ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

МультиВход
 

Строгие правила славянской Пасхи мертвых

По инф. cyrillitsa.ru   
24 Декабря 2020 г.
Изменить размер шрифта

Не ходить в церковь, не белить печь, не выметать мусор – эти и многие другие запреты действовали в особенный день, который в поминально-обрядовой традиции восточных славян известен как Пасха мертвых. Души умерших предков «возвращались» из потустороннего мира и проверяли житье-бытие своих домочадцев. И если что было не по правилам – злились и серьезно наказывали.

В Пасху мертвых у славян были строгие правила – женщинам, например, нельзя было шить

Праздник для душ

Принято считать, что Собственную Пасху мертвые отмечали либо на Страстной Неделе, либо непосредственно в Пасхальное воскресенье, либо на Радуницу (понедельник-вторник). Как поясняет в книге «Долгие проводы: 100 вопросов и ответов о поминовении усопших» Л. Никеева, чаще всего Пасха мертвых отмечается на Радуницу (в Фомину седмицу). Название праздника напоминает о Радости освобождения Господом всех душ и появлении у них возможности «воскреснуть» – вернуться хотя бы на один день в дом к родным и близким.

Если в остальные дни возвращение души умершего сулило беды, то в законные дни такое «воскрешение» считалось безопасным. Более того – для душ почивших родственников устраивали праздник – на кладбище или дома. В первом случае живые приходили в гости к мертвым. Во втором – наоборот. Интересно, что традиция устраивать поминальные трапезы на погосте восходит к древним языческим обрядам, когда массовые стенания на могилах переходили в игры и развлечения, кулачные бои, обливания ледяной водой, скоморошьи представления. Неистовое веселье, в которое быстро переходила вселенская скорбь, осуждал еще Иван Грозный. Царь называл участников «бесовских игр» мошенниками и обманщиками. Впрочем, царское осуждение не помешало языческой традиции проведения трапез на могилах родственников дожить до наших дней.

Банька и угощения

Угощения для мертвых на Пасху не отличалось от того, что готовили для себя. В статье «Полисимволичность знаков зернового кода в календарной обрядности русских» В. Корнева пишет, что в качестве домашнего угощения на Пасху мертвых на Тамбовщине готовили специальные родительские блины. Их клали на слуховое окошко (границу между мирами живых и мертвых) или отдавали нищим. В Сибири угощенье относили старухам. Именно они являлись символом скорого перехода из одного мира в другой. В Новгородской области на Радуницу готовили рисовую или ржаную кутью. На Смоленщине и в Томской области было принято «угощать» предков блинами и кутьей прямо на кладбище.

Перед угощением обязательно топили для умерших родственников баньку, которая, как и печь, являлась «воротами» между реальным и потусторонним мирами. Традиция парить души покойников в бане, в частности, описана Н. Каравашкиной в статье «Эволюция представлений о смерти в русской праздничной культуре». На северо-востоке России в натопленной бане оставляли воду, веник и чистое белье. Заходили в баню только на следующее утро, чтобы не потревожить парящихся покойников. Заходили и искали на золе следы. Если находили, значит, умершие родственники славно попарились и остались довольны.

Об упавшей ложке

На Русском Севере после приготовления поминального обеда открывали все окна и двери, а родня на пороге встречала невидимых почивших предков. После трапезы на улице пели «Вечную память», а затем хозяин дома вывешивал на окошко холстину, на которой в могилу ранее опускали гроб. Тем самым он намекал гостям, что пора прощаться.

В других регионах считалось, что умершие родственники на Пасху мертвых заходят в свой дом и участвуют в общей трапезе, поэтому для них устраивали праздничное застолье, а на стол клали лишние приборы по числу покойников в семье. Столько же ставили пустых тарелок. Каждый из сидящих за столом должен был зачерпнуть угощение из своей тарелки и положить в тарелку умершего. На Смоленщине верили, что предки едят теми же ложками, что и сидящие за столом. Поэтому ложку время от времени обязательно клали на стол, чтобы душа покойника смогла ее взять и поесть.

А вот если ложка падала на пол, поднимать ее запрещалось. Полагали, что это пришедшая на праздник душа подает сигнал о своем присутствии. Если поминальный обед не был приготовлен в срок или родня нарушила правила (например, за столом начались перебранки и ругань или хозяйка обтерла поминальный хлеб грязной тряпицей), души злились, обижались и уходили из дома раньше срока. Это сулило непутевым родственникам беды и неспокойную жизнь. До следующей Пасхи мертвых обиженная душа могла приходить в дом, стучать по ночам в окна или дверь, ходить по избе, бить посуду, являться в тяжелых снах.

Опасное наблюдение

Понятно, что увидеть присутствующих за столом предков было невозможно. Но когда любопытство пересиливало, некоторые смельчаки решались на отчаянный эксперимент. Целый день до Пасхи мертвых они постились и хранили молчание, чтобы уподобиться мертвому.

Затем во время поминального ужина залезали на печь и смотрели на застолье через хомут. В Полесье на печи жгли щепки от гроба. Так якобы можно было увидеть сидящих за столом предков и даже услышать их разговор с предсказаниями – какие беды обрушатся на родных, кто в семье заболеет, а кто – скоро умрет. Немного находилось желающих полезть на печь, ведь считалось, что подсмотревший за душами покойников в скором времени отправится за ними следом.

В церковь не ходить?

В Пасху мертвых действовали строгие правила. Женщинам запрещалось садиться за шитье и прялку, чтобы заглянувшая на огонек душа умершего не задушила нитками. Нельзя было белить печь – символ связи двух миров, дабы «не закрасить» мертвым глаза. Запрещалось также выгребать из печи золу и рубить дрова. Подметание пола также было табуировано, ведь пылью можно было «засорить» предкам глаза.

Из-за страха разозлить души боялись и в церковь ходить, ведь там умершие праздновали свою Пасху. Душа почившего священника проводила богослужение, на котором остальные души молились и каялись в грехах. Коли заглянешь в этот момент в храм – так точно предкам помешаешь. Рассерженные покойники запросто могут разорвать или задушить живого человека. Не защищала от них ни молитва, ни крест, а только ледяная вода. Восточные славяне полагали, что мертвецы боятся всего мокрого, поэтому для подстраховки и защиты совершали обряд обливания.

Следует понимать, что запрет на посещение церкви восходит к язычеству. В православной же традиции на Радуницу (во вторник на Фоминой неделе) проводится полная литургия с панихидой, поэтому прихожане обязательно посещают храм и во время службы поминают усопших родственников.

До наших дней дошла традиция устраивать трапезы, придя к родным и близким на кладбище. Не все, конечно, это соблюдают. Но некоторые люди как буто целый обед так проводят - со множеством блюд. И иногда именно на кладбищах – в Пасху, в Радуницу – только члены семьи и встречаются, находя время, чтобы вспомнить тех, кто ушел в мир иной, и хоть немного пообщаться друг с другом. Ведь современная жизнь динамичная, остановок и передышек практически не дает. Пользуемся средствами связи для коммуникации – вот и весь разговор.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Скандал во Франции: сколько педофилов в сане!
    В новостях появилась скандальная и шокирующая информация. Жан-Марк Сове, который является президентом Независимой комиссии по сексуальному насилию в католической церкви (CIASE), вручил Конференции епископов Франции отчет, касающийся сексуального надругательства над подростками и детьми, которые имели место быть с 1950 по 2020 годы. Согласно представленным свидетельствам за период 70 лет, педофилы в сане вмешались своими вопиющими действиями в жизнь 216000 человек. Число этих священников колеблется от 2900 до 3900.
  • О существующем в книгах о Винни-Пухе мире мечтает каждый взрослый
    14 октября 1926 года в Лондоне вышла книга Алана Милна «Винни-Пух». Автор книги догадывался, что 14 октября навсегда и не лучшим образом изменилась и его собственная судьба. Его сын, 6-летний Кристофер Робин, прототип героя книги, не знал, что возненавидит и Винни-Пуха, и персонажа, носящего его имя. А медведь Винни, в прошлом Эдуард, любимая игрушка Кристофера Робина, в недалеком будущем популярнейший персонаж и объект культурных паломничеств, вообще ни о чем не думал. У него, как и у героя Милна, в голове были опилки.
  • Пародия на передачу «Что? Где? Когда?». Михаил Задорнов (1984)
  • После выборов КПРФ осталась на той же волне, Кремль может спать спокойно
    Тех, кто проголосовал за коммунистов в надежде, что они станут лидирующей силой оппозиции и поведут за собой народ, ждет горькое разочарование. Способна ли КПРФ бросить настоящий вызов Кремлю?
  • Реклама – двигатель дебилизма
    1510 23 1a Пошёл я как-то в банкомат. Денег на хлеб снять. Вот не люблю карточкой в магазине рассчитываться. Всё меня на рубли наличные тянет. Даже не знаю, почему. Консерватор я.
  • Дмитрий Хворостовский — золотой баритон
    Дмитрий Хворостовский – знаменитый русский певец, обладатель уникального глубокого баритона, оперная звезда мирового масштаба. На его концерты в России и за рубежом собирались полные залы, певец обладал не только замечательным голосом, но и невероятной харизмой.
  • Жизнь в домах престарелых: а можно ли помогать старикам искренне и от души?
    Подавляющее большинство россиян ни при каких обстоятельствах не отдали бы пожилого родственника в дом престарелых. А те, кто готов пойти на такой шаг, рассматривают только коммерческие пансионаты с хорошим уходом и готовы платить за это приличные деньги.
  • За сбои в проекте бюджета заплатят рядовые граждане
    Конечно, бюджетный проект на предстоящие три года, который начал движение через Думу и Совфед, еще украсят лоббистские и пиаровские вставки. И даже сделавшись законом и получив подпись Путина, в точности исполняться он не будет. Традиции свято блюсти бюджет у нас нет.
  • Леонид Утесов. «Доброй ночи, москвичи» (1970)
  • Майя Кристалинская: она разговаривала со слушателем, и верили ей безоговорочно
    Вышла пластинка «Поет Майя Кристалинская». Этим релизом фирма «Мелодия» продолжает проект по выпуску советской эстрадной музыки на виниле. Ранее в этой серии были выпущены альбомы Анны Герман, Муслима Магомаева и Александры Пахмутовой.
  • Ефанда: жена Рюрика была из народа, близкородственного русским?
    Согласно летописям, князь Рюрик большую часть жизни провел в военных походах, и лишь на склоне лет начал вести спокойную, размеренную семейную жизнь. Его женой стала женщина по имени Ефанда (Едвинда), которая родила князю наследника — будущего князя Игоря.
  • Россия Путина — театр одного актера?
    Есть обоснованное мнение, что политика — вещь грязная. Так вот, в современном мире процветает определенная категория людей, которые не просто мастерски используют «объективную реальность, данную нам в ощущении», но еще и получают от этого удовольствие. Президент России Владимир Путин определенно относится к их числу. Он настоящий мастер своего дела. Именно в этом смысле я готов назвать Путина идеальным политиком.
  • Гидролог: У нас загрязнены все крупные реки
    Россия может захлебнуться в грязной воде. Проблемы грянут уже через 15 лет: к ним приведут сбросы, использование антибиотиков и гормонов, изношенное очистное оборудование и застройка пойм, считает гидролог Виктор Данилов-Данильян.
  • Леонид Утесов «Пароход» (1940)
  • «Без пяти столетие»: легенде футбола Никите Симоняну – 95 лет
    Советский футболист, лучший бомбардир московского «Спартака», первый вице-президент РФС, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР и СССР – все это о легендарном спортсмене Никите Симоняне. Он отмечает 95 лет.
  • Покров Святой Богородицы: традиции праздника и приметы
    К празднованию торжества Покров Пресвятой Богородицы готовятся православные верующие. Этот праздник отмечают из года в год 14 октября 2021 года, его дата остается неизменной на протяжении нескольких веков.
  • Профессор Марьяна Безруких: Ребенок имеет право на ошибку
    Нужно ли «растить» гениев? Почему учителям необходимо изучать возрастную физиологию? Стоит ли задавать домашние задания сразу после летних каникул? На вопросы отвечает академик Российской академии образования, профессор Марьяна Безруких.
  • Эксперт – о российском гражданстве и дискриминации переселенцев
    Право русских воссоединиться, громко заявленное на словах в связи с присоединением Крыма, всё ещё пробивает себе дорогу. С подачи Института стран СНГ внесён в Госдуму и ждёт рассмотрения законопроект, упрощающий получение российского гражданства для тех иностранцев, кто принадлежит к русскому народу или к другим коренным народам России (то есть народам, не имеющим своих национально-государственных образований за пределами РФ). Об этом разговор с соавтором законопроекта Евгением Бобровым, кандидатом юридических наук.
  • Леонид Утесов «У Черного моря» (1955)
  • Мистические экспонаты знаменитого Эрмитажа
    Считается, что для осмотра более трех миллионов экспонатов Эрмитажа потребуется минимум восемь лет. Среди бесчисленных сокровищ разных эпох можно найти весьма мистические предметы, предназначение или происхождение которых до сих пор не выяснено.