НА КАЛЕНДАРЕ

Т-34: что было в шаге от создания легенды?

Антон Трофимов, histrf.ru   
23 Марта 2021 г.

В судьбе легендарного танка Т-34, ставшего самым массовым в истории мирового танкостроения и одной из лучших бронированных машин Второй мировой войны, особую роль сыграл испытательный пробег по маршруту Харьков – Москва, состоявшийся в середине марта 1940 года. Он завершился испытаниями на танковом полигоне в Кубинке и показом новых машин высшему руководству страны. Именно тогда, глядя на два танка непривычного для советских машин силуэта, Иосиф Сталин произнес фразу, хорошо запомнившуюся участникам показа: «Это будет «ласточка» наших бронетанковых сил...»

Т-34: что было в шаге от создания легенды?

От чертежей до полигонов

Проектирование нового среднего танка с рациональными углами наклона брони, то есть такими, при которых даже не слишком толстый броневой лист мог сопротивляться противотанковой артиллерии с большой эффективностью, начались в конструкторском бюро Харьковского завода №183 в 1937 году. За два года коллективу КБ под руководством Михаила Кошкина, назначенного на должность незадолго до получения нового задания, удалось спроектировать новую машину, построить несколько опытных образцов и довести их до полигонных испытаний.

Именно они-то и убедили конструкторов, а следом за ними и некоторых военных руководителей, что колесно-гусеничная схема, которой требовало Главнобронетанковое управление РККА, — не лучший вариант для среднего танка. Чтобы доказать это, кошкинское КБ построило один чисто гусеничный танк, который произвел большое впечатление на военных, наблюдавших новинку в деле. И хотя в итоге в постановлении о принятии на вооружение РККА новых машин, принятом 25 сентября 1939 года, значились и чисто гусеничная, получившая индекс А-32, и колесно-гусеничная с индексом А-20, основные надежды танкистов были связаны все-таки с «тридцать вторым» танком. Не случайно в конце того же месяца было решено изготовить два опытных экземпляра именно этой машины, предназначенных для войсковых испытаний. Опытные танки получили индекс А-34, от которого оставался один шаг до будущей легендарной «тридцатьчетверки».

Однако, чтобы сделать этот шаг, нужно было не только провести войсковые испытания машин, но и представить их высшему руководству страны. Сделать это было решено в марте 1940 года. К тому времени оба опытных образца, совершившие несколько пробегов и участвовавшие в войсковых испытаниях, накрутили на спидометрах солидные показатели: один танк — 1350 км, второй — 950 км. Наблюдавшие за ними военные убедились в том, что это, как выразился один из них, «действительно превосходный танк, то, что нам и нужно!» Оставалось произвести такое же впечатление на советское руководство.

Т-34: что было в шаге от создания легенды?

  • Танк А-34 в полутораметровом снежном заносе

На смотр в Москву!

Об основных итогах войсковых испытаний заместителю наркома обороны командарму 1 ранга Григорию Кулику доложили 4 марта, а в ответ его начальник маршал Климент Ворошилов отдал распоряжение прервать испытания и начать готовить танки к показу в Москве. Эта подготовка началась уже через два дня и заняла всего пять дней. Старт пробега был назначен в ночь на 12 марта, финиш — на утро 15 марта. Сам же показ должен был состояться позднее – после коротких показательных испытаний танков на автобронетанковом полигоне в Кубинке.

Кроме главного конструктора «тридцатьчетверок», в пробеге участвовали: начальник автобронетанковых войск Харьковского военного округа полковник Черняев (в роли руководителя пробега), опытные заводские механики-водители Исаак Бетенский, Василий Дюканов, Иван Кузнецов и Николай Носик, инженеры-исследователи Илья Гололобов и Иван Настека и военный представитель на заводе военинженер 3 ранга Байков. Вместе с двумя А-34 в пробег уходил и гусеничный тягач «Ворошиловец», груженный топливом, смазочными материалами и запчастями.

Новые машины и есть новые машины: в процессе испытаний у них постоянно что-нибудь выходит из строя и требует замены. Так случилось и с одним из опытных образцов А-34: буквально накануне пробега на нем пришлось срочно менять несколько незначительных, но весьма важных деталей. Так что в итоге в дальнюю — 744 километра! — дорогу бронированные машины тронулись только в четыре часа дня 12 марта. Провожали их едва ли не всем заводом во главе с его директором Юрием Максаревым, который очень беспокоился о том, как поведут себя новые танки в дальней дороге. Он, как вспоминали позднее участники проводов, несколько раз даже заводил разговор о том, чтобы испытатели, если столкнутся с серьезными трудностями, возвращались домой. Но конструктор Михаил Кошкин, отправлявшийся в пробег со своим детищем, категорически отказался от такого шанса: дескать, все будет нормально, а почти зимняя погода — всего лишь еще одна возможность проверить, на что способны танки.

Т-34 на кремлевской брусчатке

Путь от Харькова до Москвы оказался непростым, и не только потому, что новые машины то и дело подкидывали своим создателям, инженерам и механикам-водителям неприятные неожиданности. Непростыми были и дорожные условия: как вспоминали позднее участники пробега, даже на некоторых участках шоссе, по которому двигались танки и тягач, порой встречались снежные заносы высотой до двух метров! И все-таки в запланированные пять дней пути удалось уложиться. В пятом часу вечера 17 марта, с семичасовым опозданием, колонна в сопровождении заместителя наркома среднего машиностроения Алексея Горегляда доехала до московской Преображенской заставы. Там, на танковом заводе №37, получившем известность благодаря своему главному конструктору Николаю Астрову (создателю плавающих танков Т-38 и Т-40 и легких танков Т-60 и Т-70), бронированные машины прошли серьезное техническое обслуживание и были подготовлены к испытаниям на автобронетанковом полигоне в Кубинке.

Эти испытания заняли всего один день — 24 марта, но еще до них, пока танки стояли на заводе №37, с ними успели познакомиться все, кому это было позволено по долгу службы, — от генштабистов до представителей командования бронетанковых войск. Так что на полигоне в Кубинке главными задачами были обстрел одного из танков — А-32 номер 1 — из 37- и 45-миллиметровых противотанковых пушек и демонстрация проходимости танка. Со вторым не возникло никаких проблем: даже в глубоком снегу тяжелая машина вела себя уверенно и свободно. А вот по результатам обстрела решено было кое-где усилить броню и укрепить некоторые узлы и агрегаты танка.

Т-34: что было в шаге от создания легенды?

  • Опытный образец танка А-34 на испытаниях

Через шесть дней, 30 марта 1940 года, оба опытных экземпляра А-34 были представлены секретарю ЦК ВКП(б) Иосифу Сталину и другим советским руководителям. И если нарком обороны маршал Советского Союза Климент Ворошилов уже не в первый раз видел новые танки, то для Сталина, как и для председателя президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина и других участников смотра это было первое знакомство с ними. Под пояснения конструктора Михаила Кошкина первые лица страны внимательно осмотрели машины, то и дело задавая вопросы, после чего нарком Ворошилов поднялся на броню и начал заглядывать в открытые люки машины, а нарком тяжелого машиностроения Вячеслав Малышев не погнушался и спуститься внутрь.

После осмотра и вопросов танки продемонстрировали свои ходовые качества, в том числе и встречное маневрирование: разъехавшись к Спасским и Троицким воротам, машины развернулись возле них и поехали навстречу друг другу, чтобы, встретившись, выполнить еще несколько маневров. Все это произвело очень сильное впечатление на советских руководителей, которые высоко оценили новые машины; именно в этот момент и прозвучала знаменитая фраза Сталина о «ласточках». Так что решение о немедленном начале производства на заводах в Харькове и Сталинграде танка Т-34 (такой индекс присвоили новой машине после показа), которое приняло совещание представителей наркоматов обороны и среднего машиностроения, было совершенно предсказуемым.

Обратная дорога опытных машин из Москвы в Харьков, в которую они отправились 2 апреля 1940 года, сыграла роковую роль в судьбе создателя Т-34 Михаила Кошкина. В дороге он сильно простудился, простуда быстро перешла в воспаление легких, которому изношенный напряжением последних лет организм конструктора уже не мог сопротивляться. Даже удаление одного легкого не спасло ему жизнь: 26 сентября 1940 года, всего через полгода после триумфального показа своего детища в Кремле, его создатель умер.

Танк Т-34 – один из самых узнаваемых среди техники такого рода. Он является символом Второй мировой войны. Танк оказал огромное влияние на исход этого масштабного исторического события и развитие мирового танкостроения в дальнейшем.

На нашем сайте читайте также:

По инф. istrf.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Ночь с Вампиловым у печки
    Его день рождения – на днях (19 августа). И хотя цифра 88 выглядит внушительно, он для всех и навсегда остался молодым…
  • Маэстро женских грез
    5 августа исполнилось 175 лет со дня рождении Ги де Мопассана.
  • Неравный брак: на Урале 16-летняя вышла за богатого пожилого профессора от нужды
    В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения жилья. Однако этот брак не принес счастья — спустя несколько лет Александра смогла развестись и встретить новую любовь, пишет  life.ru
  • 70 лет назад родился основатель «МММ» Сергей Мавроди
    Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной математики.
  • «Я тебя никогда не забуду»
    Исполнилось 80 лет композитору Алексею Рыбникову
  • Память о войнах как источник новых войн?
    Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать власть.
  • Русский Шерлок Холмс
    Исполнилось 90 лет Василию Ливанову.
  • Девятнадцатый против двадцатого
    Российская компартия официально реабилитировала Сталина.
  • О холокосте и антисемитизме
    Еврейский вопрос в свете Великой Победы 1945 года.
  • Без царя в голове
    Василий Водовозов о знакомстве с молодым Лениным.
  • «По волне моей памяти…»
    20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.