ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Претенденток в невесты для царя выбирали со всея Руси

19 Января 2020 г.
Изменить размер шрифта

Претенденток в невесты для царя выбирали со всея Руси

Через процедуру отбора проходили сотни претенденток, из которых выбиралась одна. На смотрах царских невест нередко плелись интриги, а «отбракованные» в лучшем случае возвращались обратно к родителям. Хотя их могли в монастырь упечь или сослать в глушь.

Претенденток в невесты для царя выбирали со всея Руси

Рост важнее рода

Коллектив авторов «Энциклопедии обрядов и обычаев», исследуя институт царских смотрин (смотров) невест, характерный для допетровской эпохи, отмечает, что причина выбора кандидаток среди неродовитых девиц объяснялась соображениями безопасности: знатный род со временем мог бы потеснить на троне самого царя. Поэтому на смотрины собирали дочерей дворян, не деля их на знать и «тех, кто попроще». К примеру, первая жена Алексея Михайловича Мария, будучи дочерью придворного, до замужества торговала на рынке собственноручно собранными грибами.

Специальные «летучие отряды» разъезжали по городам и весям Руси, отбирая претенденток на роль будущей царицы. Требования выдвигались незамысловатые: невеста должна была быть рослой, красивой (в понимании стандартов красоты того времени) и неглупой («исполненной разума»), то есть в состоянии поддержать беседу.

Марина Ракитина, лектор-искусствовед Музеев Московского Кремля, кандидат исторических наук, дополняет эту характеристику предварительного отбора девушек. Рослая — значит высокого роста, статная и внешне красивая, не худая (худоба была символом тайной или явной хвори), желательно дородная, «кровь с молоком», бледнолицые девицы не котировались. Единственного ребенка в семье в качестве претендентки также не рассматривали — опасались, что род не плодовитый, и царская невеста может оказаться бездетной.

От количества к качеству

Посланник римского императора Максимилиана I Франческо де Колло вспоминал особенности смотров царских невест при Василии III (отце Ивана Грозного). Ему о них рассказывали очевидцы, сам иноземец при этом не присутствовал.

Вначале привезенных в Москву со всех уголков Руси претенденток было свыше 500, на финальном этапе осталось только 10. Причем только эту десятку Василий III отсматривал лично, предыдущих отсеивали специально подобранные для этих целей его вельможные подданные — боярская комиссия. Марина Ракитина, ссылаясь на архивные документы, утверждает, что на статус третьей жены Ивана Грозного претендовало уже 2000 девушек.

«Финалисток» в обязательном порядке обследовали повивальные бабки на предмет их целомудрия, эти осмотры практиковались вплоть до XVIII века. Девушек селили в покоях кремлевского дворца до окончательной процедуры — смотра и решающего выбора невесты непосредственно царем.

Завершающий этап ритуала, как говорит Марина Ракитина, был прост. Шеренга девушек (не более полутора десятков кандидаток) выстраивалась в каком-либо большом помещении Кремля, и царь, обходя их, разговаривал с каждой (здесь и демонстрировалось одно из обязательных качеств царской невесты — умение поддерживать светскую беседу). Из этого количества выбирались наиболее понравившиеся. Есть свидетельства (главным образом иностранцев), что они осматривались обнаженными. Но русские историки столь пикантную деталь не подтверждают, поскольку на этот счет нет сколь-нибудь убедительных доказательств. Самая удачливая девушка в итоге одаривалась кольцом и платком, что означало: помолвка состоялась.

Почему подданные не хотели «поставлять» царю невест

Русский историк Сергей Соловьев приводит указы Ивана IV (Иван Грозный был женат четырежды), грозившего «опалой и казнью» тем, кто «таит девок» после получения царских грамот (своего рода повесток на «сборный пункт»). Историки объясняют факт «утаивания» подданными своих дочерей тем, что процедура смотра по сути являлась лотереей — как для самой невесты, так и для ее рода. Родственники девушки при удачном раскладе могли укрепить и приумножить свое благосостояние. Но имелся и вполне реальный шанс потерять все — от социального статуса до свободы, примеров было достаточно.

Один из самых ярких — судьба дочери помещика Ефимии Всеволжской, выбранной царем Алексеем Михайловичем. Поэтессой Натальей Кончаловской в стихах изложена популярная версия «отсева» Ефимии на самом последнем этапе перед свадьбой. Есть предположение, что боярин Морозов имел собственную креатуру для царя, которую впоследствии и продвинул в царицы. Якобы по наущению Морозова перед визитом к царю девушке так крепко затянули волосы, что она лишилась чувств перед Алексеем Михайловичем.

Историк Николай Карамзин, описывая этот случай, говорил, что обморок имел для Ефимии Всеволжской и ее семьи самые печальные последствия — царю нашептали, что у девушки падучая, в результате Ефимию вместе с родителями сослали в Тюмень. Отцу с матерью досталось за то, что «скрыли болезнь» дочери.

Молодую царицу могли насильно постричь в монахини, причем нередко немотивированно. К примеру, причина такого поступка, предпринятого в отношении последней венчанной жены Грозного Анны Колтовской, историкам неведома до сих пор. В результате дворцовых интриг царских жен травили, против них плелись различные заговоры с целью устранения. Поэтому подданные русских царей зачастую не спешили выставлять на монарший «аукцион» своих дочерей, предпочитая довольствоваться имеющихся у них статусом, пусть даже и весьма скромным.

О настоящем и прошлом монархов со всего мира:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…