Во все времена и у всех народов существовали различные табу, в том числе связанные с определенными предметами. Разумеется, было такое и на Руси. Считалось, что к некоторым предметам лучше не прикасаться.
Разумеется, речь далеко не обо всех предметах. Так, прихожанам и в наши дни нельзя дотрагиваться руками до чаши со Святыми Дарами. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что непосвященным нельзя прикасаться руками к священным сосудам. Это могут делать лишь люди духовного звания.
Если у человека находили так называемые «черные» книги, в которых приводились описания магических ритуалов, обрядов вызывания демонов, его даже могли за это казнить. А потому к ним было опасно и прикасаться.
Также не касались предметов, которые участвовали в магических обрядах. По народным поверьям, с целью наведения порчи колдуны могли подбросить своей жертве иголки, самодельных куколок «с наговором», звериную шерсть или человеческие волосы, птичьи перья и так далее.
Если вещь была явно подброшена, ее рекомендовалось поднять, не прикасаясь непосредственно руками (например, через сено или солому) и сжечь. Если человек находил на дороге что-то ценное или даже деньги, это тоже могло быть колдовским «подкладом». Поэтому поднимать и трогать найденное решались не все.
У больных людей старались по возможности ничего не брать, потом что суеверно боялись, что болезнь может перейти на человека с вещами. Если же человек болел заразной болезнью, то ему давали отдельную посуду и другие предметы обихода, которыми остальные члены семьи не пользовались. После того как больной выздоравливал или умирал, его одежду сжигали вместе с другими предметами, которыми он пользовался во время болезни.
В первую очередь никогда ничего не брали с кладбища. Такое суеверие существует и в наши дни.
Если в гроб к мертвецу положили какие-то вещи – например, украшения или платок, то вынимать их обратно уже было нельзя. Нельзя было брать и вещей, оставленных ранее на могиле.
Осквернение могил всегда считалось непотребством. А в старину верили, что покойник может явиться с того света за вещью, которую у него забрали. Старались не брать никаких вещей, ранее принадлежавших человеку, который при жизни был преступником или слыл колдуном – считалось, что они «поганые», приносят несчастье.
Русские старались ничего не есть и не пить в доме недоброжелательного человека или колдуна, ведьмы. Считалось, что если они не отравят и не опоят, то могут как-то плохо воздействовать через пищу и напитки.
В определенных обстоятельствах женщин не допускали к готовке еды. Например, во время критических дней, на последних сроках беременности, сразу после родов, а также если женщина была больной, безобразной, слыла ведьмой. Считалось, что такая «повариха» может испортить пищу.
Многие из народных поверий и сейчас в действии. А имеются и противоположные. Например, если женщина хочет забеременеть, ей стоит попить чай (или другой напиток) из того же стакана/кружки, что и дама, находящаяся в интересном положении.
А еще кое-что любопытное из истории можно прочитать здесь:
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?
Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
– Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.