Весна 45-го года принесла освобождение и мир. Понятно, что в период, пожалуй, самой страшной в истории человечества войны, о моде мало кто думал, но это не значит, что ее не было. Война закончилась и людям хотелось жить, радоваться. Девушки с удовольствием «меняли» шинели на платьица и расцветали! Об этом разговор с популярным российским визажистом, стилистом Захаром Гриновым.
- Захар, какая она была мода 45-го? Мода Победы?
- Когда закончилась война, то совершенно справедливо, что девушки, женщины хотели вернуться к жизни: почувствовать себя красивыми, любимыми. Уже на исходе войны, в 1944 году, было принято решение советского правительства о возрождении «модной одежды»: был открыт дом моды на известном Кузнецком мосту. Безусловно, страна была в разрухе, но запах весны Победы уже витал в воздухе. И женщина стали возрождаться: появился «спрос» на косметику, красивые отрезы на платья, «вернулись» шляпки. Сложное было время... Но жизнь брала свое. Женщины ждали своих мужчин с фронта и хотели выглядеть привлекательно. Но «подручных» средств для красоты было мало в послевоенном СССР. Например, большим спросом пользовалась тушь, которую «делали» из обувного воска... Да, из того «крема», которым натирали кирзовые сапоги. Самодельная тушь. Что касается одежды, то и тут предпочтение было отдано женственности: дамы старались подчеркнуть талию. Для этого создавался контраст широких плеч, пышной юбки и тонкой талии.
- Захар, а советская мода в военные и послевоенные отличалась от, например, европейской?
- Конечно, существовали отличия. Если в СССР главное «оружие» красоты была тушь, то в Европе и Америке – пудра, помада, тушь. Очень любили европейки использовать помаду, как румяна. Что касается пудры, то она скрывала усталость, шероховатости лица... Война же не способствовала идеальной коже. Знаете, после войны знаменитая Хелена Рубинштейн предложила женщинам, как сейчас бы сказали, тональный крем, который освежал лицо. Она удивительно тогда сказала: «Нравится ли тебе твое отражение так же, как в 1914? Раньше кожа была гладкой и упругой, а теперь цвет лица скучный и непривлекательный. Все лицо – показатель забот о войне. Даже если этого не требует твоя профессиональная жизнь – твой патриотизм зависит от того, насколько ярко твое лицо и как ты излучаешь оптимизм. Никакая помада – наша или любая другая – не выиграет войну. Но это показывает главную причину, почему мы боремся. За драгоценное право женщин быть женственными и прекрасными, независимо от обстоятельств!» И женщины, пережившие войну, конечно, старались жить!
- Захар, а как насчет вечерних платьев?
- Конечно, вечерние наряды существовали! Но они «доступны» были для больших городов, состоятельных дам: шелковые или из парчи платья, меха, драгоценности. Это все было. А вот гражданская одежда стала дополняться военными деталями: например, широкими поясами, пряжками. В Европе и Америке женщины стали использовать яркую помаду и лак. В моду «вошел» красный цвет. Удивительно, но до сих пор красная помада в моде! Во все времена!
- Как вы можете охарактеризовать женщин в послевоенный период? Вернее, их стиль.
- Женщина вздохнула! Еще было тяжело, но романтичность, желание нравится, жить, конечно, побеждало. Я бы назвал то время, как ... «самостоятельная мода»: женщинам приходилось, советским женщинам особо, перешивать старые вещи, учиться вышивать, вязать и придумывать... Тканей же практически не было и их доставали с большим трудом. Отдельная тема – чулки. В период войны женщина остались без нейлоновых чулок, и приходилось рисовать на голых ногах полоски, чтобы имитировать шов. Вот тогда и стали «входить» в моду брюки. В Европе их носили не только «на работу», но и на отдыхе. В СССР женщины и после войны работали на фабриках, разгребали завалы и брюки были удобны. Можно сказать, что послевоенная мода – простота, но несомненно - элегантность.
- Благодарю.
В непростые послевоенные годы стремление к красоте, наверное, тоже спасало людей. Потому что тяга к моде была не просто желанием выглядеть привлекательно, но и не смотря ни на что, противостоять сложной судьбе, полноценно жить дальше, какие бы тяготы не пришлось испытать.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.