НА КАЛЕНДАРЕ

Кто и как растил наследников русского престола

Анастасия Войко, culture.ru   
17 Августа 2022 г.

Все российские императоры получили домашнее образование. Кого-то из них с детства готовили к правлению, а кого-то — к военной службе. Программу обучения Александра I составила лично его бабушка Екатерина II, Александра II воспитывал поэт Василий Жуковский, а Александр III и Николай II стремились вырастить «нормальных, здоровых русских детей». Рассказываем, кто читал наследникам престола лекции, кого из будущих императоров пороли, а кого — считали «неразвитым и неодаренным».

Кто и как растил наследников русского престола

  • Александр I

Александр I: «царственный питомец», которого воспитывала бабушка Екатерина II

Будущий император Александр I был старшим сыном Павла I. Он родился в 1777 году, когда Россией еще правила его бабушка, Екатерина II. Она забрала Александра и его младшего брата Константина у родителей и воспитывала внуков лично: подбирала педагогов, утверждала программу занятий и сама посещала их уроки. Екатерина II даже написала «Наставление о сохранении здоровья царственных питомцев», в котором объясняла, как правильно воспитывать детей. Наследника престола и его брата кормили только простой пищей, им запрещали лгать и «оказывать несправедливость»: «Буде окажут несправедливость или обман, тогда следует лишить их им принадлежащего, чтобы они почувствовали, какова несправедливость». А в целом Екатерина II старалась привить внукам «любовь к ближнему».

Главным наставником Александра и Константина императрица назначила швейцарского генерала Фредерика Лагарпа. Он преподавал французский язык, всеобщую историю, географию, математику, право, особое внимание уделял философии. По совету Екатерины II Лагарп стремился привить Александру взгляды французского мыслителя Жан-Жака Руссо, который призывал установить в мире полное социальное равенство, уделять внимание детям, развивать в них стремление к труду.

Естественные науки императорским внукам преподавал ученый-естествоиспытатель Петр Паллас. А русским языком с наследником престола и его братом занимался поэт, попечитель Московского университета и друг Николая Карамзина Михаил Муравьев.

Кто и как растил наследников русского престола

  • Михаил Муравьев

Образовательная система, которую придумала Екатерина II, была успешной: современники считали Александра I очень образованным. А еще император был республиканцем. Польский князь Адам Чарторыйский вспоминал: «Он утверждал, между прочим, что наследственность престола была несправедливым и бессмысленным установлением, что передача верховной власти должна зависеть не от случайностей рождения, а от голосования народа, который сумеет выбрать наиболее способного правителя».

Николай I — единственный император, которого пороли в детстве

Кто и как растил наследников русского престола

  • Николай I

Будущего императора Николая I и его младшего брата Михаила Екатерина II не стала забирать у родителей — Павла I и Марии Федоровны. Младшие дети не могли претендовать на престол, и их готовили к военной службе. Главным наставником Николая стал директор Первого кадетского корпуса, генерал-лейтенант Матвей Ламздорф. Его кандидатуру выбрал лично Павел I. До своей смерти император уделял младшим детям много внимания: часто играл с ними, посещал занятия. В письмах он называл их ласково «мои барашки, мои овечки». А Николаю Павел I подарил игрушечные шпаги и ружье.

Когда император умер, Мария Федоровна решила не менять образовательную программу. Младшие дети все так же изучали военное искусство, стратегию, инженерное дело. Матвей Ламздорф был очень строгим педагогом. За шалости и ошибки он лично бил будущего императора и его брата розгами, линейкой и ружейным шомполом — стержнем для чистки оружия. Все наказания учитель фиксировал в специальном журнале. Николай I позднее вспоминал: «Граф Ламздорф умел вселить в нас одно чувство — страх, и такой страх и уверение в его всемогуществе, что лицо матушки было для нас второе в степени важности понятий... Одним словом, страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум».

Кто и как растил наследников русского престола

  • Матвей Ламздорф

Кроме Ламздорфа уроки у детей вели и другие педагоги: историк Федор Аделунг, юрист Василий Кукольник, экономист Андрей Шторх. Николай также увлекался живописью и занимался ею с директором Императорской Академии художеств Иваном Акимовым.

Домашнее образование, которое получили младшие дети Павла I, было слабым. Николай и Михаил хорошо разбирались в военном деле, а гуманитарные науки почти не изучали. В 1844 году королева Великобритании Виктория написала в своем дневнике о Николае I: «Ум его не обработан, воспитание его было небрежно». Император сам старался восполнить пробелы в знаниях. А еще он решил найти хороших учителей своим детям.

«Мое влияние на него ничтожно»: Василий Жуковский — наставник Александра II

Кто и как растил наследников русского престола

  • Александр II

Воспитанием будущего императора Александра II руководил лично Николай I. Главным наставником он назначил Василия Жуковского. К тому моменту поэт уже преподавал русский язык Александре Федоровне, матери наследника. Она вспоминала: «Он был человеком слишком поэтичным, чтобы оказаться хорошим учителем. Вместо того чтобы корпеть над изучением грамматики, какое-нибудь отдельное слово рождало идею, идея заставляла искать поэму, а поэма служила предметом для беседы; таким образом проходили уроки. Несмотря на мое страстное желание изучить русский язык, я постигала его плохо».

Жуковский решил «воспитать не царя, а гражданина». По плану поэта Александр Николаевич изучал очень много предметов: философию и историю, геологию и этнографию, иностранные языки и математику.

Вставать в 6 часов; с 6 до 7 часов — молитва, завтрак, обозрение того, что надлежит сделать в течение дня; с 7 до 9 — уроки; 9–10 — отдых, визиты; 10–12 — уроки; 12–2 часа — прогулка; 2–3 — обед; 3–5 — отдых, игры, прогулка; 5–7 — уроки; 7–8 — гимнастика или игры; 8–9 — ужин; 9–10 — обозрение прошедшего дня; журнал (т. е. ведение дневника).
Распорядок дня Александра Николаевича, из книги историка Веры Боковой «Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола»

По такому расписанию Александр учился с 8 до 20 лет. Жуковский преподавал наследнику русский язык и литературу и лично отбирал для него книги. Некоторые из них специально переводили для цесаревича с английского, французского и немецкого языков. Цикл лекций «Беседы о законах» Александру прочитал Михаил Сперанский, экономикой с ним занимался министр финансов Егор Канкрин, а дипломатией — посол России в Великобритании Филипп Бруннов. Военное дело ему преподавал генерал Карл Мердер.

Под руководством Жуковского наследник престола совершил две поездки — по России и по Европе. В 1837 году за семь месяцев Александр Николаевич посетил 29 губерний, побывал в Сибири. А затем отправился в Скандинавию, Италию, Германию и Великобританию.

Кто и как растил наследников русского престола

  • Василий Жуковский

Александр II получил прекрасное образование, хотя сам никогда не любил учиться. А к двадцати годам он рассорился с Жуковским. Поэт писал в дневнике: «Мое влияние на него ничтожно... Я для него только представитель скуки». Однако придуманная Жуковским образовательная система в будущем помогла императору провести в Российской империи Великие реформы.

«Неразвитый, неодаренный, неутонченный, упрямый и непокладистый»: Александр III

Кто и как растил наследников русского престола

  • Александр III

В 1865 году от болезни умер Николай, старший сын Александра II. Наследником престола назначили его младшего брата, двадцатилетнего Александра — будущего императора Александра III. Историк Сергей Шереметев писал, что при дворе цесаревича считали «неразвитым, неодаренным, неутонченным, упрямым и непокладистым».

На тот момент Александр уже получил традиционное для младших детей Романовых военное образование, и ему стали преподавать курс государственных наук. Главным наставником назначили правоведа Константина Победоносцева. Историю Александру читал Сергей Соловьев, ректор Московского университета, а экономикой с ним занимался директор Департамента таможенных сборов Министерства финансов Николай Качалов. Педагоги вспоминали, что учеба давалась будущему императору тяжело. Они даже полагали, что Александр не готов к правлению. Победоносцев писал: «Сегодня я пробовал спрашивать великого князя о пройденном, чтобы посмотреть, что у него в голове осталось. Не осталось ничего — и бедность сведений или, лучше сказать, бедность идей удивительная».

Кто и как растил наследников русского престола

  • Константин Победоносцев

Современники вспоминали, что поведение Александра изменилось после того, как он взошел на трон. Фрейлина Анна Тютчева писала: «Теперь, глядя на него, я с изумлением спрашивала себя, каким же образом произошла эта полнейшая перемена... откуда у него... это свободное и естественное величие, соединенное с выражением честности и простоты, бывших всегда его отличительными чертами... Видя его, понимаешь, что он сознает себя императором, что он принял на себя ответственность и прерогативы власти».

«Нормальные, здоровые русские дети»: как воспитывали Николая II

Кто и как растил наследников русского престола

  • Николай II

Образовательную программу для будущего императора Николая II, его братьев и сестер составил лично их отец Александр III. Педагогам он писал: «Ни я, ни жена не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру... Учите хорошенько, послаблений не делайте, спрашивайте по всей строгости, не поощряйте лень в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доказчику — первый кнут. Это самое мое первое требование».

Сначала Николай прошел классический гимназический курс: изучал историю, словесность, математику. Однако по просьбе Александра III педагоги убрали из программы древние языки — греческий и латинский. Вместо них наследнику преподавали ботанику, минералогию, зоологию и физиологию. Император любил природу и с помощью этих предметов хотел привить детям интерес к ней.

В 1885–1890 годах Николай Александрович прошел курс высшей школы. Программу специально для него написали известные ученые, чиновники и военные тех лет: генерал Владимир Обручев, химик Николай Бекетов, правовед Константин Победоносцев, композитор и профессор фортификации Цезарь Кюи. По просьбе Александра III педагоги просто читали наследнику лекции и даже не проверяли его знания. Однако учился цесаревич прилежно. Историк Вера Бокова писала о нем: «Николай Александрович... был прекрасно воспитан — аккуратен, выдержан, учтив, пунктуален. <...> Воспитывали его не столько педагоги, сколько семейные традиции и родительский пример».

Кто и как растил наследников русского престола

  • Цезарь Кюи

В будущем Николай II воспитывал по похожей программе собственного сына — цесаревича Алексея Николаевича. Его супруга Александра Федоровна писала: «Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро». От детей не требовали отличной успеваемости, им позволяли много играть и шалить.

Детство будущих российских императоров в чем-то перекликается с детством обычных мальчишек – можно провести параллели. Кого-то, к примеру, могли, да и могут, как раньше высоких особ, физически наказать, кого-то заставить жить по распорядку дня, кому-то не спускали и не собираются спускать лень. Да и домашнее обучение сейчас достаточно распространено. Жалко только, что волей судьбы императором далеко не каждому пацану предначертано стать.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.