ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Малоизвестное про последнего царя: Николай II мог получить «Нобелевку»

По инф. cyrillitsa.ru   
06 Февраля 2021 г.
Изменить размер шрифта

Скандинавы предпочитают не баловать Нобелевскими медалями нашу страну. И даже мало кто знает, что высшую мировую награду мог бы получить русский царь. Только этого почему-то не захотели. Хотя весомые аргументы не премировать Романова и впрямь имелись.

 Николаю II могли дать «Нобелевку» за Гаагскую конференцию, но…

Почему Николай II

В 1901 году Его Величество Император Всероссийский стал первым из нашей страны, кого удалось с соблюдением всех необходимых формальностей представить на соискание Нобелевской премии. Понятно, что царь не сочинял романов и стихов, не делал гениальных открытий и не создавал изобретений, поэтому пришлось заявляться в миротворческой номинации. Кандидатуру Николая Александровича представили с формулировкой «за инициативу по созыву Гаагской мирной конференции и содействие ее проведению».

В ходе Гаагской конференции 1899 года, за которую Романова, собственно, и хотели премировать, – были приняты три конвенции: «О мирном решении международных столкновений»; «О законах и обычаях сухопутной войны»; «О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 года».

Данными международно-правовыми актами предписывалась необходимость усилий для мирного урегулирования конфликтов, но если уж конфликт возник, то надо соблюдать правила ведения войны, содержания военнопленных, а также применения либо неприменения тех или иных видов вооружения. За нарушение какого-либо из этих правил полагался либо серьезный штраф, либо еще более серьезные политико-экономические санкции.

Мир к началу XX века пребывал в конфликтном и напряженном состоянии, которое впоследствии вылилось в Первую мировую войну. Главы государств чувствовали, что скоро грянет буря, и ее нужно было как-то избежать. Ну или хотя бы отсрочить. Авторитет русского царя в этом плане был надежным подспорьем.

Соответствие нобелевским критериям

У нас принято считать, что «Нобелевку» должен получать обязательно самый выдающийся и известный специалист в своей области. Вроде бы так оно справедливо. Однако сам Альфред Нобель был немного другого мнения на сей счет. Для каждой дисциплины существуют свои критерии, и для премии мира они тоже есть. Писатель, ученый или общественно-государственный деятель может быть трижды славен и четырежды гениален, но если он не отвечает базовым требованиям – награду он не получит. Тогда как значительно менее заметный и менее даровитый – может и получить.

В Нобелевском завещании прописано, что премия мира дается «тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, ликвидацию или сокращение численности постоянных армий или в развитие мирных инициатив». Правильно, неправильно, хорошо, плохо – это уже детали и частности, не имеющие отношения к делу. Лауреатом может стать царь, жрец, глава или активист общественной организации, да даже просто неравнодушный, привлекший внимание к соответствующей серьезной проблеме.

По идее, Николай II вполне заслуживал лауреатства. Только вот члены Комитета этого почему-то все равно не признавали. На официальном сайте Нобелевской премии про предпоследнего Романова на престоле написано следующее: «The tsar was never seriously considered for the Peace Prize», что переводится как «Царя никогда всерьез не рассматривали на получение премии мира». Почему – Комитет так публично и не прояснил.

Что не так

Стремление Николая II регламентировать войну и сделать ее более «гуманной» нашли живой отклик. А вот все прочие внешнеполитические действа – нет. Вообще поведение Российской империи на международной арене воспринималось как довольно-таки агрессивное. А поскольку номинирован царь этой самой «агрессивной» страны, то и о «Нобелевке» речи идти не может.

В 1880-х годах Россия активно пробивалась к Балканским позициям, намереваясь потеснить в этом регионе Австро-Венгрию. В 1886 году были разорваны дипломатические отношения с Болгарией, где к власти пришла австро-венгерская группировка. В 1894 году был утвержден договор о франко-русском союзе, к которому присоединились Англия и США, что стало основой будущей Антанты, в которой, как известно, не нашлось места для Германии.

Россия явно не ориентировалась на немецкое пространство. А следует напомнить, что Нобелевская премия на заре ее существования была преимущественно германской и скандинавской: англосаксов и их сторонников Комитет поначалу не жаловал.

Кроме того, Учетно-Ссудный банк в Персии, организованный Сергеем Юльевичем Витте совместно с императорской семьей в 1894 году и разросшийся впоследствии аж до 19 филиалов, вызывал недовольство у западного бизнеса, также имевшего свои интересы в Азии. Особенно негодовали Ротшильды, у которых Витте взял взаймы колоссальные денежные суммы, в том числе под этот проект. Считалось, что русский министр их попросту «разбазаривает». С позицией Ротшильдов в те годы были согласны многие во всем мире.

Чего греха таить, имелась и личная причина, которая, возможно, даже перевесила все вышеизложенные. В 1870 году братья Нобели, в том числе учредитель премии Альфред, решили организовать в Баку, относившемся прежде к Российской империи, – масштабный нефтяной промысел. В 1879 году под это дело создали «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». И все бы хорошо, да возникла одна загвоздка: по концессии, паи всего лишь на 50% с небольшим принадлежали братьям Нобелям, а остальные – нескольким подданным Российской империи, в основном Петру Александровичу и Александру Александровичу фон Бильдерлингам. Всецелого сырьевого господства на чужой территории не получилось, что также, вполне вероятно, вывело братьев Нобелей из себя.

Пример Николая II показывает, что для получения Нобелевской премии важны не только конкретные действия, но и умение играть по конъюнктурным, зачастую невыгодным для самого себя правилам.

Вообще существует мнение, что многие премии и конкурсы не всегда кристально прозрачны и идеально непредвзяты. Какие-то правила игры все равно приходится соблюдать. А мы давайте оставим все щепетильные нюансы таких мероприятий в стороне и обратимся к любопытной информации. Оказывается, на мысль о создании премии Нобеля натолкнул ложный некролог о его якобы смерти, который он прочитал в газете. Это заставило Альфреда задуматься о том, каким же его запомнят люди.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.