Весна 45-го года принесла освобождение и мир. Понятно, что в период, пожалуй, самой страшной в истории человечества войны, о моде мало кто думал, но это не значит, что ее не было. Война закончилась и людям хотелось жить, радоваться. Девушки с удовольствием «меняли» шинели на платьица и расцветали! Об этом разговор с популярным российским визажистом, стилистом Захаром Гриновым.
- Захар, какая она была мода 45-го? Мода Победы?
- Когда закончилась война, то совершенно справедливо, что девушки, женщины хотели вернуться к жизни: почувствовать себя красивыми, любимыми. Уже на исходе войны, в 1944 году, было принято решение советского правительства о возрождении «модной одежды»: был открыт дом моды на известном Кузнецком мосту. Безусловно, страна была в разрухе, но запах весны Победы уже витал в воздухе. И женщина стали возрождаться: появился «спрос» на косметику, красивые отрезы на платья, «вернулись» шляпки. Сложное было время... Но жизнь брала свое. Женщины ждали своих мужчин с фронта и хотели выглядеть привлекательно. Но «подручных» средств для красоты было мало в послевоенном СССР. Например, большим спросом пользовалась тушь, которую «делали» из обувного воска... Да, из того «крема», которым натирали кирзовые сапоги. Самодельная тушь. Что касается одежды, то и тут предпочтение было отдано женственности: дамы старались подчеркнуть талию. Для этого создавался контраст широких плеч, пышной юбки и тонкой талии.
- Захар, а советская мода в военные и послевоенные отличалась от, например, европейской?
- Конечно, существовали отличия. Если в СССР главное «оружие» красоты была тушь, то в Европе и Америке – пудра, помада, тушь. Очень любили европейки использовать помаду, как румяна. Что касается пудры, то она скрывала усталость, шероховатости лица... Война же не способствовала идеальной коже. Знаете, после войны знаменитая Хелена Рубинштейн предложила женщинам, как сейчас бы сказали, тональный крем, который освежал лицо. Она удивительно тогда сказала: «Нравится ли тебе твое отражение так же, как в 1914? Раньше кожа была гладкой и упругой, а теперь цвет лица скучный и непривлекательный. Все лицо – показатель забот о войне. Даже если этого не требует твоя профессиональная жизнь – твой патриотизм зависит от того, насколько ярко твое лицо и как ты излучаешь оптимизм. Никакая помада – наша или любая другая – не выиграет войну. Но это показывает главную причину, почему мы боремся. За драгоценное право женщин быть женственными и прекрасными, независимо от обстоятельств!» И женщины, пережившие войну, конечно, старались жить!
- Захар, а как насчет вечерних платьев?
- Конечно, вечерние наряды существовали! Но они «доступны» были для больших городов, состоятельных дам: шелковые или из парчи платья, меха, драгоценности. Это все было. А вот гражданская одежда стала дополняться военными деталями: например, широкими поясами, пряжками. В Европе и Америке женщины стали использовать яркую помаду и лак. В моду «вошел» красный цвет. Удивительно, но до сих пор красная помада в моде! Во все времена!
- Как вы можете охарактеризовать женщин в послевоенный период? Вернее, их стиль.
- Женщина вздохнула! Еще было тяжело, но романтичность, желание нравится, жить, конечно, побеждало. Я бы назвал то время, как ... «самостоятельная мода»: женщинам приходилось, советским женщинам особо, перешивать старые вещи, учиться вышивать, вязать и придумывать... Тканей же практически не было и их доставали с большим трудом. Отдельная тема – чулки. В период войны женщина остались без нейлоновых чулок, и приходилось рисовать на голых ногах полоски, чтобы имитировать шов. Вот тогда и стали «входить» в моду брюки. В Европе их носили не только «на работу», но и на отдыхе. В СССР женщины и после войны работали на фабриках, разгребали завалы и брюки были удобны. Можно сказать, что послевоенная мода – простота, но несомненно - элегантность.
- Благодарю.
В непростые послевоенные годы стремление к красоте, наверное, тоже спасало людей. Потому что тяга к моде была не просто желанием выглядеть привлекательно, но и не смотря ни на что, противостоять сложной судьбе, полноценно жить дальше, какие бы тяготы не пришлось испытать.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.