Во все времена и у всех народов существовали различные табу, в том числе связанные с определенными предметами. Разумеется, было такое и на Руси. Считалось, что к некоторым предметам лучше не прикасаться.
Разумеется, речь далеко не обо всех предметах. Так, прихожанам и в наши дни нельзя дотрагиваться руками до чаши со Святыми Дарами. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что непосвященным нельзя прикасаться руками к священным сосудам. Это могут делать лишь люди духовного звания.
Если у человека находили так называемые «черные» книги, в которых приводились описания магических ритуалов, обрядов вызывания демонов, его даже могли за это казнить. А потому к ним было опасно и прикасаться.
Также не касались предметов, которые участвовали в магических обрядах. По народным поверьям, с целью наведения порчи колдуны могли подбросить своей жертве иголки, самодельных куколок «с наговором», звериную шерсть или человеческие волосы, птичьи перья и так далее.
Если вещь была явно подброшена, ее рекомендовалось поднять, не прикасаясь непосредственно руками (например, через сено или солому) и сжечь. Если человек находил на дороге что-то ценное или даже деньги, это тоже могло быть колдовским «подкладом». Поэтому поднимать и трогать найденное решались не все.
У больных людей старались по возможности ничего не брать, потом что суеверно боялись, что болезнь может перейти на человека с вещами. Если же человек болел заразной болезнью, то ему давали отдельную посуду и другие предметы обихода, которыми остальные члены семьи не пользовались. После того как больной выздоравливал или умирал, его одежду сжигали вместе с другими предметами, которыми он пользовался во время болезни.
В первую очередь никогда ничего не брали с кладбища. Такое суеверие существует и в наши дни.
Если в гроб к мертвецу положили какие-то вещи – например, украшения или платок, то вынимать их обратно уже было нельзя. Нельзя было брать и вещей, оставленных ранее на могиле.
Осквернение могил всегда считалось непотребством. А в старину верили, что покойник может явиться с того света за вещью, которую у него забрали. Старались не брать никаких вещей, ранее принадлежавших человеку, который при жизни был преступником или слыл колдуном – считалось, что они «поганые», приносят несчастье.
Русские старались ничего не есть и не пить в доме недоброжелательного человека или колдуна, ведьмы. Считалось, что если они не отравят и не опоят, то могут как-то плохо воздействовать через пищу и напитки.
В определенных обстоятельствах женщин не допускали к готовке еды. Например, во время критических дней, на последних сроках беременности, сразу после родов, а также если женщина была больной, безобразной, слыла ведьмой. Считалось, что такая «повариха» может испортить пищу.
Многие из народных поверий и сейчас в действии. А имеются и противоположные. Например, если женщина хочет забеременеть, ей стоит попить чай (или другой напиток) из того же стакана/кружки, что и дама, находящаяся в интересном положении.
А еще кое-что любопытное из истории можно прочитать здесь:
– Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.