НА КАЛЕНДАРЕ

В традициях некоторых народов была мумификация покойных. И в России тоже!

По инф. cyrillitsa.ru   
10 Мая 2020 г.

Всем известна знаменитая мумия вождя пролетариата В. И. Ленина, которая покоится в мавзолее на Красной площади. Мумифицировать его тело советских ученых заставили две причины – идеология и научный интерес. Однако на территории России жили народы, которые мумифицировали своих покойников из религиозных соображений и старались сделать все возможное, чтобы тела их родичей сохранялись. Сделать это было трудно во влажном, болотистом климате с ежегодными перепадами температур, поэтому многие мумии сохранились лишь частично.

В традициях некоторых народов мумифицировать тела покойных. Что происходило на территории России?

Цивилизация пызырыкцев

Скотоводческая культура пызырыкцы была распространена на территории России в южных районах Горного Алтая – на плато Укок и Улаган и сосуществовала рядом со скифами. Этот ирано-самодийский народ проживал на обширных землях Монголии и Казахстана в течение четырех тысячелетий — с VI по II век д.н.э. Культура была названа в честь распадка Пызырык (республика Горный Алтай, Улаганский район), где в XIX веке были найдены первые захоронения вождей.

Это было развитое, но разнородное, состоявшее из европеоидов и монголоидов, сообщество, осуществлявшее активную торговлю с Ближним Востоком, Египтом и Азией.

Благодаря найденным захоронениям, известно, что у пызырыкцев была развита хирургия. Древние медики делали трепанацию черепа точно так же, как это делали в Древней Греции, что говорит о связи цивилизаций.

Тело они покрывали татуировками в скифо-сибирском стилефигурками птиц, оленей и мифических животных. Они мумифицировали своих покойников с помощью смолы, ртути, масла и воска.

Мумифицировали всех

Самой известной мумией пызырыкской цивилизации стала «Принцесса Укока» – мумия молодой (около 24 лет), европейской женщины, которая была найдена на одноименном плато в 1993 году. Тело женщины было похоронено в гробе, высеченном из дерева, и опущено в глубокий сруб под насыпным курганом. Благодаря сохранности мумии, медики выяснили, что скончалась «принцесса» от рака груди.

«Принцессу» мумифицировали тщательно – удалили все внутренние органы, гортань и глазные яблоки. Все это было сожжено, перемолото в пыль, смешно с сухой травой, растущей на Укоке, после чего этой смесью заполнили полости тела. Археологи Института истории материальной культуры РАН считают, что такой способ мумифицирования пришел на Алтай из Ирана.

Вместе в «принцессой» были найдены мумии двух мужчин – они также были замумифицированы и похоронены поверх могилы «принцессы», что позволило сделать вывод, что пызырыкцы мумифицировали всех покойников без исключения.

Раскопки экспедиции археолога Вячеслава Ивановича Молодина в 1995 году выявили упрощенный способ подготовки тела к похоронам с помощью вскрытия брюшной полости и удаления внутренних органов. Таким способом был мумифицирован белый мужчина ростом 180 см из укокского могильника «Верх-Кальджин-2», в могилу ему положили лук со стрелами и коня.

Анализ ДНК мумий показал, что пызырыкцы близки к селькупам (живут на севере Сибири – в Ямало-Ненецком АО, в Красноярском крае и в Тюменской области; по переписи 2010 года их осталось 3 649 человек) и к кетам – малочисленному народу, который живет на севере Красноярского края (1 219 человек).

Это соответствует предположениям ученых, что во II тысячелетии до н.э. пызырыкцы были вытеснены хуннами на север.

Северные самодийцы

Поэтому ничего удивительного, что мумии находят и на Ямале. Большинство их найдено в комплексе «Зеленый яр» (Приуральский район Ямало-Ненецкого АО), который открыли в 1997 году в ходе проекта «Живой Ямал». Могильник относят к VIII-IX векам и XIII веку. Сейчас вскрыто больше 80 захоронений, обнаружены останки взрослых, детей и младенцев. Сохранность тел обусловлена не только вечной мерзлотой, но и способом захоронения. Для погребения родичи надевали на тела меховую одежду, закрывали открытые части тела и грудь листами раскатанных медных котлов, а затем помещали в деревянные колоды или заворачивали в бересту. Медь реагировала с телом и сохраняла его нетленным.

Особенный интерес ученых вызвала мумия мальчика 6-7 лет, которого похоронили в берестяном коробе.

Специалисты Тюменского Института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН реконструировали внешний вид одного мужчины и пришли к выводу, что он был северным самодийцем и мог принадлежать быть ненцем, энцем, нганасаном или селькупом.

Таштыкцы

Еще одно место, где находят мумии – это Хакасия. Например, зимой 2014–2015 гг. экспедиция «Хакасского НИИ языка, литературы и истории» прямо в Абакане нашла курган таштыкской культуры V века (могильник Абакан-8), в которой лежала мумия женщины 50 лет, в честь которой было убито и сожжено 95 человек. О том, что тело было специально мумифицировано, говорили отверстия в черепе, – об этом сообщил руководитель экспедиции Петр Борисович Амзараков.

Тело покоилось в обширном срубе с алтарем, сруб был засыпан землей и обложен сверху плитами. В могиле была найдены погребальные куклы в масках, керамика, медные амулеты и золотая фольга.

Народы тытштыкской культуры жили в Хакасии 700 лет, начиная со II века до н.э. Это были разнородные племена – одни были европеоидами, а другие, принадлежавшие к знати, – монголоидами. Религия была общей, и хоронили мертвецов одинаково: тела сжигали, а кости зашивали в погребальные куклы, лица которых покрывали ритуальными масками.

Советский археолог-вотоковед Леонид Романович Кызласов считал, что тыштыкская культура отразила формирование енисейских киргизов (хакасов), которые образовались при смешении угро-язычных динлинов с тюрками гяньгунями.

Антропологи считают, что таштыкцы – представители уральской расы, занимающей промежуточное положение между европейцами и азиатами.

ДНК говорит в пользу того, что тыштыкцы – прямые потомки тагарцев, которые жили на Енисее ранее и были носителями гаплогруппы R1a, распространенной у народов Европы, Скандинавии и Средней Азии.

Позже енисейские кыргызы вошли в Уйгурский каганат, а затем в Кыргызский каганат, который просуществовал до 924 года.

Разные традиции и представления у людей, как поступать с телом умершего. Кремация, обычное предание земле, мумифицирование.... За последний метод, к слову, людям прошлого спасибо должны сказать ученые. Ведь найденные ими мумифицированные останки дают большее представление о минувших эпохах, расширяют поводы для размышлений, построения гипотез, выдвижения теорий и нахождения доказательств.

Еще в связи с поднятой темой читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
  • За любовь, за женщин, за весну…
    В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
  • Есть женщины в русских селеньях… памяти Риммы Марковой
    К столетию со дня рождения актрисы Риммы Марковой.
  • Россия и Гражданская война
    105 лет назад, 7 марта 1920 года части Красной армии вошли в Иркутск.
  • Жил, как воевал
    Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.