Во времена эллинизма, когда Палестина стала частью сначала обширной империи Селевкидов, потом Египетского царства Птолемеев, иудеи широко занимались прозелитизмом. Эллинистическое общество проявляло повышенный интерес к религии Ветхого завета. Последний был переведён на греческий язык в Александрийской академии наук по велению царя Птолемея II (285-245 гг. до н.э.). Но после взятия Иерусалима римлянами в 70 году н.э., вторичного разрушения храма Соломона и рассеяния иудеев по Римской империи и вне её, иудейские общины стали проявлять тенденцию к замкнутости.
Тем не менее иудаизм после этого приняли некоторые народы. Как правило, это произошло ещё до того, как окончательно сложился Талмуд – сборник правовых и бытовых установлений для иудеев.
Фалаша
Один из наиболее известных нееврейских народов, исповедующих иудаизм — это фалаша — этнолингвистическая группа эфиопского народа амхара. Во второй половине XX века большинство их переселилось в Израиль, где сейчас проживает 130 тысяч фалаша. Вне Израиля осталось только около 6000 представителей данного народа.
О происхождении фалаша существуют разные версии. Сами они верят, что их народ происходит от сына царя Соломона и царицы Савской, Менелика, уехавшего на родину своей матери в сопровождении первосвященников и старейшин. Окружавшие их эфиопские христиане считают, что фалаша – потомки иудеев, бежавших от ига римлян.
Большинство учёных считает, что иудаизм распространился в Эфиопии благодаря еврейским купцам, проникнувшим в страну со стороны Египта или Аравии и поселившимся в ней в первые века нашей эры. Известно, например, что местные иудейские общины существовали в Аравии ещё во времена пророка Мухаммеда (1-я половина VII века). Христианское царство Аксум, охватывавшее Йемен и Эфиопию (IV-VI века), воевало с иудейскими общинами в Эфиопии и покорило их, но оставило их религию в неприкосновенности.
Меньшинство учёных считает, что «иудаизм» фалаша вторичен. Это своеобразная ересь внутри Эфиопской христианской (монофизитской) церкви, возникшая уже в Средние века. Она сродни ереси «жидовствующих» в России и другим подобным учениям в Европе, которые отвергли Новый завет и признавали святость и истинность только Ветхого завета.
Косвенным подтверждением позднего происхождения иудаизма в Эфиопии может служить тот факт, что фалаша совсем не знали иврита. Языком их «иудейских» богослужений был язык геэз – тот же, что и у эфиопских христиан. Он происходит от официального языкаАксумского царства.
Фалаша – не единственный нееврейский народ, сохранивший иудаизм с древних времён до наших дней. Другой такой народ живёт на территории России.
Караимы
Караимы, живущие в основном в Крыму и в Литве, также признают только Тору, но отвергают Талмуд. Их происхождение до сих является загадкой.
Большинство считает, что караимы – потомки хазар, принявших в IX веке иудаизм. Однако у этой, казалось бы, само собой разумеющейся теории, есть противники, и их аргументы весомы. Во-первых, хотя караимы и хазары – тюрки, но хазарский язык относился к булгарской группе тюркских языков, а караимский принадлежит к кыпчакской группе. Во-вторых, иудаизм хазар был талмудическим (впрочем, это не доказано), а караимы не признают Талмуд. Впрочем, караимы вполне могут быть потомками одного из кыпчакских этносов многонационального Хазарского каганата, принявшего официальную религию этого государства в искажённом виде.
Согласно альтернативной версии, караимы имеют сборное и позднее происхождение. Их предки пришли в Восточную Европу вместе с монголо-татарами. Караимы не древнее крымских татар. Некоторые из них приняли ветхозаветную религию ещё в Золотой Орде, некоторые уже на месте. Иудаизм караимов, согласно этой гипотезе, такого же «еретического» происхождения, как и иудаизм фалаша. Хазары
Если верить переписке между хазарскими и испанскими евреями X века, то иудаизм, который приняли хазарские каганы и их окружение в начале IX века, был талмудическим, ортодоксальным. Если это так, тогда это единственный случай, когда нееврейский народ был обращён в талмудический иудаизм.
Проповедниками Талмуда в Хазарии могли стать горские евреи. Эта группа, происходящая от евреев, поселившихся в Персии ещё во времена Ахеменидов (V век до н.э.), в V-VI веках нашей эры расселилась на территории современного Дагестана. Власть Хазарского каганата в VI веке распространилась и на Дагестан. Горские евреи к тому времени, как многие считают, уже приняли иудаизм в талмудической форме.
Однако реальных сведений об иудаизме хазар очень мало. Упомянутая переписка вызывает большие сомнения насчёт своей подлинности. Ещё не так давно большинство историков, и не без основания, были уверены, что она фальсифицирована. Археологи не нашли свидетельств широкого распространения иудейского культа в Хазарии. По-видимому, если там исповедовался иудаизм, то только общинами евреев в этом многонациональном государстве и, возможно, узкой правящей прослойкой.
Буртасы
Русские и восточные летописи знают народ буртасов, живший на землях приблизительно современных Пензенской, Саратовской и Волгоградской областей. Сначала они находились под властью Хазарского каганата. С конца X века, когда князь Святослав Игоревич разгромил Хазарию, буртасы стали данниками Руси (вероятно, нерегулярными). В XIII веке буртасы превратились в подданных Золотой Орды.
Есть три теории этнического происхождения буртасов. Согласно одной, они были финно-угорским народом, родственным мордве; по другой – тюрками; по третьей – потомками аланов. Также неясна их окончательная судьба. Буртасы участвовали в Куликовской битве на стороне Мамая. В XVI веке они упоминаются в писцовых книгах Московского государства. Вплоть до XVIII века название буртасы иногда употреблялось к мишарям. Эти буртасы формально исповедовали ислам или православие (фактически были язычниками).
Существует интересное свидетельство Джованни Плано Карпини, папского посла к монголам в 1245-1247 гг. Он говорит, что монголы увели в плен много буртасов, и при этом называет их иудеями. Может быть, он ошибался?
Но можно предположить и другое. Буртасы, будучи под властью хазар, могли исповедовать иудаизм. Не исключено также, что их только принимали за иудеев другие народы из-за того, что буртасы долго состояли в подданстве Хазарии. Возможно, в иудаизм перешла какая-то часть буртасов. Слишком мало сведений об этом народе для определённого суждения.
Надеемся, что вопросы тяготения к иудаизму разных народов мужи науки со временем прояснят для себя и расскажут другим. А вообще иудаизм – самая древняя религия из существующих ныне. Это известно точно.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.