НА КАЛЕНДАРЕ

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

Маргарита Ковынева, culture.ru   
04 Июня 2023 г.

Статус женщины в крестьянской семье отличался от мужского: девушкам и женам полагалось быть скромными и прилежными. Их с раннего детства приучали к «женской» работе — нянчить детей, возделывать огород и вести дом. А к зрелым женщинам часто обращались за советами и даже магической помощью. Читайте, зачем новорожденным девочкам клали в колыбель прялку, за что девушку могли сослать в монастырь и почему старых дев не приглашали на свадьбы.

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

Девочка: нянька и помощница по дому

Рождению дочери в крестьянской среде изначально особенно не радовались. Сын должен был стать родительской опорой и помощником, а дочь выходила замуж в другой дом, да еще и нужно было тратиться на приданое. Если у супругов рождались одни дочки, считалось, что тут не обошлось без магии и порчи. Об этом пишет сайт Культура.РФ.

Сразу после рождения ребенка проводили обряды, связанные с будущими женскими занятиями. Русский этнограф Дмитрий Зеленин описывал такой обычай Курской губернии: новорожденной девочке перерезали пуповину на прялке, чтобы она стала умелой рукодельницей. В других регионах прялку клали младенцу в колыбель. Еще один обряд был связан с крестинами: в конце ритуала крестная мать выбегала на улицу и хватала «женский» предмет — обычно ведро или коромысло, чтобы крестница росла хорошей хозяйкой.

С пяти-семи лет девочки уже присматривали за младшими братьями и сестрами, даже грудными: кормили, пеленали и укладывали спать. Часто в этом возрасте их так и звали — няньками. С того же возраста дочери помогали по дому и работали в огороде. А примерно в восемь лет, а иногда и раньше, девочку сажали за прялку.

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

  • Николай Кошелев. Утро в деревне (фрагмент). 1880. Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Нижний Тагил, Свердловская область

При этом детей обоих полов до семи-восьми лет называли младенцами, они даже носили одинаковую одежду, простую длинную рубаху. А после начинали звать девочкой и мальчиком (отроком). Появлялись разнополые наряды: у девочек это были рубахи с поясом и с вышивкой по подолу.

Девушка на выданье

С наступлением половой зрелости к подростку уже начинали обращаться по имени, но в сокращенной форме: Дашка, Машка, Наташка. Переход в новый статус, как и прежде, сопровождался новой одеждой, теперь уже взрослой: юбкой-поневой или сарафаном. В косы вплетали ленты.

С 10–15 лет и до замужества девушки ходили на вечерки — молодежные посиделки в избах. Но если туда приходили две сестры, то младшей полагалось вести себя скромно, не наряжаться и не общаться с парнями. Иначе она рисковала выйти замуж раньше старшей, а это не приветствовалось. На посиделках парни развлекали гостей шутками, все вместе пели песни. У девушки мог быть друг, которому она оказывала больше внимания, допускались поцелуи и объятия.

Считалось, что с 15 до 20 лет девушки «в самой поре», это время вступать в брак. До замужества полагалось вести себя скромно и сдержанно, избегать греховных связей с мужчинами. При этом в родном доме с «провинившимися», «бедовыми» дочками могли обращаться не слишком сурово. Но если связь становилась известна в селе, над девушкой обидно шутили, подруги и сестры отворачивались от нее — ведь тень падала и на них. Парни мазали ворота ее дома дегтем, могли отрезать косы. В то же время для мужчин вступить в добрачную связь считалось даже почетным. Сверстники относились к «опытному» юноше с уважением, старшие — равнодушно, а отцы иногда даже поощряли сыновей и гордились ими. Тех, кто соблазнял и бросал возлюбленную, почти никто не осуждал.

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

  • Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом (фрагмент). 1848. Национальный художественный музей. Минск, Республика Беларусь

Если девушка рожала внебрачного ребенка, на нее обрушивалось все презрение общества и на ней лежала вся вина за случившееся. Считалось, что парень не обязан жениться и содержать ребенка, если его подруга забеременела. Родителям приходилось кормить «еще один рот» и терпеть позор. Молодой женщине грозила нищета или замужество в далеком месте, иногда она одна уезжала жить в город. Девушку могли отправить в монастырь, а ребенка — забрать родители. Однако «лишних» детей воспринимали как обузу и старались отдать на воспитание бездетным парам. Если же ребенок оставался с матерью, его дразнили на улице, а родные и знакомые постоянно напоминали о его происхождении.

Страшное наказание ждало женщин, которые умертвили своих незаконных детей. Считалось, что своим поступком они навели беду на всю деревню и ей теперь грозили град, бесконечный дождь и гибель урожая. В некоторых регионах в женщину кидали камни, чтобы отвести несчастья от поселения.

Красавица невеста

Для крестьянки брак считался обязательной частью полноценной жизни. В старину женились рано, историки связывают это с небольшой продолжительностью жизни. К тому же семья стремилась побыстрее отдать дочь замуж, чтобы не содержать ее. В первой трети XIX века законодательно установили минимальный возраст для вступления в брак: 16 лет у девушек, 18 — у юношей. Но в деревнях закон соблюдали не всегда.

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

  • Михаил Теребенев. Русская крестьянская свадьба (фрагмент). 1814-1815. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск». Павловск, Санкт-Петербург

Зачастую женихов в селах было меньше, чем невест, поэтому девушки соперничали за приглянувшихся состоятельных парней. Многие браки устраивались по принуждению: будущих супругов выбирали родители. Со временем такие случаи встречались все реже, обычно когда богатая семья хотела отдать дочь за человека с достатком.

Если же девушка совсем не хотела идти замуж по воле старших, она могла отказаться у алтаря. Однако за ослушание родные могли избить ее и даже выгнать из дома. Самые смелые решались на тайный брак. Невеста заранее договаривалась с возлюбленным и передавала ему часть приданого. В назначенное время их тайно венчали в церкви, после чего молодые скрывались у родных или знакомых. На следующий день они шли к родителям и просили прощения. Обычно детей прощали, но виниться молодоженам приходилось несколько раз.

Молодка супруга

Замужнюю женщину без детей называли молодухой. Она уже не ходила на вечерки, начинала день рано утром и работала до позднего вечера. Главным для нее было сохранять верность мужу: за измены сурово наказывали. Дмитрий Зеленин описал, как это проходило в одной из деревень: нагую женщину публично секли крапивой. Измена считалась позором для мужчины, поэтому часто они скрывали ото всех случившееся и наказывали жену сами. Разводы в крестьянской среде встречались редко.

Когда женщина беременела, ей старались давать более легкую работу. Собиратель фольклора Владимир Даль отмечал, как такая забота отразилась в суевериях.

Беременной не велят заготовлять белья для младенца, а то он жить не будет. Это значит: так как ей работать и шить тяжело, то ей обязаны помогать другие, а кто помогает обшивать невесту, тот помолодеет — и это придумано с добрым расчетом.

  • Из книги «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» Владимира Даля

Приближение родов женщина тщательно скрывала: считалось, чем больше людей узнают об этом, тем тяжелее роды будут проходить. По поверьям, о предстоящем событии не должна узнать нечистая сила: именно она заставляет роженицу страдать. Особенно опасались, что о родах станет известно незамужним девушкам или старым девам. В повитухи звали пожилых женщин, у которых были дети. А к молодым акушеркам обычно не обращались, даже если была возможность.

После рождения ребенка женщина из молодухи переходила в следующую социальную группу — мать. Знания о том, как лечить ребенка и ухаживать за ним, передавались из поколения в поколение. Матери делились ими с дочерьми, советы давали соседки, родственницы и знакомые. Женщина кормила ребенка грудью полтора-два года или до следующей беременности, при этом продолжая трудиться в доме и на общих работах.

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

  • Иван Куликов. Возвращение из города (фрагмент). 1914. Муромский историко-художественный музей. Муром, Владимирская область

Вдова и старая дева

Особый статус имели вдовы. Считалось благим делом помогать им, это даже отразилось в пословице: «На вдовий двор хоть щепу брось, сгодится». Через несколько лет после смерти супруга вдовы вновь считались молодками и могли выйти замуж. Женщине разрешалось самой выбрать и взять в свой дом мужа, ей не нужно было приданое, для нее не проводили смотрины и девичник. Второй брак уже не имел такой святости, как первый, и во время венчания на супругов не возлагали венцов. Но если вдруг вдова рожала ребенка вне брака, то ее ждал такой же позор, как и незамужнюю девушку.

В деревнях верили: те, кто потерял мужа, знаются с нечистой силой. За злого духа принимали след метеора в ночном небе. Его называли огненным змеем, который якобы летит к вдове, принимает вид умершего супруга и одаривает ее золотом. По поверьям, эти несчастные женщины худели, чернели лицом и сходили с ума.

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

  • Николай Богданов. Запоздала (фрагмент). 1889. Челябинская областная картинная галерея. Челябинск

Особый статус был и у старых дев — тех, кто не вышел замуж в «положенном» возрасте. Девушки оставались жить в доме родителей по разным причинам: из-за некрасивой внешности или физических особенностей, отсутствия приданого или требовательности к женихам. Но в селениях причину объясняли материнским проклятием или порчей. Таких девушек звали вековушами, пожилыми девками, засиделками, старыми косами. К ним относились плохо практически везде, безбрачие считали отклонением от нормы. Их не допускали на свадьбы, так как считалось, что они принесут беду, но приглашали на оплакивание покойников, как вдов и старух. И чем старше становилась девушка, тем сложнее ей было выйти замуж: молодые парни и их родители выбирали юных невест. Пару старой деве мог составить такой же одинокий жених в годах или вдовец.

Старость: бабы, знахарки и ведьмы

Пожилых женщин называли старухами и бабами. К этой категории причисляли не по возрасту, а когда женщины женили детей или у них появлялись внуки. Старухи носили неяркую одежду, они пользовались уважением: к ним обращались за советами, особенно в вопросах лечения и защиты от злых духов.

Сельскими знахарками, как правило, тоже были пожилые женщины. Считалось, что они обладают магическими знаниями. За вознаграждение знахарки читали заговоры, лечили водой людей и скот, проводили обряды с растениями и магическими предметами. А еще — помогали найти пропавшие вещи, определить преступника и приворожить возлюбленного.

Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?

  • Фирс Журавлев. Знахарка (фрагмент). XVIII век. Калужский музей изобразительных искусств. Калуга

С другой стороны, старух считали опасными. Почти в каждой деревне жила пожилая женщина, которая слыла ведьмой или колдуньей. Обычно их дома стояли на окраине, а хозяйки отличались тяжелым характером, странным поведением, могли иметь увечья — хромоту или горб. Их боялись и сторонились. Ведьмы, по поверьям, наводили порчу и уничтожали урожай, и во время засух или затяжных дождей в деревнях проводили обряды, чтобы распознать колдунью. Например, женщину бросали в воду: если она оставалась на поверхности, значит, чистая вода ее не принимает и она ведьма.

***

Жизнь современной женщины, конечно, проще. В плане ведения хозяйства у нее стало дома много умных помощников. Роботы-пылесосы, стиральные машинки, посудомойки, блендеры, миксеры и так далее – можно перечислять еще долго. В брак женщина практически всегда вступает по собственному желанию, не огладываясь на мнение родителей или родственников. Ребенка может иметь в браке, а если захочет, то и вне семьи. И никто ей слова не скажет, только была бы хорошей мамой. И младших детишек подрастающим девочкам поручают не с тем, чтобы приглядывали за ними от зари до зари. Работают детские садики, которые успешно взяли на себя этот непростой и важный функционал.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Сцена – выше жизни: вспоминая Юрия Соломина
    …Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз
  • Над Полесьем, над тихим жнивьем…
    19 июня Василю Быкову исполнилось бы сто лет. Это человек, который не только прошел всю Великую Отечественную, но и оставил после себя бесценное литературное наследие.
  • Странная жизнь Анатолия Солоницына
    11 июня в Москве 42 года назад скончался актер Анатолий Солоницын, вошедший в историю мирового кино ролью преподобного Андрея Рублева в великом фильме Андрея Тарковского.
  • «Хотел как лучше, но не успел…»: вспоминая Юрия Андропова
    15 июня исполняется 110 лет со дня рождения Юрия Андропова – генерального секретаря ЦК КПСС в 1982–1984 годах. Оценка его деятельности, вынесенная в заголовок, не будучи глубокой, тем не менее весьма популярна до сих пор.
  • Взгляд на классика с позиций иллюстраторов
    Выставка редких изданий произведений Н. В. Гоголя из собрания библиотеки Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва, представленных к юбилею великого русского писателя, продолжает свою работу в главном здании музея (Ленина, 5).
  • «Этот случай запомнился мне на всю жизнь»
    Как назвать прозу Владислава Степановича Селиванова? Рассказы? Воспоминания? Эссе? Заметки? Определение жанра в современной литературе вообще занятие непростое – классические границы давно размыты. Можно встретить и роман объёмом с десяток страниц, и эссе размером в повесть, и вовсе несусветные формы – насколько уж позволяет фантазия автора. У Селиванова это всё-таки рассказы – короткие. Есть такое определение: короткий рассказ – краткое повествование в прозе с интенсивным эпизодическим или анекдотическим эффектом. А.П. Чехов считал, что это должен быть просто «кусочек жизни без начала и конца».
  • 36 секунд одного мига
    Засекреченный подвиг иркутских летчиков...
  • От родного порога
    Пётр Фёдорович родился в 1932 г. во Владивостоке, затем семья переехала на Украину, где пережила оккупацию. Работать начал в 15 лет – учеником слесаря. С 1949 г., окончив школу ФЗО, трудился каменщиком.
  • «Мы с Гагариным родились в один день»
    Вот и в наши края пришло долгожданное лето, а это значит, что многочисленные культурные события теперь будут проходить не только в музеях и библиотеках, но и на любимых горожанами уличных площадках.
  • 10 интересных фактов о Пушкине
    6 июня исполнится 225 лет со дня рождения великого русского поэта
  • Катча – Катенька – Екатерина вторая
    По следам экспедиции в Куйтунский район. Форма имени ребенка или подростка с окончанием на -ча в сибирской деревне употребляется и по сию пору: Кольча, Таньча, Тольча… Но чем она продиктована?
  • Пушкин нашего детства
    Поэт всегда шел рядом с нами. С первого класса. Конечно, в школьной программе были десятки имен известных и талантливых поэтов и писателей: Кольцов, Плещеев, Фет, Тютчев, Баратынский…
  • Пожилые книголюбы назвали ТОП-5 книг, которые должен прочитать каждый
    Книг так много, что часто бывает сложно решить, какую из них выбрать. Десятки жанров, тысячи авторов, разные вкусы... Пока ищешь подходящую книгу, можно получить почти высшее образование, шутят иногда книголюбы.
  • Забытые уроки Франции
    В связи с недавним празднованием Дня Победы над гитлеровской Германией и ее сателлитами хочу напомнить читателям, как Франция стала «победительницей» во Второй мировой войне, начавшейся 1 сентября 1939 года оккупацией Польши.
  • Шарль Азнавур: «Нищие годы – самые радостные в моей жизни»
    Шарль Азнавур – гениальный французский музыкант армянского происхождения. Певец, поэт и актер прожил долгую творческую жизнь, за время которой создал более 1300 композиций и сыграл в 60 кинокартинах.
  • «Шурик» был другим!
    «А этот самый Александр Гайдай какое-то отношение к кинорежиссеру имеет?» – на днях спросил более опытный коллега. И тогда стало ясно, что хотя бы к 105-летию со дня рождения иркутянина, Гайдая-поэта, Гайдая-журналиста следует немного напомнить землякам об этом человеке.
  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.