19 декабря (по н. ст.) православные чтили память святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, прозванного в народе угодником Божьим. Древние предания говорят, что святой Николай обладал ангелоподобным ликом, который сиял, как лицо пророка Моисея. Православные христиане называют угодника Божия «правилом веры и образом кротости».
В биографии святого Николая Чудотворца сообщается, что, начиная свое архиерейское служение, святой Николай определил себе жить не ради своего спасения, а в первую очередь ради спасения других.
Первое деяние
Будущий угодник Божий родился в богатой знатной семье спустя 250 лет после рождения Христа, на окраине Византийской империи, в приморском городе Патаре в Ликии (ныне Турция). Позднее его семья переехала в портовый город Миры, где Николай провел всю свою жизнь.
Первое деяние молодого Николая дало начало нескольким европейским и христианским традициям. Данте Алигьери в «Божественной комедии» упомянул это: некогда богатый сосед Николая разорился, а чтобы не умереть голодной смертью, принял ужасное решение – отдать трех своих дочерей в блудилище (публичный дом). Николай, который, судя по всему, рос с этими соседскими девочками, решил спасти их души. Имея хорошее наследство и чтобы остаться инкогнито, он бросил в окно соседу несколько мешочков с золотом. Будущий святой мог бы жениться на одной из дочерей и помочь всей семье, но уже тогда он определил для себя иной путь – путь монаха. Так пошла традиция дарить на Рождество подарки. А в западных странах имя рождественского деда, Санта-Клауса, как и его прообраз, произошли от святого Николая. Кстати, древние тексты сообщают о многих других благодеяниях молодого Николая, но без подробностей.
Избрание
С раннего возраста Николай изучал священные христианские тексты, ежедневно подолгу не покидал храма, молился и читал. Со временем молодой человек оказался столь умудрен в вопросах веры, что уподобился старцу. После смерти богоугодного епископа Иоанна место главы Мир Ликийских Церкви оказалось вакантно. После молитвы всего духовенства Мир Ликийских одному епископу явился во сне Господь, который сказал, что избрать предстоятелем нужно юношу по имени Николай, который первый утром зайдет в храм. Так и случилось.
Решив посвятить свое служение спасению других, Николай перестал скрывать свое благочестие, дабы быть примером для паствы, но не ради славы земной. Стоит отметить, что повседневный образ жизни святителя мало изменился. Он все так же продолжал носить простую скромную одежду, питался раз в сутки постной пищей. Двери молитвенника Николая всегда были открыты для людей, он смиренно выслушивал их просьбы, помогал.
Служение
Во времена правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана началось гонение на христиан. Святителя Николая, продолжавшего дерзновенно и открыто исповедовать веру во Христа, гонители бросили в темницу. С радостью страдания за Христа переносил архиепископ Мир Ликийских тюремные оковы, голод и жажду, помогая, как мог, другим узникам.
Когда выяснилось, что гонения не приносят должных результатов, император Максимиан издал эдикт, отменявший прежние указы, и освободил некоторых узников, в том числе святителя Николая. Окончательно гонения прекратились со вступлением на престол Восточной Римской империи Константина Великого. Это событие также позволило архиепископу Николаю начать уничтожение языческих капищ в Ликии и активно вести проповедь.
В эпоху жизни Николая Чудотворца, когда церковные догматы только вырабатывались, нередко происходили прения и расколы. Одним из самых серьезных расколов стал порожденный Арием, который утверждал иное понимание Святой Троицы. Это учение получило большое распространение, но благодаря святителю Николаю не было принято в Ликии, как и другие ереси.
На Вселенском Соборе 325 года, созванном в Никее по инициативе императора Константина, желавшего водворить мир в империи, наполнившейся ересями, святитель Николай якобы «заушил» (ударил) Ария. Однако этот сюжет довольно поздно появился в житии святого, в ранних текстах ничего подобного нет. Кроме того, некоторые исследователи вообще подвергают сомнению факт участия архиепископа Николая в первом Вселенском Соборе.
Николай Чудотворец упокоился около 340–350 годов. Он почитается христианами как главный покровитель мореплавателей. Более подробно о чудесах святого Николая угодника Божия рекомендуем читать в его житии и современных свидетельствах – так их много...
Считается, что Николай Чудотворец помогает защищать от неприятностей в путешествии вдали от дома, борется с голодом и болезнями, способствует удачному замужеству для девушек, приносит благополучие и достаток в семью. А ещё Николай покровительствует справедливо осужденным, заключенным. Он помогает им вернуться на праведный путь.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?