Крест, как правило, не ставят на могилах тех, кто, номинально оставаясь крещеным, при жизни сам изгоняет себя из лона православной церкви.
Ведь крест на могиле православного не просто свидетельствует о конфессиональной принадлежности, он означает надежду на воскресение из мертвых и вечную жизнь с Христом.
Иногда священники отказывают крещеному человеку в праве быть похороненным по православным канонам. Раньше поступали еще суровее: хоронили за церковной оградой, на неосвященной земле, чтобы могила быстрее сгладилась и исчезла из памяти людей.
Кто по мнению церкви заслуживал такую участь?
Самоубийцы и утопленники
И сейчас РПЦ не отпевает и не поминает людей, которые свели счеты с жизнью. Это считается одним из самых страшных грехов, ведь этим поступком человек отказывается от Бога, полагая главной собственную волю. Самоубийством крещеный человек извергает себя из церкви и отдает душу дьяволу. Креста на могиле самоубийц не ставят, в храме не поминают, а единственная молитва, которой за него можно молиться – поминание дома, келейно, – об этом в своих статьях указывает московский священник Игорь Фомин, настоятель храма Св. Александра Невского.
До революции священники с подозрением относилась к утопленникам, особенно, если не было свидетелей гибели. А если тело не было опознано, то и вероисповедание человека точно не было установлено. Кроме этого, человек умирал без последнего причастия, и потому тело поступало в распоряжение светских властей, которые хоронили его недалеко от кладбища, на неосвященной земле в могиле без креста.
В глухих деревнях утопленника уносили подальше от жилья и заваливали мусором, при этом еще и выполняя разные якобы «народные», а на самом деле языческие ритуалы, чтобы покойник «не встал», – это описывает этнограф Елизавета Петровна Картамышева в работе «Заложные покойники и оживающие мертвецы».
Колдуны и гадалки
Крест не ставили на могилах тех, о ком точно знали, что водится с «нечистым» – так хоронили ведьм, колдунов, волхвов, тех, кто участвовал в языческих игрищах и не раскаялся. 93 глава «Стоглава», написанного при Иване Грозном, говорила так: «Всякое волхвование отречено есть от Бога, яко бесовское служение есть».
Без отпевания и без креста хоронили и травниц, поскольку те часто прибегали к заговорам. Во времена Ивана IV даже законодательно запрещалось «копать коренья», так как считалось, что травы могут использовать колдуны для наведения порчи.
Относится это и к современным магам и чародеям, пусть даже они сами считают себя «православными» и размещают в квартирах иконы.
Еретики
По церковным канонам человек, которого предали анафеме, больше не является православным, и поэтому на его могиле крест не ставят. Тут надо уточнить, что на Руси было множество более мелких церковных наказаний, например временное отлучение от церкви, запрет в Евхаристии на определенный срок или наказание в виде стояния в притворе храма, а не внутри. Все это должно было привести человека к покаянию. К анафеме прибегали очень редко, и даже после смерти ее могли снять из-за новых обстоятельств.
Тем не менее, если человек упорствовал, он сам себя извергал из лона церкви, хоть и продолжал считать себя православным. Поэтому еретиков – стригольников, жидовствующих, хлыстов, скопцов и прочих хоронили без креста.
Театралы
В Апостольских правилах указано прямо:«взъемший в супружество... позорищную (то есть актрису или танцовщицу), не может быти епископ, или пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина». К мирянам, женившихся на актрисах, церковь относилась более терпимо, но стоит вспомнить оперную диву Прасковью Жемчугову, которая вышла замуж за князя Шеретметева, и была вынуждена остаток жизни проводить в молитвах и творить милостыню. Очевидно, женщина, чье здоровье было подорвано чахоткой, сама понимала, какой грешный образ жизни она вела.
Преподаватель Игорь Николаевич Чистюхин в статье «Отношение христианской церкви к театру...» пишет, что в РПЦ не существует канона, по которому хоронить актеров наравне со всеми было запрещено.
Протодиакон Дмитрий Половников указывает, что театр восходит корнями к языческим мистериям, которые несовместимы с православием. Поэтому, когда вопрос христианского захоронения касался скоморохов, шутов и плясуний, чьи выступления могли сопровождаться телесным и духовным блудом, церковь отказывала им в христианском погребении.
Одержимые и умалишенные
Если человека считали одержимым, то крест на могиле не ставили. Считалось, что покойный настолько предал свою душу греху, что позволил бесам овладеть ею. Увы, но за одержимых принимали и душевнобольных – людей с раздвоением личности, с шизофренией, с маниакально-депрессивным психозом.
Грешники
Бывало и так, что священники отказывались хоронить по православным канонам людей, впавших в распутство или в пьянство. В этом случае пьяниц приравнивали к самоубийцам, которые убивали в себе не только тело, но и душу, а развратники шли в ад, а значит, смысла не было ставить на могиле символ вечной жизни.
Хоронили в могилах без креста блудниц и продажных женщин даже в XIX веке, когда проституция была легализована.
Без креста хоронили казненных преступников – убийц, насильников и самозванцев. Например, тело Лжедмитрия было сожжено, а прах его развеян.
Инородцы
В могиле без креста рисковал оказаться умерший в дороге иностранец (например, европеец, которого могли признать латинянином) или представитель народов России, которого могли счесть магометанином или язычником.
Все это происходило еще и потому, что до революции кладбища были в ведении РПЦ, а священники опасались невзначай осквернить освященную землю кладбища. Без вопросов священники разрешали погребать прихожан, которых хорошо знали, или незнакомцев, которых успевали перед смертью исповедать, соборовать и причастить. В других случаях они осторожничали.
Сейчас, когда кладбища находятся в ведении муниципалитетов, запретить ставить крест на могиле никто не может.
Погребальные обряды бывают разные, и сейчас крест на могиле умершего человека поставить не проблема. Делаешь заказ в ритуальной фирме на определенного вида памятник и всё. Атрибутика важна живущим, которым хочется тем или иным образом сохранить память о покинувшем этот прекрасный мир.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.