Оксана Маякова, автор портала «Культура.РФ», www.culture.ru
10 Декабря 2022 г.
Изменить размер шрифта
Упаковки в виде пирамидок для молока стали одним из символов СССР. В Советском Союзе они появились в начале 1960-х годов. До этого молоко покупали либо в стеклянных бутылках, либо на разлив из больших бидонов в собственную тару.
Однако у этих способов продажи были существенные недостатки: молоко из бидонов быстро скисало, а стеклянные бутылки бились при транспортировке и стоили дорого. Многие мыли их и сдавали в специальные пункты приема, чтобы компенсировать цену. Новая картонная упаковка решила эти проблемы: продукт в ней хранился столько же, сколько в стекле, цена была ниже, а пустой треугольничек просто бросали в мусор.
Существует множество версий, почему прижилась именно пирамидальная упаковка. Исследователи приписывают ей особую прочность, отмечают удобство из-за устойчивого основания. Однако истинная причина популярности пирамидок довольно прозаична: это была первая форма картонной упаковки, которую разработала шведская компания Tetra Pak. А Советский Союз купил эту технологию.
Привычное народное название «треугольная упаковка» на самом деле не совсем верное. Правильно называть ее тетраэдрической. Ведь она сделана в форме тетраэдра — пирамиды с четырьмя гранями, каждую из которых составляет правильный треугольник. Само название Tetra Pak — это сокращение от «тетраэдрическая упаковка». Компания взяла имя именно в честь первой разработки. Идею коробки-тетраэдра для молока начали разрабатывать в 1944 году, а окончательно технология оформилась к 1952-му.
Tetra Pak создала не только саму форму пакета, но и особый способ упаковывания жидкости в картон. Инженеры компании догадались припаять к картонной основе тонкий слой полиэтилена, и это придало материалу отличную влагоустойчивость. Изобретение стало находкой для поставщиков. До 1950-х годов европейские продавцы, как и советские, чаще отпускали молоко в стеклянной таре — тяжелой, дорогой и неудобной для транспортировки. Новая разработка избавляла от этих сложностей.
Поначалу компания создала специальное оборудование для выпуска только тетраэдров. Процесс их создания был прост. Лента из плотного и эластичного картона непрерывно сворачивалась в длинную трубу, спаянную в самом низу. Сверху в нее заливалось молоко, и механизм прямо по заполненной жидкостью трубе штамповал два горячих шва-спайки под разными углами.
Если бы швы были одинаковыми и горизонтальными, пачки с молоком выглядели бы как сплюснутые с двух концов мягкие пакеты. Но расположенные под прямым углом друг к другу швы позволяли «скрутить» емкость в тетраэдр. В результате получалась лента из герметичных упаковок-пирамидок с молоком внутри. Их просто отрезали друг от друга по спайке — и так товар становился готов к продаже.
Спустя несколько лет после запуска производства разработкой заинтересовался Советский Союз. В то время он купил несколько линий оборудования у Швеции. Так к началу 1960-х годов на советских прилавках появились те самые пирамидки. Классическим дизайном стали белые упаковки с характерными голубыми и красными треугольниками. А на полосе в середине красовалась надпись «МОЛОКО».
В Европе пирамидки были популярны недолго. Компании постепенно стали отказываться от тетраэдров из-за неудобств логистики: специальные шестигранные корзины для перевозок занимали много полезного места и оставляли пустоты в контейнерах. А в 1963 году шведы запустили более удобные упаковки в виде кирпичика. Но в СССР прижились именно классические треугольнички. Они оставались на прилавках вплоть до 1980-х годов.
Символ эпохи отразился и в отечественном искусстве. Например, художник Игорь Шелковский в 1973 году создал скульптуру в виде молочной пирамидки, которую в 2005 году повторил специально для Третьяковской галереи. Изначально художник вдохновлялся работами Энди Уорхола: тот создавал скульптуры в виде популярных в США коробок от мыла. Шелковский задумался, какой предмет советского быта мог бы стать «сверхпредметом», маркером современности — и выбрал ту самую упаковку.
И сейчас можно встретить на прилавках магазинов молоко, упакованное в «треугольнички». Правда, обложка продукта теперь стала ярче. И встречаются иногда совсем маленькие пакетики, прямо какие-то «молокогномики».
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.