ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

МультиВход
 

Не все знают: какие народы, кроме евреев, тяготели к иудаизму?

По инф. cyrillitsa.ru   
05 Июля 2020 г.
Изменить размер шрифта

Во времена эллинизма, когда Палестина стала частью сначала обширной империи Селевкидов, потом Египетского царства Птолемеев, иудеи широко занимались прозелитизмом. Эллинистическое общество проявляло повышенный интерес к религии Ветхого завета. Последний был переведён на греческий язык в Александрийской академии наук по велению царя Птолемея II (285-245 гг. до н.э.). Но после взятия Иерусалима римлянами в 70 году н.э., вторичного разрушения храма Соломона и рассеяния иудеев по Римской империи и вне её, иудейские общины стали проявлять тенденцию к замкнутости.

Многие люди тяготели к тем или иным религиям. Вот кто к иудаизму?

Тем не менее иудаизм после этого приняли некоторые народы. Как правило, это произошло ещё до того, как окончательно сложился Талмуд – сборник правовых и бытовых установлений для иудеев.

Фалаша

Один из наиболее известных нееврейских народов, исповедующих иудаизм — это фалаша — этнолингвистическая группа эфиопского народа амхара. Во второй половине XX века большинство их переселилось в Израиль, где сейчас проживает 130 тысяч фалаша. Вне Израиля осталось только около 6000 представителей данного народа.

О происхождении фалаша существуют разные версии. Сами они верят, что их народ происходит от сына царя Соломона и царицы Савской, Менелика, уехавшего на родину своей матери в сопровождении первосвященников и старейшин. Окружавшие их эфиопские христиане считают, что фалаша – потомки иудеев, бежавших от ига римлян.

Большинство учёных считает, что иудаизм распространился в Эфиопии благодаря еврейским купцам, проникнувшим в страну со стороны Египта или Аравии и поселившимся в ней в первые века нашей эры. Известно, например, что местные иудейские общины существовали в Аравии ещё во времена пророка Мухаммеда (1-я половина VII века). Христианское царство Аксум, охватывавшее Йемен и Эфиопию (IV-VI века), воевало с иудейскими общинами в Эфиопии и покорило их, но оставило их религию в неприкосновенности.

Меньшинство учёных считает, что «иудаизм» фалаша вторичен. Это своеобразная ересь внутри Эфиопской христианской (монофизитской) церкви, возникшая уже в Средние века. Она сродни ереси «жидовствующих» в России и другим подобным учениям в Европе, которые отвергли Новый завет и признавали святость и истинность только Ветхого завета.

Косвенным подтверждением позднего происхождения иудаизма в Эфиопии может служить тот факт, что фалаша совсем не знали иврита. Языком их «иудейских» богослужений был язык геэз – тот же, что и у эфиопских христиан. Он происходит от официального языка Аксумского царства.

Фалаша – не единственный нееврейский народ, сохранивший иудаизм с древних времён до наших дней. Другой такой народ живёт на территории России.

Караимы

Караимы, живущие в основном в Крыму и в Литве, также признают только Тору, но отвергают Талмуд. Их происхождение до сих является загадкой.

Большинство считает, что караимы – потомки хазар, принявших в IX веке иудаизм. Однако у этой, казалось бы, само собой разумеющейся теории, есть противники, и их аргументы весомы. Во-первых, хотя караимы и хазары – тюрки, но хазарский язык относился к булгарской группе тюркских языков, а караимский принадлежит к кыпчакской группе. Во-вторых, иудаизм хазар был талмудическим (впрочем, это не доказано), а караимы не признают Талмуд. Впрочем, караимы вполне могут быть потомками одного из кыпчакских этносов многонационального Хазарского каганата, принявшего официальную религию этого государства в искажённом виде.

Согласно альтернативной версии, караимы имеют сборное и позднее происхождение. Их предки пришли в Восточную Европу вместе с монголо-татарами. Караимы не древнее крымских татар. Некоторые из них приняли ветхозаветную религию ещё в Золотой Орде, некоторые уже на месте. Иудаизм караимов, согласно этой гипотезе, такого же «еретического» происхождения, как и иудаизм фалаша.
Хазары

Если верить переписке между хазарскими и испанскими евреями X века, то иудаизм, который приняли хазарские каганы и их окружение в начале IX века, был талмудическим, ортодоксальным. Если это так, тогда это единственный случай, когда нееврейский народ был обращён в талмудический иудаизм.

Проповедниками Талмуда в Хазарии могли стать горские евреи. Эта группа, происходящая от евреев, поселившихся в Персии ещё во времена Ахеменидов (V век до н.э.), в V-VI веках нашей эры расселилась на территории современного Дагестана. Власть Хазарского каганата в VI веке распространилась и на Дагестан. Горские евреи к тому времени, как многие считают, уже приняли иудаизм в талмудической форме.

Однако реальных сведений об иудаизме хазар очень мало. Упомянутая переписка вызывает большие сомнения насчёт своей подлинности. Ещё не так давно большинство историков, и не без основания, были уверены, что она фальсифицирована. Археологи не нашли свидетельств широкого распространения иудейского культа в Хазарии. По-видимому, если там исповедовался иудаизм, то только общинами евреев в этом многонациональном государстве и, возможно, узкой правящей прослойкой.

Буртасы

Русские и восточные летописи знают народ буртасов, живший на землях приблизительно современных Пензенской, Саратовской и Волгоградской областей. Сначала они находились под властью Хазарского каганата. С конца X века, когда князь Святослав Игоревич разгромил Хазарию, буртасы стали данниками Руси (вероятно, нерегулярными). В XIII веке буртасы превратились в подданных Золотой Орды.

Есть три теории этнического происхождения буртасов. Согласно одной, они были финно-угорским народом, родственным мордве; по другой – тюрками; по третьей – потомками аланов. Также неясна их окончательная судьба. Буртасы участвовали в Куликовской битве на стороне Мамая. В XVI веке они упоминаются в писцовых книгах Московского государства. Вплоть до XVIII века название буртасы иногда употреблялось к мишарям. Эти буртасы формально исповедовали ислам или православие (фактически были язычниками).

Существует интересное свидетельство Джованни Плано Карпини, папского посла к монголам в 1245-1247 гг. Он говорит, что монголы увели в плен много буртасов, и при этом называет их иудеями. Может быть, он ошибался?

Но можно предположить и другое. Буртасы, будучи под властью хазар, могли исповедовать иудаизм. Не исключено также, что их только принимали за иудеев другие народы из-за того, что буртасы долго состояли в подданстве Хазарии. Возможно, в иудаизм перешла какая-то часть буртасов. Слишком мало сведений об этом народе для определённого суждения.

Надеемся, что вопросы тяготения к иудаизму разных народов мужи науки со временем прояснят для себя и расскажут другим. А вообще иудаизм – самая древняя религия из существующих ныне. Это известно точно.

Еще любопытные публикации с религиями связанные:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...
  • Не сомкнутся над памятью волны...
    Моей малой родиной была деревня Грудинино, находящаяся теперь на дне Иркутского водохранилища, примерно в 10-12 километрах на юго-восток от плотины Иркутской ГЭС. На дне водохранилища покоятся останки из близлежащих деревень, таких как Михалёво, Патроны, Щукино, Ерши, Большая и Малая Разводная. Деревня Ерши была родиной моей бабушки Екатерины Александровны Саловаровой.
  • Собрались на пикничок? Вот советы: как не навредить природе
    family1 Вылазка за город может обернуться горой оставленного мусора, но этого можно избежать. Достаточно помнить несколько простых советов.
  • Российский косметолог: дамы, не машите на себя рукой!
    Россиянкам свойственен особый, так называемый «смешанный», тип старения кожи. Особенности старения российских женщин раскрыла врач-косметолог Екатерина Морозова.
  • Самые большие корабли в мире
  • Аукцион (отрывок из рассказа)
    0708 8 1 Владимиру Михайловичу в этом году исполнилось 70 лет. К юбилею он собрал книгу, которую назвал «Книга жизни», где «вместо пролога» рассказал о себе в контексте непросто складывавшегося творческого пути. Ещё в детстве он рифмовал слова, лет в двенадцать написал первое стихотворение – «конечно, о Байкале»; но, повзрослев, перешёл, в основном, на прозу. Первым, в 1986 году, был написан рассказ «Медовый месяц», следом, в 1987­м – «Аукцион». Ну и так далее, и так далее, хотя разъездная работа на железной дороге достаточно времени и сил для этого не оставляла. В настоящее время на пенсии. Живёт в Иркутске.
  • «Слава не боялся смерти»: вдова Святослава Федорова в своем предсмертном интервью
    raduga 13 августа — 9 дней, как скончалась Ирэн Федорова, вдова известного офтальмолога. Незадолго до смерти с ней говорил Sobesednik.ru.
  • Эпоха танкостроения. Вспоминая взлет «сухопутных броненосцев»
    Моя собеседница, Татьяна Исааковна Штанько, связана с кораблестроением. Она заслуженный изобретатель, живет в морском Петербурге, работала в крупнейшем профильном учреждении - Крыловском государственном научном центре, впоследствии - в институте судовой электротехники и технологий. Однако не последнюю роль в ее жизни сыграли и "сухопутные броненосцы". Сегодня трудно найти более информированного свидетеля эпохи бурного развития отечественного танкостроения, 100-летие которого отмечается 31 августа этого года.
  • Драгоценный голос Марии Биешу
    Не каждый оперный певец может похвастать фантастической популярностью. Это, скорее, привилегия эстрадных исполнителей. Но Мария Биешу разрушила стереотип, ее имя стало легендарным. Марию любили слушатели. Залы, где она выступала, всегда были переполнены. В ее честь называли музыкальные школы и новые сорта цветов.
  • Восемь людей со сверхспособностями
  • Как завоевать друзей и врагов
    storm 2 Обучение на курсе «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» было в полном разгаре. Молодой бизнесмен рассказывал собравшимся слушателям о том, как он применял принципы курса на встрече с перспективным деловым партнёром. Все казалось замечательно:
  • Фигушка, высунтый язык и другие… Откуда у нас эти жесты?
    Жесты мы используем для выражения десятка эмоций. Прогнать, потребовать, позвать, пообещать, отказать, раскаяться, подбодрить, обвинить, простить, благословить, посочувствовать — эти и многие другие действия необязательно сопровождать словами. Но бытовали жесты, которые русские, использовали с превеликой осторожностью, потому как тот, кому жест предназначался, мог за оскорбление и по морде смазать.
  • Брак: если говорить не о чувствах, а о праве: всё… сложно
    brak Конечно, семья - это в первую очередь чувства, тепло близости и общей судьбы. Но в данном случае, речь о другом: о правах супругов, их детей и родственников - ведь всякое бывает в семейной жизни! Тема, актуальная и для пожилых семейных людей, и для молодых поколений. Поучительно и наводит на размышления!
  • Александр Мамкин: человек, герой и самолет
    il 2 Во время прямой телетрансляции парада Военно-Морского флота РФ многих зрителей наверняка удивило, а помнящих подвиг Александра Мамкина — несказанно обрадовало, что на одном из уникальных мощных морских самолётов-спасателей Бе-200ЧС, проведённом в парадном строю подполковником Евгением Кузнецовым, выведено имя «Александр Мамкин». Багряно-огненной краской — в память о подвиге, вошедшем в историю Великой Отечественной войны как «огненный рейс».
  • Смешные кошки
  • Иду в трапезную
    flower 1 В монастыре подошло время приёма пищи. Наставник Шиди стоял прямо перед залом медитаций и наблюдал, как младшие монахи и послушники с чашками для риса в руках направляются в трапезную. Он спросил у одного из проходящих мимо послушников:
  • Лев Яшин — великий вратарь. Но почему он — «черный паук»?
    Один из самых уникальных вратарей в истории футбола — это Лев Яшин. Он носил много прозвищ: черная пантера или черный паук. Не многие поклонники самой популярной игры понимают, почему его так называли. Чтобы это понять нужно знать особенности карьеры этого спортсмена.
  • Внучка Ивана Кожедуба: «Высота его с детства не пугала!..»
    8 августа 1991 года скончался знаменитый советский летчик Иван Кожедуб. 8 июня этого года ему могло бы исполниться сто лет.
  • Коты, собаки лучшие приколы
  • Две вишни
    У садовника перед домом росли две вишни. У одной был злой характер, другая же была доброй. Когда бы он ни выходил из дома, вишни звали своего хозяина. Злая вишня всякий раз просила: то «окопай меня», то «побели меня», то «полей меня», то «отведи излишнюю влагу от меня», то «заслони меня от жаркого солнца», то «дай мне больше света». А добрая вишня всегда повторяла одну и ту же просьбу: «Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!»
  • Ванга: прорицательница, «одержимая бесами»
    Какая разница между пророками и предсказателями? Для религиозных деятелей ответ на этот вопрос очевиден: одних превозносят как духовных учителей человечества, а других частенько обвиняют в связях с нечистой силой. Вот и болгарская ясновидящая Ванга, несмотря на всю свою приверженность православной вере, вызывает немало подозрений у представителей духовенства.