НА КАЛЕНДАРЕ

Странные традиции похорон на Руси: на гробе можно было даже и посидеть

По инф. cyrillitsa.ru   
01 Августа 2020 г.

Погребальные обряды на Руси всегда сопровождались многочисленными ограничениями. Кому нельзя омывать покойника и закрывать ему глаза? Почему нельзя приходить на кладбище в Пасхальное Воскресение? Можно ли класть в гроб вещи и что запрещено делать во время похорон? Ответы зависели от обычаев и суеверий, которые соблюдали жители в том или ином регионе.

Странные традиции похорон на Руси: на гробе можно было даже и посидеть

Разодранная рубаха

Родственники отстранялись от многих обязанностей по организации проводов в последний путь умершего. Им запрещалось выносить гроб — это была обязанность добровольцев из числа односельчан, друзей, сослуживцев.

Родные также не могли омывать и одевать тело. Делали это вдовы, которые сохраняли траур по почившему мужу и не вышли замуж повторно. По наблюдениям этнографа М. И. Осокина, в Малмыжском уезде Вятской губернии перед омовением запрещалось снимать с умершего рубаху через голову. Ее раздирали вдоль тела. В Киргинской слободе Ирбитского уезда Пермской губернии умерших одевали в ту одежду, которую они любили носить при жизни.

Беспрерывная молитва

Закрыть глаза испустившего последний дух в идеале должен был священник. На худой конец, это дозволялось сделать врачу или близкому человеку, не связанному с почившим кровным родством. В Сибири же только родным разрешалось оставаться на ночь у гроба покойного, чтобы при необходимости закрывать ему глаза. При этом спать или дремать рядом с гробом запрещалось. Священники объясняют запрет на оставление покойника одного и сон рядом с ним тем, что над новопреставленным необходимо без перерывов читать молитвы, чтобы его душа прошла мытарства и отправилась в Царствие Небесное через 40 дней после смерти.

Щепа от гроба

В одном из своих очерков известный земский врач Иван Моллесон писал, что в Пермской губернии щепу и куски дерева от изготовленного гроба строго запрещалось сжигать в печи. Их следовало бросить «на волю» — например, отнести вместе с навозом в поле или бросить в лесу. Запрет на сжигание в печи объяснялся тем, что от разведенного огня покойнику будет жарко на том свете. К слову, пермякам запрещалось рассчитываться с гробовщиком деньгами. Только вином.

Дьявольские гнезда

По традиции захоронение умершего проводилось на третий день после кончины. Копать могилу родственникам также запрещалось. Но в Оренбургской губернии никогда не оставляли вырытую могилу на ночь. По наблюдениям краеведа В. Малмецкого, местные жители верили, что в оставленной на ночь могиле «дьявол заведет свои гнезда». Поэтому могилу копали непосредственно в день похорон.

Обман смерти

Для обмана смерти, которая не должна вернуться и забрать оставшихся в живых, существовали многочисленные ритуалы. Один из них описан в статье Светланы Голиковой «Похоронные обряды русских Урала середины XIX — начала XX в.». Так, в селе Мурзинском Верхотурского уезда сразу после выноса гроба затворяли двери комнаты, где лежало тело. В селе Спасобардинском Кунгурского уезда домашним запрещалось сразу же следовать за выносимым гробом. Они должны были остаться внутри избы и после выноса гроба на короткое время закрыть все окна и двери. Считалось, что нарушение этого ритуала не позволит покойнику уйти одному из дома, и в скором времени последует новая смерть.

Кому сидеть на гробе

Фольклорист и этнограф Павел Богословский описывал обряд «проводничества». Гроб ставили на дровни и направлялись на погост, при этом родственники во время пути могли сесть на закрытый гроб. Если скончавшийся был мужчиной, то сесть к нему на гроб разрешалось детям. А вот жене запрещалось. Если же скончавшаяся была женщиной, то дети и муж могли ехать на погост, сидя на ее гробе.

Многочисленные запреты при шествии похоронной процессии сохраняются и сегодня. Ее нельзя опережать и пересекать дорогу, а завидев на пути, стоит остановиться и снять головной убор.

Последняя разлука

Бытует мнение, что в гроб к покойному нельзя опускать личные вещи, чтобы они «не утянули» хозяина на тот свет. А вот на Урале перед закрытием крышки в гроб опускали огарки свечек, которые горели во время отпевания. Верили, что с ними душа покойного «выйдет навстречу Христу». По наблюдениям историка и этнографа А. Топоркова в Екатеринбургском уезде, близкие и родственники при опускании гроба в могилу совершали обряд «последней разлуки», бросая в могилу носовые платки.

Брошенные дровни

Правилу, что нельзя забирать с кладбища вещи, следуют все русские. Именно поэтому никогда не берут использованные во время погребения полотенца, платки, посуду. Известный пермский краевед XIX века Василий Шишонко в своих летописях отмечал, что обрусевшие пермяки шли еще дальше — они оставляли на кладбище дровни, на которых был привезен гроб. В Вятской губернии бытовало поверье, что дровни, на которых везли покойника, больше нельзя использовать, поэтому их всегда бросали неподалеку от погоста. Этнограф и пермский краевед И. Я. Стяжкин подметил еще одну интересную деталь: если в доме было несколько дверей, возвращающимся с погоста запрещалось входить в ту, через которую выносили покойника.

Прощай!

По традиции, существует время, когда запрещается навещать умершего. Нельзя ходить на кладбище в день рождения почившего, а также в Пасхальное воскресение. Считается, что эти дни покойники проводят у Божьего престола, и беспокоить их посещением не следует.

Входить на само кладбище нужно в калитку, а не в большие ворота, которые открываются для прохода траурного шествия. Как поясняет в одной из статей фольклорист и этнограф В. Добровольская, в народе бытует мнение, что вошедшего в ворота «самого скоро повезут». В архиве научно-исследовательского Центра тверского краеведения и этнографии сохранилось подтверждение на запрет плотного закрытия калиток оград, которыми огорожены конкретные места захоронения. При нарушении этого правила мертвые начинают приходить к живым и просить «оставить хоть маленькую щелочку».

При уходе с кладбища нельзя оглядываться, а при расставании с покойником во время похорон и при посещении могилы не стоит говорить: «До свидания». Только: «Прощай!».

Похоронные традиции отличаются, и соблюдать их нужно было строго. Иначе люди считали, что обязательно придет новая беда. Сейчас тоже определенные традиции при проводах человека в мир иной существуют. На гробах не сидят, конечно, но помянуть, к примеру, стараются только добрым словом.

А у нас ещё есть что почитать по теме:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Сложно и понятно»: вспомним Юрия Трифонова
    Исполнилось 100 лет со дня рождения писателя Юрия Трифонова.
  • Выборы и жизнь
    «Демократия – это когда у людей есть возможность голосовать», – заявил в ходе одного из недавних брифингов российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Звучит вроде бы убедительно: и вправду, ну какая демократия без голосования? Но при ближайшем рассмотрении выходит, что характеристика неточная и неполная.
  • Диктатура – развал – диктатура
    «Американские горки» российской истории.
  • «Обаяние просто… космическое»
    90 лет назад родился Олег Табаков. Он стал выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение артистов.
  • Ночь с Вампиловым у печки
    Его день рождения – на днях (19 августа). И хотя цифра 88 выглядит внушительно, он для всех и навсегда остался молодым…
  • Маэстро женских грез
    5 августа исполнилось 175 лет со дня рождении Ги де Мопассана.
  • Неравный брак: на Урале 16-летняя вышла за богатого пожилого профессора от нужды
    В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения жилья. Однако этот брак не принес счастья — спустя несколько лет Александра смогла развестись и встретить новую любовь, пишет  life.ru
  • 70 лет назад родился основатель «МММ» Сергей Мавроди
    Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной математики.
  • «Я тебя никогда не забуду»
    Исполнилось 80 лет композитору Алексею Рыбникову
  • Память о войнах как источник новых войн?
    Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать власть.
  • Русский Шерлок Холмс
    Исполнилось 90 лет Василию Ливанову.
  • Девятнадцатый против двадцатого
    Российская компартия официально реабилитировала Сталина.
  • О холокосте и антисемитизме
    Еврейский вопрос в свете Великой Победы 1945 года.
  • Без царя в голове
    Василий Водовозов о знакомстве с молодым Лениным.
  • «По волне моей памяти…»
    20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.