НА КАЛЕНДАРЕ

Выставка о катастрофе «Сибирского Титаника»: как затонул пароход «Совнарком»

Юлия Щеткова, portal-kultura.ru   
19 Июня 2021 г.

В Новосибирском краеведческом музее открылась выставка, посвященная одной из самых крупных водных катастроф в истории Обского бассейна, — крушению двухпалубного парохода «Совнарком».

Выставка о катастрофе «Сибирского Титаника»: как затонул пароход «Совнарком»

В ночь с 9 на 10 мая 1921 года, не дожидаясь начала официальной навигации, двухпалубный пароход «Совнарком» вышел из Барнаула в Томск. На его борту было 14 200 пудов пшеницы в мешках, 200 саженей дров и, по разным данным, от 225 до 400 пассажиров. Совершая в темноте маневр для подхода к пристани города Новониколаевска (сейчас Новосибирск), «Совнарком» ударился об опору железнодорожного моста, переломился пополам и стремительно затонул. Часть людей отправились ко дну прямо в своих каютах. Спастись удалось только 110 пассажирам.

О страшной речной трагедии в Сибири вспоминать не любят. Свидетелей и участников катастрофы давно не осталось в живых. Большинство официальных документов ввиду тогдашней хозяйственной разрухи и политических пертурбаций безвозвратно утеряны. Близ места, где затонул пароход, нет ни памятника, ни мемориала. Только неприметная белая полоса, нанесенная краской на опору железнодорожного моста, да и ее как знак случившегося несчастья воспринимают разве что краеведы. Именно невнимание к одной из важных страниц истории региона и подвигло сотрудников Краеведческого музея организовать выставку «Сибирский Титаник», в которой впервые за сто лет со дня крушения в одном пространстве оказались представлены подлинные предметы с затонувшего судна, фотографии и архивные документы, рассказывающие о судьбе парохода «Совнарком» и спустившей его на воду семье Мельниковых — крупнейших судовладельцев Алтая и Сибири.

«Сибирским Титаником» за схожесть участи и масштаб катастрофы судно окрестила пресса тех лет (ознакомиться с выдержками из газет на выставке можно в формате слайдов). Однако прежде чем выйти в последний рейс, пароход трижды успел сменить название. Он был построен в 1893 году на тюменской судоверфи «Пирсон и Гуллет» и вошел в историю как «Кормилец» — первый колесный пассажирский пароход на реках Западной Сибири и первый же в России пароход с электрическим освещением и паровым штурвалом. В 1912 году владельцы модернизировали «Кормильца» и переименовали в «Братьев Мельниковых». Под новым названием пароход прославился тем, что конвоировал из Тюмени в Тобольск судно, на котором находилась семья бывшего императора Николая II. В годы Гражданской войны воевал под знаменами Колчака и был взят большевиками на абордаж. Вскоре получил революционное название «Совнарком» и приступил к своим привычным обязанностям — перевозке пассажиров и грузов. Однако первым же рейсом пошел ко дну.

«До сих пор непонятно, была ли это случайная ошибка, или к катастрофе привели какие-то другие события, — рассказала куратор выставки «Сибирский Титаник», старший научный сотрудник Новосибирского краеведческого музея Мария Овчарова. — Расследование специальной комиссии не слишком-то стремилось найти виновного. Наказания никто толком не понес. Главный вопрос, почему пароход вышел в навигацию в ночь, остался без ответа. Время было неспокойное, в обществе бурлили самые разные настроения, и, конечно, пошли слухи, подтверждения которым мы не нашли. Кто-то говорил, что «Совнаркому» не дали остановиться на ночевку спешащие в Новониколаевск эсеры, кто-то утверждал, что пароход захватили вооруженные люди, позарившиеся на мешки с пшеницей. Но официальной версией стала та, согласно которой команда перепутала сигнальные огни и не смогла вовремя затормозить у опоры моста».

Выставка о катастрофе «Сибирского Титаника»: как затонул пароход «Совнарком»

Первая часть экспозиции посвящена лучшим годам «Сибирского Титаника», представленного не только на многочисленных фотографиях, но и в виде уменьшенных копий, а также «золотому веку» семейного пароходства Мельниковых. Во главе многомиллионной бизнес-империи стояла барнаульская купчиха Евдокия Ивановна Мельникова. На большом коллективном фото 1912 года она собрала вокруг себя служивших на благо компании отпрысков, капитанов и инженеров и прочих важных лиц — снимок украшал все конторы пароходства.

Вдовая предпринимательница отличалась крепкой деловой хваткой и умением с широким размахом вести рекламную кампанию. Мельникова привлекала внимание потенциальных клиентов буклетами с речными видами, рекламными открытками с изображением своих пассажирских пароходов (сегодня самое полное собрание раритетов хранится у выступившего партнером выставки частного коллекционера Станислава Савченко) и ежегодными путеводителями. В справочниках содержалась масса полезных сведений, от расписания водного и дорожного транспорта до таксы кушаний в пароходных буфетах, не уступающих меню приличных рестораций на суше, о чем свидетельствуют перечисленные на пожелтевших страницах фолианта яства — десятки видов жаркого, диковинных соусов и прочих деликатесов.

— Евдокия Ивановна делала в бизнесе того времени вещи, которые и сейчас работают хорошо, — рассказывает куратор выставки Мария Овчарова. — Она владела грузовыми пароходами, баржами, причалами, складами во всех крупных городах, гужевым транспортом для зимних перевозок. Комфортабельное пароходство было модной фишкой того времени, и, конечно, Мельникова активно развивала это направление. Она первая приобрела судна с каютами трех классов. И первый класс обслуживался по высшему уровню. У таких пассажиров было в каютах электрическое освещение, душ, пианино и даже библиотека, причем свежая литература поставлялась вовремя.

Впрочем, к тому времени, когда имущество Мельниковых было национализировано, а пароход перешел в собственность Совнаркома, деление на классы было устранено. И даже список пассажиров рокового рейса составить никто не потрудился.

Дополнить вторую часть экспозиции, посвященную крушению «Совнаркома», сотрудникам Краеведческого музея помогли коллеги из музея Новосибирского командного речного училища им. С.И. Дежнёва, где хранятся мелкие детали и малочисленное имущество парохода. Деформированные самовары, дверные ручки, трубки переговорного устройства, фрагменты паровой машины, которую достали через два десятилетия после трагедии и использовали вплоть до 1960-х годов в одной из котельных Новосибирска, и даже участвовавший в спасительных операциях водолазный шлем.

— Попытки поднять затонувшее судно предпринимались неоднократно, начиная с 1920-х годов, — поясняет куратор «Сибирского Титаника». — На место выезжали военные водолазы, проводили изыскания, доставали отдельные элементы. В годы войны к этой идее вновь возвратились с целью извлечь затонувшее зерно и необходимый фронту металл. Однако технические и финансовые возможности не позволили это осуществить в полной мере. Удалось поднять наверх лишь разрушенный котел, пианино и некоторые бытовые предметы. Только в 1984 году мешающие судоходству останки корпуса извлекли и отправили на утилизацию. Сама же трагедия на долгие годы оказалась забытой.

В спасении пассажиров судна «Совнарком» участвовали пароходы «Богатырь» и «Новониколаевск», а также частные лодки. Сосчитать спасённых было невозможно, потому что люди добирались до берега и сразу убегали. По разным данным, счастливчиков, кому удалось выжить, насчитывалось 90-110 человек. Погибли, опять же по разным источникам, от 179 до 300 человек.

Выставка о катастрофе «Сибирского Титаника»: как затонул пароход «Совнарком»

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Сложно и понятно»: вспомним Юрия Трифонова
    Исполнилось 100 лет со дня рождения писателя Юрия Трифонова.
  • Выборы и жизнь
    «Демократия – это когда у людей есть возможность голосовать», – заявил в ходе одного из недавних брифингов российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Звучит вроде бы убедительно: и вправду, ну какая демократия без голосования? Но при ближайшем рассмотрении выходит, что характеристика неточная и неполная.
  • Диктатура – развал – диктатура
    «Американские горки» российской истории.
  • «Обаяние просто… космическое»
    90 лет назад родился Олег Табаков. Он стал выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение артистов.
  • Ночь с Вампиловым у печки
    Его день рождения – на днях (19 августа). И хотя цифра 88 выглядит внушительно, он для всех и навсегда остался молодым…
  • Маэстро женских грез
    5 августа исполнилось 175 лет со дня рождении Ги де Мопассана.
  • Неравный брак: на Урале 16-летняя вышла за богатого пожилого профессора от нужды
    В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения жилья. Однако этот брак не принес счастья — спустя несколько лет Александра смогла развестись и встретить новую любовь, пишет  life.ru
  • 70 лет назад родился основатель «МММ» Сергей Мавроди
    Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной математики.
  • «Я тебя никогда не забуду»
    Исполнилось 80 лет композитору Алексею Рыбникову
  • Память о войнах как источник новых войн?
    Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать власть.
  • Русский Шерлок Холмс
    Исполнилось 90 лет Василию Ливанову.
  • Девятнадцатый против двадцатого
    Российская компартия официально реабилитировала Сталина.
  • О холокосте и антисемитизме
    Еврейский вопрос в свете Великой Победы 1945 года.
  • Без царя в голове
    Василий Водовозов о знакомстве с молодым Лениным.
  • «По волне моей памяти…»
    20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.