Похороны у славянских народов являются лишь малой частью обряда проводов человека в иной мир. За ними следуют дни, когда семья покойного снова вспомнит о нём и посвятит ему ряд действий, предписанный многовековой традицией.
В первые дни
Первые поминки организовывались в день погребения. Считали, что в этот период душа покойного ещё рядом, среди живых и способна занять место за столом во время трапезы.
Всем известный ломтик хлеба поверх стакана со спиртным - лишь отголосок той серьёзности, с которой воспринималось это убеждение. Как правило, на поминки не принято было никого приглашать, но вместе с тем, любой проходящий мимо, даже странник или нищий могли приобщиться.
Дети и молодые люди, особенно женщины первых лет замужества, редко были допущены к этой трапезе. Не всегда в первый раз поминали дома за столом, это могло происходить даже прямо на месте, где только что погребли тело. Помимо старших родственников в этом часто принимали участие могильщики и священник.
Нередко трапеза имела вид древней формы застолья - ссыпчины, то есть каждый приносил одно или несколько блюд с собой. Старались, чтобы подаваемая пища была горячей и от неё шёл пар, ведь по поверьям, именно им питались души усопших.
Кроме кутьи и блинов подавали в скоромные дни и мясо, рыбные блюда, различные пироги, холодец и блины. Поминальную пищу не резали и не протыкали, а брали руками, отламывали кусочки.
Как правило, выпивали немного, после третьей чарки гости уже расходились. В некоторых регионах было принято подарить что-нибудь на память каждому из присутствующих - платок, денежку или катушку ниток. Ничего из еды с собой забирать было нельзя.
Проводы души
Последующие поминки проводили на сороковой день обязательно, в остальные - уже регионально. Между погребением и сороковинами ходили на кладбище, оставляли немного еды на могиле, оплакивали усопшего. Кроме того, для него клали на стол хлеб, воду, стелили постель, топили баню.
Думали, что этот период душа ещё путешествовала по местам своей прежней жизни, ходила среди живых родственников. Через 6 недель, на сорочины, снова проводили застолье.
В этот важный день душу усопшего нужно было окончательно отпустить и помочь перейти на “тот свет”. Считалось, что покойные, которых плохо поминали, могли так и остаться ходить по свету, им приписывали кошмары у живых, различные беды и внезапные смерти в деревне.
Чтобы этого не случилось, в первую очередь, вещи и постель покойного раздавали нищим, относили в церковь, либо сжигали. Кланяясь за воротами на все четыре стороны, усопшего просили не ходить к живым взамен того, что они сами будут навещать его.
На Урале был обычай, касавшийся женщин, обмывавших тело: на сороковой день они надевали вещи покойного и приходили на поминки, символизируя самого ушедшего. По ним плакали и причитали, давали в дорогу пищу со стола, после чего обмывальщицы покидали дом.
Именно после сорокового дня зеркала в доме освобождали от завес, кончался траур у родственников.
Никто не забыт
Православная церковь рекомендовала поминать усопших ровно через год после смерти, кроме того, существовали родительские субботы. Это несколько дат в году, когда вспоминали и молились за всех, чьи имена ещё не ушли из семейной памяти.
Обычай благополучно дошёл до наших дней и соблюдается верующими. За такой трапезой не принято было много пить, исключалось вино ввиду того, что было напитком земных радостей.
Медовуха и пиво же символизировали сладость рая и горечь смерти ещё со времён некрещёного славянского мира, были слабоалкогольными и не так вредили благочестивому настроению поминок.
Впрочем, когда такие субботы выпадали на постные периоды, никаких послаблений для трапезы не предполагалось, скоромного не употребляли. Кроме того, более древние обычаи предполагали поминать усопших на каждый большой праздник аграрного года, эта традиция тоже сохранилась на многие века.
Некоторые традиции прошлого, связанные с поминками, есть и сейчас. К примеру, поминать ушедшего в мир иной в день погребения, на сороковой день, занавешивать зеркала на определенное время. Человеку, которого уже нет, конечно, уже все равно, какие обряды в связи с его кончиной людьми соблюдаются. А вот последним это всё важно. Так как-то легче горе переживается, и как будто бы символически ограждаешься от всего того тревожащего и жутковатого, что именуется Смертью.
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.