ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Строгие правила славянской Пасхи мертвых

По инф. cyrillitsa.ru   
24 Декабря 2020 г.
Изменить размер шрифта

Не ходить в церковь, не белить печь, не выметать мусор – эти и многие другие запреты действовали в особенный день, который в поминально-обрядовой традиции восточных славян известен как Пасха мертвых. Души умерших предков «возвращались» из потустороннего мира и проверяли житье-бытие своих домочадцев. И если что было не по правилам – злились и серьезно наказывали.

В Пасху мертвых у славян были строгие правила – женщинам, например, нельзя было шить

Праздник для душ

Принято считать, что Собственную Пасху мертвые отмечали либо на Страстной Неделе, либо непосредственно в Пасхальное воскресенье, либо на Радуницу (понедельник-вторник). Как поясняет в книге «Долгие проводы: 100 вопросов и ответов о поминовении усопших» Л. Никеева, чаще всего Пасха мертвых отмечается на Радуницу (в Фомину седмицу). Название праздника напоминает о Радости освобождения Господом всех душ и появлении у них возможности «воскреснуть» – вернуться хотя бы на один день в дом к родным и близким.

Если в остальные дни возвращение души умершего сулило беды, то в законные дни такое «воскрешение» считалось безопасным. Более того – для душ почивших родственников устраивали праздник – на кладбище или дома. В первом случае живые приходили в гости к мертвым. Во втором – наоборот. Интересно, что традиция устраивать поминальные трапезы на погосте восходит к древним языческим обрядам, когда массовые стенания на могилах переходили в игры и развлечения, кулачные бои, обливания ледяной водой, скоморошьи представления. Неистовое веселье, в которое быстро переходила вселенская скорбь, осуждал еще Иван Грозный. Царь называл участников «бесовских игр» мошенниками и обманщиками. Впрочем, царское осуждение не помешало языческой традиции проведения трапез на могилах родственников дожить до наших дней.

Банька и угощения

Угощения для мертвых на Пасху не отличалось от того, что готовили для себя. В статье «Полисимволичность знаков зернового кода в календарной обрядности русских» В. Корнева пишет, что в качестве домашнего угощения на Пасху мертвых на Тамбовщине готовили специальные родительские блины. Их клали на слуховое окошко (границу между мирами живых и мертвых) или отдавали нищим. В Сибири угощенье относили старухам. Именно они являлись символом скорого перехода из одного мира в другой. В Новгородской области на Радуницу готовили рисовую или ржаную кутью. На Смоленщине и в Томской области было принято «угощать» предков блинами и кутьей прямо на кладбище.

Перед угощением обязательно топили для умерших родственников баньку, которая, как и печь, являлась «воротами» между реальным и потусторонним мирами. Традиция парить души покойников в бане, в частности, описана Н. Каравашкиной в статье «Эволюция представлений о смерти в русской праздничной культуре». На северо-востоке России в натопленной бане оставляли воду, веник и чистое белье. Заходили в баню только на следующее утро, чтобы не потревожить парящихся покойников. Заходили и искали на золе следы. Если находили, значит, умершие родственники славно попарились и остались довольны.

Об упавшей ложке

На Русском Севере после приготовления поминального обеда открывали все окна и двери, а родня на пороге встречала невидимых почивших предков. После трапезы на улице пели «Вечную память», а затем хозяин дома вывешивал на окошко холстину, на которой в могилу ранее опускали гроб. Тем самым он намекал гостям, что пора прощаться.

В других регионах считалось, что умершие родственники на Пасху мертвых заходят в свой дом и участвуют в общей трапезе, поэтому для них устраивали праздничное застолье, а на стол клали лишние приборы по числу покойников в семье. Столько же ставили пустых тарелок. Каждый из сидящих за столом должен был зачерпнуть угощение из своей тарелки и положить в тарелку умершего. На Смоленщине верили, что предки едят теми же ложками, что и сидящие за столом. Поэтому ложку время от времени обязательно клали на стол, чтобы душа покойника смогла ее взять и поесть.

А вот если ложка падала на пол, поднимать ее запрещалось. Полагали, что это пришедшая на праздник душа подает сигнал о своем присутствии. Если поминальный обед не был приготовлен в срок или родня нарушила правила (например, за столом начались перебранки и ругань или хозяйка обтерла поминальный хлеб грязной тряпицей), души злились, обижались и уходили из дома раньше срока. Это сулило непутевым родственникам беды и неспокойную жизнь. До следующей Пасхи мертвых обиженная душа могла приходить в дом, стучать по ночам в окна или дверь, ходить по избе, бить посуду, являться в тяжелых снах.

Опасное наблюдение

Понятно, что увидеть присутствующих за столом предков было невозможно. Но когда любопытство пересиливало, некоторые смельчаки решались на отчаянный эксперимент. Целый день до Пасхи мертвых они постились и хранили молчание, чтобы уподобиться мертвому.

Затем во время поминального ужина залезали на печь и смотрели на застолье через хомут. В Полесье на печи жгли щепки от гроба. Так якобы можно было увидеть сидящих за столом предков и даже услышать их разговор с предсказаниями – какие беды обрушатся на родных, кто в семье заболеет, а кто – скоро умрет. Немного находилось желающих полезть на печь, ведь считалось, что подсмотревший за душами покойников в скором времени отправится за ними следом.

В церковь не ходить?

В Пасху мертвых действовали строгие правила. Женщинам запрещалось садиться за шитье и прялку, чтобы заглянувшая на огонек душа умершего не задушила нитками. Нельзя было белить печь – символ связи двух миров, дабы «не закрасить» мертвым глаза. Запрещалось также выгребать из печи золу и рубить дрова. Подметание пола также было табуировано, ведь пылью можно было «засорить» предкам глаза.

Из-за страха разозлить души боялись и в церковь ходить, ведь там умершие праздновали свою Пасху. Душа почившего священника проводила богослужение, на котором остальные души молились и каялись в грехах. Коли заглянешь в этот момент в храм – так точно предкам помешаешь. Рассерженные покойники запросто могут разорвать или задушить живого человека. Не защищала от них ни молитва, ни крест, а только ледяная вода. Восточные славяне полагали, что мертвецы боятся всего мокрого, поэтому для подстраховки и защиты совершали обряд обливания.

Следует понимать, что запрет на посещение церкви восходит к язычеству. В православной же традиции на Радуницу (во вторник на Фоминой неделе) проводится полная литургия с панихидой, поэтому прихожане обязательно посещают храм и во время службы поминают усопших родственников.

До наших дней дошла традиция устраивать трапезы, придя к родным и близким на кладбище. Не все, конечно, это соблюдают. Но некоторые люди как буто целый обед так проводят - со множеством блюд. И иногда именно на кладбищах – в Пасху, в Радуницу – только члены семьи и встречаются, находя время, чтобы вспомнить тех, кто ушел в мир иной, и хоть немного пообщаться друг с другом. Ведь современная жизнь динамичная, остановок и передышек практически не дает. Пользуемся средствами связи для коммуникации – вот и весь разговор.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.