ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Война и мир Дмитрия Лебедева

Изменить размер шрифта

alt

24 октября этого года исполнится 92 года фронтовику, почётному железнодорожнику Дмитрию Дмитриевичу Лебедеву. А 24 апреля этого года  ему за активную работу в ветеранском движении, воспитание молодёжи в духе патриотизма и преданности Родине указом губернатора Иркутской области Д. Ф. Мезенцева присвоено звание «Почётный гражданин Иркутской области».

Несмотря на почтенный возраст, Дмитрий Дмитриевич по-прежнему в строю: он бессменный председатель совета Иркутских ветеранов железнодорожных войск, заместитель председателя Иркутской секции СКВВ (Советский комитет ветеранов войны), заместитель председателя Иркутского городского комитета ветеранов войны и военной службы... Подобных общественных обязанностей у него восемь, и со всеми он успевает справляться.
Дмитрий Дмитриевич сохранил на удивление ясный ум, хорошую память, речь его логична и  убедительна. А ещё он коммуникабельный, не злопамятный, дисциплинированный человек.  Если обещает, что будет тогда-то или во столько-то, то обязательно сдержит обещание и прибудет точно в назначенное время — хоть часы сверяй! Он доступен и прост в общении с окружающими.
Родился Дмитрий Дмитриевич в селе Износково Курской области. Его отец, Дмитрий Иудович Лебедев, работал слесарем по ремонту вагонов. Мать, Татьяна Сергеевна, была домохозяйкой. У родителей было семь детей: пять мальчиков и две девочки. Дмитрий был первым ребёнком. Пятеро детей, достигшие зрелости, как и их отец, трудились на железнодорожном транспорте.
В 1942 году Дмитрий Дмитриевич женился на железнодорожнице Марии Михайловне Желобяковой. Позже она выучилась на военного фельдшера и служила вместе с Дмитрием Дмитриевичем в одном железнодорожном батальоне.
У них родились два сына – Владимир и Виктор. Оба получили хорошее высшее образование. Старший сын,  Владимир, стал инженером автомобильного транспорта. Много лет проработал в этой отрасли, в возрасте 55 лет ушёл из жизни.
Младший,  Виктор, пошёл по стопам отца – работал на железной дороге, удостоен звания  почётный железнодорожник, награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Сейчас находится на заслуженном отдыхе.
Сам же Дмитрий Дмитриевич перед войной окончил Брянский техникум путей сообщения и Орловское военно-политическое училище, после окончания которого в июне 1940 года в звании младшего политрука был направлен в Мичуринск, где служил сначала в железнодорожном полку заместителем командира учебной роты, а затем – заместителем начальника полковой школы по политической части.
...В субботу 21 июня 1941 года Дмитрий Лебедев со своим однокашником Николаем Маньковским, который служил в железнодорожном батальоне заместителем комроты по политической части, погуляв по городу, заглянули в буфет и слегка захмелевшие вечером отправились домой отдыхать. Стояла тихая безветренная погода,  безоблачное небо светилось    звёздами, от которых струилось мягкое сияние. Под окнами ворковали голуби, в траве жужжали пчёлы. Одно окно было открыто настежь. Издалека доносилась песня «Конармейская» на слова А. А. Суркова:
Если в край наш спокойный
Хлынут новые войны
Проливным пулемётным дождём,
По дорогам знакомым
За любимым наркомом
Мы коней боевых поведём…
altУ младшего политрука стали смыкаться веки. Он закрыл окно и заснул… Разбудили Лебедева ворвавшиеся в комнату солнечные лучи, которые вольготно гуляли по стенам, потолку, играли на лице молодого офицера. Дмитрий, не торопясь, позавтракал и отправился в штаб 8-го железнодорожного полка. По дороге под чёрной тарелкой репродуктора на телеграфном столбе увидел небольшую группу горожан, которые что-то внимательно слушали. Дмитрий прислушался — выступал нарком иностранных дел В. В. Молотов, который извещал советский народ о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Но вот репродуктор замолк, какое-то время люди стояли молча, осмысливая услышанное, потом заговорили:
Я согласен, что фашисты напали на нашу страну вероломно, но что  неожиданно – нет! – сказал седовласый мужчина. – Ведь слухи о провокациях немцев на границе доходили даже до нашего города!
Да разве можно было верить проклятым фашистам их заверениям о дружбе! – запальчиво выкрикнула девушка со вздёрнутым носиком.
Лебедев не стал слушать дальнейшие рассуждения встревоженных горожан и поспешил в штаб полка, где командиры-железнодорожники возбужденно обсуждали известие о нападении  немецко-фашистских войск на нашу страну…
17 июля 1941 года 38-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон, в котором заместителем комбата по политической части служил младший политрук Лебедев, был направлен на Северо-Западный фронт. На пути к железнодорожной станции Осташково состав подвергся нападению немецкой авиации.
Самолёты кружили над эшелоном каруселью: юнкерс, сбросив бомбы на вагоны,  отворачивал в сторону, тут же на его месте возникал другой самолёт, резко, с оглушительным рёвом заваливался на крыло и пикировал на состав. Взрывы бомб сотрясали землю, разрушая всё на своем пути. Вокруг горело, трещало, рвалось. От жара, казалось, полыхали не только деревянные выгоны, но и шпалы. Свистели осколки, кричали люди.
Когда вражеские самолёты улетели, всё вокруг оказалось заваленным покорёженными вагонами, рельсами, шпалами, досками, обезображенными телами погибших железнодорожников. Кровь перемешалась с угольной пылью и грязью. Однако раненых и убитых было бы значительно больше, если бы на тендере (это вагон особой конструкции, прицепляемый непосредственно к паровозу и служащий для хранения воды и топлива) не было поста противовоздушной обороны, вовремя предупредившего о налёте. Проявил находчивость и машинист: он то увеличивал скорость состава, то уменьшал, в результате чего не все бомбы попадали в вагоны.
Так в районе станции Осташково младший политрук Лебедев со своими молодыми железнодорожниками получил первое боевое крещение.
30-я отдельная железнодорожная бригада, сформированная в г. Мичуринске на базе 8-го железнодорожного полка, приступила к техническому прикрытию и заграждению участков станции Старая Русса – Бологое и станции Соблаго-Бологое. А 38-й железнодорожный батальон из района города Осташково стал вывозить на Восток подвижной состав, путевое хозяйство и некоторые предприятия, отступая, разрушил железнодорожные пути, чтобы не дать немцам продвинуться к Москве, железнодорожный мост через Волгу у станции Пено. Все эти работы железнодорожникам приходилось вести под огнём вражеской авиации.
К концу 1941 года Северо-Западный и Калининский фронты с перебоями снабжались всем необходимым по единственной ветке железной дороги Ярославль – Рыбинск – Бологое. Чтобы помочь войскам, правительство приняло решение в короткие сроки соединить Северную дорогу с Октябрьской. Предстояло проложить 50 километров пути. Поручили это сделать железнодорожным частям, в том числе 38-му батальону, в котором по-прежнему замполитом служил Дмитрий Лебедев.
Как вспоминает Дмитрий Дмитриевич, железнодорожники работали в суровых условиях – в лютые морозы трудились по 12 и более часов. Орудиями труда были только кувалды, ломики, лопаты, тачки. Бульдозеров было немного. Но, несмотря на нехватку инструментов и механизмов, частые губительные  налёты немецкой авиации,  железнодорожная линия Кабожа –  Чагода была построена за три недели. Снабжение фронтов значительно улучшилось. Кроме того, поезда пошли и на Ленинград.
По словам Лебедева, воины-железнодорожники часто несли потери. Он рассказал, как они восстанавливали мост через реку Пола. Он был разрушен немцами, и его необходимо было восстановить для переброски к передовой артиллерии, танков, горючего, продовольствия и свежих частей. Важность этого моста для подразделений Красной Армии понимали и фашисты, поэтому их самолёты всё чаще кружили над ним. В один из дней на строителей совершили налёт 15 «юнкерсов». Кто успел спрятаться, кто остался на деревянных ряжах. Лебедев упал возле колеи, вжался в землю. Ему казалось, что все бомбы летят на него! Одна из них взорвалась метрах в десяти. Осколки посекли шинель, но Дмитрий остался жив. Батальон за этот налёт потерял не менее 15 человек убитыми, не считая раненых. Но всё же, несмотря на налёты воздушных стервятников, мост был восстановлен, и по нему стали поступать грузы на передовую.

За четыре года войны офицер Лебедев всякого навидался и многое испытал. Не раз приходилось голодать, не раз хоронить своих боевых товарищей, но он остался жив, не получил ни серьёзных ранений, ни контузии. Войну Дмитрий Дмитриевич закончил в Германии помощником начальника политотдела по комсомольской работе железнодорожных войск 2-го Белорусского фронта. Здесь и после войны бригады железнодорожников ремонтировали пути. За отличную работу командование вручило комсомольскому вожаку Лебедеву на память трофейный набор серебряных ложек и вилок. За проявленный в годы Великой Отечественной войны героизм Д. Д. Лебедев награждён орденами Отечественной войны, дважды – Красной Звездой, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За освобождение Варшавы», «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР». Он отмечен нагрудными знаками «Отличник РККА», «Почётный железнодорожник», «Ветеран железнодорожных войск», «Ветеран Северо-Западного фронта», «Почётный знак РКВВС», лауреат форума «Общественное признание» и другими. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством».


После Великой Отечественной войны майор Лебедев в составе 4-го железнодорожного корпуса прокладывал железнодорожные ветки к рудникам, затем в составе 19-й железнодорожной бригады строил вторые пути на участке Махачкала – Баку, а с февраля 1954 года в Иркутске возводил железнодорожный обход до Слюдянки и Байкальска, участвовал в электрификации ВСЖД. В 1960 году он участвовал в строительстве дороги Абакан – Тайшет. В 1962 году в звании полковника Дмитрий Дмитриевич уволился в запас
После увольнения в запас полковник Лебедев в гражданской жизни не потерялся. Поступил  работать в центр научно-технической информации, затем перешёл в областной Дом науки и техники активно заниматься общественной деятельностью.
В канун дня рождения хочется пожелать Почётному гражданину Иркутской области, ветерану войны Дмитрию Дмитриевичу Лебедеву крепкого здоровья и ещё долго оставаться в строю руководителей ветеранских организаций.

  • Расскажите об этом своим друзьям!