НА КАЛЕНДАРЕ

Лука Крымский: удивительный жизненный путь выдающегося священника-доктора

Валерий Шамбаров, portal-kultura.ru   
17 Июня 2023 г.

19 июня 2020 года указом президента России была учреждена государственная награда для медработников — медаль Луки Крымского. Его имя носят Красноярский медицинский университет, Общество православных врачей России, медцентры, больницы, школы. В разных городах страны в честь этого святого воздвигают памятники и храмы. Память святителя Луки Русская церковь чтит 11 июня.

Лука Крымский: удивительный жизненный путь выдающегося священника-доктора

В конце «просвещенного» XIX столетия предсказать судьбу юного Валентина Войно-Ясенецкого вряд ли кто-то смог бы. Религиозное воспитание детей считалось тогда в российских городах «излишним». Перед глазами мальчика тем не менее был пример отца, выходца из обнищавших белорусских шляхтичей, убежденного католика. Православная мать в храм ходила редко, но отдавала себя делам милосердия, помогала неимущим, увечным, арестантам. Родившийся в многонациональном Крыму Валя в отрочестве переехал с родителями в большой и шумный Киев. Биологию и химию тогда не любил, зато блистал талантами в рисовании.

После гимназии метался от юрфака Киевского университета к частной школе живописи в Мюнхене. Увлекался толстовством, приведя в ужас родителей, писал письма Льву Николаевичу, желая уехать в Ясную Поляну, стать его учеником. Прочитав книгу Толстого «В чем моя вера», отношение к учению писателя поменял, а пока совершенствовался в живописи, ходил в Киево-Печерскую лавру рисовать убогих и нищих. Испытав сострадание, пришел к выводу: «Я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», — и поступил на медицинский факультет университета святого Владимира.

Это учебное заведение было в то время средоточием передовой науки, высокой культуры. Способностями, целеустремленностью, работоспособностью Валентин сразу же выделился среди студенческой братии, да и таланты художника пришлись весьма кстати. Войно-Ясенецкого уже прочили было в профессора, но по окончании университета он поразил всех заявлением: его единственная цель — стать земским «мужицким» врачом, лечить простонародье в провинции.

Сперва ему выпали русско-японская война и госпиталь Красного Креста в Чите. Молодой хирург получил богатейший опыт участия в сложных операциях, изучил и недостатки тогдашней медицины. Свою невесту, кроткую и набожную Анну Ланскую, Валентин Феликсович встретил в госпитале. Девушку, уже отказавшую двум женихам из врачей и даже давшую обет безбрачия, называли «святой сестрой», однако в Войно-Ясенецком она нашла близкую душу, и Господь двух этих людей не от мира сего связал узами брака.

После войны началась жизнь «мужицкого врача» в Симбирской, Курской, Орловской, Саратовской, Владимирской губерниях. Непрерывные потоки пациентов с разнообразными заболеваниями, проблемы обеспечения крошечных больничек вынуждали быть врачом по всему спектру специальностей: терапевтом, акушером, невропатологом... Ну а хирургом он был, как говорят в народе, от Бога, движением скальпеля мог прорезать требуемое число бумажных страниц и ни одной больше. После его работы хирургическим ножом совершались почти евангельские чудеса, начинали ходить хромые, прозревали слепые (борьбе с распространенной в ту пору трахомой пришлось учиться специально).

Мест в больничках не хватало, и ему нередко приходилось класть на стол пациентов у себя дома. Однажды после такой операции обрел зрение нищий, который собрал слепых со всей округи. Те пришли к врачу длинной вереницей, держась друг за друга. Как-то раз Войно-Ясенецкий прооперировал незрячую от рождения семью из семи человек, исцелил шестерых.

Совершенствовал свое искусство в московских клиниках, делал доклады в Хирургическом обществе. Его статьи появились в медицинских изданиях.

Учитывая непереносимость некоторых больных к наркозу, Валентин Феликсович разработал совершенно новый метод обезболивания — регионарную анестезию: ювелирным введением препарата в нерв блокировал связь оперируемого участка с головным мозгом. На эту тему защитил диссертацию, стал доктором медицины. Тогда же задумал следующий труд — «Очерки гнойной хирургии». В тот момент в его голове возникла, казалось, нелепая, но настойчивая мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа».

С началом Первой мировой Валентин Войно-Ясенецкий развернул в Переславле-Залесском (в дополнение к трем больницам, которые возглавлял) госпиталь. Делал до тысячи операций в год. Война и страдания раненых дали толчок к оттесненной на второй план бесчисленными делами православной вере. На путь к храму вывело и личное горе: у жены обнаружился туберкулез. Решив сменить климат, семья в 1917 году переехала в Ташкент, где ее глава стал ведущим хирургом.

Это уберегло от бессудных расправ в свистопляске Гражданской войны: красные начальники тоже были его пациентами. Будучи лучшим специалистом во всем крае, талантливый доктор возглавил кафедру хирургии во вновь созданном Туркестанском университете. Супругу перемена климата не спасла, в 1919-м она ушла в мир иной. Заботу о четверых детях взяла на себя медсестра ташкентской больницы, а Валентин Феликсович ушел с головой в работу и трудные вопросы веры — отныне эти стороны жизни стали единым целым. Он горячо молился и в храме, и дома, сблизился с духовенством. Священное Писание изучал так же тщательно, как медицинские трактаты, выступал с православными беседами. В 1920 году произнес речь на епархиальном собрании, а епископ Ташкентский Иннокентий (Пустынский) заявил: «Доктор, вам нужно быть священником». Неожиданно для себя самого врач воспринял услышанные слова как призыв Господа. Ответил без раздумий: «Хорошо, владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»

В те годы звание «поп» автоматически причисляло к «контре» наряду с «белогвардейцами», «буржуями», «кулаками». Но Войно-Ясенецкий принял его открыто, в больницу и на лекции в университет стал приходить в облачении священника, а в операционной поставил икону Божьей Матери. Благословлял пациентов, крестным знамением перед операциями осенял и их, и ассистентов с медсестрами. Однажды на вопрос больного: «Я ведь мусульманин, зачем же вы меня крестите?» — хирург ответил: «Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины».

Первая серьезная схватка с опасными недругами выпала в 1921-м, когда на его пути встал слывший одним из самых свирепых палачей Яков Петерс, заместитель председателя ВЧК, копавший под самого Дзержинского и за это отправленный в «почетную ссылку» — заливать кровью окраины. В Ташкенте тот раздул «дело врачей», якобы губивших раненых красноармейцев. На показательном процессе Петерс сам стал обвинителем, однако выступивший экспертом Войно-Ясенецкий не оставил от обвинений камня на камне.

Тогда чекист обрушился на самого эксперта: «Как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?» Врач-священник спокойно парировал: «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?» Красный инквизитор поинтересовался, как, дескать, профессор может верить в Господа: «Разве вы его видели, своего Бога?» Валентин Феликсович подтвердил: Его он действительно не видел, однако «много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Зал тем временем хохотал, аплодировал. Дутый процесс провалился. Казалось, песенка отца Валентина была спета. Однако Господь уберег, Петерса вскоре перевели в другое место.

В 1922 году большевики решили разгромить Церковь как таковую. Действовали кнутом репрессий и своего рода пряником — поддержкой раскольников-обновленцев. Последние под эгидой властей забирали себе православные храмы. Осознавший, что священство в России наметили вывести под корень, патриарх Тихон благословил тайное рукоположение епископов (а те, в свою очередь, могли рукополагать новых священников). Туркестан стал местом ссылки, куда отправили нескольких «патриарших» архиереев. Один из них, получивший необходимые инструкции епископ Андрей Уфимский в 1923-м обратил внимание на отца Валентина, который с несколькими соратниками удерживал паству от ереси «обновленчества». Доктор-священник дал согласие на постриг. Владыка Андрей сначала хотел наречь его в честь святого целителя Пантелеймона, но выбрал имя проповедника, врача и художника Луки. Два других ссыльных епископа провели обряд хиротонии (позже утвержденной патриархом), и владыка Лука отслужил свою первую архиерейскую литургию.

Тут-то и возбудили против него студентов, а «Туркестанская правда» разразилась статьей «Воровской архиепископ Лука». 10 июня последовал арест по вздорным обвинениям. Началась 11-летняя полоса тюрем, этапов, ссылок: Енисейск, Туруханск, Котлас, Архангельск... Свое двойное служение пастырь и лекарь продолжал всюду. Оперировал, как правило, в местных больницах. Пациенты ехали к нему за сотни километров, записывались за месяцы вперед. На этапе в сибирском селе операцию крестьянину он сделал слесарными щипцами. Есть свидетельства о том, что святитель стал в 1924 году пионером в трансплантологии: пересадил умиравшему мужчине почки теленка, и больной встал на ноги (официально подобная операция была зафиксирована в мире девять лет спустя, а пациент умер). В Архангельске архиепископ жил у знахарки, которая лечила людей самодельными мазями на основе почвы. Его высокопреосвященство заинтересовался, опробовал их в больнице, а затем начал серьезные исследования.

Богослужения он совершал в квартире: постригал в монахини послушниц закрытых монастырей, рукополагал священников. В Енисейске при встрече с ним незнакомый инок пришел в изумление, а затем пояснил, что видел его во сне 10 лет назад. Тогда неведомый прежде архиерей рукоположил этого чернеца в иеромонахи. Святитель действительно совершил над ним тот обряд, поскольку десятилетием ранее он служил врачом в Переславле, «а у Бога в то время уже был епископом... Так неисповедимы пути Господни». В Заполярье ему довелось крестить детей, придумывая молитвы за неимением требника, а из полотенца сделав епитрахиль.

В такие гиблые места владыку несколько раз отправляли за тайные богослужения. Но пребывание там оказывалось недолгим: то крестьяне взбунтуются, что из больницы лучшего врача забрали, то у местных начальников заболеют родные, а для операции потребуется хирург-архиепископ.

В 1927 году у святителя в перерыве между ссылками было искушение. Когда застал часть храмов разрушенными, а другие — захваченными обновленцами, руки опустились, он попросил отпустить его на покой, чтобы отдаться медицине. Был проект основать клинику, а высокопоставленными лицами давались на сей счет обещания. Местоблюститель патриаршего престола Сергий (Страгородский) прошение удовлетворил. Архиерей переоделся в мирскую одежду, и... все у него пошло наперекосяк: посулы властей оказались пустым звуком, в прежних должностях его не восстановили, назначили консультантом в больницу далекого Андижана. Операции все чаще были неудачными. Владыка почувствовал: ушла Божья благодать. Ему приснился сон о том, как в пустом храме прямо в алтаре он преподает анатомию на распростертом трупе, а рядом курят студенты и врачи. Святитель увидел в этом знак: медицинское служение без главного, духовного начала не может быть успешным. Опять стал их совмещать.

У искушения тоже была некоторая польза: научные труды Войно-Ясенецкого стали издавать не только в СССР, но и за границей. В 1934 году были опубликованы написанные большей частью в застенках и принесшие ему мировую известность «Очерки гнойной хирургии». На него посыпались из Москвы и Ленинграда заманчивые предложения: возглавить кафедру, а то и НИИ. Цена — отречься от сана. Теперь все эти соблазны встречали твердый отказ, хотя приходилось святителю Луке тяжело. В Средней Азии он заразился лихорадкой, ослеп на один глаз. Да и власти в покое не оставляли. И тем не менее владыка, по его словам, «в самое трудное время очень ясно, почти реально ощущал, что рядом Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий».

Особенно необходимой Его помощь была в 1937-м. Ташкентские чекисты, выбив признания у нескольких епископов и священников, слепили дело о «контрреволюционной церковно-монашеской организации». Потом, схватив медиков, знакомых святителя Луки, добыли «сведения о шпионаже и убийствах на операционном столе». «Подозреваемый» выдержал и избиения, и страшную пытку «конвейером» (13 суток без сна). Был близок к отчаянию, трижды объявлял голодовки, терял ориентацию во времени и пространстве, однако клевету правдой не признал. В результате все, кто наговорил невесть чего, были расстреляны. В отношении архипастыря расследование затянулось до 1940 года, а тогда и прежних следователей арестовали, и пересмотры дел начались. Какие-то обвинения все же предъявили, но вместо однозначного смертного приговора последовал «мягкий» вердикт: пять лет даже не лагерей — ссылки.

Война застала святителя в Красноярске, откуда он телеграфировал Калинину: «Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». До «всесоюзного старосты» телеграмма не дошла, однако крайком партии назначил владыку главным хирургом эвакуационного госпиталя № 1515, а вместе с тем — консультантом всех госпиталей Красноярского края. Делая по три-четыре операции в день, он молился... в лесу, поскольку ни одного храма в краевом центре не осталось.

Для верующих в ту пору начались послабления. В 1942 году праведный доктор стал архиепископом Красноярским, добился восстановления церквушки в 5 километрах от города. В 1943-м его вызвали в Москву на поместный собор для участия в избрании патриарха. Став постоянным членом Священного синода, его заседания посещать не мог из-за чрезмерной загруженности и дальней дороги. Да и здоровье ухудшалось. В 1944-м патриарх Сергий и Синод перевели владыку в Тамбовскую епархию, где он также возглавил хирургическое отделение эвакогоспиталя, стал помогать в окрестных больницах. Возродил и епархию, в которой осталось лишь три действовавших храма. Принимал в священники вернувшихся из мест заключения поборников веры, готовил к служению достойных мирян. Да и обновленцы, которых поприжали, потянулись обратно, в лоно единой Церкви. Архиепископ Лука разработал для них чин покаяния. За короткое время в епархии ожили 24 прихода.

В 1946 году за труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» владыка удостоился Сталинской премии I степени, фактически отменившей прошлые судимости. Пастырь вернулся на малую родину, получив в управление Симферопольскую и Крымскую епархию, также возродил ее из небытия. Стал консультантом в местном госпитале, читал лекции для врачей.

Пациенты и прихожане любили его беззаветно, а он оставался скромным, неприхотливым. Полученную премию, 200 тысяч рублей, раздал детским домам, кормил на свои деньги голодных. Сам же ходил в старой заштопанной рясе. Владыка говорил: «Главное в жизни — делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое». Будучи пламенным патриотом, он требовал в своих статьях самой суровой кары для фашистов и их пособников, потом столь же гневно обличал агрессивную политику США, католическую церковь, поддержавшую антисоветские и антироссийские силы в холодной войне.

При всем при этом в СССР его считали колючим, неуживчивым. Архиепископ игнорировал уполномоченных по делам РПЦ, одним махом лишал сана недостойных священников. Его служение сопровождали частые конфликты. Сохранились многочисленные жалобы в патриархию на «проступки» владыки Луки: вывешивание икон и «религиозные обряды» в госпиталях, участие в медицинских конференциях и чтение лекций в архиерейском облачении. При вручении ему медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» он партработников натурально шокировал, сказав, что мог бы сделать для страны и народа гораздо больше, если бы они его не схватили «ни за что ни про что и не таскали бы 11 лет по острогам и ссылкам». Саму же награду признал соответствующей уровню уборщицы, а не ведущего хирурга госпиталей.

В 1958 году вернувший зрение сотням слепых целитель полностью ослеп. Оставив медицинскую практику, принимать больных тем не менее продолжил. Поражая врачей точностью диагнозов, помогал людям советами и молитвами. В храм входил без посторонней помощи, безошибочно прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные тексты. Епархией управлял по докладам пользовавшихся доверием священников. Диктовал им мемуары под названием «Я полюбил страдание» и, разумеется, проповедовал — это было главным. Его избрали почетным членом Московской духовной академии, в 1959 году владыка Лука стал доктором богословия. Преставился он в разгар хрущевских погромов Церкви, 11 июня 1961 года, как раз в День Всех святых, в земле Российской просиявших.

Всю свою сознательную жизнь он следовал, по сути, за Христом и Его апостолами. Как ученики Спасителя исцеляли и проповедовали, так и святитель Лука этому жизнь посвятил. Как они сносили гонения, так и он терпел. Как святые предшественники несли свой крест, так и он пронес его до конца. Пациенты пастыря выздоравливали не в пример чаще, быстрее и основательней, нежели у других лекарей. Далеко не все из вылеченных обращались к вере, так ведь и ко Христу из 10 исцеленных от проказы вернулся лишь один.

Канонизированный в 2000 году в лике новомучеников и исповедников святитель Лука и сейчас продолжает свое служение. Он оставил после себя более 60 медицинских трудов, на его учебнике «Очерки гнойной хирургии» выросло не одно поколение врачей. Праведный архипастырь написал бесценные богословские труды: «Дух, душа и тело», «Наука и религия», 750 проповедей. Владыка и поныне откликается на зов верующих, по молитвам ему зафиксированы многочисленные исцеления. Связанные с его именем чудеса происходят не только в области медицины. 18 марта 2014 года был подписан договор о воссоединении Крыма с Россией — в день памяти и обретения мощей святителя Луки Крымского. Разве могут быть такие совпадения случайными?

***

Удивительные люди приходят иногда в этот мир. Доброты Луки Крымского, например, с лихвой хватило бы и на несколько человек. Он не роптал перед жизненными обстоятельствами, всегда оставался верен себе и смог помочь очень многим людям и делом, и словом – как талантливый доктор и как выдающийся религиозный деятель.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».