В современном сознании покойник никак не ассоциируется с чем-то оптимистичным. Но у наших предков было немало поводов, чтобы посмотреть на смерть иначе.
Мощи святых
Если принять, что мощи святых принадлежали некогда конкретному человеку, который после смерти был канонизирован, то почитание мощей позволяет говорить о победе Жизни над Смертью, Радости над Печалью. Недаром обязательное почитание мощей было утверждено еще на Втором Никейском соборе в 787 году. В послании патриарха Иерусалимского Феодора сказано, что Господь даровал «останки святых, источающие немощным многообразные благодеяния, изливающие благовонное миро и прогоняющие демонов». Так, одним из самых почитаемых на Руси святых был Николай Угодник, считавшийся покровителем русского народа и мужицким заступником. Молиться ему можно было «во всех нуждах» – просить и удачи в делах, и здоровья, и защиты в бою. К слову, до XVIII века сохранялась похоронная традиция, при которой покойнику в руки вкладывали «письмо к Николаю», содержащее просьбу о прощении грехов.
Дорогие гости
Интересная традиция, помогающая притянуть удачу на целый год, сохранилась у коренных народов Урала – нагайбаков. Как и их предки, нагайбаки ежегодно совершают приношение для усопших (закалывают корову), а затем «приглашают» покойников за стол – открывают все двери, окна и ворота, расставляют на столе посуду. Если этого не сделать, считают нагайбаки, удачи не будет.
Проводы-похороны
Хорошо известно, что одним из обрядовых действий Масленичной недели является сжигание (реже – утопление) чучела Зимы. Этот очистительный обряд был направлен на избавление всех живущих в округе от влияния злых сил. Нередко ритуальный костер складывали из старых ненужных вещей – рассохшихся кадок, развалившихся саней, обветшалой домашней утвари. Каждый старался благодаря «кремации покойника» избавиться от хлама. Проводы-похороны, сопровождаемые смехом, шутками, песнями, были залогом благополучной, сытой и безбедной жизни в течение нового аграрного года.
Встреча на дороге
По народной примете, приведенной в Словаре Владимира Даля, встретить покойника на пути – к счастью. Понятно, что речь идет о встрече похоронной процессии. Вот только рассчитывать на удачу следует при правильном поведении. Нельзя переходить дорогу идущим на кладбище или опережать процессию, двигаясь в том же направлении. Объяснить примету просто: смерть уже обошла стороной, а значит горевать не о чем.
Для победы в бою
По легенде, и после смерти легендарный атаманИван Сирко приносил своим казакам удачу. Он завещал после смерти отрезать свою руку, чтобы войско брало ее в походы для победы.
Предания сохранили рассказы, когда казаки при встрече с неприятелем выставляли руку атамана вперед и с кличем «Душа и рука Сирка с нами!» одолевали врага. Поговаривали, что и при жизни Русский Дьявол (так называли Сирко турки) во время боя выставлял руку, на которой после удара сабли оставался лишь небольшой синеватый кровоподтек.
Разное отношение у людей к смерти. Одних, к примеру, она откровенно страшит, другие пытаются подойти к скорбной теме по-философски. Теряя близких, острее понимаешь, как прекрасна, но ужасно коротка наша жизнь и какой это бесценный подарок. А лишиться еe можно, к сожалению, в любой момент. И поэтому давайте наполнять свое существование смыслом и стараться жить настоящим, не бездумно плывя по течению, а сознательно находясь в каждой секундочке своего бытия.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.