НА КАЛЕНДАРЕ

Выставка о катастрофе «Сибирского Титаника»: как затонул пароход «Совнарком»

Юлия Щеткова, portal-kultura.ru   
19 Июня 2021 г.

В Новосибирском краеведческом музее открылась выставка, посвященная одной из самых крупных водных катастроф в истории Обского бассейна, — крушению двухпалубного парохода «Совнарком».

Выставка о катастрофе «Сибирского Титаника»: как затонул пароход «Совнарком»

В ночь с 9 на 10 мая 1921 года, не дожидаясь начала официальной навигации, двухпалубный пароход «Совнарком» вышел из Барнаула в Томск. На его борту было 14 200 пудов пшеницы в мешках, 200 саженей дров и, по разным данным, от 225 до 400 пассажиров. Совершая в темноте маневр для подхода к пристани города Новониколаевска (сейчас Новосибирск), «Совнарком» ударился об опору железнодорожного моста, переломился пополам и стремительно затонул. Часть людей отправились ко дну прямо в своих каютах. Спастись удалось только 110 пассажирам.

О страшной речной трагедии в Сибири вспоминать не любят. Свидетелей и участников катастрофы давно не осталось в живых. Большинство официальных документов ввиду тогдашней хозяйственной разрухи и политических пертурбаций безвозвратно утеряны. Близ места, где затонул пароход, нет ни памятника, ни мемориала. Только неприметная белая полоса, нанесенная краской на опору железнодорожного моста, да и ее как знак случившегося несчастья воспринимают разве что краеведы. Именно невнимание к одной из важных страниц истории региона и подвигло сотрудников Краеведческого музея организовать выставку «Сибирский Титаник», в которой впервые за сто лет со дня крушения в одном пространстве оказались представлены подлинные предметы с затонувшего судна, фотографии и архивные документы, рассказывающие о судьбе парохода «Совнарком» и спустившей его на воду семье Мельниковых — крупнейших судовладельцев Алтая и Сибири.

«Сибирским Титаником» за схожесть участи и масштаб катастрофы судно окрестила пресса тех лет (ознакомиться с выдержками из газет на выставке можно в формате слайдов). Однако прежде чем выйти в последний рейс, пароход трижды успел сменить название. Он был построен в 1893 году на тюменской судоверфи «Пирсон и Гуллет» и вошел в историю как «Кормилец» — первый колесный пассажирский пароход на реках Западной Сибири и первый же в России пароход с электрическим освещением и паровым штурвалом. В 1912 году владельцы модернизировали «Кормильца» и переименовали в «Братьев Мельниковых». Под новым названием пароход прославился тем, что конвоировал из Тюмени в Тобольск судно, на котором находилась семья бывшего императора Николая II. В годы Гражданской войны воевал под знаменами Колчака и был взят большевиками на абордаж. Вскоре получил революционное название «Совнарком» и приступил к своим привычным обязанностям — перевозке пассажиров и грузов. Однако первым же рейсом пошел ко дну.

«До сих пор непонятно, была ли это случайная ошибка, или к катастрофе привели какие-то другие события, — рассказала куратор выставки «Сибирский Титаник», старший научный сотрудник Новосибирского краеведческого музея Мария Овчарова. — Расследование специальной комиссии не слишком-то стремилось найти виновного. Наказания никто толком не понес. Главный вопрос, почему пароход вышел в навигацию в ночь, остался без ответа. Время было неспокойное, в обществе бурлили самые разные настроения, и, конечно, пошли слухи, подтверждения которым мы не нашли. Кто-то говорил, что «Совнаркому» не дали остановиться на ночевку спешащие в Новониколаевск эсеры, кто-то утверждал, что пароход захватили вооруженные люди, позарившиеся на мешки с пшеницей. Но официальной версией стала та, согласно которой команда перепутала сигнальные огни и не смогла вовремя затормозить у опоры моста».

Выставка о катастрофе «Сибирского Титаника»: как затонул пароход «Совнарком»

Первая часть экспозиции посвящена лучшим годам «Сибирского Титаника», представленного не только на многочисленных фотографиях, но и в виде уменьшенных копий, а также «золотому веку» семейного пароходства Мельниковых. Во главе многомиллионной бизнес-империи стояла барнаульская купчиха Евдокия Ивановна Мельникова. На большом коллективном фото 1912 года она собрала вокруг себя служивших на благо компании отпрысков, капитанов и инженеров и прочих важных лиц — снимок украшал все конторы пароходства.

Вдовая предпринимательница отличалась крепкой деловой хваткой и умением с широким размахом вести рекламную кампанию. Мельникова привлекала внимание потенциальных клиентов буклетами с речными видами, рекламными открытками с изображением своих пассажирских пароходов (сегодня самое полное собрание раритетов хранится у выступившего партнером выставки частного коллекционера Станислава Савченко) и ежегодными путеводителями. В справочниках содержалась масса полезных сведений, от расписания водного и дорожного транспорта до таксы кушаний в пароходных буфетах, не уступающих меню приличных рестораций на суше, о чем свидетельствуют перечисленные на пожелтевших страницах фолианта яства — десятки видов жаркого, диковинных соусов и прочих деликатесов.

— Евдокия Ивановна делала в бизнесе того времени вещи, которые и сейчас работают хорошо, — рассказывает куратор выставки Мария Овчарова. — Она владела грузовыми пароходами, баржами, причалами, складами во всех крупных городах, гужевым транспортом для зимних перевозок. Комфортабельное пароходство было модной фишкой того времени, и, конечно, Мельникова активно развивала это направление. Она первая приобрела судна с каютами трех классов. И первый класс обслуживался по высшему уровню. У таких пассажиров было в каютах электрическое освещение, душ, пианино и даже библиотека, причем свежая литература поставлялась вовремя.

Впрочем, к тому времени, когда имущество Мельниковых было национализировано, а пароход перешел в собственность Совнаркома, деление на классы было устранено. И даже список пассажиров рокового рейса составить никто не потрудился.

Дополнить вторую часть экспозиции, посвященную крушению «Совнаркома», сотрудникам Краеведческого музея помогли коллеги из музея Новосибирского командного речного училища им. С.И. Дежнёва, где хранятся мелкие детали и малочисленное имущество парохода. Деформированные самовары, дверные ручки, трубки переговорного устройства, фрагменты паровой машины, которую достали через два десятилетия после трагедии и использовали вплоть до 1960-х годов в одной из котельных Новосибирска, и даже участвовавший в спасительных операциях водолазный шлем.

— Попытки поднять затонувшее судно предпринимались неоднократно, начиная с 1920-х годов, — поясняет куратор «Сибирского Титаника». — На место выезжали военные водолазы, проводили изыскания, доставали отдельные элементы. В годы войны к этой идее вновь возвратились с целью извлечь затонувшее зерно и необходимый фронту металл. Однако технические и финансовые возможности не позволили это осуществить в полной мере. Удалось поднять наверх лишь разрушенный котел, пианино и некоторые бытовые предметы. Только в 1984 году мешающие судоходству останки корпуса извлекли и отправили на утилизацию. Сама же трагедия на долгие годы оказалась забытой.

В спасении пассажиров судна «Совнарком» участвовали пароходы «Богатырь» и «Новониколаевск», а также частные лодки. Сосчитать спасённых было невозможно, потому что люди добирались до берега и сразу убегали. По разным данным, счастливчиков, кому удалось выжить, насчитывалось 90-110 человек. Погибли, опять же по разным источникам, от 179 до 300 человек.

Выставка о катастрофе «Сибирского Титаника»: как затонул пароход «Совнарком»

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «По волне моей памяти…»
    20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».