НА КАЛЕНДАРЕ

Странные традиции похорон на Руси: на гробе можно было даже и посидеть

По инф. cyrillitsa.ru   
01 Августа 2020 г.

Погребальные обряды на Руси всегда сопровождались многочисленными ограничениями. Кому нельзя омывать покойника и закрывать ему глаза? Почему нельзя приходить на кладбище в Пасхальное Воскресение? Можно ли класть в гроб вещи и что запрещено делать во время похорон? Ответы зависели от обычаев и суеверий, которые соблюдали жители в том или ином регионе.

Странные традиции похорон на Руси: на гробе можно было даже и посидеть

Разодранная рубаха

Родственники отстранялись от многих обязанностей по организации проводов в последний путь умершего. Им запрещалось выносить гроб — это была обязанность добровольцев из числа односельчан, друзей, сослуживцев.

Родные также не могли омывать и одевать тело. Делали это вдовы, которые сохраняли траур по почившему мужу и не вышли замуж повторно. По наблюдениям этнографа М. И. Осокина, в Малмыжском уезде Вятской губернии перед омовением запрещалось снимать с умершего рубаху через голову. Ее раздирали вдоль тела. В Киргинской слободе Ирбитского уезда Пермской губернии умерших одевали в ту одежду, которую они любили носить при жизни.

Беспрерывная молитва

Закрыть глаза испустившего последний дух в идеале должен был священник. На худой конец, это дозволялось сделать врачу или близкому человеку, не связанному с почившим кровным родством. В Сибири же только родным разрешалось оставаться на ночь у гроба покойного, чтобы при необходимости закрывать ему глаза. При этом спать или дремать рядом с гробом запрещалось. Священники объясняют запрет на оставление покойника одного и сон рядом с ним тем, что над новопреставленным необходимо без перерывов читать молитвы, чтобы его душа прошла мытарства и отправилась в Царствие Небесное через 40 дней после смерти.

Щепа от гроба

В одном из своих очерков известный земский врач Иван Моллесон писал, что в Пермской губернии щепу и куски дерева от изготовленного гроба строго запрещалось сжигать в печи. Их следовало бросить «на волю» — например, отнести вместе с навозом в поле или бросить в лесу. Запрет на сжигание в печи объяснялся тем, что от разведенного огня покойнику будет жарко на том свете. К слову, пермякам запрещалось рассчитываться с гробовщиком деньгами. Только вином.

Дьявольские гнезда

По традиции захоронение умершего проводилось на третий день после кончины. Копать могилу родственникам также запрещалось. Но в Оренбургской губернии никогда не оставляли вырытую могилу на ночь. По наблюдениям краеведа В. Малмецкого, местные жители верили, что в оставленной на ночь могиле «дьявол заведет свои гнезда». Поэтому могилу копали непосредственно в день похорон.

Обман смерти

Для обмана смерти, которая не должна вернуться и забрать оставшихся в живых, существовали многочисленные ритуалы. Один из них описан в статье Светланы Голиковой «Похоронные обряды русских Урала середины XIX — начала XX в.». Так, в селе Мурзинском Верхотурского уезда сразу после выноса гроба затворяли двери комнаты, где лежало тело. В селе Спасобардинском Кунгурского уезда домашним запрещалось сразу же следовать за выносимым гробом. Они должны были остаться внутри избы и после выноса гроба на короткое время закрыть все окна и двери. Считалось, что нарушение этого ритуала не позволит покойнику уйти одному из дома, и в скором времени последует новая смерть.

Кому сидеть на гробе

Фольклорист и этнограф Павел Богословский описывал обряд «проводничества». Гроб ставили на дровни и направлялись на погост, при этом родственники во время пути могли сесть на закрытый гроб. Если скончавшийся был мужчиной, то сесть к нему на гроб разрешалось детям. А вот жене запрещалось. Если же скончавшаяся была женщиной, то дети и муж могли ехать на погост, сидя на ее гробе.

Многочисленные запреты при шествии похоронной процессии сохраняются и сегодня. Ее нельзя опережать и пересекать дорогу, а завидев на пути, стоит остановиться и снять головной убор.

Последняя разлука

Бытует мнение, что в гроб к покойному нельзя опускать личные вещи, чтобы они «не утянули» хозяина на тот свет. А вот на Урале перед закрытием крышки в гроб опускали огарки свечек, которые горели во время отпевания. Верили, что с ними душа покойного «выйдет навстречу Христу». По наблюдениям историка и этнографа А. Топоркова в Екатеринбургском уезде, близкие и родственники при опускании гроба в могилу совершали обряд «последней разлуки», бросая в могилу носовые платки.

Брошенные дровни

Правилу, что нельзя забирать с кладбища вещи, следуют все русские. Именно поэтому никогда не берут использованные во время погребения полотенца, платки, посуду. Известный пермский краевед XIX века Василий Шишонко в своих летописях отмечал, что обрусевшие пермяки шли еще дальше — они оставляли на кладбище дровни, на которых был привезен гроб. В Вятской губернии бытовало поверье, что дровни, на которых везли покойника, больше нельзя использовать, поэтому их всегда бросали неподалеку от погоста. Этнограф и пермский краевед И. Я. Стяжкин подметил еще одну интересную деталь: если в доме было несколько дверей, возвращающимся с погоста запрещалось входить в ту, через которую выносили покойника.

Прощай!

По традиции, существует время, когда запрещается навещать умершего. Нельзя ходить на кладбище в день рождения почившего, а также в Пасхальное воскресение. Считается, что эти дни покойники проводят у Божьего престола, и беспокоить их посещением не следует.

Входить на само кладбище нужно в калитку, а не в большие ворота, которые открываются для прохода траурного шествия. Как поясняет в одной из статей фольклорист и этнограф В. Добровольская, в народе бытует мнение, что вошедшего в ворота «самого скоро повезут». В архиве научно-исследовательского Центра тверского краеведения и этнографии сохранилось подтверждение на запрет плотного закрытия калиток оград, которыми огорожены конкретные места захоронения. При нарушении этого правила мертвые начинают приходить к живым и просить «оставить хоть маленькую щелочку».

При уходе с кладбища нельзя оглядываться, а при расставании с покойником во время похорон и при посещении могилы не стоит говорить: «До свидания». Только: «Прощай!».

Похоронные традиции отличаются, и соблюдать их нужно было строго. Иначе люди считали, что обязательно придет новая беда. Сейчас тоже определенные традиции при проводах человека в мир иной существуют. На гробах не сидят, конечно, но помянуть, к примеру, стараются только добрым словом.

А у нас ещё есть что почитать по теме:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Трясина. Глава из книги «злой хатиман» (Записки военного разведчика)
    Геннадий Павлович Баранов (1926–1987 гг.) во время войны с Японией в 1945 г. участвовал в боевых действиях в составе взвода полковой разведки. За участие в разгроме Квантунской японской армии награждён девятью орденами и медалями, среди них орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За победу над Японией» (и с таким же названием – от Корейского правительства).
  • Иркутский авиазавод под грифом «Секретно». Продолжение
    Действительно, 30 ноября того же 1996 года я передал в ТАСС срочную новость: «Контракт на закупку многоцелевых истребителей Су-30МК (модернизированный коммерческий) сегодня подписали в Иркутске государственная компания «Росвооружение» и руководство Министерства обороны Индии. Подробности документа не раскрываются, однако по данным, обнародованным ранее индийской стороной, на первом этапе речь идет о поставке восьми, а в итоге планируется закупить 40 самолетов, производимых в этом городе».
  • Отец величия Сибири Николай Муравьев-Амурский
    В конце августа исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Муравьева-Амурского.
  • Последний фильм Эйзенштейна. Рассказ. Продолжение
    Рувим Осипович кипел праведным гневом. Он быстро выяснил – кто он, чем занимается, как зовут, кто жена, где работает. Вся информация была у него в кармане, вплоть до любви к выпивке.
  • Ушедший в осень
    …Я исчезну в назначенный день, но останется в жёлтых росписях
  • Карма Российской империи. Или снова неуловимые
    Года два назад, чтобы на собственном примере предостеречь наших читателей от посягательств телефонных мошенников, я в статье «Разводилово» уже писал, как эти деятели под видом полиции и службы безопасности банка пытались добраться до моего банковского счета. Тогда я их вовремя раскусил.
  • Иркутский авиазавод под грифом «Секретно» (Ждем продолжения)
    В августе 1934-го началась история крупнейшего оборонного предприятия Прибайкалья.
  • Последний фильм Эйзенштейна. Рассказ
    На студии он появился неожиданно. Скорее всего, его привела необходимость приработка. Катастрофически не хватало денег. Их, как известно, всегда не хватает, но когда ежедневно хочется «выпить-закусить», как он выражался, вопрос становился остро.
  • Подвиг неизвестный и бессмертный. К 75-летию ядерного щита страны
    29 августа 2024 года отмечается знаменательная дата – три четверти века со дня успешного испытания первой советской атомной бомбы. Это событие послужило началом развития атомной промышленности страны и созданию ее ядерного щита, который до сих пор обеспечивает ей безопасность и авторитет на планете.
  • Олимпийские игры: памятные и любимые
    Вот и закончились далекие от нас не столько физически, сколько ментально, рассудительно, в первую очередь потому, что там наших спортсменов почти не было, традиционные всемирные игры в Париже. А я все эти дни вспоминал свои памятные и любимые Олимпиады. Их можно посчитать на пальцах одной руки, хотя пока живу, ушли в историю 20 летних и столько же зимних масштабных спортивных зрелищ.
  • Архитектор «китайского чуда». 120 лет назад родился Дэн Сяопин
    Дэн Сяопин – известный в Китае и далеко за его пределами политик, который смог нам практике соединить рыночную экономику и коммунистический строй. Фактически правил страной около 20 лет, при этом не являясь официальным руководителем Китая.
  • «Мне б малиновый встретить рассвет…»
    Людмила Ильинична Хасина – коренная cибирячка. Родилась 25 апреля 1951 года в деревне Жердовка Иркутской области. В 1953 году семья переехала в Иркутск, а в 1962-м – в молодой город Ангарск, где Хасина проживает по настоящее время.
  • «Ежик в тумане» и другие: вспомним сказочника Сергея Козлова
    22 августа – 85 лет со дня рождения писателя-сказочника Сергея Козлова.
  • Иркутский след маршала Голованова. К 120-летию со дня рождения создателя Дальней авиации
    В разгар Великой Отечественной войны в советских Вооруженных силах была создана Авиация дальнего действия (АДД) с подчинением непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования (ВГК). Туда определили все дальние и тяжелые авиаполки, школу штурманов, часть аэродромов, учебные центры, ремонтные мастерские. Даже авиазавод закрепили за АДД. Инициатором этих мероприятий стал Александр Голованов, который и возглавил Авиацию дальнего действия.
  • Мой муж – инопланетянин. (Юмористический рассказ)
    Татьяна Андреевна Белявская (Стрельникова) — поэт, прозаик, член Союза писателей России. Родилась в 1947 г. Автор нескольких книг стихов и прозы: «Рябиновый свет», «Вечерами зимними…», «Сердцем слышу», «В доме пахнет хлебом».
  • «Что за шум, а драки нету?»: ко дню рождения Михаила Зощенко
    130 лет назад родился Михаил Зощенко. Его конек – короткие юмористические рассказы, которым характерны точность выражений, высокий стиль и тонкая ирония.
  • «Зеленый трамвай» отправляется!
    В прошлом номере нашей газеты мы уже немного рассказали о литературной студии «Зеленый трамвай», работающей почти три года при Иркутском доме литераторов, и даже объявили о начале конкурса для начинающих авторов среди наших читателей.
  • Когда наступает Август
    Пришла вкрадчивая, скрытная, многозначительная пора. Днем еще тепло, даже жарко. Но к вечеру уже чувствуется прохлада, а утренний туман – правда, с ним нынче в Иркутске задержка – долго не позволяет разглядеть, что происходит вокруг. В зеленой листве появляются красно-желтые вкрапления осени, стрекотание кузнечиков к середине месяца замолкает, на смену радостному оживлению природы приходит задумчивая тишина.
  • Нам дальше и выше
    Сегодня у нас «дебют». Сергей Беседин, ранее знакомый читателям «Перевала»» по прозе, наконец решил поделиться и плодами своего поэтического творчества.
  • Свободное лето 89-го
    35 лет назад даже толстые журналы расходились миллионными тиражами