НА КАЛЕНДАРЕ

В традициях некоторых народов была мумификация покойных. И в России тоже!

По инф. cyrillitsa.ru   
10 Мая 2020 г.

Всем известна знаменитая мумия вождя пролетариата В. И. Ленина, которая покоится в мавзолее на Красной площади. Мумифицировать его тело советских ученых заставили две причины – идеология и научный интерес. Однако на территории России жили народы, которые мумифицировали своих покойников из религиозных соображений и старались сделать все возможное, чтобы тела их родичей сохранялись. Сделать это было трудно во влажном, болотистом климате с ежегодными перепадами температур, поэтому многие мумии сохранились лишь частично.

В традициях некоторых народов мумифицировать тела покойных. Что происходило на территории России?

Цивилизация пызырыкцев

Скотоводческая культура пызырыкцы была распространена на территории России в южных районах Горного Алтая – на плато Укок и Улаган и сосуществовала рядом со скифами. Этот ирано-самодийский народ проживал на обширных землях Монголии и Казахстана в течение четырех тысячелетий — с VI по II век д.н.э. Культура была названа в честь распадка Пызырык (республика Горный Алтай, Улаганский район), где в XIX веке были найдены первые захоронения вождей.

Это было развитое, но разнородное, состоявшее из европеоидов и монголоидов, сообщество, осуществлявшее активную торговлю с Ближним Востоком, Египтом и Азией.

Благодаря найденным захоронениям, известно, что у пызырыкцев была развита хирургия. Древние медики делали трепанацию черепа точно так же, как это делали в Древней Греции, что говорит о связи цивилизаций.

Тело они покрывали татуировками в скифо-сибирском стилефигурками птиц, оленей и мифических животных. Они мумифицировали своих покойников с помощью смолы, ртути, масла и воска.

Мумифицировали всех

Самой известной мумией пызырыкской цивилизации стала «Принцесса Укока» – мумия молодой (около 24 лет), европейской женщины, которая была найдена на одноименном плато в 1993 году. Тело женщины было похоронено в гробе, высеченном из дерева, и опущено в глубокий сруб под насыпным курганом. Благодаря сохранности мумии, медики выяснили, что скончалась «принцесса» от рака груди.

«Принцессу» мумифицировали тщательно – удалили все внутренние органы, гортань и глазные яблоки. Все это было сожжено, перемолото в пыль, смешно с сухой травой, растущей на Укоке, после чего этой смесью заполнили полости тела. Археологи Института истории материальной культуры РАН считают, что такой способ мумифицирования пришел на Алтай из Ирана.

Вместе в «принцессой» были найдены мумии двух мужчин – они также были замумифицированы и похоронены поверх могилы «принцессы», что позволило сделать вывод, что пызырыкцы мумифицировали всех покойников без исключения.

Раскопки экспедиции археолога Вячеслава Ивановича Молодина в 1995 году выявили упрощенный способ подготовки тела к похоронам с помощью вскрытия брюшной полости и удаления внутренних органов. Таким способом был мумифицирован белый мужчина ростом 180 см из укокского могильника «Верх-Кальджин-2», в могилу ему положили лук со стрелами и коня.

Анализ ДНК мумий показал, что пызырыкцы близки к селькупам (живут на севере Сибири – в Ямало-Ненецком АО, в Красноярском крае и в Тюменской области; по переписи 2010 года их осталось 3 649 человек) и к кетам – малочисленному народу, который живет на севере Красноярского края (1 219 человек).

Это соответствует предположениям ученых, что во II тысячелетии до н.э. пызырыкцы были вытеснены хуннами на север.

Северные самодийцы

Поэтому ничего удивительного, что мумии находят и на Ямале. Большинство их найдено в комплексе «Зеленый яр» (Приуральский район Ямало-Ненецкого АО), который открыли в 1997 году в ходе проекта «Живой Ямал». Могильник относят к VIII-IX векам и XIII веку. Сейчас вскрыто больше 80 захоронений, обнаружены останки взрослых, детей и младенцев. Сохранность тел обусловлена не только вечной мерзлотой, но и способом захоронения. Для погребения родичи надевали на тела меховую одежду, закрывали открытые части тела и грудь листами раскатанных медных котлов, а затем помещали в деревянные колоды или заворачивали в бересту. Медь реагировала с телом и сохраняла его нетленным.

Особенный интерес ученых вызвала мумия мальчика 6-7 лет, которого похоронили в берестяном коробе.

Специалисты Тюменского Института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН реконструировали внешний вид одного мужчины и пришли к выводу, что он был северным самодийцем и мог принадлежать быть ненцем, энцем, нганасаном или селькупом.

Таштыкцы

Еще одно место, где находят мумии – это Хакасия. Например, зимой 2014–2015 гг. экспедиция «Хакасского НИИ языка, литературы и истории» прямо в Абакане нашла курган таштыкской культуры V века (могильник Абакан-8), в которой лежала мумия женщины 50 лет, в честь которой было убито и сожжено 95 человек. О том, что тело было специально мумифицировано, говорили отверстия в черепе, – об этом сообщил руководитель экспедиции Петр Борисович Амзараков.

Тело покоилось в обширном срубе с алтарем, сруб был засыпан землей и обложен сверху плитами. В могиле была найдены погребальные куклы в масках, керамика, медные амулеты и золотая фольга.

Народы тытштыкской культуры жили в Хакасии 700 лет, начиная со II века до н.э. Это были разнородные племена – одни были европеоидами, а другие, принадлежавшие к знати, – монголоидами. Религия была общей, и хоронили мертвецов одинаково: тела сжигали, а кости зашивали в погребальные куклы, лица которых покрывали ритуальными масками.

Советский археолог-вотоковед Леонид Романович Кызласов считал, что тыштыкская культура отразила формирование енисейских киргизов (хакасов), которые образовались при смешении угро-язычных динлинов с тюрками гяньгунями.

Антропологи считают, что таштыкцы – представители уральской расы, занимающей промежуточное положение между европейцами и азиатами.

ДНК говорит в пользу того, что тыштыкцы – прямые потомки тагарцев, которые жили на Енисее ранее и были носителями гаплогруппы R1a, распространенной у народов Европы, Скандинавии и Средней Азии.

Позже енисейские кыргызы вошли в Уйгурский каганат, а затем в Кыргызский каганат, который просуществовал до 924 года.

Разные традиции и представления у людей, как поступать с телом умершего. Кремация, обычное предание земле, мумифицирование.... За последний метод, к слову, людям прошлого спасибо должны сказать ученые. Ведь найденные ими мумифицированные останки дают большее представление о минувших эпохах, расширяют поводы для размышлений, построения гипотез, выдвижения теорий и нахождения доказательств.

Еще в связи с поднятой темой читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».