ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

На Руси колдунам и гадалкам не ставили крест на могилах. А кому еще?

По инф. cyrillitsa.ru   
24 Августа 2020 г.
Изменить размер шрифта

Крест, как правило, не ставят на могилах тех, кто, номинально оставаясь крещеным, при жизни сам изгоняет себя из лона православной церкви.

На Руси колдунам и гадалкам не ставили крест на могилах. А кому еще?

Ведь крест на могиле православного не просто свидетельствует о конфессиональной принадлежности, он означает надежду на воскресение из мертвых и вечную жизнь с Христом.

Иногда священники отказывают крещеному человеку в праве быть похороненным по православным канонам. Раньше поступали еще суровее: хоронили за церковной оградой, на неосвященной земле, чтобы могила быстрее сгладилась и исчезла из памяти людей.

Кто по мнению церкви заслуживал такую участь?

Самоубийцы и утопленники

И сейчас РПЦ не отпевает и не поминает людей, которые свели счеты с жизнью. Это считается одним из самых страшных грехов, ведь этим поступком человек отказывается от Бога, полагая главной собственную волю. Самоубийством крещеный человек извергает себя из церкви и отдает душу дьяволу. Креста на могиле самоубийц не ставят, в храме не поминают, а единственная молитва, которой за него можно молиться – поминание дома, келейно, – об этом в своих статьях указывает московский священник Игорь Фомин, настоятель храма Св. Александра Невского.

До революции священники с подозрением относилась к утопленникам, особенно, если не было свидетелей гибели. А если тело не было опознано, то и вероисповедание человека точно не было установлено. Кроме этого, человек умирал без последнего причастия, и потому тело поступало в распоряжение светских властей, которые хоронили его недалеко от кладбища, на неосвященной земле в могиле без креста.

В глухих деревнях утопленника уносили подальше от жилья и заваливали мусором, при этом еще и выполняя разные якобы «народные», а на самом деле языческие ритуалы, чтобы покойник «не встал», – это описывает этнограф Елизавета Петровна Картамышева в работе «Заложные покойники и оживающие мертвецы».

Колдуны и гадалки

Крест не ставили на могилах тех, о ком точно знали, что водится с «нечистым» – так хоронили ведьм, колдунов, волхвов, тех, кто участвовал в языческих игрищах и не раскаялся. 93 глава «Стоглава», написанного при Иване Грозном, говорила так: «Всякое волхвование отречено есть от Бога, яко бесовское служение есть».

Без отпевания и без креста хоронили и травниц, поскольку те часто прибегали к заговорам. Во времена Ивана IV даже законодательно запрещалось «копать коренья», так как считалось, что травы могут использовать колдуны для наведения порчи.

Относится это и к современным магам и чародеям, пусть даже они сами считают себя «православными» и размещают в квартирах иконы.

Еретики

По церковным канонам человек, которого предали анафеме, больше не является православным, и поэтому на его могиле крест не ставят. Тут надо уточнить, что на Руси было множество более мелких церковных наказаний, например временное отлучение от церкви, запрет в Евхаристии на определенный срок или наказание в виде стояния в притворе храма, а не внутри. Все это должно было привести человека к покаянию. К анафеме прибегали очень редко, и даже после смерти ее могли снять из-за новых обстоятельств.

Тем не менее, если человек упорствовал, он сам себя извергал из лона церкви, хоть и продолжал считать себя православным. Поэтому еретиков – стригольников, жидовствующих, хлыстов, скопцов и прочих хоронили без креста.

Театралы

В Апостольских правилах указано прямо:«взъемший в супружество... позорищную (то есть актрису или танцовщицу), не может быти епископ, или пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина». К мирянам, женившихся на актрисах, церковь относилась более терпимо, но стоит вспомнить оперную диву Прасковью Жемчугову, которая вышла замуж за князя Шеретметева, и была вынуждена остаток жизни проводить в молитвах и творить милостыню. Очевидно, женщина, чье здоровье было подорвано чахоткой, сама понимала, какой грешный образ жизни она вела.

Преподаватель Игорь Николаевич Чистюхин в статье «Отношение христианской церкви к театру...» пишет, что в РПЦ не существует канона, по которому хоронить актеров наравне со всеми было запрещено.

Протодиакон Дмитрий Половников указывает, что театр восходит корнями к языческим мистериям, которые несовместимы с православием. Поэтому, когда вопрос христианского захоронения касался скоморохов, шутов и плясуний, чьи выступления могли сопровождаться телесным и духовным блудом, церковь отказывала им в христианском погребении.

Одержимые и умалишенные

Если человека считали одержимым, то крест на могиле не ставили. Считалось, что покойный настолько предал свою душу греху, что позволил бесам овладеть ею. Увы, но за одержимых принимали и душевнобольных – людей с раздвоением личности, с шизофренией, с маниакально-депрессивным психозом.

Грешники

Бывало и так, что священники отказывались хоронить по православным канонам людей, впавших в распутство или в пьянство. В этом случае пьяниц приравнивали к самоубийцам, которые убивали в себе не только тело, но и душу, а развратники шли в ад, а значит, смысла не было ставить на могиле символ вечной жизни.

Хоронили в могилах без креста блудниц и продажных женщин даже в XIX веке, когда проституция была легализована.

Без креста хоронили казненных преступников – убийц, насильников и самозванцев. Например, тело Лжедмитрия было сожжено, а прах его развеян.

Инородцы

В могиле без креста рисковал оказаться умерший в дороге иностранец (например, европеец, которого могли признать латинянином) или представитель народов России, которого могли счесть магометанином или язычником.

Все это происходило еще и потому, что до революции кладбища были в ведении РПЦ, а священники опасались невзначай осквернить освященную землю кладбища. Без вопросов священники разрешали погребать прихожан, которых хорошо знали, или незнакомцев, которых успевали перед смертью исповедать, соборовать и причастить. В других случаях они осторожничали.

Сейчас, когда кладбища находятся в ведении муниципалитетов, запретить ставить крест на могиле никто не может.

Погребальные обряды бывают разные, и сейчас крест на могиле умершего человека поставить не проблема. Делаешь заказ в ритуальной фирме на определенного вида памятник и всё. Атрибутика важна живущим, которым хочется тем или иным образом сохранить память о покинувшем этот прекрасный мир.

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.