НА КАЛЕНДАРЕ

Строгие правила славянской Пасхи мертвых

По инф. cyrillitsa.ru   
24 Декабря 2020 г.

Не ходить в церковь, не белить печь, не выметать мусор – эти и многие другие запреты действовали в особенный день, который в поминально-обрядовой традиции восточных славян известен как Пасха мертвых. Души умерших предков «возвращались» из потустороннего мира и проверяли житье-бытие своих домочадцев. И если что было не по правилам – злились и серьезно наказывали.

В Пасху мертвых у славян были строгие правила – женщинам, например, нельзя было шить

Праздник для душ

Принято считать, что Собственную Пасху мертвые отмечали либо на Страстной Неделе, либо непосредственно в Пасхальное воскресенье, либо на Радуницу (понедельник-вторник). Как поясняет в книге «Долгие проводы: 100 вопросов и ответов о поминовении усопших» Л. Никеева, чаще всего Пасха мертвых отмечается на Радуницу (в Фомину седмицу). Название праздника напоминает о Радости освобождения Господом всех душ и появлении у них возможности «воскреснуть» – вернуться хотя бы на один день в дом к родным и близким.

Если в остальные дни возвращение души умершего сулило беды, то в законные дни такое «воскрешение» считалось безопасным. Более того – для душ почивших родственников устраивали праздник – на кладбище или дома. В первом случае живые приходили в гости к мертвым. Во втором – наоборот. Интересно, что традиция устраивать поминальные трапезы на погосте восходит к древним языческим обрядам, когда массовые стенания на могилах переходили в игры и развлечения, кулачные бои, обливания ледяной водой, скоморошьи представления. Неистовое веселье, в которое быстро переходила вселенская скорбь, осуждал еще Иван Грозный. Царь называл участников «бесовских игр» мошенниками и обманщиками. Впрочем, царское осуждение не помешало языческой традиции проведения трапез на могилах родственников дожить до наших дней.

Банька и угощения

Угощения для мертвых на Пасху не отличалось от того, что готовили для себя. В статье «Полисимволичность знаков зернового кода в календарной обрядности русских» В. Корнева пишет, что в качестве домашнего угощения на Пасху мертвых на Тамбовщине готовили специальные родительские блины. Их клали на слуховое окошко (границу между мирами живых и мертвых) или отдавали нищим. В Сибири угощенье относили старухам. Именно они являлись символом скорого перехода из одного мира в другой. В Новгородской области на Радуницу готовили рисовую или ржаную кутью. На Смоленщине и в Томской области было принято «угощать» предков блинами и кутьей прямо на кладбище.

Перед угощением обязательно топили для умерших родственников баньку, которая, как и печь, являлась «воротами» между реальным и потусторонним мирами. Традиция парить души покойников в бане, в частности, описана Н. Каравашкиной в статье «Эволюция представлений о смерти в русской праздничной культуре». На северо-востоке России в натопленной бане оставляли воду, веник и чистое белье. Заходили в баню только на следующее утро, чтобы не потревожить парящихся покойников. Заходили и искали на золе следы. Если находили, значит, умершие родственники славно попарились и остались довольны.

Об упавшей ложке

На Русском Севере после приготовления поминального обеда открывали все окна и двери, а родня на пороге встречала невидимых почивших предков. После трапезы на улице пели «Вечную память», а затем хозяин дома вывешивал на окошко холстину, на которой в могилу ранее опускали гроб. Тем самым он намекал гостям, что пора прощаться.

В других регионах считалось, что умершие родственники на Пасху мертвых заходят в свой дом и участвуют в общей трапезе, поэтому для них устраивали праздничное застолье, а на стол клали лишние приборы по числу покойников в семье. Столько же ставили пустых тарелок. Каждый из сидящих за столом должен был зачерпнуть угощение из своей тарелки и положить в тарелку умершего. На Смоленщине верили, что предки едят теми же ложками, что и сидящие за столом. Поэтому ложку время от времени обязательно клали на стол, чтобы душа покойника смогла ее взять и поесть.

А вот если ложка падала на пол, поднимать ее запрещалось. Полагали, что это пришедшая на праздник душа подает сигнал о своем присутствии. Если поминальный обед не был приготовлен в срок или родня нарушила правила (например, за столом начались перебранки и ругань или хозяйка обтерла поминальный хлеб грязной тряпицей), души злились, обижались и уходили из дома раньше срока. Это сулило непутевым родственникам беды и неспокойную жизнь. До следующей Пасхи мертвых обиженная душа могла приходить в дом, стучать по ночам в окна или дверь, ходить по избе, бить посуду, являться в тяжелых снах.

Опасное наблюдение

Понятно, что увидеть присутствующих за столом предков было невозможно. Но когда любопытство пересиливало, некоторые смельчаки решались на отчаянный эксперимент. Целый день до Пасхи мертвых они постились и хранили молчание, чтобы уподобиться мертвому.

Затем во время поминального ужина залезали на печь и смотрели на застолье через хомут. В Полесье на печи жгли щепки от гроба. Так якобы можно было увидеть сидящих за столом предков и даже услышать их разговор с предсказаниями – какие беды обрушатся на родных, кто в семье заболеет, а кто – скоро умрет. Немного находилось желающих полезть на печь, ведь считалось, что подсмотревший за душами покойников в скором времени отправится за ними следом.

В церковь не ходить?

В Пасху мертвых действовали строгие правила. Женщинам запрещалось садиться за шитье и прялку, чтобы заглянувшая на огонек душа умершего не задушила нитками. Нельзя было белить печь – символ связи двух миров, дабы «не закрасить» мертвым глаза. Запрещалось также выгребать из печи золу и рубить дрова. Подметание пола также было табуировано, ведь пылью можно было «засорить» предкам глаза.

Из-за страха разозлить души боялись и в церковь ходить, ведь там умершие праздновали свою Пасху. Душа почившего священника проводила богослужение, на котором остальные души молились и каялись в грехах. Коли заглянешь в этот момент в храм – так точно предкам помешаешь. Рассерженные покойники запросто могут разорвать или задушить живого человека. Не защищала от них ни молитва, ни крест, а только ледяная вода. Восточные славяне полагали, что мертвецы боятся всего мокрого, поэтому для подстраховки и защиты совершали обряд обливания.

Следует понимать, что запрет на посещение церкви восходит к язычеству. В православной же традиции на Радуницу (во вторник на Фоминой неделе) проводится полная литургия с панихидой, поэтому прихожане обязательно посещают храм и во время службы поминают усопших родственников.

До наших дней дошла традиция устраивать трапезы, придя к родным и близким на кладбище. Не все, конечно, это соблюдают. Но некоторые люди как буто целый обед так проводят - со множеством блюд. И иногда именно на кладбищах – в Пасху, в Радуницу – только члены семьи и встречаются, находя время, чтобы вспомнить тех, кто ушел в мир иной, и хоть немного пообщаться друг с другом. Ведь современная жизнь динамичная, остановок и передышек практически не дает. Пользуемся средствами связи для коммуникации – вот и весь разговор.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Фенимор Купер – друг индейцев
    15 сентября исполняется 235 лет со дня рождения знаменитого писателя.
  • Труженики фазенд
    По утрам на траве блестит роса, но ранняя свежесть на солнце тает быстро, и лишь из ближайшего леска тянет осенним холодком. А в лужах на садовых дорожках желтые листья напоминают о завершении работ на дачных участках.
  • Последний фильм Эйзенштейна. Продолжение
    – Одесские анекдоты всегда не в бровь, а в глаз, – согласился Леонид Борисович. – Рувим, ты что, до прихода на студию действительно не знал, кто такой Сергей Эйзенштейн? – деланно удивлялся он.
  • Трясина. Глава из книги «злой хатиман» (Записки военного разведчика)
    Геннадий Павлович Баранов (1926–1987 гг.) во время войны с Японией в 1945 г. участвовал в боевых действиях в составе взвода полковой разведки. За участие в разгроме Квантунской японской армии награждён девятью орденами и медалями, среди них орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За победу над Японией» (и с таким же названием – от Корейского правительства).
  • Иркутский авиазавод под грифом «Секретно». Продолжение
    Действительно, 30 ноября того же 1996 года я передал в ТАСС срочную новость: «Контракт на закупку многоцелевых истребителей Су-30МК (модернизированный коммерческий) сегодня подписали в Иркутске государственная компания «Росвооружение» и руководство Министерства обороны Индии. Подробности документа не раскрываются, однако по данным, обнародованным ранее индийской стороной, на первом этапе речь идет о поставке восьми, а в итоге планируется закупить 40 самолетов, производимых в этом городе».
  • Отец величия Сибири Николай Муравьев-Амурский
    В конце августа исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Муравьева-Амурского.
  • Последний фильм Эйзенштейна. Рассказ. Продолжение
    Рувим Осипович кипел праведным гневом. Он быстро выяснил – кто он, чем занимается, как зовут, кто жена, где работает. Вся информация была у него в кармане, вплоть до любви к выпивке.
  • Ушедший в осень
    …Я исчезну в назначенный день, но останется в жёлтых росписях
  • Карма Российской империи. Или снова неуловимые
    Года два назад, чтобы на собственном примере предостеречь наших читателей от посягательств телефонных мошенников, я в статье «Разводилово» уже писал, как эти деятели под видом полиции и службы безопасности банка пытались добраться до моего банковского счета. Тогда я их вовремя раскусил.
  • Иркутский авиазавод под грифом «Секретно» (Ждем продолжения)
    В августе 1934-го началась история крупнейшего оборонного предприятия Прибайкалья.
  • Последний фильм Эйзенштейна. Рассказ
    На студии он появился неожиданно. Скорее всего, его привела необходимость приработка. Катастрофически не хватало денег. Их, как известно, всегда не хватает, но когда ежедневно хочется «выпить-закусить», как он выражался, вопрос становился остро.
  • Подвиг неизвестный и бессмертный. К 75-летию ядерного щита страны
    29 августа 2024 года отмечается знаменательная дата – три четверти века со дня успешного испытания первой советской атомной бомбы. Это событие послужило началом развития атомной промышленности страны и созданию ее ядерного щита, который до сих пор обеспечивает ей безопасность и авторитет на планете.
  • Олимпийские игры: памятные и любимые
    Вот и закончились далекие от нас не столько физически, сколько ментально, рассудительно, в первую очередь потому, что там наших спортсменов почти не было, традиционные всемирные игры в Париже. А я все эти дни вспоминал свои памятные и любимые Олимпиады. Их можно посчитать на пальцах одной руки, хотя пока живу, ушли в историю 20 летних и столько же зимних масштабных спортивных зрелищ.
  • Архитектор «китайского чуда». 120 лет назад родился Дэн Сяопин
    Дэн Сяопин – известный в Китае и далеко за его пределами политик, который смог нам практике соединить рыночную экономику и коммунистический строй. Фактически правил страной около 20 лет, при этом не являясь официальным руководителем Китая.
  • «Мне б малиновый встретить рассвет…»
    Людмила Ильинична Хасина – коренная cибирячка. Родилась 25 апреля 1951 года в деревне Жердовка Иркутской области. В 1953 году семья переехала в Иркутск, а в 1962-м – в молодой город Ангарск, где Хасина проживает по настоящее время.
  • «Ежик в тумане» и другие: вспомним сказочника Сергея Козлова
    22 августа – 85 лет со дня рождения писателя-сказочника Сергея Козлова.
  • Иркутский след маршала Голованова. К 120-летию со дня рождения создателя Дальней авиации
    В разгар Великой Отечественной войны в советских Вооруженных силах была создана Авиация дальнего действия (АДД) с подчинением непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования (ВГК). Туда определили все дальние и тяжелые авиаполки, школу штурманов, часть аэродромов, учебные центры, ремонтные мастерские. Даже авиазавод закрепили за АДД. Инициатором этих мероприятий стал Александр Голованов, который и возглавил Авиацию дальнего действия.
  • Мой муж – инопланетянин. (Юмористический рассказ)
    Татьяна Андреевна Белявская (Стрельникова) — поэт, прозаик, член Союза писателей России. Родилась в 1947 г. Автор нескольких книг стихов и прозы: «Рябиновый свет», «Вечерами зимними…», «Сердцем слышу», «В доме пахнет хлебом».
  • «Что за шум, а драки нету?»: ко дню рождения Михаила Зощенко
    130 лет назад родился Михаил Зощенко. Его конек – короткие юмористические рассказы, которым характерны точность выражений, высокий стиль и тонкая ирония.
  • «Зеленый трамвай» отправляется!
    В прошлом номере нашей газеты мы уже немного рассказали о литературной студии «Зеленый трамвай», работающей почти три года при Иркутском доме литераторов, и даже объявили о начале конкурса для начинающих авторов среди наших читателей.