ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Александр II и Екатерина Долгорукова: история любви, которую не изменить

Алексей Филиппов, portal-kultura.ru   
25 Февраля 2022 г.
Изменить размер шрифта

Екатерина Долгорукова, светлейшая княгиня Юрьевская, вторая, морганатическая жена императора Александра II, умерла 100 лет назад, 15 февраля 1922 года в Ницце. Император собирался ее короновать, сделать равной себе по положению, а затем отречься от престола и вести жизнь частного человека в кругу семьи, но его убили. То, что их история привлекала, привлекает и будет привлекать внимание авторов книг, создателей фильмов и любителей альтернативной истории, понятно. Где еще найдешь такой лихо закрученный и существовавший в реальности сюжет?

Александр II и Екатерина Долгорукова: история любви, которую не изменить

Тут есть то, что любят ценители дамских романов — это очень трогательная история. Император, которому был сорок один год, случайно знакомится с одиннадцатилетней Катей Долгоруковой, и она запоминает это на всю жизнь. Потом он узнает ее в Смольном институте. Затем помогает в нем выжить: те, кто думают, что в самом престижном учебном заведении для девочек в Российской империи жизнь была легкой и приятной, заблуждаются.

Вот отрывок из мемуаров Елизаветы Водовозовой «На заре жизни (Часть II. Смольный институт. Выход из института)»:

«Кроме раннего вставания и холода, воспитанниц удручал и голод, от которого они вечно страдали. Трудно представить, до чего малопитательна была наша пища. В завтрак нам давали маленький, тоненький ломтик черного хлеба, чуть-чуть смазанный маслом и посыпанный зеленым сыром, — этот крошечный бутерброд составлял первое кушанье. Иногда вместо зеленого сыра на хлебе лежал тонкий, как почтовый листик, кусок мяса, а на второе мы получали крошечную порцию молочной каши или макарон. Вот и весь завтрак. В обед — суп без говядины, на второе — небольшой кусочек поджаренной из супа говядины, на третье — драчена или пирожок с скромным вареньем из брусники, черники или клюквы. Эта пища, хотя и довольно редко дурного качества, была чрезвычайно малопитательна, потому что порции были до невероятности миниатюрны. Утром и вечером полагалась одна кружка чаю и половина французской булки».

Император распорядился, чтобы Екатерина Долгорукова ела за столом директрисы. Возможно, это спасло ее от распространенного в то время туберкулеза. (В восьмидесятые годы XIX века четверо братьев и сестер прабабушки автора умерли от туберкулеза в закрытых учебных заведениях для детей неимущих дворян. — А.Ф.).

Затем была случайная встреча, и император ее вспомнил.

Потом начался роман, все было чрезвычайно благопристойно. Донельзя недовольная этим родня Долгоруковой решила увезти ее за границу. Перед самым отъездом девушка и император стали близки, и тут могут получить свое любители эротических романов. Сексуальная гармония была полной и абсолютной, сильнейшее взаимное тяготение сохранилось на всю жизнь.

Они не могли жить друг без друга, и император — при живой жене и взрослом наследнике! — поселил ее в Зимнем дворце.

Врачи сказали, что для здоровья ей нужно родить — и он согласился с тем, что у них будет ребенок.

Появились и другие дети, после смерти императрицы они обвенчались, Екатерина Долгорукова получила титул Светлейшей княгини Юрьевской. Он представил ее детям от первого брака, те были скандализованы. В империи появился новый центр силы, княгиня Юрьевская и ее окружение поддерживали либералов и «бархатного диктатора», графа Лорис-Меликова. Россия должна была получить отдаленное, очень робкое подобие конституции, но тут Александра II убили. После этого княгиня Юрьевская превратила часть своего петербургского дворца в посвященный ему музей, но сама, как правило, оставалась за границей. Она пережила и любимого человека, и не выносившего ее Александра III, пережила своего первенца, свою страну, свое время — действительно блестящий сюжет! Но сегодняшний отечественный литературный интерес к этой фигуре связан с другим.

Его разделяют и Акунин, и публикующиеся на литературных интернет-платформах авторы книг о «попаданцах». Связанный с княгиней Юрьевской исторический эпизод стал казаться триггерной точкой, развилкой, после которой все могло пойти по-другому. Уцелей Александр II, сохранись ее влияние, и не было бы ни «совиных крыл» Победоносцева, ни большевистской революции, а была бы европеизированная, либеральная Россия... Но все это, конечно, совершенно несерьезно. Замечательный французский историк Фернан Бродель, яркий представитель школы «Анналов», в труде о мирах-экономиках писавший и о России, в одной из своих работ сказал, что у государств есть свои судьбы, и тем присуща очень большая инерция.

Изменить историческую колею не всегда может и революция — что уж говорить о женских интригах.

Тут интересно другое: навязчивое представление о том, что судьбу нашей страны надо перекроить, модифицировать, улучшить. Судя по низовому пласту интернет-литературы, это стало своего рода общественной фобией: попав в прошлое, офисные клерки, спецназовцы и работники ФСБ начинают изменять отечественную историю. Ничего подобного, насколько можно судить, нет ни в одной другой великой стране: все принимают свое прошлое, а наши подавшиеся в писатели соотечественники, к удовольствию своей немалой аудитории, с ним борются. Это, конечно, связано и с тем, что их не вполне удовлетворяет настоящее. Но, возможно, есть и другая причина.

Наша историческая колея — постоянные перемены. За сто лет, прошедшие со смерти княгини Юрьевской, на обломках империи возник СССР, и недолго просуществовавшее коллективное большевистское руководство сменило государство Сталина. Сталина отменил Хрущев, затем отменили Хрущева и наступил брежневский развитой социализм. Потом Михаил Сергеевич Горбачев все перестроил и разрушил. При Ельцине «Россия встала с колен», после наступило время, в котором мы живем сейчас. Каждый новый период отрицал предыдущий, впереди было светлое будущее, но периодически выяснялось, что «золотой век» остался в прошлом. Эти сто лет состояли из череды больших и малых революций и контрреволюций, на долю некоторых поколений пришлось сразу несколько. Неудивительно, что сегодняшнее коллективное бессознательное в лице писателей-альтернативщиков, по большей части графоманов, пытается хотя бы в воображении изменить и умиротворить реальность.

Великие потрясения, которые были в прошлом и весьма вероятны в будущем, больше никому не нужны. Но Бродель, очевидно, был прав: у судеб государств есть своя инерция.

Судьба идет, куда ее ведет, и у нас она дороги не спросит.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.