Русских красавиц часто представляют в сарафанах. Кажется, что эта одежда появилась на Руси — настолько органично она вписывается в народный образ. Но интересно, что на самом деле слово сарафан произошло от тюркского «саранпа». Есть версия, что этот предмет одежды изобрели на Востоке, но исследователи так и не пришли к единому мнению. Как менялся русский народный сарафан, кому его запрещали носить и что с ним происходит сегодня?
Международная одежда и первый сарафаны на Руси, которые носили мужчины
Сарафаны носили не только на Руси, но и в Европе, пишет сайт Культурология.РФ. Например, в Германии во время праздников женщины и сегодня надевают сарафан, который носит название трэгеркляйд. Польские крестьянки носили национальную одежду — сарафан, внешне напоминающий обычную рубаху. Клетчатые сарафаны были очень распространены в старину странах Балтии. Одежду, похожую на сарафан, можно было увидеть и на болгарах, хорватах, португальцах и испанцах. Первое упоминание о сарафане можно найти в Никоновской летописи, датированной 1376 годом. Сказать с уверенностью, когда появилась такая одежда, сейчас невозможно. Интересно, что изначально в сарафанах ходили не женщины, а мужчины, защищаясь от холода, грязи и пыли. На Руси до 14 века представители сильной половины носили наряд, который был похож на кафтан и сарафан одновременно, то есть выглядел как гибрид этих вещей. Зато в 17 веке ходить в сарафанчиках стали исключительно женщины.
На любой вкус: пять самых распространенных женских сарафанов
Классический русский сарафан выглядит объемно и впечатляет декором и красивыми деталями. Есть пять основных видов этой одежды:
Самый старый вид — глухой или туникообразный сарафан. Он не расстегивался, а увидеть его можно было чаще всего на старообрядцах.
Сарафан, выполненный из клиньев, который называется косоклинным, носили в центральных и северных регионах. Праздничные модели украшали шлейфами, например, как на шелковых сарафанах казачек с Урала.
В северных районах чаще всего носили сарафаны на кокетке.
В московской губернии девушки щеголяли в так называемых круглых сарафанах. Сшит такую вещь было очень просто: по сути это была ткань, сшитая по швам, присборенная в районе груди и с лямками.
Наиболее «молодым» сарафаном является полуплатье, распространенное в Балтии, Беларуси, Украине. Шили такую одежду из шерсти или домотканых льняных и конопляных полотен. На Урале и в Новгородчине популярны были праздничные модели, выполненные из качественного заграничного шелка. Правда, купить такой сарафанчик мог только очень зажиточный человек.
Петр Великий, который приказал носить сарафаны только крестьянам
Очень важна была отделка. В некоторых регионах изготавливали красивые обманные застежки. Для этого применяли парчу, а название было интересным — «княжья лента». В других местностях предпочитали сарафаны-распашонки, при этом разрез украшался яркой парчой, пуговицами из золота или жемчуга. Использовались вышивки, набойки и другой декор.
Все элементы сарафана имели свое значение. К примеру, качество ткани могло рассказать, где одежду сшили. С помощью узоров рассказывали приметы и верования. Качество декоративной отделки сигналило о богатстве владельца. Что касается расцветки, то она могла быть любой. Встречались разные цвета и оттенки: голубые, синие, фуксия, зеленые, желтые, розовые. Самыми распространенными цветами был черный, белый и красный, так как в они были проще в изготовлении.
Когда к власти пришел Петр Великий, он ввел для господ и дворян обязательное ношение европейского платья. Что касается традиционных сарафанов, то в них могли ходить только крестьяне.
Екатерина великая, которая любила походить в сарафане и очень неохотный отказ от национальной одежды после революции
К 19 веку появились любители и ценители традиционного сарафана. Коллекционеры старались сохранить побольше такой одежды, чтобы потомки могли ей полюбоваться. Сегодня экземпляры можно увидеть в этнографических музеях.
Интересно, но и императрица Екатерина Великая также была ярой ценительницей народных костюмов и даже организовывала большие балы, куда приходить следовало только в национальной одежде. Подхватил такую традицию Николай I, более того, им был издан указ о ношении дамами при дворе парадного платья, сделанного по типу русского сарафана.
После октябрьской революции быт людей постепенно стал лишаться вещей, связанных со свергнутым режимом. Это коснулось и сарафанов. Однако быстро отказаться от любимой национальной одежды люди не смогли. Женщины перестали носить сарафаны только в пятидесятых годах, а ранее в некоторых регионах это была любимая одежда.
Современность: модный этностиль
Сегодня вряд ли можно увидеть женщин в традиционном сарафане, но вот переработанные модели очень даже модны. Они могут быть как дешевыми, так и дизайнерскими, очень дорогими. Славянский этностиль востребован и в модных домах. Сарафаны можно увидеть в коллекциях от Валентино, Гуччи, Ив Сен Лорана. Это понятно, так как народные костюмы неизменно привлекают внимание, смотрятся интересно, стильно. Тенденция высокого интереса к этностилю понятна: люди хотят ввернуться к истокам, а для этого ищут одежду, которая может стать основой стиля. И в этом случае наряд, близкий к национальному костюму, подходит как нельзя лучше. Сарафан не собирается сдавать своих позиций!
***
За вполне обычной одеждой – сарафаном – тянется весьма любопытная история. А удивляться, что представители обоих полов «обмениваются» предметами гардероба не приходится. Брюки, к примеру, отлично прижились на женщинах. В юбке или платье теперь современную даму и встретишь не часто. А сильный пол иногда наоборот щеголяет в юбках. Правда, это скорее исключение, чем правило, что радует.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.