ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Странные традиции похорон на Руси: на гробе можно было даже и посидеть

По инф. cyrillitsa.ru   
01 Августа 2020 г.
Изменить размер шрифта

Погребальные обряды на Руси всегда сопровождались многочисленными ограничениями. Кому нельзя омывать покойника и закрывать ему глаза? Почему нельзя приходить на кладбище в Пасхальное Воскресение? Можно ли класть в гроб вещи и что запрещено делать во время похорон? Ответы зависели от обычаев и суеверий, которые соблюдали жители в том или ином регионе.

Странные традиции похорон на Руси: на гробе можно было даже и посидеть

Разодранная рубаха

Родственники отстранялись от многих обязанностей по организации проводов в последний путь умершего. Им запрещалось выносить гроб — это была обязанность добровольцев из числа односельчан, друзей, сослуживцев.

Родные также не могли омывать и одевать тело. Делали это вдовы, которые сохраняли траур по почившему мужу и не вышли замуж повторно. По наблюдениям этнографа М. И. Осокина, в Малмыжском уезде Вятской губернии перед омовением запрещалось снимать с умершего рубаху через голову. Ее раздирали вдоль тела. В Киргинской слободе Ирбитского уезда Пермской губернии умерших одевали в ту одежду, которую они любили носить при жизни.

Беспрерывная молитва

Закрыть глаза испустившего последний дух в идеале должен был священник. На худой конец, это дозволялось сделать врачу или близкому человеку, не связанному с почившим кровным родством. В Сибири же только родным разрешалось оставаться на ночь у гроба покойного, чтобы при необходимости закрывать ему глаза. При этом спать или дремать рядом с гробом запрещалось. Священники объясняют запрет на оставление покойника одного и сон рядом с ним тем, что над новопреставленным необходимо без перерывов читать молитвы, чтобы его душа прошла мытарства и отправилась в Царствие Небесное через 40 дней после смерти.

Щепа от гроба

В одном из своих очерков известный земский врач Иван Моллесон писал, что в Пермской губернии щепу и куски дерева от изготовленного гроба строго запрещалось сжигать в печи. Их следовало бросить «на волю» — например, отнести вместе с навозом в поле или бросить в лесу. Запрет на сжигание в печи объяснялся тем, что от разведенного огня покойнику будет жарко на том свете. К слову, пермякам запрещалось рассчитываться с гробовщиком деньгами. Только вином.

Дьявольские гнезда

По традиции захоронение умершего проводилось на третий день после кончины. Копать могилу родственникам также запрещалось. Но в Оренбургской губернии никогда не оставляли вырытую могилу на ночь. По наблюдениям краеведа В. Малмецкого, местные жители верили, что в оставленной на ночь могиле «дьявол заведет свои гнезда». Поэтому могилу копали непосредственно в день похорон.

Обман смерти

Для обмана смерти, которая не должна вернуться и забрать оставшихся в живых, существовали многочисленные ритуалы. Один из них описан в статье Светланы Голиковой «Похоронные обряды русских Урала середины XIX — начала XX в.». Так, в селе Мурзинском Верхотурского уезда сразу после выноса гроба затворяли двери комнаты, где лежало тело. В селе Спасобардинском Кунгурского уезда домашним запрещалось сразу же следовать за выносимым гробом. Они должны были остаться внутри избы и после выноса гроба на короткое время закрыть все окна и двери. Считалось, что нарушение этого ритуала не позволит покойнику уйти одному из дома, и в скором времени последует новая смерть.

Кому сидеть на гробе

Фольклорист и этнограф Павел Богословский описывал обряд «проводничества». Гроб ставили на дровни и направлялись на погост, при этом родственники во время пути могли сесть на закрытый гроб. Если скончавшийся был мужчиной, то сесть к нему на гроб разрешалось детям. А вот жене запрещалось. Если же скончавшаяся была женщиной, то дети и муж могли ехать на погост, сидя на ее гробе.

Многочисленные запреты при шествии похоронной процессии сохраняются и сегодня. Ее нельзя опережать и пересекать дорогу, а завидев на пути, стоит остановиться и снять головной убор.

Последняя разлука

Бытует мнение, что в гроб к покойному нельзя опускать личные вещи, чтобы они «не утянули» хозяина на тот свет. А вот на Урале перед закрытием крышки в гроб опускали огарки свечек, которые горели во время отпевания. Верили, что с ними душа покойного «выйдет навстречу Христу». По наблюдениям историка и этнографа А. Топоркова в Екатеринбургском уезде, близкие и родственники при опускании гроба в могилу совершали обряд «последней разлуки», бросая в могилу носовые платки.

Брошенные дровни

Правилу, что нельзя забирать с кладбища вещи, следуют все русские. Именно поэтому никогда не берут использованные во время погребения полотенца, платки, посуду. Известный пермский краевед XIX века Василий Шишонко в своих летописях отмечал, что обрусевшие пермяки шли еще дальше — они оставляли на кладбище дровни, на которых был привезен гроб. В Вятской губернии бытовало поверье, что дровни, на которых везли покойника, больше нельзя использовать, поэтому их всегда бросали неподалеку от погоста. Этнограф и пермский краевед И. Я. Стяжкин подметил еще одну интересную деталь: если в доме было несколько дверей, возвращающимся с погоста запрещалось входить в ту, через которую выносили покойника.

Прощай!

По традиции, существует время, когда запрещается навещать умершего. Нельзя ходить на кладбище в день рождения почившего, а также в Пасхальное воскресение. Считается, что эти дни покойники проводят у Божьего престола, и беспокоить их посещением не следует.

Входить на само кладбище нужно в калитку, а не в большие ворота, которые открываются для прохода траурного шествия. Как поясняет в одной из статей фольклорист и этнограф В. Добровольская, в народе бытует мнение, что вошедшего в ворота «самого скоро повезут». В архиве научно-исследовательского Центра тверского краеведения и этнографии сохранилось подтверждение на запрет плотного закрытия калиток оград, которыми огорожены конкретные места захоронения. При нарушении этого правила мертвые начинают приходить к живым и просить «оставить хоть маленькую щелочку».

При уходе с кладбища нельзя оглядываться, а при расставании с покойником во время похорон и при посещении могилы не стоит говорить: «До свидания». Только: «Прощай!».

Похоронные традиции отличаются, и соблюдать их нужно было строго. Иначе люди считали, что обязательно придет новая беда. Сейчас тоже определенные традиции при проводах человека в мир иной существуют. На гробах не сидят, конечно, но помянуть, к примеру, стараются только добрым словом.

А у нас ещё есть что почитать по теме:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.