ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Тимуровцы, сестры милосердия: как в России начиналось волонтерское движение?

Анастасия Войко, culture.ru   
18 Сентября 2022 г.
Изменить размер шрифта

Вокруг нас немало людей, помогающих другим бескорыстно. Это волонтеры, которые совершают свои добрые дела в самых разных направлениях. Одни ходят в детские больницы и там веселят ребятишек и мам, другие – вяжут носочки воспитанникам приютов, третьи – помогают выбраться со дна опустившимся людям, восстанавливают им документы, находят работу и прочее. А с чего начиналось в стране добровольческое движение?

Тимуровцы, сестры милосердия: как в России начиналось волонтерское движение?

  • Аникита Хотулев. Деревенская помощь (фрагмент). 1907 год. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко, Краснодар

Первые сиротские приюты и ритуалы помочи

Добровольческое движение появилось на Руси после принятия христианства в 988 году. По указу князя Владимира малоимущим выдавали рядом с княжескими резиденциями еду и деньги. Тем, кто не мог дойти за помощью, привозили на телегах. Еще при Владимире на Руси появились первые больницы и сиротские приюты. Их работники трудились безвозмездно. А при Ярославе Мудром открылись училища, в которые принимали сирот. Обучали их за счет пожертвований, которые собирали с жителей ближайших сел и городов.

В деревнях с древности существовали особые ритуалы помощи, которые называли «помочи», «толока» или «кануны». Крестьяне строили дома погорельцам, распахивали поля соседям, у которых не осталось лошадей, безвозмездно заготавливали дрова для церквей и больниц. После того как помочи заканчивались, их организатор угощал всех участников.

Такие ритуалы сохранялись в деревнях вплоть до XX века. Ученый Петр Семенов-Тян-Шанский в 1880 году писал: «Для получения помощи крестьянин... обращается к сельскому сходу, который и постановляет приговоры о помочи. Но иногда по невозможности или по неудобству собрания мира крестьянин обходит своих односельчан, приглашая на помочь, и тогда выезжают на помочь только те домохозяева, которые сами того желают. Охотников выехать бывает достаточно, потому что помочь без угощения не обходится, да и всякий домохозяин памятует, что и он когда-нибудь сам будет нуждаться в помочи».

Воспитательные дома и народные школы

Добровольчество поддерживали многие русские правители. Иван IV Грозный издал указ, по которому повелел «в каждом граде устроити богадельни мужески и женски, где прокаженных и престарившихся, не могущих нигде же главы подклонити, а приставившихся погребенно предавать, и оных поминати в священных службах». При нем и других русских царях неимущим помогали в основном при монастырях и церквях.

Петр I решил и вовсе сократить число нищих, бродяг и беспризорников. Он издал указ «Об устройстве при церквах гошпиталей для незаконнорожденных детей», обложил штрафами их отцов, отправлял сирот на учебу и работу в мануфактуры. А в 1721 году император приказал «у всяких чинов людей, как воинских, так и духовных и статских... кроме рядовых... вычитать на каждый год от каждого рубля по копейке» на благотворительные нужды. При Петре I филантропов стало больше. Например, архиепископ Феофан Прокопович открыл в собственном доме Карповскую школу для сирот и детей из бедных семей.

Екатерина II создала сеть воспитательных домов для сирот, подкидышей, незаконнорожденных детей. Работали в таких учреждениях добровольцы. Курировал каждый воспитательный дом опекунский совет, пожертвования на содержание детей собирали попечители.

В XIX веке в России появилось много благотворительных организаций, самой крупной из которых стало Императорское человеколюбивое общество. Его учредил в 1802 году Александр I. Он приказал «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости... не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут». К 1917 году Императорское человеколюбивое общество курировало более 200 благотворительных учреждений по всей России.

В 1864 году Александр II реформировал систему местного самоуправления. В губерниях и уездах появились новые органы — земства. По инициативе их членов в деревнях и селах организовывали народные начальные и воскресные школы, строили больницы. Во многих этих учреждениях врачи и учителя трудились добровольно и безвозмездно. А еще в 1860-х началось хождение в народ: многие студенты добровольно уезжали в деревни, становились сельскими учителями и врачами.

Российское общество Красного Креста и сестры милосердия

Тимуровцы, сестры милосердия: как в России начиналось волонтерское движение?

  • Рудольф Френц. Сестра милосердия Римма Иванова. 1915-1916. Военно-медицинский музей, Санкт-Петербург

В 1840-х в России появились сестры милосердия. Тогда были созданы Свято-Троицкая и Никольская общины. В эти организации вступали женщины с хорошей медицинской подготовкой, они работали в больницах и приютах. Во время Крымской войны, в 1853–1856 годах, первые сестры милосердия отправились на фронт — помогать раненым. Хирург Николай Пирогов писал: «Горжусь тем, что руководил их благословенной деятельностью».

При Александре II появилось Российское общество Красного Креста. В него входили представители императорской семьи, аристократы, священнослужители. В военное время его члены помогали раненым на фронтах, в мирное — поддерживали инвалидов, семьи погибших солдат, помогали пострадавшим от стихийных бедствий, голода и эпидемий. В Российское общество Красного Креста входили и общины сестер милосердия. К концу XIX века это звание стало почетным. К кандидаткам предъявляли строгие требования. Вступить в общину могла женщина в возрасте от 18 до 40 лет, грамотная, с хорошим здоровьем. Сначала она должна была два года учиться, а затем сдать экзамен.

В годы Первой мировой войны сестрами милосердия стали члены царской семьи — императрица Александра Федоровна и четыре ее дочери. В госпиталь превратился даже Зимний дворец. Александра Федоровна писала: «Слава Богу за то, что мы по крайней мере имеем возможность принести некоторое облегчение страждущим и можем им дать чувство домашнего уюта в их одиночестве. Так хочется согреть и поддержать этих храбрецов и заменить им их близких, не имеющих возможности находиться около них!» Всего же в Первой мировой участвовало более 40 тысяч сестер милосердия.

Тимуровское движение, субботники и студенческие отряды

Тимуровцы, сестры милосердия: как в России начиналось волонтерское движение?

  • Дмитрий Капаницын. Тимуровцы в ауле. 1943. Национальный музей Республики Дагестан им. Тахо-Годи, Махачкала

Многие дореволюционные благотворительные организации и общества добровольцев после 1917 года прекратили свое существование. Однако в стране сохранилось Российское общество Красного Креста. В 1923 году оно было реорганизовано в Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Его члены боролись с эпидемиями, в годы Великой Отечественной войны готовили медсестер, а в 1950-х — организовали движение безвозмездных доноров крови.

В то же время идея добровольного труда на благо общества стала одной из основных в коммунистической идеологии. Уже весной 1919 года прошли первые субботники — так называли бесплатный труд на благо общества в выходные. Их устроили сотрудники Московско-Казанской железной дороги. Один из организаторов, Иван Бураков, вспоминал: «Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов)... Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу — с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно — «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться...» В 1930-е годы субботники стали массовыми и обязательными. Их регулярно проводили во всех советских организациях до самого распада СССР. Сотрудники в выходные либо просто работали, как в обычные дни, либо занимались ремонтом и уборкой.

Добровольческие движения развивались в СССР среди школьников и студентов. В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть «Тимур и его команда». Главный герой произведения — мальчик Тимур — вместе со своими друзьями помогал семьям военных, которые отправились на фронт. Книга стала очень популярной, и дети начали подражать персонажам повести. Так в СССР зародилось тимуровское движение. Во время Великой Отечественной войны в нем участвовали более трех миллионов школьников. А после 1945 года тимуровцы помогали семьям раненых и погибших, ухаживали за могилами солдат, организовывали в школах музеи, занимались благоустройством своих родных городов и деревень.

Студенты в СССР объединялись в добровольческие отряды. Они трудились на стройках, работали в больницах, детских домах. Многие присоединялись к экологическим обществам. В 1960 году на биологическом факультете МГУ появилась дружина охраны природы, ее члены боролись с лесными пожарами и загрязнением окружающей среды, проводили уроки в школах.

Как и многие другие советские добровольческие общества, дружина сохранилась до наших дней. В то же время в 1990-х и 2000-х в России возникло множество некоммерческих, общественных, благотворительных организаций. Сегодня в стране проходят добровольческие акции — Всемирный день молодежного служения, Весенняя неделя добра. А число только официально зарегистрированных волонтеров превысило три миллиона человек.

Пусть больше будет волонтеров и дальше растет добровольческое движение, крепнет и набирает силу. Потому что многим людям, так или иначе, действительно требуется помощь. Главное, чтобы она пошла во благо и была оказана вовремя.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…