединение «Помост» на рубеже 80­х–90­х. Автор большой подборки в солидном иркутском альманахе «Стихи по кругу» (1990 г.). Один из авторов юбилейных городских альманахов «Серебряный Саянск», «Саянск 2000», «Ковчег». Не однократно печатался в альманахах поэзии «Иркутское время». Первая книга «Все?..» вышла в 1998 г., вторая – «Самостоянье» в 2023­м. Стихи из неё – в этом выпуске.
  • На музыкальном Олимпе: 210 лет со дня рождения Кристофа Глюка
    Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры.
  • Кирзовые сапоги
    Владимир Васильевич родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. В 1972 г. окончил физико-математический факультет в Красноярске, преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. После аспирантуры в Москве получил учёную степень по психологии. Пишет картины, короткие рассказы и короткие же стихи. С его литературными произведениями мы уже знакомили наших читателей, а эти «эссе» – из новых сочинений автора.
  • Вот что нужно повторить
    Вслед 80-летию открытия Второго фронта
  • Если завтра война…
    О трагедии 22 июня 1941года издано немало литературы военного и политического характера. Однако о событиях, предшествующих этой дате, на самом деле известно очень мало, а та информация, которая доступна, весьма противоречива, фрагментарна и сумбурна.
  • Исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Визбора
    Юрий Визбор – бард, поэт, актер, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Всё, за что он брался, получалось ярко и талантливо.
  • «Не верь, разлукам, старина…»: вспоминая Юрия Визбора
    В конце минувшей недели, уже ночью, случайно наткнулся на канале «Культура» на передачу о жизни и творчестве Юрия Визбора, популярнейшего в дни нашей молодости барда-шестидесятника. Посмотрел ее на одном дыхании до конца, а потом еще долго не мог заснуть – настолько сильно эмоционально эта передача взбудоражила, настолько всколыхнула память и чувства…
  • 135 лет со дня рождения Анны Ахматовой
    Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать поэта (она терпеть не могла слово «поэтесса») Анну Ахматову. Она пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти.
  • Сцена – выше жизни: вспоминая Юрия Соломина
    …Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз