НА КАЛЕНДАРЕ

Строгие правила славянской Пасхи мертвых

По инф. cyrillitsa.ru   
24 Декабря 2020 г.

Не ходить в церковь, не белить печь, не выметать мусор – эти и многие другие запреты действовали в особенный день, который в поминально-обрядовой традиции восточных славян известен как Пасха мертвых. Души умерших предков «возвращались» из потустороннего мира и проверяли житье-бытие своих домочадцев. И если что было не по правилам – злились и серьезно наказывали.

В Пасху мертвых у славян были строгие правила – женщинам, например, нельзя было шить

Праздник для душ

Принято считать, что Собственную Пасху мертвые отмечали либо на Страстной Неделе, либо непосредственно в Пасхальное воскресенье, либо на Радуницу (понедельник-вторник). Как поясняет в книге «Долгие проводы: 100 вопросов и ответов о поминовении усопших» Л. Никеева, чаще всего Пасха мертвых отмечается на Радуницу (в Фомину седмицу). Название праздника напоминает о Радости освобождения Господом всех душ и появлении у них возможности «воскреснуть» – вернуться хотя бы на один день в дом к родным и близким.

Если в остальные дни возвращение души умершего сулило беды, то в законные дни такое «воскрешение» считалось безопасным. Более того – для душ почивших родственников устраивали праздник – на кладбище или дома. В первом случае живые приходили в гости к мертвым. Во втором – наоборот. Интересно, что традиция устраивать поминальные трапезы на погосте восходит к древним языческим обрядам, когда массовые стенания на могилах переходили в игры и развлечения, кулачные бои, обливания ледяной водой, скоморошьи представления. Неистовое веселье, в которое быстро переходила вселенская скорбь, осуждал еще Иван Грозный. Царь называл участников «бесовских игр» мошенниками и обманщиками. Впрочем, царское осуждение не помешало языческой традиции проведения трапез на могилах родственников дожить до наших дней.

Банька и угощения

Угощения для мертвых на Пасху не отличалось от того, что готовили для себя. В статье «Полисимволичность знаков зернового кода в календарной обрядности русских» В. Корнева пишет, что в качестве домашнего угощения на Пасху мертвых на Тамбовщине готовили специальные родительские блины. Их клали на слуховое окошко (границу между мирами живых и мертвых) или отдавали нищим. В Сибири угощенье относили старухам. Именно они являлись символом скорого перехода из одного мира в другой. В Новгородской области на Радуницу готовили рисовую или ржаную кутью. На Смоленщине и в Томской области было принято «угощать» предков блинами и кутьей прямо на кладбище.

Перед угощением обязательно топили для умерших родственников баньку, которая, как и печь, являлась «воротами» между реальным и потусторонним мирами. Традиция парить души покойников в бане, в частности, описана Н. Каравашкиной в статье «Эволюция представлений о смерти в русской праздничной культуре». На северо-востоке России в натопленной бане оставляли воду, веник и чистое белье. Заходили в баню только на следующее утро, чтобы не потревожить парящихся покойников. Заходили и искали на золе следы. Если находили, значит, умершие родственники славно попарились и остались довольны.

Об упавшей ложке

На Русском Севере после приготовления поминального обеда открывали все окна и двери, а родня на пороге встречала невидимых почивших предков. После трапезы на улице пели «Вечную память», а затем хозяин дома вывешивал на окошко холстину, на которой в могилу ранее опускали гроб. Тем самым он намекал гостям, что пора прощаться.

В других регионах считалось, что умершие родственники на Пасху мертвых заходят в свой дом и участвуют в общей трапезе, поэтому для них устраивали праздничное застолье, а на стол клали лишние приборы по числу покойников в семье. Столько же ставили пустых тарелок. Каждый из сидящих за столом должен был зачерпнуть угощение из своей тарелки и положить в тарелку умершего. На Смоленщине верили, что предки едят теми же ложками, что и сидящие за столом. Поэтому ложку время от времени обязательно клали на стол, чтобы душа покойника смогла ее взять и поесть.

А вот если ложка падала на пол, поднимать ее запрещалось. Полагали, что это пришедшая на праздник душа подает сигнал о своем присутствии. Если поминальный обед не был приготовлен в срок или родня нарушила правила (например, за столом начались перебранки и ругань или хозяйка обтерла поминальный хлеб грязной тряпицей), души злились, обижались и уходили из дома раньше срока. Это сулило непутевым родственникам беды и неспокойную жизнь. До следующей Пасхи мертвых обиженная душа могла приходить в дом, стучать по ночам в окна или дверь, ходить по избе, бить посуду, являться в тяжелых снах.

Опасное наблюдение

Понятно, что увидеть присутствующих за столом предков было невозможно. Но когда любопытство пересиливало, некоторые смельчаки решались на отчаянный эксперимент. Целый день до Пасхи мертвых они постились и хранили молчание, чтобы уподобиться мертвому.

Затем во время поминального ужина залезали на печь и смотрели на застолье через хомут. В Полесье на печи жгли щепки от гроба. Так якобы можно было увидеть сидящих за столом предков и даже услышать их разговор с предсказаниями – какие беды обрушатся на родных, кто в семье заболеет, а кто – скоро умрет. Немного находилось желающих полезть на печь, ведь считалось, что подсмотревший за душами покойников в скором времени отправится за ними следом.

В церковь не ходить?

В Пасху мертвых действовали строгие правила. Женщинам запрещалось садиться за шитье и прялку, чтобы заглянувшая на огонек душа умершего не задушила нитками. Нельзя было белить печь – символ связи двух миров, дабы «не закрасить» мертвым глаза. Запрещалось также выгребать из печи золу и рубить дрова. Подметание пола также было табуировано, ведь пылью можно было «засорить» предкам глаза.

Из-за страха разозлить души боялись и в церковь ходить, ведь там умершие праздновали свою Пасху. Душа почившего священника проводила богослужение, на котором остальные души молились и каялись в грехах. Коли заглянешь в этот момент в храм – так точно предкам помешаешь. Рассерженные покойники запросто могут разорвать или задушить живого человека. Не защищала от них ни молитва, ни крест, а только ледяная вода. Восточные славяне полагали, что мертвецы боятся всего мокрого, поэтому для подстраховки и защиты совершали обряд обливания.

Следует понимать, что запрет на посещение церкви восходит к язычеству. В православной же традиции на Радуницу (во вторник на Фоминой неделе) проводится полная литургия с панихидой, поэтому прихожане обязательно посещают храм и во время службы поминают усопших родственников.

До наших дней дошла традиция устраивать трапезы, придя к родным и близким на кладбище. Не все, конечно, это соблюдают. Но некоторые люди как буто целый обед так проводят - со множеством блюд. И иногда именно на кладбищах – в Пасху, в Радуницу – только члены семьи и встречаются, находя время, чтобы вспомнить тех, кто ушел в мир иной, и хоть немного пообщаться друг с другом. Ведь современная жизнь динамичная, остановок и передышек практически не дает. Пользуемся средствами связи для коммуникации – вот и весь разговор.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.