Что важного сделал для Руси святитель Алексий Московский? |
Андрей Самохин, portal-kultura.ru |
03 Марта 2023 г. |
Кто такой святитель Московский и всея России чудотворец Алексий? Это один из главных столпов русского государства, созданного объединением вокруг Москвы враждовавших прежде княжеств.
Архипастырь, воспитавший святого благоверного князя Дмитрия Донского, благословивший на великий подвиг преподобного Сергия Радонежского, неутомимо и последовательно скреплял единство нашей Церкви, примирял правителей русских земель, усмирял гнев ордынских ханов. Его похожая на приключенческий роман жизнь стала житием христианского праведника. В XIV столетии наша страна находилась в крайне бедственном положении. Батыевым нашествием катастрофы и несчастья русских людей не закончились, около 1300 года Киевское княжество было опустошено вторично. Когда древняя столица Руси почти обезлюдела, ее при бездействии Орды легко захватил литовский князь-язычник Гедимин. Народ массово побежал на север. Сюда, во Владимир-на-Клязьме, спасаясь от беспорядка, переехали и митрополиты, продолжая по-прежнему именоваться Киевскими и всея Руси. Митрополичья кафедра переместилась в пока еще небольшой, но быстро набиравший политическую и духовную силу «град Москов». Таким образом, «точка сборки» была провиденциально определена, хотя закреплять за городом его центральное положение предстояло еще больше столетия — в противоборстве с Великим княжеством Литовским, Тверью, Господином Великим Новгородом и другими политическими игроками, балансируя между Сараем и Константинополем, обуздывая честолюбие и непомерные аппетиты князей, блюдя чистоту веры. Все эти тяготы и заботы выпали на долю боярского отпрыска, в миру Елевферия Бяконта, родившегося в будущей русской столице в самом начале XIV столетия. Наследник знатной, происходившей из Чернигова фамилии еще в отрочестве узнал о своем высоком призвании. Однажды он, двенадцатилетний, расставлял за городом силки на птиц, а когда сморенный полуденным жаром уснул, услышал голос: «Не трудись напрасно, Алексий, будешь ты ловцом людей». Осмысление зова Небес привело его к истовой молитве, а в дальнейшем — к отказу от женитьбы и воинской стези, прямиком в иноки Богоявленского монастыря в Загородье (в нынешнем Китай-городе), где Елевферий получил свое второе и главное, предсказанное в вещем сне имя. (Житие святителя гласит: «В черньци пострижеся 20 лет, а в чернечестве поживе 40 лет, а в митрополиты поставлен бысть 60 лет, а пребысть в митрополитех 24 лета. И бысть всех дней житиа его 85 лет».) Монашествовал он усердно, пусть и неподалеку от великокняжеского двора. Живя в своей келье, был хорошо осведомлен о том, как проходило княжение его крестного отца Ивана Калиты, а затем — Симеона Гордого. Стал свидетелем брани с Литвой, похода на Новгород, всеевропейской чумы, докатившейся краем и до Москвы, вокняжения Ивана Ивановича... Положение монаха знатного рода было особенным. Являясь советником младших братьев Симеона Ивановича — Андрея и Ивана, для последнего отец Алексий стал главным духовным наставником. Более того, Иван Иванович (прозванный Красным, Кротким, великий князь Владимирский, князь Московский) избрал его в опекуны для своего сына, будущего триумфатора битвы на Куликовом поле Димитрия. Монашеские добродетели и книжная премудрость сочетались у этого мудрого инока с уникальным опытом в решении споров между князьями, с пониманием тонкостей ордынских и царьградских интриг. Не побывав даже в настоятелях монастыря, он был переведен в резиденцию престарелого митрополита Феогноста и переселился на его подворье. В 1352 году уже немолодой отец Алексий стал епископом Владимирским. Чтобы получить митрополичью кафедру, следовало заручиться согласием Константинопольского патриарха, и тогда будущий святитель отправился в свое первое большое путешествие — за море, через Сарай, где выдавали ярлык на свободный проезд по землям Орды. Русский архипастырь понравился матери хана Джанибека всесильной Тайдуле, и она выдала ему защитную подорожную, в которой епископ уже именовался митрополитом. В Царьграде ему пришлось прожить год, прежде чем патриарх Филофей выдал наконец утвердительную грамоту. В ней оговаривалось, что претендент на кафедру, не будучи греком, возводился в митрополичий сан в виде исключения — за «духовные достоинства». В патриаршем решении имелся политический расчет: в крупнейшей митрополии было неспокойно, правители Великого княжества Литовского Гедимин и его сын Ольгерд, оставаясь язычниками, умело лавировали между Константинополем и Римом и при этом раскалывали наши земли, представляясь «князьями Литвы и Руси». В этом качестве они выступали как бы защитниками русских княжеств от набегов Орды, а с какого-то времени — и от «хищной Москвы». В Царьграде посчитали, что талантливый русский иерарх сможет воссоединить расколотую митрополию, включая киевские, владимирские и западнорусские земли. План был совершенно нереальным, поскольку церковному единству должно предшествовать политическое объединение, а на глобальной шахматной доске фигуры смешивались чуть ли не ежегодно. Раздача ордынцами ярлыков на княжение, внезапные смерти князей, династические браки, внутриполитические борения в самой Орде и Византии — в этой пестрой геополитической круговерти митрополит Алексий сделал единственно правильный, поистине прозорливый выбор: демонстрируя покорность ордынским ханам, поначалу не ссорясь впрямую с Ольгердом, русский архиерей стал способствовать расширению и укреплению власти Московского княжества как общерусского центра православия и будущего штаба восстановления государственной независимости. Почти четвертьвековой период митрополичьего служения владыки Алексия был чрезвычайно бурным. В 1359 году во время военного спора Москвы и Литвы за Смоленск он, отправившись в Киев, был схвачен по приказу Ольгерда, ограблен и заточен в темницу. С Божией помощью святителю удалось тогда бежать в Москву. В одном из путешествий в Константинополь его корабль на обратном пути попал в страшный шторм. Архипастырь чудом уцелел, дав обет построить монастырь в честь праздника, во время которого он ступит на землю. Так была построена в Москве Спасо-Андрониковская обитель. Позже владыка основал в Первопрестольной Чудов и Симонов монастыри, а в Серпухове — Введенский Владычний. Вторая поездка митрополита в Сарай в августе 1357 года стала легендарной. Ее прославили не только в летописях и литературе, но и в кино (например, в фильме Андрея Прошкина «Орда»). Почти ослепшая из-за болезни глаз ханша Тайдула попросила сына Джанибека вызвать русского архиерея, с которым уже однажды встречалась. Слава о нем как о святом человеке в то время уже достигла столицы Орды. Хан отправил князю Ивану Красному грозное послание: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю». Зная ордынские нравы, нетрудно было догадаться, что свое обещание Джанибек исполнил бы и в случае неудачи с лечением. Согласно житию святителя, узнав о вызове в ханскую ставку, он сказал: «Прошение и дело превышает меру сил моих. Но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, — не презрит Он молитвы веры». Перед отъездом владыка усердно молился в Успенском соборе у раки святителя Петра и был ободрен знамением: одна из свеч возгорелась сама собой. Малую часть от нее митрополит взял с собой в Орду. Прибыв в Сарай и торжественно войдя в покои Тайдулы, он зажег чудесную свечку и начал водосвятный молебен об исцелении. Затем окропил святой водой ханшу, и та прозрела! С великим почетом и дарами, а главное, с вестью о мире владыка возвратился на Русь. С Литвой замириться не получалось, Ольгерд дважды с огнем и мечом приходил на Русь, осаждая, правда неудачно, и Москву. Через Константинополь литовскому князю удалось создать здесь свою митрополию, поставив во главе сына тверского боярина монаха Романа. С ним владыке Алексию пришлось долго и мучительно бороться за приходы, привлекая к противостоянию уклончивых, двуличных царьградских иерархов. Во взаимоотношениях русских князей тоже проблем было немало. Митрополит фактически управлял княжеством, пока малолетний князь Димитрий не вошел в лета. Иной раз приходилось проявлять государственную жесткость. Так, при очередном конфликте с Тверью ее князя Михаила Александровича пригласили в 1368 году в Москву, а затем бросили в темницу «для вразумления». Амбиции претендовавшего на Владимирский трон (и получившего ярлык из Орды) Дмитрия Константиновича удалось смирить иначе: решением проблемы стал династический брак между отпрысками знатнейших родов Дмитрием Московским и дочерью честолюбивого князя Евдокией Суздальской. Одновременно митрополиту Алексию приходилось противостоять усилению пролитовской партии в северных княжествах, династии которых Ольгерд стремился повязать узами браков с Гедиминовичами. Святитель вел свою политику так, что даже в соперничавших между собой городах его считали независимым судьей, и часто слово владыки становилось последним. Так, чтобы предотвратить в 1365-м захват Нижнего Новгорода князем Борисом (младшим братом недавнего соперника Москвы Дмитрия Константиновича), потенциального узурпатора вызвали на митрополичий суд, а чтобы слова приглашения были доходчивей, в Нижнем по приказу митрополита закрыли разом все церкви. Для князя, въехавшего в город править, по тогдашним меркам это было равносильно политическому краху. Еще более сурово поступил архиерей с князьями Святославом Смоленским, Михаилом Тверским и поддержавшим их епископом Василием. Те под началом язычника Ольгерда пошли против других княжеств и были просто-напросто отлучены от Церкви, получив морально-психологический удар огромной силы. Совместный поход русских воевод и их отрядов на Тверь в 1375 году стал, по сути, генеральной репетицией братания на поле Куликовом. Так благодаря искусной, а порой и жесткой политике митрополита генеральная линия Москвы, направленная на собирание земель, окрепла в сложнейших исторических условиях. По просьбе владыки его дипломатическим спецпосланником к князьям не раз становился смиренный инок Сергий (Радонежский). Оба святых угодника своими действиями и молитвами готовили историческую победу над полчищами Мамая. До этого славного дня митрополит Алексий не дожил совсем немного... Он очень хотел передать владычный посох Сергию, видя в нем достойнейшего преемника и великого духовного кормчего Руси, однако встретил решительный отказ. Жития обоих святых подробно описывают непростой разговор о том, как митрополит вызвал к себе из Троицкой обители праведника-игумена и во время беседы как бы невзначай приказал принести золотой парамандный крест с драгоценными каменьями, а затем собственноручно возложил его на отца Сергия. Тот же сказал, что «злата сызмальства чурался», и на все уговоры владыки отвечал смиренным отказом. В итоге святитель Алексий отпустил преподобного с миром, провидев в нем «игумена всей Русской земли», коему не нужно иного сана. Перед смертью митрополит завещал великому князю Дмитрию похоронить себя в Чудове монастыре вне церкви, за алтарем собора. Воспитанник счел это пожелание причудой покойного и осуществил погребение внутри храма. На могиле святителя почти сразу же начали совершаться чудеса. Чудесным образом были обретены спустя полвека и его мощи, после чего он был прославлен в лике святых. В дальнейшем священные останки перемещались с места на место (из одного храма в другой), а после уничтожения большевиками Чудова монастыря оказались в Музеях Московского Кремля. В 1947-м по просьбе святейшего патриарха Алексия I (Симанского) их передали Русской православной церкви. С тех пор они покоятся в Богоявленском соборе в Елохове, и поклониться им может каждый русский человек. На нашем сайте читайте также:
|
|