ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Строгие правила славянской Пасхи мертвых

По инф. cyrillitsa.ru   
24 Декабря 2020 г.
Изменить размер шрифта

Не ходить в церковь, не белить печь, не выметать мусор – эти и многие другие запреты действовали в особенный день, который в поминально-обрядовой традиции восточных славян известен как Пасха мертвых. Души умерших предков «возвращались» из потустороннего мира и проверяли житье-бытие своих домочадцев. И если что было не по правилам – злились и серьезно наказывали.

В Пасху мертвых у славян были строгие правила – женщинам, например, нельзя было шить

Праздник для душ

Принято считать, что Собственную Пасху мертвые отмечали либо на Страстной Неделе, либо непосредственно в Пасхальное воскресенье, либо на Радуницу (понедельник-вторник). Как поясняет в книге «Долгие проводы: 100 вопросов и ответов о поминовении усопших» Л. Никеева, чаще всего Пасха мертвых отмечается на Радуницу (в Фомину седмицу). Название праздника напоминает о Радости освобождения Господом всех душ и появлении у них возможности «воскреснуть» – вернуться хотя бы на один день в дом к родным и близким.

Если в остальные дни возвращение души умершего сулило беды, то в законные дни такое «воскрешение» считалось безопасным. Более того – для душ почивших родственников устраивали праздник – на кладбище или дома. В первом случае живые приходили в гости к мертвым. Во втором – наоборот. Интересно, что традиция устраивать поминальные трапезы на погосте восходит к древним языческим обрядам, когда массовые стенания на могилах переходили в игры и развлечения, кулачные бои, обливания ледяной водой, скоморошьи представления. Неистовое веселье, в которое быстро переходила вселенская скорбь, осуждал еще Иван Грозный. Царь называл участников «бесовских игр» мошенниками и обманщиками. Впрочем, царское осуждение не помешало языческой традиции проведения трапез на могилах родственников дожить до наших дней.

Банька и угощения

Угощения для мертвых на Пасху не отличалось от того, что готовили для себя. В статье «Полисимволичность знаков зернового кода в календарной обрядности русских» В. Корнева пишет, что в качестве домашнего угощения на Пасху мертвых на Тамбовщине готовили специальные родительские блины. Их клали на слуховое окошко (границу между мирами живых и мертвых) или отдавали нищим. В Сибири угощенье относили старухам. Именно они являлись символом скорого перехода из одного мира в другой. В Новгородской области на Радуницу готовили рисовую или ржаную кутью. На Смоленщине и в Томской области было принято «угощать» предков блинами и кутьей прямо на кладбище.

Перед угощением обязательно топили для умерших родственников баньку, которая, как и печь, являлась «воротами» между реальным и потусторонним мирами. Традиция парить души покойников в бане, в частности, описана Н. Каравашкиной в статье «Эволюция представлений о смерти в русской праздничной культуре». На северо-востоке России в натопленной бане оставляли воду, веник и чистое белье. Заходили в баню только на следующее утро, чтобы не потревожить парящихся покойников. Заходили и искали на золе следы. Если находили, значит, умершие родственники славно попарились и остались довольны.

Об упавшей ложке

На Русском Севере после приготовления поминального обеда открывали все окна и двери, а родня на пороге встречала невидимых почивших предков. После трапезы на улице пели «Вечную память», а затем хозяин дома вывешивал на окошко холстину, на которой в могилу ранее опускали гроб. Тем самым он намекал гостям, что пора прощаться.

В других регионах считалось, что умершие родственники на Пасху мертвых заходят в свой дом и участвуют в общей трапезе, поэтому для них устраивали праздничное застолье, а на стол клали лишние приборы по числу покойников в семье. Столько же ставили пустых тарелок. Каждый из сидящих за столом должен был зачерпнуть угощение из своей тарелки и положить в тарелку умершего. На Смоленщине верили, что предки едят теми же ложками, что и сидящие за столом. Поэтому ложку время от времени обязательно клали на стол, чтобы душа покойника смогла ее взять и поесть.

А вот если ложка падала на пол, поднимать ее запрещалось. Полагали, что это пришедшая на праздник душа подает сигнал о своем присутствии. Если поминальный обед не был приготовлен в срок или родня нарушила правила (например, за столом начались перебранки и ругань или хозяйка обтерла поминальный хлеб грязной тряпицей), души злились, обижались и уходили из дома раньше срока. Это сулило непутевым родственникам беды и неспокойную жизнь. До следующей Пасхи мертвых обиженная душа могла приходить в дом, стучать по ночам в окна или дверь, ходить по избе, бить посуду, являться в тяжелых снах.

Опасное наблюдение

Понятно, что увидеть присутствующих за столом предков было невозможно. Но когда любопытство пересиливало, некоторые смельчаки решались на отчаянный эксперимент. Целый день до Пасхи мертвых они постились и хранили молчание, чтобы уподобиться мертвому.

Затем во время поминального ужина залезали на печь и смотрели на застолье через хомут. В Полесье на печи жгли щепки от гроба. Так якобы можно было увидеть сидящих за столом предков и даже услышать их разговор с предсказаниями – какие беды обрушатся на родных, кто в семье заболеет, а кто – скоро умрет. Немного находилось желающих полезть на печь, ведь считалось, что подсмотревший за душами покойников в скором времени отправится за ними следом.

В церковь не ходить?

В Пасху мертвых действовали строгие правила. Женщинам запрещалось садиться за шитье и прялку, чтобы заглянувшая на огонек душа умершего не задушила нитками. Нельзя было белить печь – символ связи двух миров, дабы «не закрасить» мертвым глаза. Запрещалось также выгребать из печи золу и рубить дрова. Подметание пола также было табуировано, ведь пылью можно было «засорить» предкам глаза.

Из-за страха разозлить души боялись и в церковь ходить, ведь там умершие праздновали свою Пасху. Душа почившего священника проводила богослужение, на котором остальные души молились и каялись в грехах. Коли заглянешь в этот момент в храм – так точно предкам помешаешь. Рассерженные покойники запросто могут разорвать или задушить живого человека. Не защищала от них ни молитва, ни крест, а только ледяная вода. Восточные славяне полагали, что мертвецы боятся всего мокрого, поэтому для подстраховки и защиты совершали обряд обливания.

Следует понимать, что запрет на посещение церкви восходит к язычеству. В православной же традиции на Радуницу (во вторник на Фоминой неделе) проводится полная литургия с панихидой, поэтому прихожане обязательно посещают храм и во время службы поминают усопших родственников.

До наших дней дошла традиция устраивать трапезы, придя к родным и близким на кладбище. Не все, конечно, это соблюдают. Но некоторые люди как буто целый обед так проводят - со множеством блюд. И иногда именно на кладбищах – в Пасху, в Радуницу – только члены семьи и встречаются, находя время, чтобы вспомнить тех, кто ушел в мир иной, и хоть немного пообщаться друг с другом. Ведь современная жизнь динамичная, остановок и передышек практически не дает. Пользуемся средствами связи для коммуникации – вот и весь разговор.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Ганский инцидент»: как Советский Союз освободил два захваченных пиратами траулера
    Мало кто знает, что советский боевик «Пираты XX века» основан на ряде реальных событий, которые происходили с советскими морскими судами. Еще задолго до сомалийских пиратов, громко заявивших о себе в начале «нулевых», советские суда неоднократно сталкивались с подобными нападениями. Одним из самых известных стал так называемый «Ганский инцидент».
  • Огромная страна
    Поэзия – целая страна – с шумными суетливыми центрами и с тихой глубинкой, где люди живут размеренно и просто. Может, поэтому они чаще счастливы, чем «столичные штучки», нередко ломающие себя в погоне за преуспеванием, когда ориентируются на спрос со стороны ценителей «высокого стиля»...
  • Трижды Герой Социалистического Труда физик Игорь Курчатов. (1968)
  • Фотограф Алексей Мякишев: Меня всегда тянуло показать будни русской провинции
    По-разному видят этот мир творческие люди. Например, Алексей Мякишев через черно-бело фото. Мастер снимает русскую провинцию и считает, что подобный способ фотосъемки позволяет передать суть.
  • Электросамокатам ограничили скорость – убережет ли это людей?
    С приходом теплого периода на улицах городов вновь можно увидеть электросамокаты, продажи которых неуклонно растут. С 1 марта вступили правила, по которым скорость на них не должна быть выше 25 км/ч. Но это приличная скорость, достаточная для того, чтобы человек при столкновении получил травмы или того хуже – погиб. В структурах, принимающих решения, хотят дождаться, как сработает это правило на практике. Посмотрят, сколько собьют?
  • Валентина Толкунова «Я не могу иначе» (1982)
  • Что мы будем делать, если вымрут тысячи видов растений и животных?
    Международный день биоразнообразия отмечают с 1995 года, однако нельзя сказать, что ситуация за это время кардинально изменилась к лучшему. Многие популяции упрямо сокращают свою численность, несмотря на старания специалистов воспрепятствовать этому. Казалось бы, процесс в целом естественный — в конце концов, динозавры вымерли миллионы лет назад, а жизнь на Земле никуда не делась. Но тут вопрос в скорости изменений и их причинах.
  • Эксперт: Газ должен стать основным стимулом для развития нашей экономики
    Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов рассказал о возможном подорожании газа и шансах России вернуться на газовый рынок Европы.
  • День детей и запуска тракторного завода: 1 июня в истории
    Чем отразился в истории день 1 июня? Конечно же, уже много лет этот день ассоциируется с Международным днем защиты детей. Но примечательна эта дата и другими событиями. Например, в этот день был открыт Челябинский тракторный завод и учрежден орден Александра Невского. Также 1 июня оказался днем выхода первого издания комиксов о Супермене.
  • Как западные санкции отразились на России в экологическом плане
    Разрыв экономических связей с «западным миром» сказался не только на уровне жизни россиян и ВВП, что за год снизился на 2,3%. Санкции в отношении России имеют и экологическое измерение — и чем дольше длится конфликт, тем серьезнее оказываются последствия. Как санкции повлияли и продолжают влиять на экологическое благополучие страны?
  • Александр Климов читает свои рассказы. Вокруг смеха (1986)
  • «Заключенный должен спать на ложе из сена»: из истории монастырских тюрем
    Много ли общего можно найти между добровольным заточением в монастыре и принудительным пребыванием в тюрьме? Как различные подходы к лишению свободы и системы наказания, характерные для средневековых монашеских общин, были усвоены современными пенитенциарными учреждениями? Ответы на эти вопросы можно найти в книге «Монастырь и тюрьма. Места заключения в Западной Европе и в России от Средневековья до модерна».
  • Удивительный и внутри, и снаружи: «цилиндрический дом» архитектора Мельникова
    Практически в каждом населенном пункте можно найти привлекающее к себе внимание здание. Конечно, много таких объектов в Москве. Есть здесь один удивительный дом, который входит в список 150 самых уникальных домов мира. Это Дом Мельникова. Какова история строительства  необычного сооружения? Об этом можно узнать из книги Павла Кузнецова. Ниже предлагаем прочитать небольшой фрагмент.
  • Сможем ли мы вернуть Волге чистоту ее вод?
    День Волги возник в 2008 году, чтобы привлечь внимание общественности к экологическим проблемам реки. Некогда богатая рыбой, с мощным спокойным течением, она кормила и поила всех, кто приходил к ней. Да и сейчас готова поделиться всем, чем богата. Только вот богатства её стремительно сокращаются, и, если не принять меры, дело может кончиться плохо.
  • Людям собираются вживлять в мозг чипы – не далеко ли заходим?
    Человек все время пытается себя усовершенствовать. Руки и ноги нашел способы заменить на протезы, внутренние органы – на донорские. Поправляется во многих случаях зрение, слух. Теперь вот и до мозга царь природы добрался. Так, компания Илона Маска Neuralink добилась разрешения проводить эксперименты на людях по вживлению в мозг человека чипов, при помощи которых можно будет управлять разными устройствами силой мысли. Как к этому относиться?
  • Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня» (1980)
  • Александр Абдулов – о связи с высшими силами и смерти
    Дебют Александра Абдулова в «Ленкоме» состоялся в героическом спектакле 1970 года «В списках не значился» по Борису Васильеву. Я был на премьере вместе с группой коллег из «Искусства кино». После спектакля наш редактор Евгений Сурков предложил зайти за кулисы — поздравить молодой талант с блестящим стартом.
  • Подвиг отряда Карягина: как 500 русских солдат одолели многотысячное войско персов
    В начале XIX века у русских на Кавказе имелись небольшие, разбросанные на огромной территории военные силы: примерно 6000 человек пехоты и 1400 кавалеристов. Близилась война с Наполеоном, и подкреплений на случай обострения ситуации ждать было неоткуда. Тем временем персы после присоединения к Российской империи Восточной Грузии не оставляли попыток вернуть себе прежде относившийся к их сфере влияния регион.
  • Глава Минприроды – о свалках на Байкале, сборе упаковок от лекарств, бездомных животных и многом другом
    Завершен окончательный подсчет незаконных свалок на Байкале, регионы получат право определять судьбу бездомных животных, а продавцов зоомагазинов обяжут обеспечивать уход и следить за здоровьем животных. Об этом и многом другом рассказал министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов. Он также поддержал запретить экспорт неочищенного кедрового ореха и назвал регионы, где стоит ждать паводков.
  • Мода прошлого: любопытный исторический путь ливреи и когда родилась униформа?
    Почему при выборе одежды мы обращаем внимание на лейбл? Какие значения за ним стоят, что лежит в основе нашей потребности следовать моде? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в книге Марии Гурьяновой «Трансгрессия в моде. От нарушения к норме», где автор прослеживает многовековую историю развития ливреи, из которой и возник лейбл. Ниже предлагаем прочитать небольшой фрагмент.