Тимуровцы, сестры милосердия: как в России начиналось волонтерское движение? |
Анастасия Войко, culture.ru |
18 Сентября 2022 г. |
Вокруг нас немало людей, помогающих другим бескорыстно. Это волонтеры, которые совершают свои добрые дела в самых разных направлениях. Одни ходят в детские больницы и там веселят ребятишек и мам, другие – вяжут носочки воспитанникам приютов, третьи – помогают выбраться со дна опустившимся людям, восстанавливают им документы, находят работу и прочее. А с чего начиналось в стране добровольческое движение?
Первые сиротские приюты и ритуалы помочиДобровольческое движение появилось на Руси после принятия христианства в 988 году. По указу князя Владимира малоимущим выдавали рядом с княжескими резиденциями еду и деньги. Тем, кто не мог дойти за помощью, привозили на телегах. Еще при Владимире на Руси появились первые больницы и сиротские приюты. Их работники трудились безвозмездно. А при Ярославе Мудром открылись училища, в которые принимали сирот. Обучали их за счет пожертвований, которые собирали с жителей ближайших сел и городов. В деревнях с древности существовали особые ритуалы помощи, которые называли «помочи», «толока» или «кануны». Крестьяне строили дома погорельцам, распахивали поля соседям, у которых не осталось лошадей, безвозмездно заготавливали дрова для церквей и больниц. После того как помочи заканчивались, их организатор угощал всех участников. Такие ритуалы сохранялись в деревнях вплоть до XX века. Ученый Петр Семенов-Тян-Шанский в 1880 году писал: «Для получения помощи крестьянин... обращается к сельскому сходу, который и постановляет приговоры о помочи. Но иногда по невозможности или по неудобству собрания мира крестьянин обходит своих односельчан, приглашая на помочь, и тогда выезжают на помочь только те домохозяева, которые сами того желают. Охотников выехать бывает достаточно, потому что помочь без угощения не обходится, да и всякий домохозяин памятует, что и он когда-нибудь сам будет нуждаться в помочи». Воспитательные дома и народные школыДобровольчество поддерживали многие русские правители. Иван IV Грозный издал указ, по которому повелел «в каждом граде устроити богадельни мужески и женски, где прокаженных и престарившихся, не могущих нигде же главы подклонити, а приставившихся погребенно предавать, и оных поминати в священных службах». При нем и других русских царях неимущим помогали в основном при монастырях и церквях. Петр I решил и вовсе сократить число нищих, бродяг и беспризорников. Он издал указ «Об устройстве при церквах гошпиталей для незаконнорожденных детей», обложил штрафами их отцов, отправлял сирот на учебу и работу в мануфактуры. А в 1721 году император приказал «у всяких чинов людей, как воинских, так и духовных и статских... кроме рядовых... вычитать на каждый год от каждого рубля по копейке» на благотворительные нужды. При Петре I филантропов стало больше. Например, архиепископ Феофан Прокопович открыл в собственном доме Карповскую школу для сирот и детей из бедных семей. Екатерина II создала сеть воспитательных домов для сирот, подкидышей, незаконнорожденных детей. Работали в таких учреждениях добровольцы. Курировал каждый воспитательный дом опекунский совет, пожертвования на содержание детей собирали попечители. В XIX веке в России появилось много благотворительных организаций, самой крупной из которых стало Императорское человеколюбивое общество. Его учредил в 1802 году Александр I. Он приказал «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости... не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут». К 1917 году Императорское человеколюбивое общество курировало более 200 благотворительных учреждений по всей России. В 1864 году Александр II реформировал систему местного самоуправления. В губерниях и уездах появились новые органы — земства. По инициативе их членов в деревнях и селах организовывали народные начальные и воскресные школы, строили больницы. Во многих этих учреждениях врачи и учителя трудились добровольно и безвозмездно. А еще в 1860-х началось хождение в народ: многие студенты добровольно уезжали в деревни, становились сельскими учителями и врачами. Российское общество Красного Креста и сестры милосердия
В 1840-х в России появились сестры милосердия. Тогда были созданы Свято-Троицкая и Никольская общины. В эти организации вступали женщины с хорошей медицинской подготовкой, они работали в больницах и приютах. Во время Крымской войны, в 1853–1856 годах, первые сестры милосердия отправились на фронт — помогать раненым. Хирург Николай Пирогов писал: «Горжусь тем, что руководил их благословенной деятельностью». При Александре II появилось Российское общество Красного Креста. В него входили представители императорской семьи, аристократы, священнослужители. В военное время его члены помогали раненым на фронтах, в мирное — поддерживали инвалидов, семьи погибших солдат, помогали пострадавшим от стихийных бедствий, голода и эпидемий. В Российское общество Красного Креста входили и общины сестер милосердия. К концу XIX века это звание стало почетным. К кандидаткам предъявляли строгие требования. Вступить в общину могла женщина в возрасте от 18 до 40 лет, грамотная, с хорошим здоровьем. Сначала она должна была два года учиться, а затем сдать экзамен. В годы Первой мировой войны сестрами милосердия стали члены царской семьи — императрица Александра Федоровна и четыре ее дочери. В госпиталь превратился даже Зимний дворец. Александра Федоровна писала: «Слава Богу за то, что мы по крайней мере имеем возможность принести некоторое облегчение страждущим и можем им дать чувство домашнего уюта в их одиночестве. Так хочется согреть и поддержать этих храбрецов и заменить им их близких, не имеющих возможности находиться около них!» Всего же в Первой мировой участвовало более 40 тысяч сестер милосердия. Тимуровское движение, субботники и студенческие отряды
Многие дореволюционные благотворительные организации и общества добровольцев после 1917 года прекратили свое существование. Однако в стране сохранилось Российское общество Красного Креста. В 1923 году оно было реорганизовано в Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Его члены боролись с эпидемиями, в годы Великой Отечественной войны готовили медсестер, а в 1950-х — организовали движение безвозмездных доноров крови. В то же время идея добровольного труда на благо общества стала одной из основных в коммунистической идеологии. Уже весной 1919 года прошли первые субботники — так называли бесплатный труд на благо общества в выходные. Их устроили сотрудники Московско-Казанской железной дороги. Один из организаторов, Иван Бураков, вспоминал: «Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов)... Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу — с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно — «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться...» В 1930-е годы субботники стали массовыми и обязательными. Их регулярно проводили во всех советских организациях до самого распада СССР. Сотрудники в выходные либо просто работали, как в обычные дни, либо занимались ремонтом и уборкой. Добровольческие движения развивались в СССР среди школьников и студентов. В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть «Тимур и его команда». Главный герой произведения — мальчик Тимур — вместе со своими друзьями помогал семьям военных, которые отправились на фронт. Книга стала очень популярной, и дети начали подражать персонажам повести. Так в СССР зародилось тимуровское движение. Во время Великой Отечественной войны в нем участвовали более трех миллионов школьников. А после 1945 года тимуровцы помогали семьям раненых и погибших, ухаживали за могилами солдат, организовывали в школах музеи, занимались благоустройством своих родных городов и деревень. Студенты в СССР объединялись в добровольческие отряды. Они трудились на стройках, работали в больницах, детских домах. Многие присоединялись к экологическим обществам. В 1960 году на биологическом факультете МГУ появилась дружина охраны природы, ее члены боролись с лесными пожарами и загрязнением окружающей среды, проводили уроки в школах. Как и многие другие советские добровольческие общества, дружина сохранилась до наших дней. В то же время в 1990-х и 2000-х в России возникло множество некоммерческих, общественных, благотворительных организаций. Сегодня в стране проходят добровольческие акции — Всемирный день молодежного служения, Весенняя неделя добра. А число только официально зарегистрированных волонтеров превысило три миллиона человек. Пусть больше будет волонтеров и дальше растет добровольческое движение, крепнет и набирает силу. Потому что многим людям, так или иначе, действительно требуется помощь. Главное, чтобы она пошла во благо и была оказана вовремя. На нашем сайте читайте также:
|
|